Магический триолет

Инний Пухх
С  ЛЮБОВЬЮ О  ТРИОЛЕТЕ

Как говорили  не известные никому  чебуреки, хочешь – ты ешь, не хочешь – тебя съедят. Настал тот момент, когда про триолет надо сказать  своё слово.  Одно  дело написать триолет, который  читатели  разнесут: по их мнению,  эту мелкую рыбёшку знают настолько хорошо, что могут отличить  даже от осетра. Другим о триолете ничего не известно, и мало того, он им не интересен. Они в своих берегах.


В наш противоречивый  «сейчас»  триолет известен, как и сонет или танка или парафраз – то есть только поэтам ищущим, пробующим себя в разных стилях и им тесно идти по широким дорогам толпами.  Но поэзия не учит  никого, она сама внутри себя  невидимо изменяется,  чего-то нового набирается и часто новое – это забытое давнее. Оказывается,  жёсткая, и тесная форма триолета  заставляет особо  рассматривать содержание,  оттачивать и шлифовать. Знать язык и уметь пользоваться всем его богатством, присуще большинству поэтам-триолетчикам вообще.


По отношению к триолету всех триолетчиков можно разделить на группы:
- строгих и несгибаемых триолетчиков-классицистов,
-  лёгких отступников от канонов,
-  развивающих форму  и содержание  в пределах формы.
Последним труднее всех, но результаты впечатляют, жизнь стиха не окаменела, а эволюционирует  хитро и  современно.
Пришлось полазить и поискать, чтобы понять путь триолета, его  смысл и зачем такое. С зачем понятно – затем, для чего и всё прочее. А кто вы из трёх –  вам решать.


Устарел ли жестко форматированный триолет? Мне он кажется прекрасным и многообещающим. Смотрите, какую прелесть можно  создать жёстко выстроенной формой, любовно наполненной  особым содержанием из одних существительных.


Как упоительны в России вечера!
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы. Красавицы. Пролётки. Нумера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!

ABbAabBA    схема №4
Автор триолета  Виктор Пеленягрэ, современный поэт (куртуазный маньерист), триолет написан в 1980 году , хит   группы «Белый Орёл»  до сих пор пленяет  красотой поэтической и музыки


ЧЕРТЫ И  ОСОБЕННОСТИ ТРИОЛЕТА


Триолет – стихотворение с необычной формой  и завидной удивительной историей  и оценками.
У волшебного триолета есть характерные особые черты,  по которым  он легко узнаваем, будь  из  эпохи  Возрождения, Барокко или  Рококо, Серебряного века поэзии, из времён   Просвещения или эпохи ОСВЕЩЕНИЯ  изменчивых  лет конца 20 века и начала  21.   

И  если возник интерес  к триолету – значит, слово символом сложным говорит о жизни и времени, о новых витающих идеях  и забытых формах, которые выглядят свежо  и интересно.

О триолете, как ни странно, написано много,  его  исследовали  поэты        стилевых направлений, подчёркивая    особенности и привлекательность.

ТВЁРДАЯ (ЖЁСТКАЯ, НЕ МЕНЯЕМАЯ)  ФОРМА ТРИОЛЕТА -ОСОБЫЙ ПОВТОР СТРОК

Триоле;т (фр. triolet)  - традиционно -  это восьмистишие с   особой,  твёрдой стихотворной формой на две рифмы.  Твёрдая  форма – значит, жёсткий, не меняемый, определённый исторически порядок  расположения строф,  стих кажется  окостеневшим   по построению.
И даже в общем не понять, за что любят этого  скромника. Приглядеться надо.


А  называется триолет (от французского  три) потому, что 1-я строка  повторяется  трижды.


Форма классического стихотворения - триолета – восемь строк. Её построение любопытно:  первая и вторая строки повторяются в конце – строфами седьмой и восьмой , а первая повторяется ещё и  в четвертой.


 Повторы в триолете - не припев,  как можно подумать,  у них иные функции,  нагрузки и смысловые наполнения, как и свои постоянные места.


