Антоновка

Надежда Орлова 4
Наконец-то, свершилось! В руках у Елены находился листочек, на котором написано № 45. Под таким номером она с Олегом получила участок в 6 соток своей собственной земли в обществе садоводов. Ничего, что он находился рядом с шоссе, зато до автобусной остановки – рукой подать. Они молоды, полны энергии, с  желанием всё благоустроить, распределить, посадить. И конечно, первым делом – домик и сад. Были приобретены разные сорта яблонь, смородины, крыжовника, клубники. Решили посадить 3 яблони, из них,  жена настояла – обязательно антоновку. Сразу вспоминался рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» и Елене так хотелось почувствовать аромат этих яблок у себя в саду.
С большой любовью они вместе с детьми, которые были ещё малы, обрабатывали землю, выбирали места для посадок. Антоновку определили посадить почти в центре участка, другие яблони – ближе к краю. Небольшой дачный домик Олег решил строить сам. Помочь ставить каркас дома согласились брат жены и муж сестры. Всё это было волнительно, интересно, весело.
Сына они родили, домик построили, осталось вырастить деревья. А они быстро пошли в рост и уже через 4 года, под соловьиные песни и звёздные ночи зацвели две яблони. Только антоновка стояла грустной и без цвета. Олег пытался её оживить, уделял больше внимания, нежели другим деревьям – покармливал, белил, делал подрезку кроны, убирал сорняки. Но всё было напрасно, к осени она засохла. Олег, успокаивая жену, вновь принёс с рынка новый саженец. И посадил его почти на то же место. Через год яблоня засохла, а другие почти ежегодно радовали обильным урожаем. Они окрепли, разрослись, но такого аромата, как у антоновки, не было.
Шли годы, дети выросли, разъехались, а яблони  постарели, да и хозяева стали понемногу сдавать. И в тот страшный високосный год Олега не стало. Елена долго не могла придти в себя. Вернуться к жизни помогло общение с землёй и лесом. Хотя ей было очень тяжело, старалась сохранить сад таким, каким он был при муже. Вот только антоновки так и не было. И она решилась сама посадить эту яблоньку. Приобретя саженец, такой нежный, хрупкий, Елена прикипела к нему всей душой. Посадила яблоньку недалеко от  того места, где когда то пытались вырастить дерево. Утром, приходя в сад, подходила в первую очередь к своей любимице, приветствовала её, желала вырасти ей красивой и здоровой, делилась своими мыслями. И  казалось, что яблоня её понимает. И с каждым годом она становилась всё выше, красивая крона радовала глаз. А  Елена дала себе установку - дожить до первых яблок.
И на следующую весну яблонька порадовала её редкими, бело-розовыми цветами, а осенью в своих руках она держала первое яблоко – крупное, сочное и ароматное. Елена улыбалась – дождалась!
Прошёл ещё год. Весна выдалась тёплая, без заморозков и в мае деревья стояли словно невесты, все в белом. Теперь и любимая антоновка обильно зацвела, и к концу июля её тонкие ветки стали гнуться от обилия плодов. Боясь, что они сломаются, Елена поставила подпорки. Лето выдалось, как никогда, жарким, засушливым. В старом колодце не хватало воды полить даже основные грядки, а Елена чувствовала, как страдает её любимица от жажды, но помочь не могла. Земля, даже на глубине 30- 40 сантиметров, была, как пепел. Заканчивался июль, при 30-ти градусной жаре,  в течение двух месяцев, земля так и не получила небесную  влагу.
 Елена находилась на участке, когда начались сильные порывы ветра. Он раскачивал вдали стоявшие огромные берёзы, как свечи и вдруг обрушился на антоновку. И та не выдержала. Сначала сломались боковые ветки, а когда ветер вихрем налетел ещё и ещё, вдруг раздался треск, и Елена с ужасом увидела, как от основного ствола расщепилась ветка, усыпанная яблоками, и опустилась на землю. В душе всё перевернулось. Промелькнуло – вот и всё. Всю зиму она болела. Интерес к саду пропал, хотя сын привёл крону яблони в порядок. Весной, когда зацвёл сад, он привёз туда мать.  К своему изумлению Елена увидела - аккуратно подрезанная крона любимицы робко покрылась белоснежными цветами. Она подошла к яблоньке, дотронулась до ствола. Глаза заволокло слезой и ей показалось, что листья в ответ затрепетали. Елена улыбнулась, сказав – ну, здравствуй. И добавила – будем жить!