О эмоциональной зависимости родителей и детей

Елена Марова Стенькина
Сын Костя высказал мысль о том, что эмоциональная привязанность — это плохо, потому что нечестно. Что мы думаем по этому поводу?
Для маленьких детей положительная эмоциональная привязанность — это необходимость. Возникает она вполне естественно в процессе взаимодействия ребёнка и родителей, обеспечивая ребёнку чувство защищённости, базовое доверие к миру и наилучшие условия для развития, даёт возможность чутко откликаться на родительское руководство и заботу. По мере взросления ребёнка безусловная эмоциональная привязанность,  если доверие не нарушено, постепенно уступает место возрастающему уважению и почтительному отношению к родителям,  чувству благодарности к ним. Поэтому так называемая "слепая" родительская любовь, где главенствуют эмоции (пусть и положительно окрашенные), и при этом страдает возможность ребёнка обрести самостоятельность и ответственность, на самом деле очень вредна и, по сути, разрушительна для личности. Можно смело сказать, что такое отношение подлинной любовью не является, потому что при таком подходе страдают совесть, эмпатия и способность человека быть взрослым полноценным членом общества. Эмоции, безусловно, почти всегда присутствуют во взаимоотношениях людей, но они не должны становиться средством манипуляции,  компенсации родителями собственных комплексов и потребностей, и разрушать личность.  К примеру, наказание ребёнка ни в коем случае не должно быть обусловлено возникшими негативными эмоциями родителей,  а только справедливой необходимостью.
Как иллюстрация: сама природа учит нас,  что вначале мы носим ребёнка на руках,  затем ведём его за руку,  а потом отпускаем,  и далее он идёт уже самостоятельно. Вот так и эмоциональная зависимость ребёнка от родителя постепенно сходит на нет. Эмоционально независимый человек свободен строить здоровые взаимоотношения с другими людьми,  он уверен в себе,  может помочь и другим.  Представьте себе здорового взрослого человека,  который хватается за руку родителя,  в страхе сделать самостоятельный шаг. Абсурдная картина,  не правда ли? А ведь это и есть то, что мы называем инфантильностью.
Ответственность за эмоциональное взросление,  как и вообще за взросление детей, несомненно лежит на родителях. При гармоничном воспитании родитель постепенно отпускает своё способное преодолевать трудности и сохранять бодрость духа дитя в самостоятельную жизнь.
Необходимая мера дисциплины в процессе воспитания способствует самодисциплине в будущем,  упражнение в труде - трудолюбию, забота о слабых и нуждающихся в помощи - ответственности и способности помогать. Этот ряд можно продолжить.
Как же формируется уважение? Мы полагаем,  что оно формируется из растущего доверия ребёнка к родителям, уверенности в том, что все действия родителей продиктованы добрыми намерениями в отношении него. Ребёнок должен верить,  что родитель его не предаст, а родитель должен делать всё,  чтобы оправдать доверие ребёнка и тоже доверять ему, руководствуясь не страхом (перед будущим),  но любовью.
Мы думаем,  что в каких-то случаях взрослый человек способен преодолеть патологическую эмоциональную привязанность и её последствия,  а в каких-то случаях нужна помощь со стороны.
Хотим посоветовать отличную книгу,  касающуюся,  в том числе и этой темы: Рик Реннер, "Книга для умных родителей".
Дорогие читатели, мы будем рады, если вы поделитесь своими мыслями по этой, несомненно, очень важной теме.