Шедевры Русского музея Мефистофель Антокольского

Вадим Константинов 2
                Он затаился,
                Зная точно:
                Настанет и его
                Черёд!..

                Что время алчных
                И порочных...

                Что время праздных
                Настаёт!..

                И нужен каждому
                Особый,
                С наживкой разною
                Крючок!..

                И словно шепчет он:
                "Попробуй
                Быть сильным...

                Как другой не смог!"..
                03.11.2011.


                Он вблизи не так уж
                Страшен...

                Даже, мил...

                Чтоб добраться к душам
                Нашим,
                Столько сил
                Он потратил...

                И при этом,-
                Исхудал!..
               
                Мир ему, по всем
                Приметам,
                Слишком мал...

                Но однажды он
                Сторицей
                Всё возьмёт!..

                Посмотри -
                Ведь он не злится...

                Ждёт черёд!..
                21.08.2017.


Знаменитый скульптор трудился над своей скульптурой в течение нескольких лет. Начал работу он в 1874 году, которую вел одновременно с образом Христа. В 1879 году Антакольский создает бюст, на который позже накладывает несколько эскизов, а в 1883 году он приводит к исполнению свой замысел. Эрмитаж получил в свою коллекцию работу знаменитого скульптора 1897 году.
 
Создание дьявола, который постоянно искушает человека, испытывает его, ставит своей задачей завладеть человеческой душой всегда интересовала гения. Антокольский взял свою трактовку у Гете из его знаменитого «Фауста», который не только изображался искусителем, но и разрушителем и отрицателем целостности картинки мира.
Скульптор литературного героя переносит в образ. Затем он немного отходит от Гетевского героя и придает ему собственное видение, понимание. Он передают ему черты своего общества. Он изображен нервным, больным, раздраженным, именно таким художник видит общество своего времени. Скульптура вышла не только как источник зла, но и источник внутреннего переживания, опустошённости, раздраженности. Антокольский изображает его обнаженным, лишенным какой – либо одежды, тем самым как бы он обнажает проблемы общества.
В скульптуре Антокольского прослеживаются достаточно сложные отношения между добром и злом. Острота тела, длинный пальцы, ключицы, выступающие вперед, лицо, чрезмерно заостренное – все это выглядит сгустком отрицательной энергии. Поза внешне смотрится как неустойчивая, напряженная, сильно приближенная к образу смерти. В этом образе все отрицает жизнь: и навсегда застывшая улыбка усталости, и сжатые губы, и острая бородка. Кажется, что он только на мгновение потерял активность, он словно притаился в ожидании новой жертвы, из которой можно на вечность вытащить душу.