Интервью журналу Авансцена Человек-это стиль

Ильдус Фаррахов 2
Ильдус Фаррахов, талантливый петербургский художник. Знакомство с ним произошло несколько витиеватым образом: сначала с его учениками из Общества наивного искусства «Ра-Дуга», потом уже с его удивительными работами и позже с ним самим.
Ильдус оказался харизматичным человеком, таким же как и его картины и интересным собеседником. Он рассказал о себе и о том, каким был его путь к живописи.



Я – ленинградец первого поколения. Мои родители родом из-под Казани. Приобщение к искусству началось с моего поступления в Среднюю Художественную Школу при Ленинградской Академии художеств (бывшее СХШ, теперь это художественный лицей им. Б.В. Иогансона) причём без всяких знакомств. Учиться было тяжело: языковая культура смешанная – родители почти не говорили по-русски, и некоторые предметы я осваивал с большим трудом.
К моменту окончания школы я потерял всякий интерес к изобразительному искусству, так как процесс обучения в конечном итоге нёс под собою идеологическую подоплёку, и будущая профессия не предвещала ничего интересного. Производственные темы, политизированные выставки меня не вдохновляли. Первое послевоенное поколение – это дети победителей. Насмотревшись трофейных фильмов, оно было настроено романтически и каждый искал свою «Землю Санникова». В конечном итоге я временно переключился на музыку и с тем ушёл в армию, где прослужил три года в музыкальном взводе.
После возвращения, нужно было как-то определяться. Я всегда с трепетом относился к книге, поэтому мой выбор пал на отделение книжной графики Московского полиграфического института. Небольшое отступление: я вырос и прожил половину своей жизни на улице Кирилловской. Название сохранилось с дореволюционных времён в честь святого Кирилла, который вместе со своим братом святым Мефодием создал старославянскую азбуку и церковнославянский язык. Они были первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Для меня это оказалось знаменательным, так как всю свою сознательную жизнь я занимался издательским делом. Позже, ещё в советское время, обстоятельства жизни складывались таким образом, что подпольно я стал издавать богословскую литературу. Конечно, я сильно рисковал, но проведение оберегало меня. Как гласит римская пословица, «судьба упрямого тащит, а послушного ведёт». Казалось, что чья-то незримая рука вела меня в определённом направлении.
В перестройку, когда всё сразу вдруг разрешили, я легально и на свои деньги издал свою первую книгу – «Детская библия» с небольшим предисловием Льва Николаевича Гумилёва.
В институте мне очень повезло с педагогами. На редакторском художественно-графическом отделении преподавал известный ленинградский художник, основатель Ленинградской школы книжного дизайна Геннадий Дмитриевич Епифанов.
В американском издании «Лучшие книжные графики СССР» Геннадий Дмитриевич вошёл в первую десятку.
Он по своим эстетическим взглядам был последователем Объединения «Мира искусства», прямым учеником выдающегося книжного графика Дмитрия Исидоровича Митрохина и живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Геннадий Дмитриевич не очень увлекался педагогикой, но являясь выдающимся практиком он держал студентов в постоянном творческом тонусе. У него был замечательный ассистент Геннадий Павлович Губанов. Талантливый художник, обладавший редкой деликатностью в общении со студентами. В моей жизни это был первый интеллектуал, умевший в доступной форме объяснить студенту основы композиции и увязать их с современными художественными течениями. Ещё преподавал у нас блестящий специалист по истории искусств Глеб Борисович Перепёлкин, в каком-то смысле человек-легенда Ленинграда 60-70 годов прошлого века. Вокруг его имени неоднократно возникала газетная полемика, смысл которой сводился к банальному противопоставлению физиков с лириками. Арбитром в этом споре, естественно, выступали партийные функционеры от журналистики.
К концу обучения в институте меня пригласили на работу в издательство «АВРОРА» в редакцию Западноевропейского искусства художественным редактором.
В то время издательство гремело на всю страну, оно было единственным в СССР, выпускавшим на экспорт альбомы по искусству для заграницы.
В нём я проработал 12 лет до середины перестройки. Эта явилось для меня колоссальной школой в области дизайна и углублённым изучением памятников европейской культуры.
Издательство «Аврора» напрямую сотрудничало с Эрмитажем и Русским музеем. Благодаря этому я получил возможность работать и дружески общаться с научными сотрудниками музеев. Я многому у них научился, принимал участие в издательских проектах.
В разгар перестройки стал самостоятельно заниматься издательской деятельностью. У меня было два издательства, одно из них на базе Федерации космонавтики (Ленинградское отделение), директором которого был Олег Петрович Мухин. Сейчас он вице-президент Федерации космонавтики РФ. Это издательство просуществовало три года. Совместить интересы космонавтики с моим представлением об издательском портфеле было крайне сложно.

