О сознании

Макиенко Сергей Александрович
В своём движении по океану жизни наше сознание зажигает временные и необходимые маяки смыслов. Эти маяки помогают человеку понимать отношения, значения и взаимосвязи, находить путь, вопреки непогоде и мгле.

Сегодня сознание уже не определяется как самостоятельная и самодостаточная духовная целостность (картезианско-кантовский подход) или, как отражение социальной действительности закреплённое в мозге (марксистский и материалистический подход). Современные научные исследования позволяют нам предположить, что наблюдаемые нами события и явления не могут носить объективный характер, т.к. наше сознание участвует в них, дробит их и привносит свои смыслы.

Являясь единым психофизиологическим организмом, человек, при этом, обладает двойственностью работы мозга и сознания. Дихотомная работа сознания разделяет пространственно-временное поле, придаёт действительности колорит изменчивого и подвижного явления. Вместе с тем, дихотомия сознания порождается и нивелируется индивидом, ибо она является следствием работы его мозга, приобретенного опыта и навыков, используемых факторов (намерений, смыслов, устремлений, образа действия и т.д.).

Дихотомия сознания в позитивных коммуникациях реализуется, как диалог, в негативных, как монолог. Двойственность взаимоотношений сознания и действительности не может быть устранена, но может правильно, диалогически осуществляться.

Дихотомная работа сознания разделяет пространственно-временное поле, конституирует и фиксирует его, вместе с тем, позволяет опосредованно воспринимать его и участвовать в нём. Все процессы осуществляются в пространственно-временном континууме и всегда взаимосвязаны через потенциально-актуальные** отношения. Наша пространственно-временная ориентация всегда субъективна и относительна, при этом, именно сознание делает нас участником.

При  пространственно-временном рассмотрении деятельности сознания, мы увидим, что формирование в нём чувственного и интеллектуального образов протекают асимметрично. В чувственном образе одномоментно схватывается и запечатляется переживание настоящего, которое затем переходит в прошлое. Интеллектуальный образ зарождается в какой-то части настоящего психического переживания, затем он развивается с обращенностью в будущее. Мысль последовательно вызревает, приобретает определенные черты и качества, при этом реализуется она наиболее эффективно в точно воспринимаемых сознанием реальных пространстве и времени.

В процессе онтогенеза сознание переживает детство, зрелость и старость, каждый из этапов характеризуется своеобразием личностной структуры, изменением содержания значений слов и смыслов. При этом, развитие сознания характеризуется не просто ростом опыта и навыков, но, и уровнем организации его отношений, преодолением антагонистического дуализма, расширением представлений о потенциальной и актуальной стороне Реальности, организацией проявлений и целокупной/синергетической деятельности. 

Развёртывание сознания проходит как в биологической и социальной сфере (развитие человеческого сознания), так и в индивидуальной (развитие сознания в индивидууме). Сознание способно произвольно и бесконечным числом способов расчленять действительность на отдельные части, придав им определённые формы (образы) и наделив их именами (смыслами).

Сознание вступает в отношения с действительностью и вызывает противоречия, при этом, чем антагонистичнее и интенсивнее сознание их переживает, тем больше оно прилагает усилий для своей стабилизации, тем устойчивее его желание действовать. При этом, человек по мере проявления своих индивидуальных потенций (онтогенез) и потенций Реальности (антропогенез), расширяет сферу своей актуальной вовлеченности в процессы действительности, реализует потенциальные возможности и проявляет себя.

Сознание движется в пространственно-временном континууме действительности и оперирует понятиями/образами аналогичными ему, отражает и обозначает их, а затем, и проявляет, реализует. Развитие нашего сознания не только расширяет наш опыт, но и качественно модифицирует наши отношения.

Анализ процесса развития сознания показывает, что одними психомоторными и психосенсорными функциями оно не ограничено, что биологическая (лимбическая система) и духовная (неокортекс) стороны взаимосвязаны, а все формы сознания работают на удовлетворение приоритетных потребностей и поддержание состояния внутреннего равновесия.

Вместе с тем, исследование техник/практик изменённого состояния сознания (ИСС) говорит нам о том, что стабильность сознания это фикция. И можно, лишь с большой долей условности, предположить сознание, как некий феномен нашей мозговой и психической деятельности, интеллектуальную призму нашей субъективности, которая используется для осуществления жизнедеятельности человека. В качестве рабочей гипотезы, на основании ряда исследований, мы можем предположить, что сознание индивида является квинтэссенцией опыта, деятельным остриём которого и является, оно есть инструмент проявления потенций, крайняя степень актуализации, граница между действительностью и субъективностью. Но в целом, все определения сознания относительны и спекулятивны, и в этом ракурсе, они более являют нам  квинтэссенцию наших тщеславий и заблуждений.

* Потенциальное (Potentia – лат. «сила», «возможность») понимается нами, как то, что уже существует, но не воспринимается очевидно, как то, чего ещё нет, но является возможным. Потенциальная сторона выражена:

а) в темпоральном (горизонтальном) рассмотрении - вероятностными свойствами, основанными на каузальных (причинно-следственных) отношениях. Здесь мы применяем понятия возможное-действительное, что отражает динамический характер Реальности.

б) в онтологическом (вертикальном) рассмотрении – латентными свойствами, основанными на всеобщих принципах взаимопричиненности, взаимоотнесённости, взаимоприсутствии, взаимодополнительности и так далее. Здесь мы применяем понятия проявленное-непроявленное, что отражает взаимопроникающий многоуровневый характер Реальности.

** Актуальное (actualis – лат. «фактически существующий», «настоящий», «современный») представляется нам областью Реальности наблюдаемой и переживаемой как действительность и настоящий момент.