Б20. Анна Хабибулина. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
Размещаясь в ленте конкурсного отбора, стихи обозначают свое присутствие по разному: кто появляется внезапно, словно очнувшийся от спячки ветер, и будоражит читателя;  кто проявляется медленно, словно фотопленка, раскрываясь перед читателем постепенно.
Но те и другие - «плоть от плоти» автора, сгусток чувственной энергии, соприкасаясь с которым ты надеешься, что слышишь  авторскую интонацию, видишь авторские образы, чувствуешь авторское состояние.
Именно — надеешься. Что-то может не совпадать с изначальными замыслами создавшего стихотворение, возможно, даже противоречить этим замыслам. Попытаюсь услышать, увидеть, почувствовать.
***
Итак, в период с 16 мая по 15 июня 2021 года на полях Сетевого Клуба Поэтов состоялась встреча авторов. Велись неспешные беседы. О чем? О важном для каждого — о жизни, творчестве, человеческой памяти. Своеобразная диалоговая площадка.
Предоставляю краткий протокол события:
—   Затактом прозвучала мысль о стихах, глубоком смысле поэтического слова:
«…»     Татьяна Воронова
Когда в стихах все "просто и понятно", -
Читателю, увы, не достаётся
Ни реплик, ни догадок, ни открытий,
Ни двери, что в нарнийский лес ведёт.

Хоть кулаком стучи, хоть бейся лбом,
Но это - только дверца - только шкафа.
Табличка с надписью "Нарнийский лес"
Не превратится в пение дриады...
Мохнатых ног задорный перестук,
Звон молотков по кузницам подземным
И золотистой гривы ореол -
Все это недоступным остаётся,
Как будто вовсе и не существует, -
Когда слова исчерпаны словами,
Когда перед тобою - платяной
Старинный шкаф - и больше ничего.
* четкая позиция, обличение непритязательности, которая граничит с досадным упрощением. Проблема современного языка, современной жизни. При этом автору удалось избежать нарочитости, поучительности. Создано легкое образное содержательное стихотворение.
.
—  В ответ - возможно, эмоциональная попытка оспорить ведущую «роль и место поэзии» в обществе:
«И врут стихи» Алекс 87

Я вдавливаюсь в постель
Почти, как труп. Я видел трупы.
Когда легко молчит свирель,
А люди мелочны и глупы.

Они все бредят о своём:
О шмотках, о зелёном чае...
А ночь распуганная днём,
Близка к вселенскому молчанью.

И врут стихи. Такая стынь
Вдруг проберёт до самой кости.
И не напиться пустоты
С луной в заброшенном колодце.
* переосмысление притягательности поэзии или собственного восприятия стихов, или себя самого в процессе их создания? Глубинная тяжесть внутреннего голоса. Лаконично.  Казалось бы, безысходное (но такое замечательное) «И врут стихи. Такая стынь вдруг проберёт до самой кости» - лишь состояние на определенном этапе, когда видишь только  черное и только белое.
.
—  Но эти моменты сменяются, обязательно найдутся силы, чтобы различать полутона:
«Чёрнобелое» Семен Валлич

Как светел день. Черёмуха в цвету
Стоит чиста — умыта свежим ливнем.
Я надеваю белое. Иду,
И отдаются гулом торопливым
Мои шаги. Земля ещё сыра.
Парит асфальт, отталкивая влагу.
Какое это благо, что с утра
Пролился дождь. Какое это благо
Скользить по небу белым рукавом —
Крылом, замысловатого покроя,
Что вряд ли ныне сыщешь у кого.
Ах, крылья — нарушители покоя —
Когда б не вашей силой вознесён
В шальную высь — я хмурый, обреченный,
Топтал бы сапогами чернозём
В другой одежде — непременно в чёрной.
И прозябая где-нибудь в глухом
Краю, я б втихомолку, ненароком
В закатный час поглядывал на холм,
Зовущий в вечность старцев и пророков.
* сильные образы. Стихотворение со вложенной в него философией, авторский взгляд, которому доверяешь. Является ли мудрость, выверенная веками, аксиомой для вновь пришедших? Наверное, нет. Но каждый, обретая собственный опыт, все-таки приблизится когда-нибудь к «холму, зовущему в вечность старцев и пророков»
.
—  Кстати, «искать пророков в своем отечестве» - занятие не популярное, там, где-то -  всё и все лучше. Может, оттого так остро ощущается человеком неприятие другими. Так болезненно преодоление барьеров непонимания:
«Дух бродяжий» Елька 22

Когда всесильный бармаглот всем раздавал по роже,
Я тоже жрал запретный плод и жаждал смысла тоже.

