На излёте Советской Империи

Михаил Иоффик
   

­­Часть 1
Шёл 1989 год. Почти конец ХХ века. Советская империя, именуемая СССР, под чутким руководством КПСС, «цвела и пахла», - была одним из самых больших и мощных государств планеты. "Партия – наш рулевой!" - было написано на лозунгах, установленных над проходными почти всех заводов и фабрик. Работники партийных органов чувствовали свою силу и повсюду всеми руководили, всем давали ценные указания, всех направляли и наставляли на путь истинный! А что бы их «хватило» на всех трудящихся, - штаты партийных органов постоянно увеличивались. И их работникам уже не хватало места в кабинетах своих многоэтажных зданиях обкомов.
И тут в нашем древнем городе Витебске произошло знаменательное событие – вместо ушедшего на повышение 1-го секретаря нашего обкома КПБ был назначен (как бы был избран) новый. Правда, не совсем в этом деле новый, а просто переведенный к нам из славного города Гродно, товарищ Косяк Иван Петрович.
Заселившись в свой новый кабинет, с окон которого весь древний город виден как на ладони, он собрал у себя своих новых подчиненных и обсудил с ними вопрос о необходимости строительства в областном центре нового величественного здания Обкома, так как существующее 5-ти этажное здание Обкома уже как то им стало маловато и вообще, не смотрится на фоне современных новостроек. Оно просто не вызывает трепета и чинопоклонения у горожан, да и архитектура этого здания уже давно устарела. А душа его требовала большего. И, конечно, члены Обкома приняли его предложение. И тогда он решил сам выбрать лучшее место в городе для детища своей новой мечты. За несколько своих рабочих дней он объездил на служебной автомашине весь городской центр, прикидывая где и как впишется в архитектуру новое здание или тут, или там, пока сам не определился с местом.
Пора встретиться с проектировщиками решил он и отправился к директору института «Гражданпроект» Борису Ивановичу Глушаковскому, даже не согласовав с ним время встречи. Неожиданно   войдя к нему в  кабинет, он удивил своим появлением всех там присутствовавших на планерке, и попросил их на время прервать обсуждение своих вопросов и разойтись, а когда они остались одни, спросил у Бориса Ивановича, -
- «Так где у тебя по генплану города должен стоять Обком КПБ?»
-« По утверждённому Правительством Республики «Генплану города Витебска» здание Обкома партии предусмотрено в парке , который идёт от площади Ленина в сторону реки Зап. Двина (между улицами Урицкого и Чехова) на крутом берегу реки Двина. Это самый центр города, там чистый воздух, подъезды отличные с обеих сторон! Здание красиво впишется в ландшафт местности и будет далеко видно с обоих берегов реки. Здесь прекрасная транспортная связь со всеми районами города» - рассказал Глушаковский . «Борис, ты не прав!» - сказал Косяк. «Поедем, я тебе покажу, где будет стоять Обком!» И они пошли на автостоянку, где их ждала «Волга» 1-го секретаря Обкома. «Едем на проспект Фрунзе», сказал водителю Косяк. И машина тронулась с места. Ехать от института было не далеко. Вот площадь Свободы, повернули направо и.. уже пр-т Фрунзе. Проехали до первого поворота налево на ул. Доватора и …. СТОП! "– сказал «местный генсек». Они вышли из машины и взглянули на площадку перед собой. Ниже уровня пр-та Фрунзе метров на шесть, был овраг по которому бежит ручей Дунай, впадающий в реку Витьба. А над ним, на высоком холме , возвышается Дом культуры фабрики «КИМ». Огибая участок по низу холма - ул. 6-я Доватора. Вся территория участка - это часть городского парка им. Фрунзе.
Увидев  всё это, Б. Глушаковский  очень удивился. У него даже «глаза на лоб полезли!!» Онемев от неожиданности он даже слова из себя выдавить не мог! Он такого от нового местного «Генсека» даже и ожидать  не мог!!! Ведь на этом участке, только что бы его выровнять, необходимо спрятать в трубы ручей и сделать огромную шестиметровую песчаную насыпь, что бы выйти на уровень проспекта им. Фрунзе. Но, пересилив себя, он не стал спорить и сказал «местному Генсеку» - "Как приказать изволите ! Всё сделаем, как Вы скажите! Хоть это будет стоить дорого и будет грубым нарушением утверждённого Генплана города".
– « А это уже не твоя забота. Я всё решу сам!» – сказал Косяк, сел в машину и уехал.
Вот такие люди стояли тогда в стране у власти и правили свой бал! Они делали всё так, как им хотелось. А на мнение специалистов и всех остальных - им было глубоко наплевать.


Часть 2.
Из ничего - ничего и сделать нельзя!.Для того, что бы построить здание и оно потом стояло долгие годы - нужно пройти множество процедур:
– Горисполком должен принять решение об отводе земельного участка,
- Заказчик должен собрать все необходимые технические условия от всех служб города на проектирование и строительство объекта,
- Проектный институт должен разработать проект объекта,
- Управление по градостроительству и архитектуре горисполкома – выполнить согласование проекта и вынос красных линий улицы в натуру,
- Заказчик должен получить в институте всю проектно-сметную документацию на объект, согласовать её со всеми службами города и передать её генподрядной строительной организации. Только после этого Подрядчик должен приступить к строительству.
Но для того, что бы пройти все эти «круги ада» нужно затратить как минимум около года, а для того, что бы начать строительство – нужно, что бы у заказчика еще были толковые и знающие специалисты, т.е. свой «Отдел капитального строительства» (ОКС).
Когда местный «Генсек» Косяк Иван Петрович решил строить в Витебске новое здание Обкома партии , он привёз в Витебск из своей бывшей вотчины своего друга, бывшего парторга колхоза Бугая Фёдора Титовича и назначил его о начальником ОКСа Обкома, хоть тот никогда строительством и не занимался..
Но ведь у коммунистов в СССР никогда и не в чём не было преград! Партия сказала – а народ доложен ответить – ЕСТЬ! Все должны ускориться, поднапрячься и выполнить решение партии! Но ведь даже если девять беременных женщин поставить в один ряд , то  они всё равно не смогут за один месяц родить ребенка! Так и в строительстве – на всё нужно время! Стройка - это инженерная мысль, точный расчёт, технологическая дисциплина в выполнении каждой технологической операции, не говоря уже о зависимости людей и техники от климатических и погодных условий.
Но ведь ещё Ленин говорил большевикам, что «Каждая кухарка может управлять государством!» А тут, по мнению « местного Генсека», ведь не Государство, а всего лишь 7-ми этажное административное здание! С этим делом может и бывший парторг колхоза справиться!

