Задалеская нана

Юрий Розенштейн
«Кто спасёт одну жизнь – спасёт весь мир»
(Мишна, Санhедрин 4:5)               
       

Лишь ворон с переломанным крылом,
Кровавую  отыскивая пищу,
По тёплому слонялся пепелищу…
В урочище за брошенным  селом
Лежали витязи на поле бездыханно,
Забывшиеся жутким, вечным сном
Открытые в груди зияли раны.
И обагрённый кровью бурелом
Хранил  следы бескомпромиссной битвы.
Но  душераздирающей молитвы
Никто не слышал. Жители убиты
В окрестностях почти до одного…
И не оплакали в ущелье никого.
Не уцелело ни одно жилище,
Склонившись, почернели небеса,
И наклонили головы леса
Над трупами  мужчин и женщин.
Из  тех , кто не дожили  до седин,
Укрылись только 10 малых деток,
Убежище нашли под сенью  веток
И в норах  тех , что вырыты зверьми ,
От всех , кто именуются людьми;
В расширенных от ужаса зрачках
Жестокостью невиданною,  страх
Посеяв зёрна , иссушил навеки
Глаза, иначе б слёз пролились реки,
В них стала бы солёною вода;
Молчание сковало их уста;
И в душах  дрогнув, вера в человека,
Казалось,  оставляла те места….

Захватчик , по его обыкновенью,
Дабы  в глазах подельников значенье
Своё поднять , велел из черепов,
От мышц освобождённых и мозгов,
Соорудить повыше пирамиду.
Отсюда путь открыт ему в Тавриду,
Там тоже  может он сооружать
Строения такие, что Изида,*
Не научила  б женщину рожать,
Когда бы знала . Даже Сокол – Хор, **
Не выдержав «владыки мира» взор,
Свой  «внутренний»  не стал бы открывать
И вырвал бы его без сожаленья…
Зато его не мучают сомненья:
Всех  рабство отказавшихся признать
«Железномордый», прибывший с Востока
 Решил  с потомством истребить до срока.
Ведь,  чтобы на Олимпе***  устоять,
Хромцы**** , должны не хромых убирать -
Кто против,  за и на пути Пророка.*****
 От взгляда грозного обязаны  дрожать,
Эмира *****воля – это воля рока!
«Моя  прерогатива жизнь забрать
И  все же  страшно мне и одиноко…
Когда-нибудь придётся  умирать,
Закрыть всех устрашающее око.
А много ли тогда в убийствах прока?
Нет никого , кто мог бы устоять…
Как нет преграды горному потоку».
И, всё- таки, до устья от истока
Он в тот поток подбрасывал тела.
(Поздней сюда дорога привела
Других безумцев, вовсе не с Востока…).
Ночь эта непроглядная была,
От холода и голода, и страха
Дрожали дети . С факелом  пришла
Бог весть,  откуда в  древнее Зака*******
Вся в чёрном женщина, но так и не нашла
Живущих в нём . Не сохранились сакли -
Упали  кровли, и на грубой пакле
Нашла лишь  не дышавшие тела.
Спустилась к лесу на краю села,
Звала детей, но ей не отвечали
И сжалось сердце , спряталась  Луна,
И звёзды  лес  густой не освещали .
Но словно, пробудившись ото сна,
В глазах усталых  слёзы  воссияли.
Недолго в свете факела одна
Стояла , Божьи силы помогали.
И прошептали деточки – «Нана», 
И мать свою в её лице  узнали.
И не было светлей того  луча!
Теперь   не только эхо отвечало
 На слабый зов. Гора  окрест дрожала,
И гром гремел, за  молнией влачась -
Ущелье дивным светом наполнялось…
И вера , пошатнувшись, не сдалась!
Уже к утру она их всех нашла:
Отмыла , обогрела, накормила
Лесною ягодой, водою напоила
С из-под земли забившего  ключа.
 И еле – еле ноги волоча
Пещеру ,обнаружив уложила…
Когда забылись дети, так сложилось,
 Пришлось искать в заснеженных  горах
Тропинки,  по которым получилось
Бежать от позабывших  Божий  страх.
История, до нас не донесла
одежд  её  - для нас   не сохранила -
Ни дзаборты*******, ни  шерстяную шаль,
Которою детишек укрывала,
(Лишь устное преданье  и печаль….).
Иначе бы наука доказала,
С какого из окрестных сёл пришла,
И, может быть, установила имя
Горянки той, которой сам Тимур -
«Железномордный»******** , проиграл во имя,
Во славу жизни этот первый тур.
Порок, в бою не знавший пораженья,
Ей проиграет не одно сраженье.
А после возвратится  в Самарканд
Построит много дивных минаретов,
И превратит в седьмое чудо света…
Мемориальный выстроят каскад -
И всё – таки умрёт в своей постели,
Где он лежал  ребёнком  в колыбели.
Но даже те , кто труд эмира  чтут
С молитвой к пирамидам не придут.
Оценят  и  свирепость коварство,
Но не найдут  им  место в Божьем царстве…