Одетый в шкуры и парчу, морали и пороки,
Подобно тонкому лучу я разрезал эпохи.

Устав бояться пустоты, ненастья и несчастья,
Я из мечты, толпы, среды ваял ключи и снасти.

Я печень рвал, как прометей, и бычил, как юпитер,
Но оказалось, я – ничей: массовка, атом, зритель.

И день прошёл, и век прошёл – и обмельчали сути:
Полёты к звёздам – хорошо, но ближе – сытный пудинг.

Не то стена, не то – тупик: отрыжка и отсрочка,
Дух снизошёл, а вышел – пшик, пустая оболочка.

Ещё вчера – зиждитель слов, сегодня – тварный штемпель,
Зачем присутствие мозгов, когда совсем не гегель.

Построен сруб, посажен куст – жизнь не пропала втуне.
Сдам за бесценок пламень уст …но в моде – хайп и нюни.

Стою у бездны на краю, от скуки умирая,
Я человечество пою, но песня вышла злая.
*  стихотворная рефлексия насыщенная, яркая, образная! Автор/литературный герой словно обращается к самому себе «что-же песня вышла злая?». Вроде бы и выполнено многое, как положено, но… Требуется ли ответ?
.
—   Вполне возможно! Особенно эмпатийный:
«Атлантида не умела плавать» Бонгард Друидов Чайкин Андрей

Температура кипения воды
Больше крепости чистого спирта
Слышь… это… типа… ну, ты!
...короче ...паспорт верни...
__________________________________________________________
в цивилизованном обществе
принято принимать на веру
граммами надежду
и сантиметрами любовь
и естественно говорить
больше чем весишь
{ишь ты, масса лица, злишь меня и бес, ишь!}
больше скорости гепарда
{нас с тобой делила одна парта}
больше возраста пирамид
{превращай потенциальную в кинетическую, сохраняя форму и вид}
а делать меньше
Ватикана
__________________________________________________________
Крепость чистого спирта
Больше прямого угла.
Недостатки пьяного флирта
Вырастают без пуповины
* рисунок стихотворения — особый, узнаваемый. Действительно, кто-то сбился с пути (немудрено, ведь паспорт-то отобрали)), кто-то лепит любовь по общепринятым лекалам, кто-то прячет себя за словоохотливостью. Способна ли сохраниться цивилизация при таких вводных?
.
—   Способна. Если есть еще силы у человека для преодоления инертности, силы нести свой крест:
«Ночь» Александр Марочкин

Ночь вытесняет из головы тёмным могучим прессом
всю оборону, валы и рвы, и дымовую завесу.
Всё, что я выстроил долгим днём, все крепостные стены
рушатся в каждом бою ночном страшно и неизменно.

Я не хотел, не хочу сейчас в прошлое вдруг вернуться,
только вся стойкость, что я припас, плещется в мелком блюдце.
Плавится мозг и гудит шмелём, словно винда зависла:
ночью он ищет, что стёрто днём – не понимая смысла.

Жизнь продолжается. Имени нет, вытерты отпечатки...
Но появляется силуэт – тенью в моей сетчатке.
Но появляется голосок – на перепонке дрожью.
Даже тюремный проходит срок, только не кара Божья.
* сильно. Безвестность будущего при таком напряженном настоящем становится более обнадеживающей благодаря финальному «Но появляется голосок – на перепонке дрожью», способному избавить от «темного могучего пресса». Но «Даже тюремный проходит срок, только не кара Божья»  тут же ставит под сомнение эту возможность. Всё повторится, а герой продолжит искать ночью то, что обязательно сотрется рассветными лучами. Во имя кого/чего?
.
—  И во имя!, и потому что по другому быть не может, если ты — человек:
«Сестра» Речная Нимфа

Жестокий год, зловещий дым из труб,
эпоха, марширующая мимо.
Я обнимала младшую сестру
и отвлекала куклою любимой.

Никто не знал, чем кончится зима,
никто не ждал ни милости, ни чуда.
Последний день, холодный каземат.
Нам не уйти,
не выбраться отсюда.