И Вы закрыли издательство?
Нет, с Федерацией космонавтики мы мирно разошлись.

Через некоторое время (по моей инициативе) на базе одного большого книготоргового комплекса я со своими единомышленниками основал большое издательство «Библиополис». Казалось, у будущего появились перспективы, но «Библиополис» из-за отсутствия издательской стратегии, просуществовав около шести лет, прекратил своё существование.
Около года я проработал в издательстве «Азбука», но из-за резкого падения читательского спроса на литературу там произошли сокращения, и нашу редакцию закрыли.

Кем Вы работали?

В издательстве «Библиополис» – главным художником.

В мою задачу входило художественное оформление книг, или как принято сейчас называть, создание фирменного стиля с привлечением художников Санкт-Петербурга.

Пройдя все круги книгоиздательских мытарств, в зрелые годы я вновь вернулся, как мне кажется, к своему изначальному призванию, к творчеству. Этим я занимаюсь и по сей день.

В выставках участвуете?

Выставок, конкурсов у меня много, не буду утомлять читателей их перечислением.

Первым стал Московский международный конкурс имени Кандинского в 2009 году – я вышел в финал, мне позвонили из Москвы и пригласили на завершающий этап голосования, но по техническим причинам я не смог приехать.

В 2010 Московская галерея «ArtReview» объявила международный конкурс среди художников. Я вновь решил выставиться. Моя картина «Полночь» получили специальный приз, и, что меня крайне удивило, в интерактивном голосовании эта картина набрала самое большое количество голосов зрительских симпатий.

Также я выставлялся в Санкт-Петербургском Манеже, где мне присудили диплом лауреата.

Ильдус, как понять, гениальный художник или не гениальный?

Гений – многозначительный термин. Сравните двух гениев – Андрея Рублёва и Питера Паулса Рубенса. Что у них общего? Разные школы, разные традиции, и тем не менее это ключевые фигуры в истории искусств. В наши дни критерии гениальности размыты, и безответственная журналистика называет так кого угодно.

А студия наивного искусства как появилась?

