Этюды. 5. Четыре урока демократии

Диана Беребицкая
 Возмездие настигло меня неожиданно. До этого мне удавалось как-то ускользать от него. Да, и провинность была небольшой. Ну, кто, в самом деле, не капризничал в детстве из-за причуд взрослых? Если, например, ты играешь на пианино, не всё ли равно, каким пальцем какую клавишу нажимать? Так нет. Пронумеруют пальцы, разведут в нотах муравейник мелких циферок так, чтобы играть стало невозможно.
  И вообще, какая же это игра? Игра — это свобода заниматься, чем хочешь в своё удовольствие и полная безответственность. А тут ты, как сороконожка: пока отсчитаешь палец с нужным номером, уже хочется попить водички, конфету, поиграть с котом, и вообще, мультики начинаются. И никакой музыки не выйдет, даже, если написать номера прямо на пальцах шариковой ручкой...
  Согласна, тогда я пошла в своём упрямстве дальше простых капризов, припечатав:
—Композитор пальцы в нотах не пишет, это делает редактор, который играть не умеет и вообще дурак...
 Но зачем же наказывать меня так жестоко?

 Ведь в итоге я посвятила свою жизнь именно тому, чтобы сделать человечной эту помесь математики с макраме, показать своим ученикам, что умные пальцы высвобождают ладонь для полёта, что есть в этом что-то от работы фокусника и немножко — от колдовства. Для фанаток индийского кино я находила связь между движениями рук в танце и на клавиатуре; любительницам вязания «лечила» зажим в кистях рук; с мечтающими о карьере пилота работала над координацией; юным балеринкам внушала, что легкие пальцы ходят по клавишам на пуантах; эзотериикам намекала, что пальцы в нотах расставляют полубоги, провидящие невзгоды на пути и уберегающие от них... Вобщем, умудрялась перехитрить учеников, чтобы они могли именно играть, не маясь стойким отвращением к аппликатуре*, клавиатуре и прочей физкультуре.
 
                ***
 Итак, о возмездии.
 Ученик был взрослый, в энергичном возрасте чуть за 30. В какой-то вечер после работы он пришел записаться в музыкальную школу и сразу же поднялся ко мне в класс на первый урок. Ничего неожиданного: у нас немало взрослых учеников. Он внимательно слушал, живо реагировал и вдруг твердо заявил мне, что будет играть... без пальцев. Я вздрогнула, представив эту картину. Но он пояснил:
—Какой палец попадётся, таким и буду нажимать на клавишу.
 Это звучало оптимистичнее, но ненамного.
 Заметив, что в этом случае он вряд ли сможет расчитывать на мировое турне, я решила отвлечь его, как младенца погремушками: нотной записью, ритмическими упражнениями, просьбой напеть знакомую мелодию...
 
 Второй урок дался мне ещё тяжелее. Оказалось, что в планах моего ученика было научиться играть на фортепиано одной рукой. Моё предложение сначала попробовать научиться ходить одной ногой он проигнорировал.
 
 На этом креатив не окончился. На третьем уроке мне был предложен новый формат: я буду рассказывать и играть на камеру телефона, а он —уже дома — слушать и заниматься сам.
—Давайте попробуем. А на следующем уроке Вы покажете мне, что у Вас получилось.
—Нет, зачем? Будем записывать дальше: так мы больше успеем.
 
 Молодой человек выглядел абсолютно позитивным, целеустремлённым, глаз блестел. Эта фантасмагория неожиданно напомнила мне «Репетицию оркестра» Феллини, где музыканты, планомерно отказываясь от всех форм организации, пускаются вразнос и разваливают-таки прекрасный храм Музыки...
—Но Вы же понимаете, что если будут трудности, я не смогу Вам помочь. Это совершенно непрофессионально и невозможно. Я жду Вас на следующий урок, только если Вы готовы учиться по-настоящему.
 Он ушёл, унося с собой запись урока на смартфоне, а у меня закралось подозрение, что всё это был стёб. Но он не шутил.
 
 Парень оказался музыкальным, и поэтому я обрадовалась, когда он появился в четвёртый раз. Воодушевленный, он протянул мне фирменный бланк нашей школы.
— Вот!
— Что это?
— Я был у директора... Я ведь понимаю: Вы боитесь неприятностей, если будете заниматься со мной не так, как принято. Но он разрешил!
 У меня в руках была официальная справка, разрешающая учащемуся имярек воспользоваться при обучении любой методикой по своему выбору. Они еще забыли написать: «...включая изобретённую им самим». Это как же надо было давить на нашего консервативного шефа! И так жаль было повредить лучезарную радость моего ви-за-ви, что я по-наполеоновски решила: «Ладно, ввяжемся в бой, а там посмотрим: постараюсь незаметно переубедить его, и тогда у него всё получится, я же вижу!»

                ***
 Очень хотелось бы окончить рассказ тем, что он выучился играть, но увы. Через некоторое время он просто растворился, оставив мне на память эту историю, которую я панически начинаю рассказывать ученикам всякий раз, как вижу, что наступает час «икс» борьбы за демократию и свободу аппликатуры*.
 
———————
 *Аппликатура — порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, указанный в нотах с помощью цифр.


——————————
Этюды.6.Дары http://stihi.ru/2021/04/25/6493