Германия. Зимняя сказка Гейне Глава 4

Вероника Фабиан
*****************************************
http://stihi.ru/2021/06/07/1029
Германия. Зимняя сказка Гейне Глава 3


*****************************************
Прослушать главу 4 можно по ссылке:

http://stihi.ru/rec.html?2021/06/13/6758

*****************************************

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ IV ГЛАВЫ:

Поэт приезжает в Кельн. Он чувствует свежий воздух, ест блины с ветчиной, пьет рейнское вино. Поужинав, он решает прогуляться по вечернему городу.

 Дома и улицы Кельна хорошо знают ужасы Средневековья, когда на кострах сжигали книги и людей. Ночью он смотрит на город и думает о «темных людях». Так называемые «Письма темного человека» писались в 1515 и 1517 годах, когда строился Кельнский собор.
 В этих письмах высмеивали схоластику и нападали на духовенство. Упоминается соавтор Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Поэт называет других людей,  Гохстратен  - теолог, боровшийся с гуманистическими идеями «Писем темного человека», или Менцель, друг детства Гейне, который в студенческие годы был его противником.

Черным колоссом предстает перед лирическим героем знаменитый Кельнский собор.

Кельнский собор должен был стать «Бастилией духа». Однако поэт считает, что вместо этого здесь погиб немецкий разум. Строительство было прервано во время Реформации, и Гейне считает это прогрессом. Он считает собор «памятником силы Германии». Его страна сформирована протестантами.

Поэт подозревает, что строительство собора не будет завершено, а усилия соборного объединения, безумие его членов, попрошайничество, поиск финансовых средств тщетны. Композитор Ференц Лист (1811-1866) также напрасно дал благотворительный концерт в поддержку здания. Даже король (Фридрих Вильгельм IV) этого не сможет.

Собор здесь рассматривается как символ угнетения других религий. Гейне утверждает, что однажды собор потеряет свое первоначальное значение: его, например, могут превратить в конюшню.

У него есть ответ на возможные вопросы людей: Трех мудрецов следует подвесить в клетках башни святого Ламберти Мюнстерской церкви. Бальтазар, Мельхиор и Каспар (три царя, чьи мощи находятся в Кёльнском соборе) олицетворяют Священный союз - символ консервативного старого порядка.

Упоминается здесь «Король-портной». Речь шла об анабаптистах, анабаптистской империи Мюнстера - радикальном христианском движении реформации, которое требовало свободы веры и отделения церкви от государства и преследовалось властями и официальными церквями.

 Под «королем-портным» Гейне подразумевает Яна ван Лейдена (1509-1536), который был ведущей фигурой среди анабаптистов. Как Иоанн I, он принял титул царя, основал «Царство Сиона» и суд.  Его и его 2 соратников казнили и поместили в клетки башни св. Ламберти.

В 26-27 катренах Гейне критикует короля Фридриха Вильгельма III, который отказал народу в конституции, обещанной в 1813 году.