Мир замерзал на полпути к весне,
и ветры облака на части рвали.
Ныл колокол, и шёл прощальный снег
над сёстрами,
их куклами
и рвами.
* строки, вызывающие неимоверное психологическое напряжение. Состояние читателя  - натянутая струна. Художественная убедительность стихотворения заставляет кожей чувствовать прощальный снег и ёжится внутренне от ужаса,  который был настолько будничным, насколько жертвенным был поступок.
.
—  Почему жертвенность так не популярна в эпоху эгоизма? Даже осуждаема: мол, никто не просит «терять собственное Я», и никто никому ничем не обязан. Но:
«Солодка»  Надежда Новицкая 2

Она и днём во власти смутных грёз
ступает неуверенной походкой
по закоулкам памяти нечёткой —
то заглядится на тугую гроздь,
то вдруг засобирается всерьёз:
— Ребята, накопаю вам солодки.

Закружатся лилово мотыльки,
облепят стебли нежными цветами...
Впивается в колено грубый камень...
она — на берегу чужой реки,
бьет острым землю — резко, по-мужски,
упрямый длинный корень рвёт и тянет.

Всё говорила раньше: — Так и я
надёжно проросла в родную почву...
И, что домой вернётся, знала точно...
а вместо сказок пела сыновьям,
как чайки утром над волной парят,
и море звёзды зажигает ночью,

как славно в лодке с дедом и отцом...
Хоть на душе — горчее русской водки,
что писем нет, и ненадёжны сводки,
и что потом не отыскать концов... —
в платок поглубже прятала лицо:
— Ребята, накопаю вам солодки.

Забылась боль и очередность бед —
как известили про отца и мужа,
как сын болел — в вагоне был застужен
(едва-едва успели в лазарет!),
как маму заворачивала в плед,
чтоб вынести в одной из деревушек...

С тем самым пледом мама и нашлась,
приходит с ней поговорить ночами —
как будто в голове задули пламя,
налили в грудь до края сладкий квас.
Она почти что счастлива сейчас —
следит весь день в саду
за мотыльками…
* литературные произведения (стихи в частности) используют для врачевания души. Это стихотворение я бы взяла в качестве психотерапевтического инструмента в работе со взрослыми детьми пожилых родителей (можно?). Удар в сердце. Эффект гармонизации отношений вполне возможен.
.
—  Да, кому, как не материнскому сердцу свойственны безоценочное принятие ребенка и готовность мчаться и спасать. Именно мчаться. Это на уровне инстинкта:
«Материнский инстинкт» Вера да Юра

Она стара, не за горами сто —
без помощи не встать и не одеться.
Сменился пёстрых дней калейдоскоп
на серое безрадостное действо,
где яркими остались только сны —
в них всё знакомо, просто и понятно.
Они так достоверны и ясны,
что силы нет выныривать обратно
в действительность, где каждый шаг с трудом,
где время стынет в стариковских венах,
а некогда гостеприимный дом —
и крепость, и тюрьма одновременно.
Она не помнит внуков имена,
кто приходил, что ела за обедом,
но услыхав, что дочь её больна,
кричит в немую трубку:
— Я приеду!
* может, развязка предсказуема: она — в годах, пережившая много и многих —  способная на душевный отклик. Но кем утверждено, что сюжет обязательно должен быть фантасмагоричным? Ведь в этом финале «кричит в немую трубку: — Я приеду!»  клокочет трагедия матери, переставшей быть центром вселенной для детей в виду их возраста и своего нездоровья! В этом лаконичном  «и крепость, и тюрьма одновременно» - суть бытия одинокого пожилого человека.
.
—  Даже если генетическая память и подает периодически сигналы тревоги:  не люби, это опасно, потом обязательно наступит одиночество, - то мы всё равно с неимоверным упоением исследуем Чувство:
«Виолончель» Марина Быстрова-Докс

В дуэте нашем нелепом,
Всё шатко было и хлипко,
А я пропадала слепо
В бермудах твоей улыбки.

В общенье таком неловком
Коварно подкравшись с тыла,
Как выстрелом из винтовки
Любовь меня подкосила.

Никак не могу постичь я -
Как в этом союзе странном,
Ты был путеводной нитью,
Ты был моим талисманом?