Не прошло и полгода, как в стройтрест к Генподрядчику пришла телефонограмма – …Обком партии приглашает генподрядчика, всех его субподрядчиков, представителей проектировщиков и Архитектуры прислать своих представителей на приёмку от заказчика площадки под строительство объекта, с указанием даты и времени и места сбора.
В назначенный день в указанное время на участке будущего строительства собрались все приглашённые представители. Не было только самого представителя Обкома, то бишь – Заказчика. Стоял прекрасный осенний день бабьего лета. Коротая время, приглашенные тихо общались между собой. Наконец, на горизонте появился представитель заказчика, бывший парторг колхоза, Бугай Ф.Т. Подойдя к собравшимся и даже не поздоровавшись с ними (видимо этот бывший секретарь парткома колхоза посчитал поздороваться с людьми ниже своего достоинства, а себя выше их по чину и сословию), он изрёк – «Так что это вы, мать вашу, не начинаете строительство? Или вы не знаете, что здесь будет строиться? Чего молчите? Языки проглотили?
Все стояли и молча  смотрели на него. Они  не могли понять, что этот хам ещё сейчас скажет. И тогда он продолжил: - «Так кто из вас должен рыть котлован?»
-«Мы. - сказал начальник производственно-технического отдела Управления механизации и спецработ треста М.Иоффин .
–«Так чаго ж ты, твою мать, не рыешь?» спросил Бугай Ф.Т. .. Или пуга вам нада?"
- «Зачем сразу - пуга? Не пуга нам нужна, а что бы генподрядное Стройуправление передало нам по акту разбивку осей здания и визирки для отрывки котлована . Нам всё равно, где рыть. Мы можем рыть, а можем и не рыть! Можем копать  и вдоль, и поперёк участка, но нам надо знать как конфигурацию здания, так и где, и на какую глубину отрывать котлован.»- ответил представитель УМиСР.
- «Так кто табе всё это должен дать? Кто тут Генподрядное СУ? -о пять грозно произнёс он..
- «Я представитель генподрядного СУ-38» - сказал Валентин Козучкин. «Но ведь нам Архитектура ещё не передала по акту выноску красных линей здания и мы, по этому, пока ещё не можем передать УМиСР разбивку осей здания.»
-«Так, ити ж вашу мать! !» - Уже заорал Заказчик, «так кто здесь с Архитектуры??»
-«Я!» - сказал Главный инженер АПУ Горисполкома И.Дубовец.
-«Так какого чёрта ты им не выносишь эти красные линии?!»- выругался Заказчик.
- « Так мы бы давно их вынесли, но ведь у нас нет ещё чертежей и проекно-сметной документации на объект!» - ответил Дубовец.
- «Я вижу, что вы тут усе Ваньку валяете! Так не пойдёт! Все вы перед партией отвечать будите! Так кто здесь должен в Архитектуру эти чертежи с Красными линиями передать?»- грозно спросил он.
Наступила гробовая тишина. Все молча смотрели друг на друга и уже не сдерживали саркастических улыбок, глядя на разъярённого начальника ОКСа Обкома КПБ.
-«Так это должен сделать Заказчик, а это - Вы! Вы, и должны всю проектную документацию заказать и получить в проектном институте, завизировать её и передать в ПТО Стройтреста – сказал начальник техотдела Стройтреста В.Антипов.
На площадке наступила очень неловкая пауза, а затем побагровевший представитель Обкома прокричал – «Я думал, что здесь собрались спецы-строители, а здесь один сброд! Пуги на вас нет!»
-« А мы думали, что в Обкоме партии в ОКСе работают знающие дело специалисты, а там только те, кто тоько пугой  махать и умеет!»- разрядил тишину представитель Управления механизации.
-«ТЫ же член партии?, перед партией ты и ответишь!"  выпучив на него глаза, уже кричал Бугай Ф.Т.
-" Нет, я не член вашей партии!" ответил М.Иоффин. ". Пока в партии будут такие спецы как Вы,- нам в этой партии делать нечего!»
- «Вот в этом твоё  и счастье, что ты не член партии! - Сказал Бугай,.. а то загремел бы ты у нас под фанфары!!."

Послесловие: – В 1991 году, благодаря «чуткому руководству партии», прекратил своё существование великий и могучий Советский Союз, а вместе с ним развалилась и КПСС. Работы на объекте были прекращены.
Недостроенное здание Обкома ещё несколько лет разрушалось под дождями, ветрами и снегами. Но потом это здание всё же было перестроено и теперь в нём размещается Витебский областной диагностический центр. Сейчас это здание служит для блага всех граждан области, а не кучке людей, возомнивших себя всё знающими и всеми руководящими могущественными гегемонами.