Светлана Еремеева. Экспертный обзор. Май-2021

Большой Литературный Клуб
Хочу поблагодарить организаторов конкурса за интереснейшую возможность стать членом жюри. Сразу скажу, что, пожалуй, нет ни одного стихотворения из выдвинутых на конкурс, которые бы я отвергла полностью. В шорт-лист выбраны те, что ближе мне по духу.

(Прим.: Обзор писался по анонимному лонг-листу, полные ссылки восстановлены ГР БЛК.)


3. КУКУРМЕ «туда»
http://stihi.ru/2015/08/27/9635 номинатор "Термитник поэзии"

туда, где нет рабочего режима,
и всё потом, пожалуйста, потом;
туда, где лето неопровержимо, незыблем дом,
ещё все живы.

где в школьном своевременном трамвае
забрезжит контролер, того гляди;
где первый снег, приставка игровая, жизнь впереди
как таковая.

где чайник со свистком монументален
и чуть расплывчат гость к шести часам;
где сладки шоколадные медали (виновен сам –
других не дали).

там диск на телефонном аппарате
вращается, и ждешь, и ждёшь ответ,
но дозвониться времени не хватит за столько лет.
(за сколько, кcтати?).

там лес, река, и солнце к ним впридачу,
там лишнее творим и говорим,
там бабушкин пирог на светлой даче неповторим.
теперь – тем паче.

теперь, когда все те, кто стали светом,
отчалив к неизбежным берегам,
назад не приплывут (по всем приметам), – что делать нам?
жалеть об этом.

Выделяю это стихотворение за нестандартность ритмики, формы, а также за создание особой атмосферы прошлого. Мне эта атмосфера знакома. Ф. Джеймисон назвал бы это «структурой чувства». Автор стихотворения хорошо передал ощущение времени – 1980-х годов. Когда читаешь, словно перемещаешься в прошлое. Точно подобраны слова и образы. У подобных стихов, на мой взгляд, есть один минус, – людям, чье детство не приходилось на этот период, не понять всех его тонкостей.


7. ТАТЬЯНА СМИРНОВСКАЯ «Снежное»
http://stihi.ru/2021/04/25/7963 номинатор альманах "Витражи"

Когда весь мир сошёл с орбиты,
в обрушившейся белизне
мне не давал летящий снег
увидеть силуэт размытый:
он был так тонок, невесом
в сбивающем потоке плотном.
Я падал вверх, к знакомым окнам,
сквозь снег, летящий мне в лицо,
не мог дышать в бреду кессонном,
в готовности поверить снам...

И всё не мог его догнать:
нас разделяла невесомость,
а окна отводили взгляд
и занавешивали лица,
и белый сумрак с неба лился,
и в небо падала земля,
цвели сигнальными огнями
сквозь снегопады фонари,
и свет снежинками искрил,
меня и землю обгоняя...
Но мир от снега занемел –
вернулся греться на орбиту:
бредёт вперёд и всё забыто.

А я остался в той зиме.

Метамодернистское стихотворение. Чувствуется техника осцилляции: то ощущаешь взлет наверх, в небо, то спускаешься вниз. Но движение вниз не означает, что опускаешься именно на землю. Это вечное вращение в воздухе. Именно так порой кружатся снежинки. Не долетают до земли, а тают над ее поверхностью. Это – стихотворение-чувство. Подобные стихи «видишь» внутренним зрением. Здесь все идеально сложилось благодаря точной конструкции образов.


9. АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Сад»
http://stihi.ru/2018/08/23/6479 номинатор Илина Гумер

И я затею убегать
Из опостылевшего сада,
А сад в смятеньи и досаде
Мне станет ноги оплетать
Руками цепкими корней,
Вьюнов стальною канителью
Охватит зябкие колени.
По безысходности своей
Заплачет сумрачная птица,
Переходя на сиплый свист.
И в памяти воспрянут лица:
Вот я стою — отроковица,
Вот вальс играет гармонист,
Дед кружит статную соседку,
Скрипит начищенный сапог...
Когда бы память спрятать в клетку
Под бабкин выцветший платок,
Как заводного попугая!
А лучше — пуговкой в карман.
Но без конца гармонь играет,
И млечный стелется туман —
Сырой, трагический, извечный.
Так прорастает сад во мне
Начальной пристанью, конечной,
Несущей точкой на земле.