Зачем мне смычок и скрипка
Без тайны виолончели?
А ноты дрожали зыбко
И вслед за тобой летели.
* лирическое стихотворение, композиционно лёгкое, эмоционально насыщенное, с яркой бермудской находкой, а потому — воздушное.
.
—  И потерять кого-то из дуэта запросто можно по глупости, стремясь доказать что-то «важное», а потом — сожалеть о случившемся:
«Подсолнухи»  Елена Смэлт

Я – на садовой веранде и
семечки тихо грызу,
пережидаю грозу.
Ты где-то бродишь в Голландии.

С морем сражаются мельницы.
Густо разросся канал
– землю не раз он спасал –
и между шлюзами стелется.

Брошу я к облаку семечки,
– ветер к тебе понесёт –
и в семигривье высот
тронут небесное темечко.

Выпадут в поле подсолнухи,
в землю врастая… Ван Гог
нарисовал – он бы смог –
боль мою… Боже, мы – олухи!
* стихотворение — как отражение последствий безрассудных поступков, ведущих к «боли», которая так чётко и внезапно обозначена в финале, контрастируя с семигривьем высот, беззаботным «Я – на садовой веранде и
семечки тихо грызу, пережидаю грозу», что сразу становится понятна её масштабность.
.
—  Но можно ли не обжигаться/не ошибаться, когда что-то трепетное проклёвывается в тебе прото-эмоцией:
«целомудренно до оскомины»  Игу Имбирь

целомудренно
аж до оскомины
возлежать на постели валетом
в полумраке бликующем комнаты
наблюдать за скульптурным портретом

как меняется манкость улыбки
от скользящего фарного света
краем глаза ловить
как же гибки
потягуши в тени фиолета

говорить ни о чём
и неспешно
рисовать завитушки на пятках
представляя татушки безгрешность
на бедре
под простынкой
украдкой

отгонять
и опять возвращаться
к мыслям тем
что не надо бы думать
приучив их не
развоплощаться
на частицы тончайшие в сумрак

волю взять обещав на поруки
что решусь
чуть ещё
пару мигов
ты в ответ не проси сразу руки
расцепить
полежим пять минуток
целомудренно...

до оскомины
* прикосновение и к тайне поэзии, и к тайне человеческих взаимоотношений.
.
—  Взаимоотношения — прекрасно. Но что, если ты о них только мечтаешь:
«Сказочное» Галиаскарова Елена

Переплыть океан бессонниц,
Брод найти и на берег выйти.
Засыпая, услышать звонниц
Перекличку. Из пряжи нити
Натянула судьба упруго –
Мойры плакали у порога:
"Не найдешь ты лихого друга
И во снах". На пруду осока
Танцевала, легко колышась,
Зверь испуг наводил глазами,
Свет струился по елям пышным...
Длился сон и внезапно замер.
* слова, прорвавшиеся сквозь марево сна, выход из внутреннего мира во внешний. А сон, замерший, словно желание, на секунды зафиксированное сознанием, и снова отпущенное по волнам бессознательного.
.
—  Ох, уж эти подводные, возникающие как-бы ниоткуда, но настырно тревожащие нас страхи/мысли/надежды:
«Гипнофобия»  Михаил Белоногов

Ночка чёрная, густая –
чисто сажа, гуталин…
Песня русская простая
вышибает сплином сплин,
через стенку у соседа –
снова то, да потому –
с Гарри Поттером беседа…
А «тебе в твоём дому»
маглы детскую игрушку
положили на кровать –
постаревшую подружку –
ты боишься засыпать…
Профиль в траурном берете
жутко шепчет: никогда…
Меркнет разум… сильный ветер
обрывает провода.
Словно саван, одеяло…
Песня спета, свет погас…
Время пыток… для начала
тьма выкалывает глаз…
* технично, с четким ритмом и разнообразием художественно-выразительных средств. Лексика не однородна, но удивительным образом сочетаема: сплин соседствует с песней русской, Гарри Поттер с маглами рядом с нашей ночкой черной, словно гуталин. «Время пыток… для начала тьма выкалывает глаз…» анонсирует вполне ощутимые муки бессонницы, последующие за погружением во мрак.
.
—  Как хорошо, что мнемозийные недра сознания возвращают нас и к приятным, трепетным ощущениям:
«Как оно было…» Наринэ Карапетян

