Мэтры Парнаса о Поэзии

Арина Батуренко
¶¶¶¶¶¶¶¶ АХ, ПОЭЗИЯ !...НЕ ПРОДАВАЙТЕ И НЕ ПОКУПАЙТЕ ЕЁ ! :))... ¶¶¶¶¶¶¶¶
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

"Искусство не отражает жизнь, а создаёт её". © Юрий Михайлович Лотман

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
ГЕОРГИЙ БОРЕЕВ-БЯЗЫРЕВ (1953 - 2010) ( http://www.stihi.ru/avtor/boreev)

Что наша жизнь?—
метафора Поэта!
Развёрнутая молнией с небес,
Игра воображения и света,
Иллюзия несчастий и чудес.

Весь мир — театр...
Меняем платья, роли,
Меняем разум, души и сердца.
Мы в роли до такой врастаем боли,
Что забываем зрителя — Творца!

Что забываем изначально добрый
Сценарий:
ни болезней в нём, ни бед!
Что после нас останется лишь образ —
Метафора, развёрнутая в свет...

1988
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ:

"Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель.
Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь,
то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей.
Отказываясь от неё, мы обрекаем себя на низшие формы общения,
 будь то политика, торговля и т. п.
В общем, единственный способ застраховаться от чужой — если не от своей собственной — пошлости.

К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи.
Это уникальный инструмент познания.."

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ЕЛЕНА СЕВЕР ( http://stihi.ru/avtor/severylena )

Рифмачам подзапретно злое –
С них и спрос перед Высшим – втрое.
Разве Слово – пустяк, потеха?
Даже мыслить о чёрном – грех им.

Не за славой гоняйся, парень, –
Только глупость всегда «в ударе».
Откровение – суть сюжета.
Люди – звёзды, Поэт – комета!

2015
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

САЛМАН РУШДИ: (Британский писатель)

Работа поэта — Называть неназываемое, уличать в мошенничествах, принимать стороны, приводить аргументы, творить мир и не давать ему заснуть.
И если реки крови вытекают из ран, нанесённых его стихами, они напоят его.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ:

Стихи не пишутся — случаются,
как чувства или же закат.
Душа — слепая соучастница.
Не написал — случилось так...

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВИКТОР КИРЮШИН: (Из разговора в книжном магазине)

Не покупайте поэзию!
Не забивайте голову.
Страшно ходить по лезвию,
Среди одетых – голому.

Здравому это лишнее,
Для бытия не главное:
Слышать – другим не слышное,
Видеть – другим не явное.

Так и живи, поэзия –
Крепость моя бумажная:
Самая бесполезная,
Самая непродажная.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА ЛЕОНТЬЕВА: (http://vk.com/id334093954)

Не себя я пестую. За других, мне дышащих
строчками расстрельными в сердце, в солнце, грудь…
Надо же, случилось так, что поэты лишние,
мускулами, мышцами их четверостишия,
крепкими обросшие, потеряли суть.
Кто же?
Где же?
Как же вас, кто читает? Бабушки?
Два библиотекаря да ещё друзья
близкие, преблизкие! О, сиротство страждущих!
Мы, как вымирающий вид, что жил зазря.
Нет. Нужны мы, в общем-то, графоманам. Или же,
чтоб на дни рождения пару-тройку строк.
Это, точно, надобно. Это, точно, выживет.
Я – охранной грамоткой в янтарей исток
выживаю
с мёртвыми,
выпитыми, с пеплами
от мостов, крушений ли в аномальных снах.
Мной ружьё заряжено в первом акте, слеплено
слепотою Баховской, ею зрю впотьмах!
Крах! Осколки рифмами мне в ладони, гвозди ли?
Швах! И без поэзии кончится восход.
Коль ружьё заряжено, пулями ли, розами
в третьем акте выстрелит. Всё равно убьёт.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ТЕРЕНТИЙ ТРАВНИК: (Из книги "Записки обыкновенного человека".)

Из всех видов искусства именно поэзия менее всего способна прокормить своего избранника, и в этом, как ни странно, её наивысшая ценность. Это как раз и является тем, что делает поэзию надискусством, выводя её за рамки ремесла. Ремесло - кормит, а поэзия – не ремесло! Если угодно, то это светская, адаптивная к нерелигиозному сознанию форма молитводелания. А если это так, то о каких тогда заработках можно говорить?