 Кажется,  триолет  должен привлечь внимание современных певцов и музыкантов, сегодня песенные изделия   с любовью и разнообразно   украшены рефренами, припевами, бесконечными повторами, напоминающими заклинания,   чтобы вбить в сознание отдельно любому и в общем всем  их смысл раз и навсегда.


Роль повтора в триолете, как формы,  огромна: он стержень, каркас  и фундамент стиха; СТОЛ, на котором вы расположите затейливый обед. Нет стола – нет обеда! Это платье, на котором сияют украшения,  без платья  куда украшения? Это кошелёк или сумочка для   тайного и важного. Повтор чем-то схож с чистым  рассветом  утра, плавно идущего к   ясному закату спокойного  вечера – гармония символов чудесного дня и красивого стиха, они похожи. Но и не совсем, между ними  нечто – движение тайны, чувства… Как это выглядит?


Получается следующее : 1-я строка повторяется 3 раза (стоит на 1-м, 4-м и 8-м  ряду) укрепляя и вбивая  накрепко  содержание в сознание,  служит смысловым и композиционным каркасом, усиленным  повторами 2-й строки на 7-й.
                3-я, 5-я и 6-я строка служат  один раз.


Все эти математические обращения к  числам  не  столь просты,  как и попытки упростить стих или осложнить его. Показалось, есть о чем сказать  - символика чисел в стихе никак не нарушает  его художественность и привлекательность
 А  сами  триолеты  повторами  напоминают  народные  колдовские обряды с  непонятными  древними заклинаниями и   мистикой их  магических заговоров.


  ТРИОЛЕТ  К. Бальмонта,  поэта-символиста  Серебряного века,  классика триолета в построении и рифме, может служить учебным пособием «Как правильно  написать  красивый триолет?»:


Ты промелькнула, как виденье,
о, юность быстрая моя,
одно сплошное заблужденье!
ТЫ ПРОМЕЛЬКНУЛА, КАК ВИДЕНЬЕ,
И мне осталось сожаленье,
и поздней мудрости змея.
ТЫ ПРОМЕЛЬКНУЛА, КАК ВИДЕНЬЕ,
О, ЮНОСТЬ БЫСТРАЯ МОЯ.


А. Крупным шрифтом выделены каркасные повторы.
     Б. Схема рифмовки : АВаА авАВ
В. Строки повторов  без изменений
Г. Усиление в строфах  3,5,6 смысла  и разнообразия определений юности в 1-2 строфах:
 видение – быстрая -заблуждение - сожаление –
и образ змеи как знак мудрости поздней
Д. В целом триолет   выдержан  в едином эмоциональном ключе – форма и содержание  гармонично ведут    любимую тему поэтов - сожаление о  быстротечности красоты  и юности, используя художественные средства (синонимический образный ряд),  тончайшую  самоиронию (одно сплошное заблуждение). Анализирую в удобном для меня  виде.
Образец отличного триолета!



 «Художественный  эффект Триолета, как и др. подобных форм, — в том, чтобы повторы воспринимались по возможности как естественные и необходимые, чтобы повторяющиеся стихи (два первых в конце, как седьмой и восьмой, и первый ещё  в    четвёртой) не были только припевом, но появлялись каждый раз с видоизменённым значением», считал символист В. Брюсов, отдавший триолету внимание поэта  и исследование ученого.


Это самое главное в науке о триолете от В.Брюсова, -
а/ естественность повторов и их необходимость,
б/с каждым новым повторением – видоизменение.
Итак, повторимся и мы: триолетные  повторы  - это каркасы,  утверждающие  мысль поэта,   обладающие художественной силой и  яркостью, требуют от художника не штампованных сопровождений  в 3- , 5-  6- строфе.

ОСОБАЯ РИФМОВКА ПО СХЕМАМ И УДАРЕниЕ.