«Горы времени – у горы!»
Марина Цветаева
Не сбивая кипарисы-кегли
На аллее, уводящей вниз,
Кошка затаилась, дышит, медлит,
Глаз скосив на сонный Симеиз:
Розовые заросли акаций,
И дворы оплетший виноград,
И витки дороги – нитью ткацкой
На станке из каменных оград.
Говорят, что кошек тянет к людям.
Этой – их терпеть не привыкать:
Им бы без особенных прелюдий
Рыскать в можжевеловых боках,
Нацепить асфальтовый ошейник,
Вольности кошачьей вопреки,
Фоткаться среди ушных расщелин,
Выбивая грунт из-под ноги.
А когда на черном покрывале
Вспыхнет миллион кошачьих глаз –
На холстине темноту взрывают
В краски облеченные тела
То рыжеволосой Анжелики,
То Индейца Белое Перо.
Люди! Кошка хочет их окликнуть.
В общем-то она за них горой.
Но сейчас, в задумчивости ранней,
Сладко, вспоминая синема,
Слушать моря тихое урчанье
И лакать предутренний туман.
* богатство речи и мастерство автора раскрасили воспоминание яркими красками. Образно! Кажется, что всё повторится снова.
.
—  И мы обретем возможность лелеять чувства, а не выставлять их напоказ, окунемся в классические отношения и классические слоги об отношениях:
«А.С. Пушкину»  Лидия Ковалевская

...и каждый год на Ваши именины
стремлюсь в усадьбу Вашу, старый парк,
просить прощенья, будто бы повинна
за те слова: "Уродец, бишь, дурак!", –
в сердцах кричала дальняя прабабка,
когда её любимица Аннет
порою поздней, ветреной и зябкой,
была готова ластиться в ответ,
в альбом вплетая
русский и французский:
"Sacha (вздохнув) merci, прости, merci",
и первый снег летел
воздушно-хрусткий...
Века идут, а Там, на небеси,
душа Аннет на облачной террасе
читает:
"всё... прости в последний раз",
но профиль Ваш,
божественно прекрасен,
не рядом с ней –
естественный нюанс.

В миру теперь – все авторы, поэты,
сошла на нет читательская рать,
но светом в мыслях – наши "тет-а-теты":
"полгода снег"...июнь...читать...читать…
* история порыва-отвержения-сожаления в миниатюре. «"полгода снег"...июнь...читать...читать…» - настолько насыщено эмоционально, что кажется, что произносится это иссохшими губами человека, находящегося в состоянии такого нервно-психического напряжения, словно «читать» для него равнозначно «утолять жажду», а следовательно — жить.
.
—  Что наша жизнь? Калейдоскоп событий. К сожалению, молниеносно сменяющих друг друга:
«А-ЛЯ РЭП» Илина Гумер
О, сколько чудных мест на земле ещё не опробовано! –
Ни одним из вменённых чувств – ни на глаз, ни на зуб – никак!..
Да что там! Не нюхано даже виски с содовой (но
Зато приоткрыл ароматные тайны свои коньяк...)

Только-только принял себя целиком – без аннексий и контрибуций,
Только всех сущих возлюбил, простил, всем отснился,
Только понял, как прав был узкоглазый старик Конфуций,
Великий своим путём, хоть и не имевший СНИЛСа,

То есть получается – только забрезжили фантомы истины
Сквозь плотно зажмуренные веки знаний и убеждений –
А ты уже стоишь и озираешься потерянно у стены,
Мало того – неудержимо сползаешь, опускаешься на колени,

Прозревая: а ведь это десятилетие – последнее красивое,
А дальше – немощной старости болезненные гримасы,
Альцгеймер с Паркинсоном, братья шаловливые,
Уже подглядывают из кулисы – ждут своего часа…

Тьфу на них! Но жизнь! – как предательски быстро меняла свои мизансцены!
Как несправедливо напяливала амплуа и раздавала роли! –
И всё же... всё же... Все её мгновения бесценны,
Даже когда все явки провалены и просрочены все пароли…
* отважная попытка стилизации под рэп философии бытия. Но каков результат! Гармоничный смысловой и образный ряд, четкий ритм и сильные рифмы. Так точно передано мироощущение человека думающего, а оттого — мятущегося.
.
—  Мятущиеся, ищущие натуры - особые, тревожащие себя и других, - притягательны и сегодня, и вчера:
«Близнецы»  То Дасе