И все-таки поэту на что-то надо жить, музыканту или художнику — тоже… Может, кого-то это разочарует, но наипервейшим критерием истинности вашего творчества будет присутствие Божьего промысла относительно всего, что вы делаете. А потому уверяю, что с голоду вы не умрёте точно, но и о достатке придется забыть навсегда.

Если хотите, то отсутствие средств к существованию, это наипервейшее и, похоже, единственное условие подлинного творчества.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АННА АХМАТОВА:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

1940
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ИВАН БУНИН:

Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться.
И тогда откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
Вам станет легче дышать...

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶


ТАТЬЯНА БЕК (1949 - ....)

Слагаю стих,
Который тих,
Но внутренне вполне железен, —
В надежде, что для остальных
Он может быть небесполезен.

Иначе как?
Иначе мрак.
И — срам навязываться музам!
...Я думать ухожу в овраг
С неразрешимым этим грузом.

Под стать лучу
Согреть хочу
Слова, которые устали...
Как в старину просили: «Чу...
Прислушайтесь...»
— Я вам нужна ли?

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ:

"Поэзия и религия -- две стороны одной и той же монеты.
И та и другая требуют от человека духовной работы.
Но не во имя практической цели, как этика и эстетика,
а во имя высшей, неизвестной им самим.
Этика приспособляет человека к жизни в обществе,
эстетика стремится увеличить его способность наслаждаться.
Руководство же в перерождении человека в высший тип -
 принадлежит религии и поэзии."

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ЗИНАИДА МИРКИНА - (1926-2018) - http://stihi.ru/avtor/nadezdad

А правда есть поэзия. Она
Одна вещает в мире и глаголет
О том, что вовсе не имеет дна,
О том, что больше бесконечной боли.

Есть тайна, непостижная уму,
Разлившаяся в воздухе весеннем.
Наш Бог-поэт, и только потому
Он знает истину о воскресенье.

Поэзия выносит груз креста,
Подводит нас к последнему порогу.
Она совсем не сон и не мечта,
А труд души—произрастанье Бога.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ИГОРЬ ГУБЕРМАН: ( http://stihi.ru/avtor/guberman )

В себя вовнутрь эпохи соль
впитав и чувствуя сквозь стены,
поэт - не  врач, он только боль,
струна и нерв, и прут антенны.
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВАСИЛИЙ МУРАТОВСКИЙ: ( http://stihi.ru/avtor/murvas )

ПОЭТ
Жрец диктата языка,
строк нечаянных творец,
мозг закутан в облака,
сердце бьётся о торец
спеси мировой дворца,
в этом - мера и полёт,
бесшабашность и весы,
обретение лица,
в чьих чертах всегда - народ,
что юдольный крест несёт,
не отрёкшись от Творца...

В нём - исполнены красы
неземной года невзгод,
философию лисы -
камнем веры в глаз он бьёт,
когда искренно поёт,
подключаясь к вечным токам
доброты в миру жестоком...

2021
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶


ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ ШАЛАМОВ: (1907-1982)

Стихи – это боль и целительный пластырь,
Каким утешается боль,
Каким утешает мгновенно лекарство –
Его чудодейственна роль.

Стихи – это боль, это скорая помощь,
Чужие, свои – всё равно,
Аптекарь шагает от дома до дома,
Под каждое ходит окно.

Стихи – это тот дополнительный градус
Любых человечьих страстей,
Каким накаляется проза на радость
Хранителей детских затей.

Рецептом ли модным, рецептом старинным
Фармакологических книг,
Стихи — как таблетка нитроглицерина,
Положенная под язык.

Среди всевозможных разрывов и бедствий
С облаткой дежурит поэт.
Стихи – это просто подручное средство,
Индивидуальный пакет.

1973
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ЛУИЗА МИНДУЛЛИНА-/ЭРИЗН/ ( http://stihi.ru/avtor/arisen )

...Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить...

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВЛАД НОРМАН: ( http://stihi.ru/avtor/vladnormann )

Мои стихи горят, как хворост,
я слышу только лёгкий треск,
и из души уходит горесть,
в глазах пылает яркий блеск,
и сердцу радостно, и чудно,
и я весь мир обнять готов,
стихи мне сочинять не трудно,
трудней не сочинять стихов...   

