Бабка

Вера Чубыкина Кашперко
 

       Бабке 79 лет. Да её и бабкой - то назвать язык не поворачивается. Коротко подстриженные русые волосы почти без седины, зубы сияют двумя рядами белоснежных жемчужин, с лица не сходит улыбка.
       Себя она называет по имени, обращается сама к себе и отвечает себе же.
       - Ну, зачем ты, Нина, так сильно включила газ под чайником?
       - Да, я не знаю зачем. Сейчас убавлю. Вот. Хорошо. Молодец ты, Нина!
       И ей весело и не скучно самой с собой. Как будто и не одна.
       Встаёт бабка рано, часов в пять утра. Ложится, когда ей приспеется, часов в девять. Ложится и сразу засыпает. И ночь спит крепко, не встаёт.
       А утром бодра и весела, и сразу за чаёк. Попьёт чаю и за дела! Сначала в магазин за продуктами сходит, до магазина далеко - кило-метра три. Но идти надо где - то улицей деревни, где - то нет. И вот это «где - то нет» является для бабки самым лучшим и красивым ме-стом.
       Деревня расположена так, будто улицы в ней в двух уровнях.      
       Улица, где стоит дом пожилой женщины, проходит по берегу реки и называют все это место «под горкой». Пройдешь из дома через переулок и сразу окажешься в раю. Речка журчит, несёт свои воды тихо и мирно, рыба плещется. Цветов всяких видимо - невидимо. Аромат по берегу стоит неповторимый.
       Улица, где магазин, гораздо выше и расстояние между ними приличное. Чтобы с улицы на улицу перейти, идёт бабка мостиком. Мостик земляной соединяет эти две улицы, как два дальних берега, потому что насыпан через водоём. Не то озерцо маленькое, не то большая лужа.
       Летом он почти пересыхает, а весной наполняется водами и каких только птиц тут нет. Утки, чайки, кулички, всякая щебечущая мелочь, но живут по весне и белые тихие лебеди. Они величаво плавают и не боятся, подпускают бабку близко. Понимают, видимо, что водоём посреди деревни и никто им вреда не причинит. Подойдет бабка сторожко с одного краю озера, чтобы полюбоваться на любимых и уважаемых ею птиц, лебеди чуть отплывут к другому. Подойдёт с другого краю - лебеди отплывут на середину озерца. Ивы свисают ветвями, как зелено - сизимы косами, к самой воде, смотрятся в нее, как в зеркало. Цветов всяких видимо-невидимо.
       Бабка идёт, улыбается, песенку попевает, со всеми здоровается -кланяется. В магазине продукты купит, повесит сумку на палку да на плечо. Опять идет, улыбается, песенку попевает. Вспоминается ей, как когда-то давно ирод какой-то деревенский, не умный, ирод и есть, убил одного из пары лебедя, так второй долго потом летал всё над озером да кричал тоскливо. Тосковало тогда и сердце бабки.
       Домой бабка придёт и за другие дела: супишко приставит, цыпушкам крупы напарит да яичек наварит.
       Бабка, когда была молодая и когда у неё была семья: муж да четверо ребятишек, вела большое хозяйство: коровы, овцы, козы, свиньи, гуси, утки да курицы. Сейчас живёт одна и держит только куриц. Куриц она очень любит, разговаривает и ними да с петухом. А если уж выведутся цыплята, то тогда бабке жизнь. Поправит немного их клетушку в ограде: где палочку воткнёт, где шиферинку приладит, чтобы цыпушки, как бабка их называет, не повылазили. День - деньски ходит за ними: «Ну, чё вы, типоньки?» То травки нарвёт, порежет ножиком помельче, то хлеба покрошит, крупки, яичек. А когда цыплята подрастут, бабка и на рыбалку сходит с удочками, порубит рыбёшку и побросает в ограде курицам и цыпушки тут же. Бабка и себе нажарит рыбки свеженькой.
       У бабки большой сад. Две старые яблони дают урожай уже много-много лет. Посадила она их давно очень маленькими веточками. Но зимой яблони замерзли, женщина горевала над ними, жалела очень и все поливала, ни на что не надеясь. И вдруг от корней у них пошло сразу по несколько побегов. Ну и радости было в тот год. Ещё одну яблоню бабка посадила недавно. В саду у неё ещё и ирга, и черёмуха, и ранетка с крупными ягодами. Смородина у бабки и чёрная, и красная, и белая. Малина высокая, ухоженная, связанная вверху арками.
      И огород большой. В нём картошка ровненькими рядами. Вста-нешь посередине огорода - во все стороны смотри и всё рядочки ровные, разбегаются по линейке. Бабка смотрит и радуется. Лук разводит кувшинчатый, горох бабка огребает. И всё у неё ладится, и всё она в настроении. Целый день на ногах.
     А вечером сядет бабка к столу да раскинет пасьянс, а то книжку читает, в библиотеке своей берёт. А перед сном за телефон, надо всех деток обзвонить. Обзвонит и скажет: «Ну, вот и ладно.»

27.07.2021