"...задумывалось шуткой всё - и только:
прийдя к врагу, взглянуть на дочерей!
Вовеки Купидоновых затей
я не чурался,
но женитьбы мимо - avec plaisir!)*
Ромео, будто школьник,
влюбился!
Дурень!
Будь она строптивой
кобылкой необъезженной,
я против и слова не сказал бы.
Не довольно тихонь ценю,
чтобы на повороте

судьбы - лишаться разума и воли,
не спать ночей и петь кошачьи песни!
Пускай люблю Ромео, но любезность
девицам хороша и нянькам.
Другу
я окажу услугу, если соли
на хвост царю Тибальту - по заслугам -
насыплю словом.
Пяткою клянусь,
мои язык и меч ску-ча-ют. Поневоле
начнёшь скучать без доброй драки. Пусть

лишь случай выпадет - и я Тибальту
все - по одной! - его кошачьи жизни
пересчитаю шпагой.
Алым брызнет
его дурная кровь! Злодей и обер-плут!
Уж я его, аге'ласту*, ославлю!
А вот и он - со сви-то-ю!
Идут
под жарком солнцем. Лёгок на помине.
Позубоскалю чуть и позабавлю
мой разум и клинок мой острый - ныне.

Ромео, друг единственный, Ромео!
Зачем в пылу дуэли нас разнять
ты поспешил?!
Тебе ли, фат, не знать:
где бьются двое - третий верно лишний!
Я вправо бил, Тибальт ударил влево - туда, где сердце.
Что? Ты веселишься?...
подай и мне мой шутовской колпак.
Тебя любовь поймала, словно невод - уклейку;
прах тебя возьми, меня - червяк!

...О, Маб, плутовка! Повитуха фей!
Ты мне не раз предсказывала славу
задиры и повесы.
Сны по нраву такие были мне.
С недавних пор
переменилась ты: во власть теней
влеком тобой
любитель скорых ссор
и шалостей немалых...я ослаб,
а смерть - что сон...и милостью твоей
усну навеки я, о, королева Маб!"

...Меркурий, покровитель всех повес,
охальник знатный и пиит изрядный!
Близнец мой, надмогильный камень хладный
сей день ты мне пророчишь. Поутру
писал я вирши, нынче - еду в лес.
Стреляться как условлено.
В миру, Меркурио, я не знавал бесчестья!
И если дух твой предо мной воскрес -
садись-ка, братец, в сани - едем вместе!

***

Вечерний самовар ещё шипит,
в боках златых ещё блистают свечи.
Но - сливки киснут на столе.
Но - тише речи.
И за морошкою Меркуцио спешит…
* возвышенная интонация. Стихотворение-параллели «прошлое — настоящее», «жизнь — смерть», «поступок — проступок». Автор  словно ощущает пульсацию эпох, наблюдает за героями, находясь рядом.
.
—  Рядом с нами в жизни обязательно присутствуют чудеса. Способны ли мы их замечать:
«Чудо»  Эдмар

У меня под окном, на берёзовой ветке,
был замечен висящим зелёный томат.
Ботаничка явилась, прищурилась едко
и отправила селфи в учительский чат.

Приезжал академик, разглядывал чудо,
нецензурно с собою ведя диалог.
Ассистентка в перчатках, в чуднУю посуду,
собрала на анализ берёзовый сок.

Любопытные к дому пошли вереницей.
Караульного кто-то поставил во двор,
тот кормился на месте кефиром и пиццей.
У калитки, на лавочку, сел билетёр.

Журналисты вели репортаж о явленьи,
невзначай пробудив Грету Тунберг от сна,
и ООН затрясло от её обвинений -
довели, типа, климат, - до самого дна!

Величав, словно шах, прибыл шейх из Дубая -
семена помидорной берёзы купить.
Всё для счастья, мол, есть у него - не хватает
лишь её на аллее в саду посадить.

Подарил. На мечте наживаться - не дело!
Шейх - в восторге. И в гости к себе пригласил.
Помидор краснотой наливался несмело...
но загнил и с березы упал, - не дожил

до триумфа своей дегустации миром...
Мир забыл про него через несколько дней.
Я доволен - асфальт проложили к сортиру,
и проверку прошёл на ура суперклей.

