Сухий Баракад

Юрий Розенштейн
               

"Мученик Сухий и дружина его: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима", … - «Житии…» в календаре на портале Православие.Ru:

И было  - в   век  второй от Рождества;
К союзу Арташеса * побуждая,
Аланский вождь, прочнее уз не зная,
Решил посредством кровного родства
Поддержку у армянского царя
Снискать, с ним дочь свою соединяя,
И сына из неволи вызволяя.
Посольство  снарядив для сватовства,
Назначил  дядю  - Баракада**  старшим
Племянницу свою  сопровождать
Из их предгорий  в славный  Арташат:
«Пусть государь тот  станет братом нашим!»
И юноша , увидев Сатиник,
Сражённый мудростью её и гибким станом,
Соединить решил  пресветлый лик
Принцессы со своим великим саном.
И выполнил, как надо Баракад,
И браку династическому рады
Аланский вождь, его армянский зять
Преодолели вместе все преграды;
Плечом к плечу встречали их отряды
Врага к ним приближавшуюся  рать.
Вельможа тот заслуживал награду,
Да некому награду эту взять…

Рассвет вставал над озером Севан
В лазурь небес багрянец добавляя,
Когда с другого края караван,
Приблизился  к ним,  щедро  раздавая…
Нет не шелка , не пряности - но Свет,
На Хрисиса *** возложенный Фаддеем, -
И братия  ушла  за иереем.
 Посольство всё, с которым Баракад
Явился в город колоннад из туфа,
 Ушло к другим горам , чтоб повстречать
 Не знавшего вражды Святаго Духа.
Ушли  к Евфрату - там поставлен  крест
Святого Благовещенья,  где Бога
Нашли , его узрели и осесть
 Решили,  и  крестились . Понемногу
 Познали истину и жили не во  лжи
 На месте, где оставив всё мирское,
 Преславные солдаты и мужи
Молились о прощенье и покое.
Забыв пиры и амфоры с вином,
 Питаясь лишь травою  и водою,
 Ночами забывались  крепким сном,
И в мире жили с собственной душою.

Но час пришёл, -  и  к Хрисису явились
Посланцы от царя и Сатиник,
Просить, чтобы вельможи возвратились .
Им иерей ответил, напрямик:
«Они сюда пришли по доброй воле.
Чего бы их цари ни предпочли,
Он  братьев  убеждать или  неволить,
Не  станет -  власть Христа не от земли».
Тогда посланцы вынули мечи -
Они всегда так непокорство «лечат»,
Уже на чьей - то совести лежат,
Отрубленные головы и плечи .
 Пал Хрисис.  С ним его ученики,
Здесь, на земле отдали все долги.
Из тех, кто был там, только  Баракад
Остался жив, сам этому не рад.
С запачканными в родственной крови
Царицы Сатиник руками,
Никто бы не посмел  перед глазами
Её предстать.  Похоже, из любви
Царицы юной  к собственному дяде
Он был спасён . Она б его к награде
 Представила ….  А ныне при дворе
Его так не хватает!  Он в седле
Держаться научил ,  стрелять  из лука,
Какая укусила дядю муха?
Но промыслы Творца  непостижимы:
Кого, какое испытанье ждёт?
В какой момент?  В какую землю ляжет? -
Никто из нас уверенно не скажет,
И если попытается – солжёт.
Известно лишь, что воздаянье ждёт
И каждого найдёт неотвратимо,
В тот миг , когда грядёт его  черёд.
В свой -   Сухий перестал быть Баракадом.
Похоронив на месте тех,  кто пал,
С остатком  безоружного «отряда»
К другой горе затем откочевал
Близ горного селенья Богреванди .
Про их богоугодные дела,
Мы в «Житии  святых» прочесть  способны:
Глиноподобны стали их тела,
А образ жизни  ангелоподобным.

Прошло ещё совсем немного лет ,
Когда пришёл в стране язычник к власти.
И повелел вернуть всех в одночасье
Всех тех  - кто новой веры выбрал свет,
К другим богам. А тех,  кто скажет : «нет!»
Без промедленья  умертвить на месте.
( Сказать по правде , «умников» таких
И ныне можно встретить  повсеместно)
В те дни уже прекрасной Сатиник
И Арташеса мудрого не стало,
Об  их любви рассказано немало
Взаимоисключающих легенд.
А у меня для них есть комплимент,
Не связанный с их статусом и саном:
Наверное, они могли любить
Друг – друга так, как ныне, может быть,
Не все из нас других умеют сами …
Аланский царь, народ осиротив,
Ушёл . В междоусобице тогдашней,
И те, кто были за и супротив,
За власть сражались в битве рукопашной.
Ближайший к трону -  Сухий – безучастно
Взирал на их «мышиную возню».
С усердием молился за несчастных -
За тех, кто миру предпочёл войну.
Господь его для миссии хранил,
И он земным владыкам не служил.
Послал к нему Барлапу*****Датианис******
С приказом воротиться в тот же час.
Склонились даже сосны, но отказ
Решительный в лесу вельможу встретил.
 Казалось, Сухий стража  не заметил.
- Нет, мы недосягаемы, для вас…
Самих себя мы умертвили сами;
И живы, но не плотскими страстями,
Не затемнит нам взоры Дионис*****…
 И повелел Барлап их пригвоздить,
В лесу к сырой земле крестообразно,
Предать огню,  останки разрубить
А после разбросать их несуразно
По склонам Суаккетским  в назиданье
Другим  и запретить их хоронить.
С тех пор не раз качалось мирозданье,
Но до сих пор не порвалась та нить,
Что Сухий нам оставил , чтобы жить;
Приняв страданье, отменить страданья,
Как «куст неопалимый» этот свет….
И много дней  и месяцев,  и лет
Нетленными останки пролежали.
Через века их бережно собрали ,
Перевезли в Лускум и погребли.
На месте той расправы просветитель
Григорий храм возвёл и монастырь.
А позже обнаружил местный житель,
Ручей, пересекающий пустырь;
Питал его источник цельбоносный;
Из-под земли он вырос и, несносный,
Ключом неиссякаемым забил.
До наших дней геологи причины
Его там появленья не нашли.
Кто верит в Бога, говорит, что спину
Согбенным людям Он там распрямил.
Потом на скалах имена нашли,
Тех, кто когда-то с Сухием там были.
( Я не был никогда на их могиле),
Мы в «Житие…»  листая,  их нашли.

Арташес *- Царь Армянский  – 2 век нашей эры , муж аланской принцессы – Сатиник.
Баракад – Сухий ** – родной брат матери Сатиник , аланской царицы, аланский святой -великомученик .
Хрисис***- Греческий миссионер, ученик Апостола Фаддея.
Дионис****– Языческий Бог веселия, виноделия, виночерпий.
 Барлап*****  вельможа, стражник  царя  Алан  Датианиса, язычника .
Датианис *******- Царь  Алан – язычник , заменивший  прежнего, возможно   знавшего о христианах  от армян, в свою очередь слышавших христианские проповеди от греческого миссионера Хрисиса, последователя и ученика апостола Фаддея.