Здесь хочется сказать особо о рифмах.
Рифмы русского триолета — любые рифмы, принятые в стихотворчестве: мужская, женская, дактилическая, гипердактилические, причем в любых комбинациях, не исключая, конечно, и двух женских, двух дактилических и т. д.
Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб.

ТРИОЛЕ;Т   обычно строится на двух рифмах, рифмы   мужская  (ударение на последнем слоге) и  женская с ударением на предпоследнем слоге.     Как декламационному тексту, ему  необходима    смысловая пауза  после 2-го и 4-го стихов  в четырёхстопном ямбе или хорее, присущим триолету.

Встречаются и такие каноны триолета:    можно  писать разными размерами и  расположением рифм:  например - aбба aбaб, но важно, чтобы   первая, четвертая и седьмая строки, а также вторая и восьмая заканчивались  одним и тем же словом. Вот один из триолетов Ф. Сологуба, он им посвятил не мало строк :

Каждый год я болен в декабре,
Не умею я без солнца жить.
Я устал бессонно ворожить,
 И склоняюсь к смерти в декабре, --
 Зрелый колос, в демонской игре ,
Дерзко брошенный среди межи.
 Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить.

Рифма- абба  абаб     и изменение порядка повторов.

***

Порядок рифмовки:  АВаА авАВ триолетчики-традиционалисты считают единственно приемлемым, изгоняя все прочие, но поэты не слишком ценят каменные формы,  например,   триолет В.  Брюсова, с иной схемой рифмовки:

  АБбА баАБ

Твой лик загадочный и нежный
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.

 Примеры триолетов с разными схемами рифмы  известных русских поэтов Серебра даны в «Поэтическом словаре» Квятковского.

И уже давно не новость   несколько схем рифмовки в триолете:

- каноническая  («В моём аккорде три струны…М.Лохвицкая)- АБаА абАБ

- 2-ая схема  (Твой лик…  В. Брюсов) АБбА баАБ
- третья схема «Булат и злато» АБба абАБ, измененная 1-я  строфа- четвертая схема триолета  «Как упоительны в России…» В.Пеленягрэ  - ABbAabBA


Исследователи  триолета  отмечают: «О разных тенденциях в   модернизации формы говорит увлечение триолетом современными поэтами и стремление сделать его  живым и ярким:

- триолеты с кодой,
- триолеты в оправе,
- купированные триолеты
- моноритмические триолеты,
- перевернутые триолеты,
- потайные триолеты,
- японские триолеты,
- с изменённый способ рифмовки (одна рифма в восьми стихах или
- полное отсутствие рифмы в японском триолете),- либо изменённое положение рефренных строк в рамках целого (рефренное воспроизведение 2-го стиха не в 4-м, а в 5-м стихе).

  Кроме явных новаций, стремящихся к признанию в традиции, имеются примеры конструктивистского переосмысления форм (триолет расширенный, триолет в оправе (оправу образуют собою терцины), рондель триолетный, сонет триолетно-октавный, рондолеты, триоли       (Marina Leuschel — Из истории триолета)».. 


В современном тексте явно   стремление художника идти от внутренней  статики к  внешнему динамизму,  и внешняя  статичная форма не должна мешать проявлению внутреннего динамизма содержания. Мне лично эта находка нравится,  она подтверждает  правильность  поиска..

 Таков триолет  у талантливого творца  -  «Трёхцветный триолет" И.Северянина (1915),  с особым строем  предложений  с личным отношением так  и просится на музыку:


  Пойдём, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
 (Он так тебе идёт! Ты в белом так красива!).
Безмолвно посидим на пляже у залива, -
Пойдём, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
              И буду я с тобой - твой рыцарь, твой поэт,
              И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдём, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! Ты в алом так красива!

Рифма: АБбА абАБ, в 1-йи 2-й строфе есть замены слов.

Потому к триолету потянуло поэтов, с выраженными  ярко стилевыми особенностями  и направлениями: модернисты и символисты, сюрреалисты и супрематисты, футуристы с акмеистами и ориенталисты с суфиями, парадоксолюбителями  доказали  - триолет не на свалке и имеет  стремление эволюционно незаметно  избавляться от окостеневшего. Он  охотно подчиняется таланту.