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ГЕРМАН ГЕССЕ:

"Причина появления на свете стихов предельно однозначна.
Они - разрядка, зов, крик, вздох, жест, реакция взволнованной души,
стремящейся выплеснуть или осознать возбуждение, эмоцию.
В этой главной, изначальной и важнейшей своей функции не поддается оценке никакое стихотворение.
Прежде всего оно обращено лишь к самому поэту, оно - его дыхание, его голос, его греза, его улыбка, его припадок. Кто возьмется судить об эстетической ценности ночных сновидений и о целесообразности движений рук и головы, мимики и походки?!

Иногда бывает, что стихотворение, давая разрядку и облегчение автору, может радовать, волновать и трогать также и других людей, бывает оно и красивым. Это происходит, вероятно, тогда, когда стихотворение выражает нечто, присущее многим, нечто возможное у всех. Но не обязательно только тогда!

Вот здесь-то и начинается проблематичное круговращение.

"Красивые" стихи делают поэтов любимцами публики, из-за чего рождается вновь тьма стихотворений, которые, совершенно забыв о своей изначальной, пред-мировой, священнослужительской функции, все до одного хотят быть только красивыми.
Такие стихи по своему рождению созданы для других, для слушателей, для читателей. Они более не грезы, не движения танца или крики души, не реакция на пережитое, не косноязыкие желанные видения или заклинания, не лик мудреца или гримаса безумца, а всего лишь выдуманные изделия, фабрикаты, конфеты для публики. Их смастерили, чтоб распространять и продавать, чтобы покупатели их потребляли для собственного увеселения, возвышения души или отвлечения. И именно эти стихи пользуются успехом. В них не нужно погружаться серьезно и любовно, они не мучат и не потрясают, а весело, уютно качают на своих красивых и мерных волнах.

Эти "красивые" стихи могут показаться порою столь же неприятными и сомнительными, как и все приглаженное и подогнанное по рамке, как профессора и чиновники. И когда правильным миром становишься сыт по горло и хочется бить фонари и поджигать храмы, - в такие дни все "красивые" стихи, вплоть до святых классиков, кажутся немного цензурированными, кастрированными, слишком уж приемлемыми, слишком прирученными, слишком добропорядочными. Тогда обращаешься к плохим. Тогда вообще уже нет ни одного достаточно плохого стихотворения.

Но и здесь подстерегает разочарование.
Чтение плохих стихов - удовольствие слишком краткое, они быстро вызывают насыщение.

Но зачем читать? Почему бы каждому самому не сочинять плохие стихи?
- Возьмитесь, и вы увидите, что сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений..."

1918г
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

КОНСТАНТИН ГОЖУЛЕНКО: (http://stihi.ru/avtor/89186909869)

П - Пронзительный полёт идеи,
О - Отблеск звезды, Кассиопеи.
Э - Этюд, запечатлённый в рифме,
З - Задача! – Степень, в логарифме.
И - Искра становится строкою,
Я - Янтарной, золотой рекою.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВЛАДИМИР КВАШНИН: (  http://stihi.ru/avtor/vladkwashnin201  )

Предназначение поэта –
Быть врачевателем души.
Как миллионный лучик света,
Пока мы живы, друг, спеши
Учить других дивиться чуду –
Мир видеть в капельке дождя...
Куда идём? Кто мы? Откуда?
Что оставляем уходя?

Спеши найти единоверцев,
Спеши связать словами нить
И, протянув от сердца к сердцу,
Своим теплом объединить.
Зови других смотреть на звёзды,
Качать ромашек облака,
Расслышать в шёпоте березы
Слова людского языка.

Тяни из сумрака бездушья
В туманы утренних полей,
Пиши, спасаясь от удушья,
О малой родине своей.
Той, что успел закрыть собою
В разгул предательства и зла.
Ведь та, большая, что без боя
Мы все отдали, умерла.

Но мы крепчаем даже в горе!
Возьми калёные слова
И докажи заморской своре,
Что Русь суконная жива!
Веди к деревне с русским небом,
Чтоб каждый чувствовал нутром –
Да, здесь и печи пахнут хлебом,
И избы ставят топором,

И свадьбы празднуют с Покрова,
И песни русские поют,
От Иванова до Петрова
В час испытания встают,
И самогонку пьют под сало,
И удивляют мир левши.
А это много или мало?
Вот ты, мой друг, и напиши.

Да так, чтоб строчки не пропало,
Чтоб зацепило и достало,
До самой глубины души!

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ:(1918-1984) -  http://stihi.ru/avtor/marevka

Поэзия -
Не профессия,
Поэзия, как любовь:
Если уж есть,
Так есть она,
А нет -
И не суесловь.