Дней десять шли они до Задалески. *********
Там конница заклятого  врага,
Одетая в тяжёлые доспехи,
Пройти  по узким тропам  не могла.
Иначе б стали пирровы успехи.
На горных  склонах удержать осла
В  такую-то распутицу не просто…
А между тем, у старого моста
Под носом у лазутчиков Тимура,
Процессия детишек проскользнула.
Был многотрудным  этот переход:
От ветров телом деток заслоняла,
Кормила травами, а ночью охраняла,
В пещере  сохранявшийся проход,
Доступным остававшийся для зверя.
Порой, сама себе уже не веря,
Сон детский сберегая, не спала,
Теряя силы, всё перенесла,
И  через речки  вброд переносила
Детей , завидев всадников. Дошла,
Слабеющий рукой перекрестила
Бог весть, откуда только взялись силы?!
(Молиться даже не хватало сил).
А, всё  же этот колокол пробил…
В близи жилищ, в пещере разместила,
Умыла , накормила , уложила
На  сене, что недалеко  нашла,
Ушла  просить  ( а сроду не просила)
О помощи. В дом старшего вошла
По старому аланскому закону.
Тут не должна бы ждать её препона,
Она её и правда не ждала:
Там,  сразу, обнаружив состраданье,
К беде своей  и братское вниманье,
Признательность за все её дела.
Но на ночлег в той сакле не осталась,
Ведь, женские дела  - такая малость…
С собою угощения взяла...
К груди головку каждого прижала,
Когда-то точно так , давным-давно,
Своих детей она  в руках держала
И эти дети, тоже, с ней одно.
И снова , как тогда ей грудь сжимало
За тех, кто был слабее  и больней
И железы , как – будто наполняло…
И не было для них её родней.
А на ныхасе старший предложил,
Забрать детей её в свои жилища,
И будет там  тепло, и вдоволь пищи
Для тех, кто эту муку пережил.
Пусть каждая семья на воспитанье
Возьмёт по одному; на четверых
Чурек разделят , тот, что на троих
Был прежде… И нашёл он пониманье.
Пусть сироты, что родом из Зака,
Живут теперь , в селенье Задалески.
Должно быть, Провидения Рука
К их саклям привела детей из леса.
И в тот же день кто обещал, пришёл
К пещере той, чтоб взять на воспитанье
Сирот, но обманулись ожиданья,
Вцепились дети матери в подол,
От лестных предложений отказались
И с ней в жилище мрачном оставались.
Где  можжевельник с треском догорал,
И младший на коленях засыпал.

Решили скопом старшего  спросить,
 «Чем ей помочь, и как нам  дальше быть?
(В ущелье дул уже холодный ветер.)
И умудрённый опытом ответил:
«Нет силы, чтоб могла разъединить
Любовь на том или на этом свете!
Всем обществом придётся дом сложить,
Начнёте строить завтра – на рассвете.»
Дом заложили. Дети подросли
За Задалеских девы замуж вышли,
И юноши, отстроив привели
В свои дома невест, детей растили.
Все выросли достойными людьми
Ничем, не посрамив её седины.
 И мама их  не расставалась с ними
В дни мира  так же,  как и в дни войны.
В селенье этом пришлую любили,
Ходили за советом только  к ней,
Под этой кровлей птицы гнёзда вили,
И много было в доме том друзей.
Нана, она всегда умела слушать,
Чужую боль , как острую свою
Воспринимать , и открывала  душу,
Живущим на Земле, а  не в раю.

Потом  внезапно развернулась шаль,
И унесла  меж  облаков, как парус.
Укрыл её от нас  четвёртый ярус,
Когда из глаз детей ушла печаль...
Так говорит легенда, только местным
Известна  женская могила на краю
Селенья, кто лежит в ней неизвестно,
Но полагают , что душа в раю.
От дома сохранилась часть стены…
Но к ней идут затем, чтобы просила
Нана за нас, чтоб сына сохранила ,
 Сняла печали с женщины печать
И помогла дитя своё  зачать.
 
И семь веков во имя жизни гимн,
Звучит в сердцах и  женщин и мужчин!



Изида*-древнеегипетская богиня ,покровительница семьи, научившая женщин рожать .
Хор** - сын Изиды , имеющий облик сокола, и третье - «внутреннее» око.
Олимп***  Гора, где обитали древнегреческие боги.
Хромцы****Эмир – Тимур (Тамерлан) - был хромым, из-за травм полученных в сражениях и прозванный горцами  хромцом «железномордным».
Эмир ***** - титул Тамерлана, верховного правителя  средневекового  государства со столицей в Самарканд, сторонник одного из направлений в Исламе.
Пророк ****** здесь - пророк Мухаммад(Магомет). Тамерлан был исмаилитом.
Дзаборты********обувь – /чувяки/ – (осетинский).
Задалеск *********горное селение в Дигорском ущелье.
Задалеская нана ********* - мать Осетии, спасавшая детей в средние века. Не канонизирована церковью, т. к. имя её доподлинно никому неизвестно. Существуют предположения ,но они не имеют веских доказательств. Образ может быть собирательным.