Сплин Танцуй - разбор стихов

Справедливый 7
#КакНаучитьсяПисатьСтихи #СоветыНачинающимПоэтам #ГлагольныеРифмы #НечистыеРифмы #СменаТемпаРитмаСтиха #СплинТанцуй!

Сплин Танцуй - разбор стихов.

В этой статье я проанализирую качество стихов песни «Танцуй!» культовой рок-группы Сплин. Сразу скажу, песня отличная и мне очень нравится. Ну начнем.

Волна бежит на этот берег,
Волна бежит и что - то бредит.
И звезды падают за ворот,
И ковш на небе перевернут.

Объективно говоря рифмы здесь нет вообще! Берег — бредит и ворот — перевернут не особо тянут даже на «нечистую рифму» (хотя ворот — перевернут очень близко к нечистой рифме, примеры покажу далее), которую я считаю вполне допустимой для песни, но в данном случае и такие НЕрифмы как ни странно почти не режут слух. Надо отметить, что песни вообще допускают значительно больше брака в качестве стихов, не особо это заметно.

И в голове смешались мысли,
И босиком с бутылкой виски.
Мы изучаем этот берег,
Волна бежит и что - то бредит.

Вокруг вода песок и камни,
И время меряя глотками,
И всех вокруг, как ветром сдуло,
Нас, как магнитом притянуло.

Мысли — виски — это опять вообще НЕрифма, камни — глотками — близко к нечистой рифме, сдуло — притянуло — вот неплохой пример рифмы (только в третьем четверостишии! Это кошмар конечно!), но глагольной к сожалению, что снижает качество. Всегда когда пишете стихи старайтесь достигать рифм с тремя одинаковыми буквами на конце обоих слов рифмы. Это очень сильно! Конечно, не только у очень уважаемого Александра Васильева из группы Сплин бывают рифмы с одной совпадающей буквой на конце слова, и Пушкина так бывало, и тем более у Мандельштама. Все это в принципе допустимо, особенно в песне, но лучше этого всегда избегать. Две одинаковые буквы на конце обоих слов рифмы — это должно быть самым худшим вариантом в ваших стихах, да и то в редких случаях. Только ради передачи крутого смысла, резкой фразы, которая зацепит людей. Иначе и нет смысла писать стихи.

К друг другу и теперь на берег,
Волна бежит и что - то бредит.
И звезды падают за ворот,
И ковш на небе перевернут.

Безобразие просто! Обратите внимание, мы прочитали уже четыре четверостишия, и нам встретилась только одна нормальная рифма, да и та глагольная. Хуже и не придумаешь. Но сейчас будет забойный припев, который просто перекрывает и затмевает все предыдущее безобразие!

Еще глоток и мы горим,
На раз, два, три.
Потом не жди и не тоскуй,
Гори огнем твой третий Рим,
Лови мой ритм.
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй.

Обратите внимание, что в припеве меняется ритм стиха. Нет уже той монотонности, и рифмуется уже не первая и вторая строка, третья и четвертая, а рифма становится сложнее и ярче. Рифмуется первая и четвертая строка, вторая и пятая, и третья и шестая/седьмая. Почему многим нравится роман Евгений Онегин? Там рифмуются строки весьма непростым образом, еще сложнее чем в данном припеве. Поэтому и стих красивее. Учитесь рифмовать строки в разном порядке, и особенно в таком порядке как в этом припеве, затем как в Евгении Онегине. Если научитесь — у вас будут самые красивые и сложные для написания стихи. Хотя имея опыт — не так уж это и сложно, скажу я вам.
Ну так вот: горим — Рим — идеально, по три одинаковые буквы на конце каждого слова рифмы.
Три — ритм — вот очень хороший пример нечистой рифмы. И в первом и во втором слове ярко слышно только РИ. Поэтому не особо заметно что рифма «нечистая». Буквы Т и М во втором слове «глухие», почти не произносимые, поэтому и не портят ничего. Обратите внимание на этот прием, его часто используют все поэты, но, как вы увидите если прислушаетесь к песням группы Сплин, Александр Васильев применяет этот прием особенно часто. И вам я советую научиться его применять.
Тоскуй — танцуй — НЕрифма конечно, тем более глагольная, тут слабо совсем. Но в целом припев колоссальный и берет за душу. А ведь только это и нужно для стихов и песен! Поэтому можно считать что такая рифма в целом для припева допустима, тем более что явно слух не режет.