Ах, поэты,
Проказники,
Как вам строчить не лень!
Поэзия - это праздники,
А праздник
Не каждый день.


¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

КОНСТАНТИН УСТИНОВ: (Деодары Света. § 88)

«Предназначение поэта – вибрационное насыщение пространства энергиями Бога. Посредством живых слов кристаллизуется фохатический океан
и создается охранительная стена.
Музыка служит той же цели, вызывая в душе высокий катарсис»

2 октября 1999

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

СВЕТЛАНА КАЗАКЕВИЧ: ( http://stihi.ru/avtor/fenechka)

Поэзия мелодией
Пропитана насквозь.
Поведает мотивами,
Что будет, что сбылось.
Рождается неведомо,
Приходит ниоткуда.
И льются строки музыкой,
Поэзия — есть чудо!
Как колокольчик радует,
На тройке, что звенит.
Прошли года. Поэзия
Дыханье нот хранит.

2019
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ТЕРЕНТИЙ ТРАВНИК: (Игорь Аркадьевич Алексеев) - http://ttravnik.ru/
(Из книги "Нomopolysemos")

"Стихосложение есть наивысочайшее мастерство одаренной души излагать кратко, точно и глубоко почти непередаваемую музыку межчеловеческих знаний и переживаний. В какой-то степени поэт сродни ныряльщику за жемчугом, от навыков погружения которого и зависит результат.
В данном случае поэт погружается в пространство не только своего личного опыта, но и всего человечества.
В оснащение такого ныряльщика входят и его эрудиция, и образованность, и интеллигентность, и интеллектуальность, и духовность. От уровня именно этого инструментария и зависит в конечном счете качество всего созданного им.

Поэзия может быть ручейково-прудовой и даже болотной, может быть речной, озерной, морской и океанической, и зависит это совсем не от темы изложенного автором материала, но от его способности вызвать в читателе или слушателе данные переживания и состояния.

Таким образом поэт есть духовно-нравственный камертон и времени, и пространства окружающей его социальной действительности, и насколько она сонастраиваема со сказанным им, настолько и величественна степень его гениальности.


¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
БУЛАТ ОКУДЖАВА:

        Каждый пишет, как он слышит,
        Каждый слышит, как он дышит,
                Fm6
        Как он дышит, так и пишет,
                G7     Cm
        Не стараясь угодить...

        Так природа захотела,
                Fm6
        Почему - не наше дело,
               Cm/G    G7    Cm
        Для чего - не нам судить. (1975)

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶


ЮРИЙ БАТУРЕНКО:  (http://stihi.ru/avtor/baturenko )

«Меня не убедите Вы,
Слова без Музыки – мертвы!»

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВАЛЕНТИН ГАФТ К ВИЗБОРУ..../песенная поэзия/

Попса дробит шрапнелью наши души,
Ее за это не привлечь к суду.
Часть поколенья выросла на чуши,
И новое рождается в бреду.

О, «Солнышко лесное», чудо-песня!
Как мы в неволе пели, чудаки!
Пришла свобода, стали интересней
Писклявые уродцы-пошляки…
Слова - ничто, есть вопли вырожденья.
Тот знаменит, кто больше нездоров.
Кто выйдет петь без всякого стесненья,
Без совести, без страха, без штанов.
Где песня, чтобы спеть ее хотелось?
Слова - где, чтоб вовеки не забыть?
Ну, что горланить про кусочек тела,
Который с кем-то очень хочет жить?
С телеэкрана, как из ресторана,
Для пущей важности прибавив хрипотцы
Они пудами сыплют соль на раны,
Как на капусту или огурцы.
В халатике бесполая фигура
Запела, оголившись без причин…
Противно это. Спой нам, Юра,
О женской теплоте и мужестве мужчин.


¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ:

"Поэзия есть высший род искусства.
Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется.

Произведения архитектуры поражают нас или гармонией своих частей, образующих собою грациозное целое,восторгая с собою дух наш к небу, в котором исчезают их остроконечные шпицы. Но этим и ограничиваются средства их обаяния на душу. Это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не искусство в полном значении, а только стремление, первый шаг к искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль.

Сфера скульптуры шире, средства ее богаче, чем у зодчества: она уже выражает красоту форм человеческого тела, оттенки мысли в лице человеческом; но она схватывает только один момент мысли лица, одно положение тела. Притом же сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешними формами его тела, изображает только мужество, величие и силу в мужчине, красоту и грацию в женщине.