«Всё куплю», – сказало злато!
 «Всё возьму, – сказал булат,
 – Недалёк уж твой закат,
Всё ли куплено за злато?
 Слава ль русского солдата?
Лучший в мире ль автомат?
Всё ли куплено за злато?!»
 «Всё возьму!» – сказал булат. 

Аскольд Лозевский "Триолет Грядущему". Рифмовка АБба абАБ, есть изменения строфы  в тексте


Иногда встречаются утверждения,  что необязательно быть умелым поэтом, для триолета сойдёт и простое  манипулирование  рифмой.

Да,  это так, триолет  при появлении в России назвали  салонной забавой,  игрой ума, несерьёзный жанр,  каким сейчас считают поздравления в стихотворной форме. 
И триолет начинал с этого тоже:  "Триолет есть игрушка в стихотворстве"(Карамзин Н.М.) - изящный, грациозный, нередко с элементами эротики.

Но не имея представления об эпохе Просвещения и значении письменности и  литературы с её  бездной  фантастичного  колдовского влияния, не узнаешь  и о том узком слое образованных людей, которым доступны и понятны  были занятия  и игры со словом, нотами или кистью.

Появились триолеты в русском культурном пространстве вместе с французским языком и копируя французское письмо,  писали  на русском послания друзьям  и приятелям. На вечерах, в домашних театрах, на балах и партиях картёжников быстро распространялись  эпиграммы и шутки, пожелания, в альбомы барышням образованные кавалеры писали свои и чужие признания-триолеты в любви.
Война с Наполеоном  поколебала ореол французского,  мода на триолет вернётся в конце 19 века.

Вероятно по причине этой поэты пушкинской поры и позже редко  обращались к триолету, интерес к  к триолету пришёл в период противоречий: быстрого расцвета науки и техники и отставания в развитии общества.


С конца 19 века им увлекались  поэты-модернисты, среди которых таланты, обогатившие триолет  Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов,  любимец современных  авторов и музыкантов  Игорь Северянин.  Сборники триолетов были написаны  удивительным ценителем слова Фёдором Сологубом.  Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твердых строфических формах в «Литературной энциклопедии» 1925 г. 

МАГИЯ И МАТЕМАТИКА  ТРИОЛЕТА

Волшебник-триолет таит в себе особую магию, способную помочь поэту полнее раскрыть свои творческие возможности.  Он передает богатство  и красоту русской поэтической речи. И триолет перестаeт быть "игрушкой", а становится изысканной поэтической миниатюрой. Таковы  триолеты В.Ходасевича, которые называют  шедеврами стихосложения.


Магия повтора и  математика стиха завораживают непростой символикой цифр,  триолет  как  любое художественное произведение,  подтверждает закон числа  математика Средневековья (12-13 века) итальянца Леонарда Пизанского – Фибоначчи, где удивительная,                                                непостижимая стройность и красота  мира предстаёт через числовой особый ряд и  правила золотого сечения,  его пропорции – целое относится  к  большей части,  как и  часть к малому.

           Это  математика красоты, нацеленная на ПОИСК   гармонии  слова в поэзии,   рисунка в живописи и  игры  в музыке, па в танце  в, казалось бы, тёмное    Средневековье,  в неустойчивое время  эпидемий и войн.
Но  религиозный культ приобретал  размах, и влиял на всё, а  магия числа  подчиняла и связывала   элементы, сохраняя  жёсткую тоже форму заговоров, молитв  на сотни лет.    Молитву, обращения, заговор  могут  повторять до  9 – 12 раз для усиления акта,    напряжения, закрепления  восприятия.