Однажды мне предложили сделать персональную выставку в уникальном в своём роде музее Профессионально технического образования на улице Марата 64. Уникальность его заключалась в том, что он знакомил молодёжь с трудом на производстве. В музее были хорошо экспонированные залы с высококвалифицированными экскурсоводами. На его площадке я выставлялся несколько раз. Куратором выставочного отдела музея являлась Ирина Петровна Ерошкина. В её обязанность входило вести уроки рисования с пенсионерами на общественных началах.
По-видимому, ей это не очень нравилось, потому она пригласила меня подменить её. Так начались наши занятия с почти моими одногодками, но, как принято говорить,
это были люди с горящими глазами и страстным желанием рисовать.
Я различаю художников двух типов, не уточняя степень одаренности: одни способны к творчеству, другие только к рисованию с натуры. Эти два метода постоянно взаимно пересекаются, и одно не исключает другого. Старые мастера всегда ставили композицию превыше всего, считая, что всё остальное можно взять трудом и прилежанием.
Оставался самый трудный вопрос: определиться, в каком направлении вести группу. Становиться очередным кружком рисования 60+ не хотелось. Но мне повезло: группа, которая мне досталась, оказалась очень гибкой и с лёгкостью воспринимала всю необходимую информацию. Как говорится, душа всегда молода, и я не раз в этом убеждался. В результате мы решили работать в стиле «наив», исходя из того, что никто в группе не имел художественного образования, но стремление к творчеству было очевидным. Для справки: художники-наивисты – это люди с врождёнными способностями (как говорят в народе, «с божьей искрой»). Ещё их называют художниками воскресного дня, так как в большинстве своём они рисуют по воскресеньям в свободное от работы время и главным образом для души. Есть ещё такое определение – наивное искусство – это искусство детского сердца, потому что оно бескорыстно и бесхитростно. Через полгода в 2014 году мы организовали нашу первую выставку наивной живописи под названием «РА-ДУГА», которая привлекла внимание общественности. Профессор искусствоведения Николай Николаевич Громов в своей лекции по современному искусству сделал о нас сообщение.
В нашем городе есть чудесный специалист по Западноевропейскому искусству и наиву – это профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, кандидат искусствоведения Татьяна Филипповна Верижникова.
Мы с ней познакомились несколько лет назад, и у нас оказалось много общего. Татьяна Филипповна является почётным куратором нашего общества.
Сложность восприятия наива заключается в том,что живописный язык, на котором говорит художник, неподготовленному зрителю кажется примитивным и неумелым, поэтому многие всерьёз его не воспринимают. Афоризм Кузьмы Пруткова «Зри в корень» далеко не всем доступен. Как показывает жизнь, у каждого «свой корень».
Небольшое уточнение: перелом в психологии восприятия искусства начался со второй промышленной революции в начале прошлого века. Всё остальное явилось следствием этого эпохального события. Изобретение электричества, телеграфа, фотографии, красок в тюбиках, полиграфии, телефона, расширение торговых связей, появление на рынке японских гравюр расширило представление человечества об искусстве. Эстетические предпочтения, говоря современным языком, перешли в другой формат. Знаменательным явлением этих процессов стало возникновение художественного течения в искусстве – импрессионизма.
Наив, в начале 20 века, как импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, набизм и далее, стал новым художественным открытием в культурной жизни человечества. Кто-то метко подметил: открытия делают просвещённые дилетанты, такие имена как Павел Леонов, Любовь Майкова, Мария Примаченко, Поликарп Судомойкин, Василий Григорьев, Ольга Лобанова, Валентина Теличкина, Нико Пиросмани, Анри Руссо… говорят сами за себя. Они создали новое видение мира.
Наивное искусство, как это ни странно, оказалось элитным искусством, для восприятия которого требуется эстетический опыт, или проще говоря, изобразительная культура.

Общество «РА-ДУГА» существует по сей день, мы регулярно выставляемся, как правило, два – три раза в год. К нам в городе относятся с большим интересом, так как в этом жанре мы пока единственные.

У Вас есть помещение, где Вы занимаетесь?

Мы арендуем помещение в обществе «АЗАРИЯ».

Рисуем только дома, а на занятиях мы обсуждаем новые работы участников общества, в конце занятий небольшая лекция по истории искусств и индивидуального стиля того или иного художника. Лекции необходимы для расширения кругозора и корректировки вкуса художника. Как любил повторять наш профессор, невежество не может быть продуктивным..

Ильдус, как Вы относитесь к современному искусству?

Современно то, что своими корнями уходит в главное, в вечность. В моём понимании – это Библия.

В целом, я должен констатировать, что эпидемия самовыражения и сомнительных интерпретаций захлестнула творческую интеллигенцию не лучшим образом. Большое искусство, или в нашем случае, Большая живопись практически исчезли, частично уйдя в кинопромышленность, телевидение и рекламу.

А как же в наивном искусстве?

Наивные художники – это, если хотите, соль земли. Их интуиция резонирует с замыслом Творца, изначально заложенная в проекте человека. Сила воздействия на аудиторию в их детской непосредственности. Они рисуют по наитию, или как говорится в народе, «как Бог на душу положит». Пифагор утверждал: «Бог выражает себя в геометрии». В любой картине (композиции) вне зависимости от стиля геометрия в той или иной степени всегда присутствует. Кубизм возник не случайно. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», – сказано в Евангелие от Иоанна.