P.S. Это было давно, это было недавно,
мне казалось не будет событий чудней.
Шейх дубайский прислал нынче снимок забавный -
он в обнимку с берёзкой, - томаты на ней…
*очень реалистично (стирается грань между «де-факто» и вымыслом), оттого и художественное впечатление от этого стихотворения (в чем-то скетчевого) неизгладимое.
.
—  Что же ещё может оставить неизгладимое впечатление? Мощь природы:
«За час ночной…»  Серафима 17

За час ночной от жара не остыв,
Дома едва дышали сквозь оскал,
Как будто здесь экватор всех пустынь,
А не Москва.
Казалось, город, сгинувший в песках,
На шее нёс машин горячий клин,
И капли пота по его вискам
Людьми текли.
Как чуда, ждал он яростной воды,
Томимый жаждой всех иссохших нёб —
Потом лежал, раскрыв глаза-зонты,
И пил взахлёб.
А человек, что из окна глядел,
Так хрупок был, но взгляд его вмещал
Разгар жары, усталость мокрых тел
И мощь дождя.
* сложное чувство осознания/просветления, пришедшее человеку в момент вселенского очищения города и открытия хлябей небесных, передано с ювелирной тонкостью и точностью.
.
— Поддаётся ли ювелирной огранке желание/тайна? Гранёный жемчуг уж  точно никого не оставит равнодушным:
«Жемчужина»  Ольга Флярковская

Не сорокой какой украдена,
Где-то выпала из кольца
Перламутровая виноградина –
Сердце девичьего ларца.

Я тайком любовалась бликами:
В ней играла с огнём вода...
Аместистам ли, сердоликам ли –
Предпочтения не отдам!

Я не стану другой подыскивать
И кольца мне совсем не жаль:
В той беглянке мерцала истина,
Как в туман, укрывалась даль.

Неизведанная галактика,
Знак бессмертья, слеза земли...
Бледный ландыш и снежность Арктики
Так оттенки переплели!

Пузырёк на волшебном озере,
Буса с ведьмина черпака!
Проступила в колечке прозелень,
Не забывшем её пока...

– Приглядела в полу расщелинку
Или тихо легла в траву?
Лунным зёрнышком, роской беленькой, –
Может, встретишься наяву?

...Тень по комнате мышью рыскает.
Перстенёк подношу к огню...
То не сказка, а только присказка.
Я и большего не храню.
* с особым женским томлением, изящное от первой до последней строчки, мелодичное стихотворение. Кажется, что ты сама сидишь у очага, пытаясь согреться и согреть свою мечту.
.
—  Но кто-то чувствует себя вполне комфортно и вдали от очага. Мужчина — покоритель пространств, жаждущий открытий:
«Эдвард Лир и вопросы языкознания»  Соэль Карцев

Прочитав часослов по пшенице,
изучаю по скалам иврит:
если знаешь зачем говорится,
всё равно, кто и как говорит.

Скоро облако бабочек скроет
облик мой и земные мечты.
В шар-хрустальном, серебряном рое
я исчезну и буду на "ты"

с кельтиберскими сего и брига*,
а пока благоденствую, и
ожидают заветного мига
синерукие джамбли мои.
* профессионально, с плотными строками (которые можно разбирать на цитаты), при этом хрупкое (шар-хрустальное), будто-бы кратковременное затишье перед важным шагом.
.
—  Хотя к затишью (читай: зоне комфорта) порою привыкаем так, что жизнь по распорядку (читай: пресную) не хотим/не можем сменить на настоящую — читай:
«Там-де-ла» Лина Маго

Понедельники в пробке встанут,
Полка верхняя, чай в стаканах,
Постучит в окно полустанок,
И захочется прыгнуть в снег,
Провалиться в него по пояс,
Окунуться в клестовый посвист,
Стук-постук по деревьям посох —
Снизойдёт благолепье с неб.

Телогрейки да шапки-валенки —
Старики сидят на завалинке,
А в субботу затопим баньку,
Чтоб по-чёрному — добела,
Остальное, ей-ей, пустое,
Сбросит письма на снег «Почтовый»,
Оставайся — да что вы, что вы,
Там-де-ла-там-де-ла-там-де-ла…

Обустроен вокзал под крышей,
Светофоры зелёным брызжут,
На счету накопились тыщи —
Не большие, но всё же есть,
Жизнь разложена по минутам,
Никаких тебе фу-ты ну-ты,
Что ты, что ты, совсем не нудно,
Что ты, что ты, совсем не жесть.