Это стихотворение – одно из самых ярких в лонг-листе, на мой взгляд. Передается атмосфера тоски по утраченным ценностям, по исчезнувшему навсегда глобальному прошлому. Сад, природа, звери, птицы пытаются поймать человека, не отпустить его от себя в новую цифровую реальность. Стихотворение – тончайшее, чувственное, искреннее. Удачно подобраны слова, образы, ритмика, рифма.


18. МЕРАЛИ САНДАР «Круги»
http://stihi.ru/2020/11/25/7982 отборочный тур

Это слово, что в колыбели на берегу
Тихой речи, вдали от воинственных децибел,
Как молитва, едва окрылившись, сорвётся с губ,
Долетит до небес, упадёт – и опять в тебе.

И опять в тебе уходящей зимы глоток,
Снова тают её серебряные снега.
Замечаешь, как предначертанного поток
Размывает твои намоленные берега.

Берега рассыплются эхом твоих стихов,
Серой буквенной пылью мозоля глаза другим,
Чтобы камень с души тонул в глубине веков,
На поверхности слов оставляя свои круги.

Еще одно метамодернистское стихотворение. И опять оно очень точно, очень ритмично сформировано. Я бы сказала, оно невероятно музыкальное. Его можно предложить какому-нибудь композитору, скорее всего рэперу, будет шлягер. Стихотворение создает в воображении яркую картинку кругов на воде, а за кругами – в глубине бессознательного, в глубине самого себя, – проявляется бесконечность.


19. КАЛАШНИКОВ Ю-Ю «Качает ночь огни и мотыльков»
http://stihi.ru/2021/01/02/7874 отборочный тур

Качает ночь огни и мотыльков
над озером с уснувшей глубиною.
Привязанные лодки рыбаков
и песенка, игравшая со мною
весь вечер в прятки.
Я забыл ее слова,
звучавшие под парусом когда-то.
 
Невидимые глазу острова
встречают разноцветную регату
моих воспоминаний отрывных.
И то ли звезды, то ли счастья тема
пытаются без карт и позывных
пробиться к нам из прошлого эдема.
Наверно, зря.
Пустые берега
огни оберегают от рассвета.
Качается, как лунная серьга,
мелодия забытого куплета.

Некоторые образы этого стихотворения (увы) банальны, но, тем не менее, оно тоже весьма неплохо выполнено в технике осцилляции. Первая строфа – идеальная. Над второй – нужно еще работать. «Мелодия забытого куплета», «из прошлого эдема», «лунная серьга» – всё портят. Здесь все нужно до конца довести в рамках нестандартной образности, иначе создается впечатление, что автор на второй строфе устал погружаться в незримый мир волшебства.


21. ПАВЕЛ ШУЛЬГА «симулякр»
http://stihi.ru/2021/05/16/3121 номинатор Александр Оберемок

Доктор, а пропишите пилюль от жалости.
Пусть хоть красных, хоть синих, хоть всех цветов побежалости.
Доктор, я очень прошу, пожалуйста.
Мне надоело всех каждый раз жалеть.
Птичек, зимой по городу ковыляющих,
Нищего, не собравшего ни рубля ещё,
Мальчика с папой "вот я те наваляю ща",
Каждый из них – как удар по лицу. Как плеть.

Доктор, скажите, а нет ли лекарств от смелости?
Я бы хотел в сохранности постареть и в целости.
Доктор, возьмите когти мои и челюсти,
Дайте взамен спокойное что-нибудь.
Чтоб воскресенья дома у телевизора
Чтобы орешки с парой бутылок пилзнера,
Я ведь о чём прошу? Самый мизер, а?
Просто от приключений бы отдохнуть.

Доктор, а нет ли от головы чего-нибудь?
Чтоб не вертелись в ней кортасар и воннегут,
Чтоб гиперонимы уплывали по небу,
Вместо того, чтоб в голову лезть мою.
Осточертело думать всегда, как в шахматах,
Мысли людишек видеть в глазах распахнутых.
Мне даже водочки не с кем жахнуть тут:
Скучно, когда у всех низковат ай-кью.

Гудвин сидит, сопя ненабитой трубочкой.
Ноги на столик, шляпу швырнул на тумбочку.
Тихо ты, говорит, помолчи секундочку.
Что ты растарахтелся, как козодой.
Ладно тебе, ну что ты глядишь зашуганно?
Хочешь – живи бездарным и неоструганным.
Если родился пугалом – будешь пугалом.

Выпьешь перед обедом.
Запьёшь водой.