*****************************************
1
Я в Кёльн прибыл вечером поздним и здесь
Услышал я Рейна журчанье,
Обмахивал воздух немецкий меня,
И я ощутил вмиг влиянье -
2
На мой аппетит. И я тотчас же съел
Омлет с ветчиною, но  соли
Так много в нём было, что вынужден был
Я Рейнским запить поневоле.
3
Сияет по-прежнему ярко рейнвейн,
Как злато в зелёном стакане,
И если ты выпьешь за раз много пинт,
В носу станет, как на вулкане.
4.
Так сладко щекочет в носу у тебя,
Восторгу нельзя предаваться!
На улицу это погнало меня
Чуть-чуть чтоб в ночи продышаться.
5
Постройки из камня смотрели, они
Как будто напомнить хотели
О прошлых легендах давнишних времён,
Что Кёльном священным владели.
6
Здесь раньше священнослужителей мир
Своим благочестьем лукавил,
Здесь правили тёмные люди* тогда,
Их Ульрих фон Гуттен* ославил.
7
Здесь в средневековом канкане монах
С монахиней в страсти сплетались.
Здесь Менцель, друг детства, Гохстратен здесь жил,
Доносики  ими  писались.
8
Здесь яркое пламя костров много раз
Людей, разных книг пожирало.
И звон колокольный был слышен везде,
"О, Господи, сжалься"!* звучало.
9
В соперниках глупость и злоба была,
Сцеплялись в собачьей манере.
Сегодня потомков их можно узнать
По их нетерпимости к вере.
10
Взгляните, взгляните! При свете луны
Колосс возвышается   тёмный.
Он в небо стремится по-дьявольски ввысь.
Собор это Кёльнский* огромный.
11
Бастилией духа он должен был стать,
То план был хитрющий у Рима:
В темнице огромной, по мнению их -
Увянет смысл здравый незримо.
12
Но Лютер* пришёл и  протест заявил,
Великое "Стой!" зазвучало.
Работы пришлось прекратить, и с тех пор,
То зданье пока пустовало.
13
Собор недостроенный -  и хорошо.
Стоит он пред нами гигантский,
Как памятник силы немецкой стоит,
Как миссии  всей протестантской.
14
Совета Соборного свора плутов,
Как вам бы всем очень хотелось
Продолжить работу, что прекращена,
Закончить ужасную крепость!
15
Какая ошибка большая глупцов!
Звенит колокольчик суетно.
Еврея вы просите, еретикА -
Всё это бесплодно и тщетно.
16
И зря, безуспешно играет сам Лист,
На благо собора играет,
Пред публикой тоже напрасно король
Любезно стишочки читает!
17
Не будет закончен, нет, Кёльнский собор,
Хоть швабы-глупцы и сказали,
Чтоб строить продолжить, они, мол,  корабль
С строительным камнем послали.
18
Не будет достроен, всем птицам назло,
Всем воронам, филинам, совам.
Хоть любят они и ютиться в церквах -
Известие это не ново.
19
Да, может ещё и такой день прийти,
Что вместо его окончанья
В конюшню собор весь внутри превратят,
Всё это огромное зданье.
20
«А если конюшней вдруг станет собор,
Тогда начинать нам с чего же?
Что делать с тремя королями*, что там,
Оставить их в скинье* ? - Негоже.» -
21
Я слышу вопросы. Но нужно ли нам
Миндальничать или смущаться?
А три короля из восточной страны
Куда-нибудь могут убраться.
22
Но можно и в Мюнстере их разместить,
Всех трёх, это лучше, поверьте.
Три клетки железные в башне висят,
Та башня святого Ламберти*.
23
Сидел в своё время один там король*,
С ним оба советника вместе.
А мы их для этих величеств возьмём,
И будут они вновь на месте.
24
Направо поместится сам Бальтазар*,
Король Мельхиор* пусть налево.
В серёдке покоиться будет ГаспАр*.
Чёрт знает, как жили до хлева.
25
Священный Союз трёх восточных волхвов,
Их к лику святых причисляют.
Возможно, союз этот был не всегда
Святым, как сейчас размышляют.
26
Король Бальтазар и король Мельхиор,
Они, как глупцы,  всё всем  врали,
Они конституцию как бы в нужде
Стране своей  пообещали.
27
Потом не сдержал своё слово Гаспар,
Гаспар, королём он был мавров.
Он неблагодарностью чёрной народ,
Глупцов одарил со всех флангов.