 Вероятно, триолет в вначале  был больше связан с религиозным  и мистическим.  Когда и как приобрёл триолет свой особый художественный строй, не установить точно. Да, интересное открытие – триолеты пели! Пели в три голоса, как церковные  произведения! Красота необыкновенная - полифония:  а у музыки  свои  формы – паузы, рифмы, ритмы, помогающие понять текст, и петь, потом  читать красиво триолет.


       СИМВОЛИКА ЧИСЛА В ТРИОЛЕТЕ

. А что если через символику цифр глянуть на  числовое построение  мест  смысловых  строк? Что-то  подсказывает – попробуй!       Символика  чисел (по Пифагору)  помогает понять    скрытый  СМЫСЛ триолета.

1 - число, символизирует  главенство,  власть и агрессию утверждения  основной или  одной из основных мыслей  в тексте.  Без этого триолет рассыпается или выглядит  дрябло  и бессвязно. Главенство первой и важной строки  подтверждено аж 3 раза. 

2 - число контрастов. В нём заключён дух противоречия,  в стихе олицетворяет две половинки одного целого. Двойка тайно открывает двойственность  смысла утверждения,  единство и борьбу противоречий, названных   на Востоке Инь-Ян,  то есть свет и тьма и добро со злом. У некоторых поэтов получается красиво и легко. Триолет «Булат и злато»

3 -  самое мистическое  число. Оно трижды   повторяет и повторяется, усиливая действие и  символизируя  собой энергию и магическую силу. В триолете  твердость формы обусловлена трижды применённой первой  главной строкой, она задает  философское направление или этическое, мистическое или художественное, эмоциональное и прочие.  .   

7 - символ духовного роста и труд,  зовёт к освобождению от  прошлого и пересмотру его,  частенько использовалась колдунами и ведьмами, так как в ней заключена особая магическая сила. В триолете это третий раз роль первой строки и ее смыслов

8- знак  бесконечности,   символизирует уравновешенность и покой, устойчивость и постоянство, вечность и непрерывность. 7 и 8 строфы, повторяясь, вносят ноту сакрального и таинственно-неизбывного в   постоянный  круговорот жизни и стиха, как картины жизни.  Триолет приобретает  напряжённость,  или   уход от всего, либо перевоплощение.

Конечно,  Пифагорова таблица не  сделает, как по шаблону, красиво и изящно, но  помогает правильно понять триолет и написать не бездумно.

В моeм аккорде три струны,
Но всех больней звучит вторая
Тоской нездешней стороны,
В моeм аккорде три струны:
В них детства розовые сны,
В них вздох потерянного рая.
В моeм аккорде три струны,
Но всех больней звучит вторая.

(Мирра Лохвицкая. Триолет   ABaA abAB

***

Споры о триолете не кончаются, и   на прозе ру и на стихи. ру и в  литературной жизни есть интересные и  исследования триолета .Именно они позволяют не говорить о триолете как устаревшей и окаменевшей форме.

Пеленягрэ доказал  своим триолетом,  что это  не случайный успех, а раскрытие потенциально привлекательного в жесткой фореме: все существительные со скрытым динамизмом и  наполнены активным действием: бал, пролетки, вальс и т д

Как упоительны в России вечера,
В закатном блеске пламенеет снова лето,
И только небо в голубых глазах поэта…
Как упоительны в России вечера.
Пускай всё сон, пускай любовь игра,
Ну что тебе мои порывы и объятия?
На том и этом свете буду вспоминать я,
Как упоительны в России вечера.
 

Как упоительны в России вечера!..
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы. Красавицы. Пролётки. Нумера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!..

ABbAabBA    схема №4

Виктор Пеленягрэ  о триолете

–  Мне хотелось написать луч¬ший триолет в русской поэзии, потому что они у нас были далеки от совершенства.
В 1997 году Александр До¬бронравов написал к нему музыку, и для полноценной песни понадобился ещё один триолет. Я его написал. Так родились бессмертная песня и два бессмертных триолета.
***

Так выглядит триолет сегодня. И это не все о нем.

***
http://stihi.ru/2021/06/02/1304  МОЙ ТРИОЛЕТ