Стихотворение задевает своей искренностью. Это еще один образец стихов-чувств. Первые три строфы радуют своими необычными образами. Тема эмпатии, точнее имитация опровержения эмпатии, выдает погружение автора в идеи метамодернизма или неоромантизма. Но над четвертой строфой еще нужно поработать. Она выбивается из общей атмосферы. Кто такой Гудвин? Почему он вдруг появляется? Это что-то из фанфикшена? Или из Абрахама Меррита? Но тогда это стихотворение (увы) будет понятно только узкому кругу посвященных.


26. ОЛЕГ ПАРШЕВ «Волшебных снов»
http://stihi.ru/2021/03/23/7849 квота ГР за редактирование отборочного тура

Укатали Сивку крутые горки.
Она снимает сбрую, закрывает шторки,
Пишет в инете:
«Волшебных снов!».
У неё по планете
Куча знакомых лошадок, зебр и ослов.
И ей тоже из чудесного далека
Присылают смайлик – машущее копытце: «пока-пока!».
Облака
Становятся золотистыми – так сияет луна.
А ведь где-то язва, чума, война...
Сивка не может уснуть – ей кажется, во всём виновата она.

Еще одно стихотворение, которое я выделяю особо. Это – настоящая «новая искренность». Послание к Д.Ф. Уоллесу. Точные образы, математически верно подобраны слова, ритм – идеальный. Просто «браво»!


27. АРСЕНИЙ ЗАГАЕВСКИЙ «Лаосцы слушают рис»
http://stihi.ru/2020/05/31/2833 квота ГР за редактирование отборочного тура

Ты скажешь: да все они там узкоглазые...
Цыц. Широкоглаз – присмотрись
получше: есть в Юго-Восточной Азии
лаосцы. Они слушают, как прорастает рис.

Это не я придумал, здесь так считается:
швецы и жнецы – в Индокитае три
нации: кхмеры, вьетнамцы и тайцы.
А лаосцы – лаосцы слушают, как прорастает рис.

Ты скажешь: тю, мол, не сыпь тут пословицами...
Так езжай во Вьентьян, в Луангпрабанг прошвырнись!
Зависни подольше. Потусуйся с лаосцами –
и найдёшь в любом из них Слушающего Рис.

Чужестранцы-засранцы их громили и завоевывали,
а они, пережив любой катаклизм:
Советы с советами ли, американские бомбы ли,
всё себе слушали, слушали, как прорастает рис.

И как только выжить этот land-locked Лаос умудрился
с народом, едва разменявшим шестой миллион!
Может, хранили его Зонтик и Белый Слон?
Я думаю – Слушание Прорастания Риса.

И по той же причине, подозреваю я,
хоть рацион их – один клейкий рис,
минуют лаосцев сердечно-сосудистые заболевания...
Ах, если б ещё солнечный рак не грыз.

Потому они там весёлые, хоть и бедные:
кто говорит – неиспорченность, кто – тхеравадский буддизм.
Я в буддизмах не спец, но вот что тебе посоветую:
будешь там – потрудись, в пять часов посмотреть пробудись,

как монахи идут оранжевой вереницей,
а люди их ждут, и на циновках – еда;
суют в котелки им бананов, зелени, того же риса,
а у кого не возьмут – тому, брат, беда.

И уж четверть века, если совсем припирает,
суживаю глаза (так, чтоб не видно слёз);
сразу – золото пагоды, зелень поля, за полем на кхене играют...
Где-то там на свете остался Лаос.

Ты скажешь: поди, там китайская стройка всё выше,
не в струю твои строчки, Лаос твой давно не тот...
Погоди. Слышишь? Нет? Я уже тоже почти не слышу.
А они так же слушают: рис-то растёт.

Всю жизнь проработала на Восточном факультете СПбГУ и могу с уверенностью сказать, что автор явно связан с востоковедением. Пишет о том, что знает. Стихотворение – блестящее. Ритм, образы, убедительность каждого слова – все абсолютно верно.


29. АНДРЕЙ МЕФРО ПЕРЕВАЛОВ «Пубертатное»
http://stihi.ru/2020/11/15/1015 номинатор Вайлит

Глазными крошками просыпаешься в свой одеальный мир.
Растаявший, как пломбир, слезаешь-слизываешься с подложки.
С видом тошным, похожее так на прописи, всматриваешь окошко.
Выводишь себя из себя, торопишься в потрясное шоу-реалити.
Шипит шко-ко-кола на язвы в дуршлачной памяти.