Вроде жили, да подустали,
Раздражительней, что ли, стали,
Снег не то чтоб совсем растаял —
Сбился комьями, побурел,
Старики картузы надели,
Вот бы в баньку на самом деле,
А до отпуска две недели
В никаком-нибудь декабре.
* многослойное стихотворение, органичное переплетение сюжетных линий, образов литературных героев, авторской мысли. Диаметрально противоположные локации человека — словно символ крайностей,в которые бросается он, а золотая середина всё ждет никакого-нибудь декабря.
.
—  А что если никакого-нибудь декабря не дожидаться, а махнуть:
«в Анапу»  Анна Мун

Здесь у стен есть уши, глаза у окон.
Сделай панцирь мне и надежный кокон.
Выдай ключ от комнаты для печали.
Будем там молчать, где всегда кричали.
Будем там терпеть, где всегда хотели.
Жизнью жить других, но в привычном теле.
Глобус вертишь ночью под одеялом -
Очень много "но", очень денег мало.
Тех вообще под утро поставят в угол -
Пели Ленинград и грузили Гуглы.
Может, как соседи, махнём в Анапу?
Будем шаурму там глазами лапать?
Коконы в метро, панцири в маршрутке…
Разбуди скорей медленным и чутким
Поцелуем ниже и вдоль ключицы.
Под Анапой странное может сниться.
* кто мы, получившие панцири и коконы,  живущие «жизнью других», стыдливо пытающиеся быть честными с собою и другими? Кто мы — так желающие взаимности, но предпочитающие получить «ключ от комнаты для печали»? Кажется, что в стихотворении присутствуют и социальный, и лиричный (очень личный, интимный) оттенки. Может ощущение мира/счастья и сосредоточено в нежном и чутком прикосновении друг к другу?
.
—  Видимо, да. А в период дистанций так важно получить несколько мгновений для умиротворения на коленях «у истекающих суток»:
«Городская пастораль»   Сечер

В двух шагах от неоновых светосплетений
и от прочей витринопластики
где-то в восемь рождались вечерние тени
и к ногам, как котята, ластились.

Из коротких объятий, прощальных жестов,
театральных и переулочных,
ночь лепила сюжеты, как лепит из теста
хлебопек завитки на булочках.

Витрилон закрывался, котята сбегались
к остановкам метро и маршруток
и, свернувшись клубком, на коленях спали
у истекающих суток.

Ноль часов на часах, и в одной из "газелей"
я усну на твоих коленях
и просплю до утра...

Утро стащит с постели
и усадит за чай с печеньем,
всё ночное заменит естественным светом,
точку вырежет из многоточий...

но пока что я сплю, и мне нравится это,
и мне нравишься ты, и очень.
* атмосферное. Обыденность, усталость — встреча. Как успеть позволить себе роскошь чувствовать, успеть осознать  «и мне нравишься ты, и очень»?
Гипнотизирующий текст, читаешь — и замираешь, вглядываясь в городскую пастораль и мечтая о том, что будут все-таки многоточия, а не точка!
.
—  Но точку в этом тексте поставить придётся. Мне очень жаль, что в моём протоколе лишь 25 выступающих, но правила есть правила:
1. Речная Нимфа  «Сестра»
2. Илина Гумер «А-ЛЯ РЭП»
3. Лина Маго «Там-де-ла»
4. Сечер «Городская пастораль»
5. Елька 22 «Дух бродяжий»
6. Соэль Карцев «Эдвард Лир и вопросы языкознания»
7. Ольга Флярковская «Жемчужина»
8. Наринэ Карапетян «Как это было»
9. Татьяна Воронова «...»
10. Эдмар «Чудо»
11. Алескандр Марочкин «Ночь»
12. Анна Мун «в Анапу»
13. Семён Валлич «Чёрнобелое»
14. Михаил Белоногов «Гипнофобия»
15. Игу Имбирь «целомудренно до оскомины»
16. Серафима 17 «За час ночной»
17. Елена Смэлт «Подсолнухи»
18. Марина Быстрова-Докс «Виолончель»
19. Елена Галиаскарова «Сказочное»
20.То Дасе «Близнецы»
21. Надежда Новицкая «Солодка»
22. Вера да Юра «Материнский инстинкт»
23. Лидия Ковалевская «А. С. Пушкину»
24. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Атлантида не умела плавать»
25. Алекс 87 «И врут стихи»


Огромное спасибо всем участникам!