ПОДСТРОЧНИК

1.
В Кёльн я прибыл поздним вечером,
И тут услышал шум реки Рейн,
Немецкий воздух уже обмахивал меня,
И тут я почувствовал влияние -
2
На мой аппетит. Я съел
Там омлет с ветчиной,
А так как он был сильно соленым,
Я вынужден был выпить рейнвейн (рейнское вино).
3.
Рейнское вино по-прежнему сияет, как золото
В зелёном стакане из римского стекла.
И если ты выпьешь слишком много пинт,
То у тебя в носу поднимается (газ от вина).
4.
Ощущение покалывания так сладко поднимается в носу,
Нельзя предаваться восторгу!
И это погнало меня наружу в сумеречную ночь
На гулкие улочки.
5
Каменные дома смотрели на меня,
Как будто они хотели мне доложить
О легендах давно минувших времён,
Об истории священного Кёльна.
6
Да, здесь когда-то священнослужители
Занимались своим благочестием,
Здесь господствовали тёмные люди,
Которых описал Ульрих фон Гуттен.
7
Канкан средневековья здесь
Танцевали монахини и монахи.
Здесь писал Гохстратен, Менцель кёльнский
Ядовитые доносики.
8
Пламя костра здесь
Пожирало книги и людей.
Колокола при этом звонили,
И пелось "Господи, сжалься!"*
9
Глупость и злоба соперничали здесь,
Подобно собакам на улицах.
Их внуков можно узнать ещё сегодня
По их ненависти к вере.
10
Но посмотрите там в лунном свете
На колосса-молодца!
Он возвышается, как чёрный дьявол.
Это Кёльнский собор.
11
Он должен бы быть Бастилией духа,
И хитрые римляне думали:
В этой огромной темнице будет
Немецкий здравый смысл увядать.
12
Затем пришёл Лютер, и он
Произнёс своё великое "Стой!"
С того дня осталось строительство
Собора прерванным.
13
Он не был завершен - и это хорошо.
Потому что просто незавершение
Делает его памятником  силы Германии
И протестантской миссии.
14
Вы, бедные негодяи из соборного общества,
Вы хотите бессильными руками
Продолжить прерванную работу
И завершить старую крепость!
15
О, глупое заблуждение! Напрасно
Трясёте вы колокольной сумкой
и просите у еретиков и евреев даже.
Всё бесплодно и напрасно.
16
Напрасно великий Ференц Лист
Музицирует на благо собора,
И талантливый король
Напрасно декламирует (стихи).
17
Он не будет достроен, Кёльнский собор,
Хотя дураки из Швабии
Для продолжения строительства целый корабль,
Полный камней, послали.
18
Не будет достроен, несмотря на все крики
Воронов и сов,
Они, настроенные на старину, охотно
ютятся в высоких церковных башнях.
19
Да, наступить может время даже,
Когда, вместо того, чтобы его окончить,
Внутренние помещения как конюшню
Для лошадей  будут использовать.
20
«А если собор станет конюшней,
Тогда с чего начать,
С тремя святыми королями, которые там покоятся,
Внутри скинии?» -
21
Вот так я слышу вопросы. Но нужно ли нам
В наше время стесняться?
Три святых короля Востока,
Они могут где-нибудь в другом месте пожить (без удобств).
22
Последуйте моему совету и засуньте их
В эти три корзины из железа,
Которые висят высоко на башне Мюнстера,
которая носит имя святого Ламберти.
23
 Там сидел король-портной
Со своими двумя советниками.
А мы используем эти корзины теперь
Для других Величеств.
24
Направо должен быть господин Бальтазар,
С левой стороны господин Мельхиор (должен парить),
В середине господин Гаспар - бог знает, как в свое время
Они прожили жизнь!
25
Священный союз с Востока,
Его сейчас канонизируют,
Он, возможно, не всегда себя красиво
И Благочестиво (набожно) вёл.
26
Бальтазар и Мельхиор,
Они были, возможно два глупца,
Которые в нужде конституцию
Обещали своему государству.
27
А позднее не сдержал слово - это был
Господин Гаспар, король мавров,
Возможно, чёрной неблагодарностью даже
Наградил свой народ, глупцы!