Мы странно оказались рядом,
Приняв одну микстуру с ядом.
Теперь мы принимаем виски
И в голове смешались мысли.

Рядом — ядом — идеально. Дальше все понятно.

Вокруг вода песок и камни
И время, меря глотками.
Мы изучаем этот берег
Волна бежит и что - то бредит.

Хочу уснуть и не проснуться,
Уйти в моря и не вернуться.
Или вернутся только вместе
С тобой так много интересней.

Проснуться — не вернуться — можно считать что идеально, шесть одинаковых букв на конце каждого слова рифмы, но рифма глагольная и это минус, но в длинных стихах без глагольных рифм никуда. Напомню, в одном из длинных стихов Пушкина было 16 глагольных рифм подряд, описывающих действие происходивших с героями стиха. Поэтому одна глагольная рифма всегда допустима, хоть и немного портит впечатление.
Вместе — интересней — близко к нечистой рифме, можно допустить в песне.

С тобой так много интересного
Вокруг совсем не тесно,
Без площадей вокзалов, станций,
Без этих всех цивилизаций.

ИнтересНОго — тесНО — близко к нечистой рифме. Станций — цивилизаций — вроде бы три одинаковых буквы на конце каждого слова рифмы, но слабовато. В таких окончаниях как «ций» или «тся» и т.п. желательно выходить на 4-5 одинаковых букв в конце каждого слова рифмы. Иначе смотрится очень некачественно.

Еще глоток и мы горим,
На раз, два, три.
Потом не жди и не тоскуй,
Гори огнем твой третий Рим,
Лови мой ритм.
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй.

Танцуй, волна бежит на берег,
Волна бежит и что - то бредет.
Танцуй, звезда летит за ворот,
И ковш на небе перевернут.

Танцуй, в башке смешались мысли,
Передавай бутылку виски.
Передавай бутылку яда,
Нам больше ничего не надо.

Яда — не надо — идеально. Яда слышится как Йада, а не надо слышится как не надА. И все вполне рифмуется. Остальное повторяется. Прием типичный для поэтов, смело рифмуйте окончания слов с А и Я, О и А, если слышится как одно и то же в разговорном языке. Также если в окончаниях помимо гласных букв есть Г и К, С и З, Б и П — тоже обычно легко и качественно рифмуется.

Нам больше ничего не нужно,
От виски кружит, кружит, кружит.
С тобой мне больше здесь не тесно,
И ковш на небе стал на место.

Не нужно — кружит — слабовато, но отдаленно напоминает нечистую рифму. Не тЕСнО — мЕСтО — близко к нечистой рифме. В песне еще как-то допустимо.

Передавай бутылку виски,
И ты мои читаешь мысли.
И звезды падают за ворот,
И ковш на небе перевернут.

Еще глоток и мы горим,
На раз, два, три.
Потом не жди и не тоскуй,
Гори огнем твой третий Рим,
Лови мой ритм.
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй.

Еще глоток и мы горим,
На раз, два, три.
Потом не жди и не тоскуй,
Гори огнем твой третий Рим,
Лови мой ритм.
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй,
Танцуй, танцуй, танцуй.


Итого за всю песню всего пять идеальных рифм! Ну и еще одна качественная нечистая рифма. То есть это всего три качественных четверостишия. Просто кошмар в смысле качества стихов! Но при этом песня отличная, на данный момент моя самая любимая песня, трогающая за живое, за душу! Вот вам и отличие песен от стихов. Стихи должны быть в три-четыре раза качественнее песни, чтобы зацепить человека. Поэтому и нужно овладевать техникой написания стихов постепенно. На это реально нужно много времени.

Пишите свои комментарии, мне будет интересно.

Если предложите разобрать стихи какой-либо известной классной песни — обязательно рассмотрю это предложение.