Наивное искусство – это направление в искусстве?

В искусствоведении теоретический взгляд на наивное искусство стал формироваться лишь в начале 20 века. Французский художник и основатель Ар брюта Жан Дебюффе причислил его «грубому» или «сырому» искусству, принципиально близкого к любительской живописи детей, самоучек, душевнобольных, не признающего общепринятых эстетических норм и использующего любые подручные материалы.

Наивное искусство существовало всегда само по себе, не перекликаясь ни с одним направлением в искусстве. Оно автономно. Исторически первым в мире наивным художником является первобытный человек. Покровитель художников Апостол Лука по образованию был медик, но одновременно, помимо богословия, он занимался живописью. Его кисти принадлежит образ Пресвятой Богородицы, прижизненных изображений апостолов Петра и Павла. Некоторые профессии в процессе развития приобрели сакральный смысл.

Ильдус, последний вопрос о стиле…

Стиль – это стержень. Если он в художнике присутствует, то рано или поздно он проявится.

У французов есть хорошая поговорка: «Человек – это стиль». Это касается всего.

 

Слово ученикам

Николай Майоров, художник

Ильдус Назипович Фаррахов – интеллектуальный художник, который продолжает лучшие традиции петербургской школы живописи. Ему есть, что сказать своими работами. Вот поэтому Ильдус Назипович – хороший преподаватель, который выявляет в ученике его неповторимый стиль и тем самым раскрывает талант художника. Мы ценим и любим наше общество наивной живописи «Ра-Дуга», которое существует уже шесть лет.

Людмила Чижикова

Ильдус Назипович – это умение руководителя заметить самые малые таланты. Даже при их отсутствии раскрыть человека как художника.

Умение на примере других художников показать многообразие форм, цвета и композиции в картинах, что даёт вдохновение на реализацию собственных образов. Благодаря творческому и духовному совершенствованию, Ильдусу Фаррахову удалось объединить людей, стремящихся обогатить свой внутренний мир и найти себя.

Ольга Краснопеева

Я верю, что такие личности, как Ильдус Назипович Фаррахов, встречаются в нашей жизни редко. Они выделяются и внешне, и внутренне. Для меня большая удача быть его ученицей. Сначала, пять лет назад, я познакомилась с его картинами на выставке вЛОСХе. Это было изысканное переосмысление европейской школы и тонкое чувство цвета.

Мария Гусева

Современного человека сложно удивить. Ведь нам кажется, что всё уже создано, все картины написаны, все сюжеты сыграны, все поэмы сложены и ничего нового поэтому в области творчества быть не может. Так вот, когда я первый раз оказалась на выставке общества «Ра-Дуга», первым моим ощущением было недоумение, которое сменилось изумлением, а потом восхищением. Я обошла выставку один раз и тут же пошла по второму кругу. Рассматривая удивительные картины с оригинальными сюжетами, я поймала себя на мысли, что тоже хочу так рисовать. И вот чудо произошло – я ученица Ильдуса Назиповича. Среди многочисленных школ и курсов живописи нашего города можно смело утверждать, что курс Ильдуса Назиповича абсолютно оригинален. Занятия проходят в непринужденной атмосфере, мы пьем чай, беседуем, обсуждаем работы друг друга и слушаем лекции о художниках.

Ильдус Назипович очень бережно относится к индивидуальности каждого ученика. Абсолютно ненавязчиво даёт советы, но никогда не требует их исполнения, оставляя каждому право самому решать, что делать со своей картиной. За два года обучения моё восприятие живописи и искусства изменилось кардинально, и думаю, что то же самое могут сказать и остальные наши участники. А их у нас много, и они очень разные по возрасту, профессии и взглядами на жизнь.

Беседовала Главный редактор журнала "АВАНСЦЕНА" Ирина Малёнкина
06.04.2021