KAPITEL IV

1
Zu Koellen kam ich spaetabends an,
Da hoerte ich rauschen den Rheinfluss,
Da faechelte mich schon deutsche Luft,
Da fuehlt ich ihren Einfluss –
2
Auf meinen Appetit. Ich ass
Dort Eierkuchen mit Schinken,
Und da er sehr gesalzen war,
Musst ich auch Rheinwein trinken.
3
Der Rheinwein glaenzt noch immer wie Gold
Im gruenen Roemerglase,
Und trinkst du etwelche Schoppen zuviel,
So steigt er dir in die Nase.
4
In die Nase steigt ein Prickeln so suess,
Man kann sich vor Wonne nicht lassen!
Es trieb mich hinaus in die daemmernde Nacht,
In die widerhallenden Gassen.
5
Die steinernen Haeuser schauten mich an,
Als wollten sie mir berichten
Legenden aus altverschollener Zeit,
Der heil'gen Stadt Koellen Geschichten.
6
Ja, hier hat einst die Klerisei
Ihr frommes Wesen getrieben,
Hier haben die Dunkelmaenner geherrscht,
Die Ulrich von Hutten beschrieben.
7
Der Cancan des Mittelalters ward hier
Getanzt von Nonnen und Moenchen;
Hier schrieb Hochstraaten, der Menzel von Koeln,
Die gift'gen Denunziatioenchen.
8
Die Flamme des Scheiterhaufens hat hier
Buecher und Menschen verschlungen;
Die Glocken wurden gelaeutet dabei
Und Kyrie eleison gesungen.
9
Dummheit und Bosheit buhlten hier
Gleich Hunden auf freier Gasse;
Die Enkelbrut erkennt man noch heut
An ihrem Glaubenshasse. –
10
Doch siehe! dort im Mondenschein
Den kolossalen Gesellen!
Er ragt verteufelt schwarz empor,
Das ist der Dom von Koellen.
11
Er sollte des Geistes Bastille sein,
Und die listigen Roemlinge dachten:
In diesem Riesenkerker wird
Die deutsche Vernunft verschmachten!
12
Da kam der Luther, und er hat
Sein grosses »Halt!« gesprochen –
Seit jenem Tage blieb der Bau
Des Domes unterbrochen.
13
Er ward nicht vollendet – und das ist gut.
Denn eben die Nichtvollendung
Macht ihn zum Denkmal von Deutschlands Kraft
Und protestantischer Sendung.
14
Ihr armen Schelme vom Domverein,
Ihr wollt mit schwachen Haenden
Fortsetzen das unterbrochene Werk,
Und die alte Zwingburg vollenden!
15
O toerichter Wahn! Vergebens wird
Geschuettelt der Klingelbeutel,
Gebettelt bei Ketzern und Juden sogar;
Ist alles fruchtlos und eitel.
16
Vergebens wird der grosse Franz Liszt
Zum Besten des Doms musizieren,
Und ein talentvoller Koenig wird
Vergebens deklamieren!
17
Er wird nicht vollendet, der Koelner Dom,
Obgleich die Narren in Schwaben
Zu seinem Fortbau ein ganzes Schiff
Voll Steine gesendet haben.
18
Er wird nicht vollendet, trotz allem Geschrei
Der Raben und der Eulen,
Die, altertuemlich gesinnt, so gern
In hohen Kirchtuermen weilen.
19
Ja, kommen wird die Zeit sogar,
Wo man, statt ihn zu vollenden,
Die inneren Raeume zu einem Stall
Fuer Pferde wird verwenden.
20
«Und wird der Dom ein Pferdestall,
Was sollen wir dann beginnen
Mit den Heil'gen Drei Koen'gen, die da ruhn
Im Tabernakel da drinnen?» -
21
So h;re ich fragen. Doch brauchen wir uns
In unserer Zeit zu genieren?
Die Heil'gen Drei Koen'ge aus Morgenland,
Sie koennen woanders logieren.
22
Folgt meinem Rat und steckt sie hinein
In jene drei Koerbe von Eisen,
Die hoch zu Muenster haengen am Turm,
Der Sankt Lamberti geheissen.
23
Der Schneiderkoenig sass darin
Mit seinen beiden Raeten,
Wir aber benutzen die Koerbe jetzt
Fuer andre Majestaeten.
24
Zur Rechten soll Herr Balthasar,
Zur Linken Herr Melchior schweben,
In der Mitte Herr Gaspar – Gott weiss, wie einst
Die drei gehaust im Leben!
25
Die Heil'ge Allianz des Morgenlands,
Die jetzt kanonisieret,
Sie hat vielleicht nicht immer schoen
Und fromm sich aufgefuehret.
26
Der Balthasar und der Melchior,
Das waren vielleicht zwei Gaeuche,
Die in der Not eine Konstitution
Versprochen ihrem Reiche,
27
Und spaeter nicht Wort gehalten – Es hat
Herr Gaspar, der Koenig der Mohren,
Vielleicht mit schwarzem Undank sogar
Belohnt sein Volk, die Toren!

**************************************
ПОЯСНЕНИЯ К 4 ГЛАВЕ:

6 катрен:
Ульрих фон Гуттен* (1488-1523)  — немецкий рыцарь-гуманист, поэт, критик церкви и публицист.

