Свобода и необходимость. Социальная саморегуляция

Дмитрий Сергеевич Данилин
   Некоторые думают, что свобода это когда я делаю, что хочу. В этом конечно есть определённый смысл, но ведь так называемая абсолютная свобода невозможна. Человек не может пойти против законов природы. Мы ограничены как минимум в действиях и ещё сильнее ограничены в результате этих действий. Определённым действиям соответствует определённый результат. А вот осознавая каков будет результат моих действий, т е осознавая объективную необходимость, я могу принять верное решение. Тут конечно можно закопаться в том, что невозможно знать, что такое верное решение, что такое истинна, уйти в агностицизм, но я считаю более глубоким понимание свободы определение данное данное Бенедиктом Спинозой, которое позже повторяли Маркс, Энгельс, Ленин и другие известные философы. «Свобода — это познанная необходимость». Это так называемая свобода «для».
   То есть я стараюсь объективно оценить ситуацию и понять, что мне необходимо сделать. Сделать для чего? Какие критерии правильности поступка? А вот на это вопрос нам уже Могут помочь ответить моральные принципы.
    Мораль в свою очередь представляет из себя форму общественного сознания регулирующая поведение людей с позиции добра и зла. Она является одним из основных регуляторов общественных отношений. В виде критериев правильности поступка здесь выступают: Во первых, золотое правило нравственности сформулированное ещё две с половиной тысячи лет назад Конфуцием: «Относись у окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Во вторых, это принцип гуманизма. И не в последнюю очередь по важности осознание ответственности за свой моральный выбор и соответственно понимание его последствий.
   Кроме норм морали,общественные отношения регулируются нормами права. Оно представляет из себя систему общеобязательных, формально определенных норм и стандартов поведения устанавливаемых и санкционируемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой. Если при нарушении моральных норм, нарушившего их ждёт общественное порицание, то в случае с правом есть целая система санкций и институтов, которые охраняют правовые нормы. Их отличительными особенностью также является чёткая определённость и закреплённость в документальной форме. Кроме вышеупомянутых общественных регуляторов есть также корпоративные и религиозные нормы, и нормы обычаев.    Подробно описывать их я не буду, скажу лишь, что их основной функцией является регулирование поведения людей и общественных отношений.