Жаль его, чёрная мамба со вкусом кола!

Как же прекрасны мамы и их пищащие дисциплята –
одуванчики-ванечки первого класса опасности.
Плескался вчера ещё в ванночке, –
сейчас в пиджаке, – растакуще важный,
каждый день получающий по башке.
Не, ну а как же? Местные земли жестоки.

Клюёшь на уроке семы, выписываешься на востоке.
Где будем все мы, под соснами знаний, сидит человек залобный,
торгует снами, стопами отталкивается, зависает,
воспроизводит жалкое впечатление будущего.

Ну же, из ножен вытащи самое нужное!

Институт, и там, всюду сутки-судороги утру исправно вторят.
В хикикоморе плавающий рассудок уносит заботы за борт.
Ресозерцаешь ламповый запах солнца
с Мнемозиной в прозатхлой комнате.
Нет замысла, нет свободы, –
годы сдвигают годы в офисный листопад.

Ломбард жизни да Форт Боярд – твои две невезучие тачки.
Из-под крышки нарывной парты отвалилась переживачка.
 
Love is? Большая, смачная!

С Марианской до Эвереста, не находящий места,
смакуешь на лето в обмороке.
Рука к руке, рука об руку,
но позже, – спустя, – что-то лопнуло, –
и палец о палец ударить не можешь.

За что же, боже, мне эта мстя?!

А за шторами, с этих пор:
поза лотоса, нарублёванный головной убор,
крик вполголоса, парик с полволоса, фриковое телосложение,
не меняющая положение, перестановка сумок,
гжельный туннельный сумрак, свет перехода,
эхо конечной станции.

Вечный ребёнок без нового года остался.

Это стихотворение – опять для рэперов. Тоже может быть шлягером, если его немного сократить. Краткость, все же, и в наши дни все еще сестра Таланта. В целом – текст понравился, все образы хорошо ощущаются. Но есть и некоторые шероховатости: «фриковое телосложение» – что это значит? Разве телосложение может быть фриковым? «Отвалилась переживачка» – может «пережвачка» без «и»? Я понимаю, это игра со словами – «жвачка» и «переживание», но как-то невыразительно получилось. В нашем детстве говорили «жувачка»)). В общем, стихотворение надо бы немного доработать.


30. ЕЛЕНА ДОРОФИЕВСКАЯ «Безоружны» http://stihi.ru/2021/05/07/7887 номинатор Вайлит

… до того дружны, что безоружны –
безодежны, нежны, и хотим доверять сполна.
Чаши – доверху, лодки – разные. Жизнь – одна
колыбельная глушь, где не ветрено и не вьюжно,
только плотный туман и волна.
В тишине натужной
речь, лишённая лживости, хрипом гальки поглощена.
Если медь звенящая и кимвал звучащий – каждая не жена
и жена, которой ты нужен, не нужен, и снова нужен,
так ли ты безоружен?
…из холодных кувшинок свет проливается в ружи,
в мягкий отблеск песчаной отмели; еле-еле,
из последней тоски, держат небо лиловые ели,
и замочное горлышко пригородного отеля
торопливо и жадно проглатывает двоих… –
всё, что нас бережёт от келейного сумрака в теле.
Солнце где-то внутри безопаснее, чем снаружи.
Если эта неотвратимость заложена в бытии,
так ли я безоружна?

Очень нравится стихотворение. Опять – метамодернизм, «новая искренность». Такие стихи – на грани. Немного ошибешься в подборе слова, и все полетит в пропасть. А тут все точно, ритмично. Рисунок образов – просто идеальный. Твердая пятерка!


***

Хочу еще выделить стихотворения «Ангелы» № 6 (Татьяна Гаврилова 5, http://stihi.ru/2019/06/07/8611) и «Полковнику никто не пишет» № 23 (Алексей Ерошин, http://stihi.ru/2018/02/25/1900). В «Ангелах» не хватает, на мой взгляд, техники, много банальных образов, но оно очень искреннее. В «Полковнике» все идеально, но я не люблю темы, полностью повторяющие сюжет какой-нибудь книги или стихотворения. Создается впечатление пересказа, а не интерпретации. Но… Думаю, Маркесу бы понравилось. Хотя оно и очень длинное (почти «сто лет одиночества»).
Желаю всем конкурсантам удачи!

С уважением,
Светлана Еремеева