8 катрен:
"О, Господи, сжалься"!* - Кирие элейсон  (Kyrie eleison ) — молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении в исторических церквях. Восходит к молитве иерихонских слепцов: «Помилуй нас, Господи»

10 катрен:
Кёльнския собор* –  Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) - грандиозный готический собор. И уже восемь с половиной веков в нем стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов - "трех королей". 2014 год был объявлен в Кельне "годом трех королей". Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился в общей сложности семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.

Кёльнский собор можно назвать памятником всему человечеству, ведь его строительство, начавшееся еще в 1248-м году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро, если будет закончено вообще.

Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в 21-м веке, веке технологического прогресса, в котором нет места домыслам, загадкам, мистификациям и легендам.

12 катрен:
Мартин Лютер* — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство. Один из создателей немецкого литературного языка.

20 катрен:
Три короля*  - В Кёльнском соборе находятся мощи трех волхвов – одна из главных христианских святынь. Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.

В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами... Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась "с востока", следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться "Царю Иудеев".

Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары - золото, ладан и смирну - принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.

24 катрен:
Три царя;, также маги,  волхвы — в западноевропейской традиции  Мельхиор, Каспар (Гаспар, Каспер), Валтасар (Бальтазар, Балтазар[3], Белтазар[3], Валтазар, Вальтазар, Вальтасар) — люди, принесшие дары родившемуся в Вифлееме младенцу Иисусу Христу.  В Евангелии их имена и сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в средневековой Европе начиная с IX века.

20 катрен:
Скиния* – походный храм священный ковчег

22 катрен:
башня святого Ламберти* -  готическая церковь Св. Ламберти. На башне церкви висят три клетки. С 1534 по 1536 в г. Мюнстере господствовала реформаторская секта анабаптистов.

23 катрен:
Сидел в своё время один там король* -

Если коротко, то анабаптисты пытались изменить порядок церковного крещения и добивались того, чтобы человека крестили не в младенчестве, а по достижении совершеннолетия.
Дело было в XVI веке, анабаптисты потерпели поражение, глава секты Ян Лейденский и два его соратника были казнены перед ратушей, после чего их тела подняли на башню церкви Св.Ламберта в клетках для острастки.

Немного про Мюнстерскую коммуну:

В 16 веке из Голландии в страны Западной и Центральной Европы пришло новое для тех лет религиозное направление - анабаптизм.
 Сектанты отрицали крещение детей (креститься надлежало во взрослом, сознательном возрасте), отрицали церковную организацию и иерархию, иконы, таинства, отрицали необходимость платить налоги, нести военную службу, осуждали социальное неравенство и призывали к обобществлению имущества.

Апостолы анабаптизма разошлись по городам Европы, а двое из них - Ян Матис и портной Лейдена Ян Лейденский (он же Иоанн Бокельзон) дошли до Мюнстера, установившие в городе коммуну.

Мюнстерская коммуна была установлена в результате вооруженной борьбы горожан Мюнстера и пришлых из соседних вестфальских городов и Северных Нидерландов анабаптистов против сеньора города, князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февраля 1534 анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском магистрате; все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов, были изгнаны из города.

 Власть фактически сосредоточилась в руках «главного пророка» анабаптистов Яна Матиса, а после его гибели (5 апреля 1534) - Яна Лейденского, который в апреле - мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом «12 старейшин».

В то время, как город был осаждён войсками епископа, Ян Лейденский ввел личную диктатуру, провозгласив себя царём «Нового Сиона» или «Нового Иерусалима» (Мюнстера) и будущим владыкой мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничены, а затем запрещены, все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города, продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам.

Вдобавок к революционному порядку Ян Лейденский, опираясь на неверно истолкованные примеры из Ветхого Завета, но пользуясь своей непререкаемой властью, утвердил в Мюнстере полигамию (многоженство). Нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осаждённом городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов.

Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) «истинных христиан», избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного «тысячелетнего царства Христова», под которым подразумевалось наступление идеального мистического царства социального равенства.

В конце 1534 года положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякли, попытки поднять восстания в поддержку Мюнстерской коммуны в других городах Вестфалии и в Северных Нидерландах были подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер был взят войсками епископа. Деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были преданы жестоким пыткам и казнены.

****************************************