Живописи доступен весь человек—даже внутренний мир его духа; но и живопись ограничивается схвачиванием одного момента явления.

Музыка — по преимуществу выразительница внутреннего мира души; но выражаемые ею идеи - неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму.

Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств"

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВАЛЕРИЙ СТАРОСТИН: ( http://stihi.ru/avtor/blackvodoley )

Стихосложение - удел Поэта,
А одиночество - удел Творца.
В одну Судьбу сплетая это,
Неси Удел свой до конца!

2021
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

МИХАИЛ ЗЕНКЕВИЧ: (1886-1973)

Проснёшься, как будто кто-то глядит
В глаза твои пристальным взглядом
И молча на стуле пустом сидит,
Как врач, у постели рядом.

И мучаешься, что жизнь прожита
Бессмысленно и бестолково,
Что в стих не может отлить мечта
Твоё заветное слово.

И вот не понятое никем,
Но внятное вам обоим
Горит это слово на языке
И кровь иссушает зноем.

И бред твой бессвязен, и мозг раскалён
В припадке ночном вдохновенья,
И, щупая пульс, измеряет он
Напор кровяного давленья.

И, только когда забрезжит рассвет,
Уйдёт он, оставив на память
На столике свой непонятный рецепт –
Слепой черновик со стихами.

22 декабря 1942

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АППОЛОН МАЙКОВ (1821 - 1897)

Вдохновенье - дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось -
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.
Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольёт и отчеканит
В медном образе - мечту!

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВИКТОР ВОСКРЕСЕНСКИЙ: ( http://stihi.ru/avtor/tviktor1)


Ни дождь не вдохновит, ни солнце.
Ни строк, ни мыслей – полный крах!
И Муза нам в лицо смеётся,
И Рифма прячется в кустах.

Крепись, Поэт, настанет время,
И ты начнёшь плодотворить:
Взойдёт посаженное семя,
Вернёшь утраченную прыть,

Расскажешь о любви дурмане,
Затронешь душу, сердце, нерв...
Писать стихи – очарованье!
Даст Бог – получится шедевр!

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ:

"Поэзия — меньше всего литература. Это способ жить и умирать..."

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ВЛАДИМИР СТРЯПУХИН -/ВИЛЬЯМ ШЛЕГЕЛЬ/: ( http://stihi.ru/avtor/schlegel )

"Поэзия означает жизнь, если является ориентиром и ведёт к благу.
Она объясняется существованием духовно одарённого социума,
вдохновлённого интерпретациями слов и смыслов -
людей, вникающих в тайну стихов, в изящные конструкции их значений и символов.

...И здесь начинается увлекательное путешествие через лабиринты букв, звуков и слов к истинной Любви, совершенной и вечно живой!"

01.06.2021
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
АНТУАН де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ:

"Ищите меня в том, что я пишу".

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

ТАТЬЯНА ВАГНЕР:

ИСКУССТВО НАПИСАНИЯ СТИХОВ - ЗАВОРАЖИВАЕТ!

Thja, manchmal spielt uns Epos Streiche.
Scheint alles einfach, oder schlicht,
schon will Gedanke von uns weichen
die Muse lacht uns ins Gesicht.

Doch dann kommt Zeit wo wir begreifen,
dass ohne Stamm nie Fruechte gibt
und man beginnt in Kleinem reifen
der Dichter nun sein Bestes gibt.

Er schwingt die Feder voller Liebe
und schreibt Gedicht dass Leser zieht.
Oh, wenn es doch so immer bliebe…
Die Kunst des Schreibens fasziniert!

2011
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

БОРИС ПАСТЕРНАК: (To Be Famous… - Быть знаменитым некрасиво…)


To be famous is not in good taste.
That is not what will exalt us.
Don’t build an archive, it’s but a waste
To raise with manuscripts a fuss.

Creation calls for self-surrender
And not loud noise and cheap success.
Shame on the ignorant offender
Who lets all lips his fame confess.

Life must he lived without false face,
Lived so that in the final count
We draw unto ourselves love from space,
Hear the future call from the mount.

/Отрывок/
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶


ЛЕВ БОЛЕСЛАВСКИЙ  ( http://stihi.ru/avtor/levbol )

«Поэт в России больше, чем поэт...»
А что, он меньше, мельче там, где Лорка
Под пулю встал, где пел в тюрьме Хикмет
Иль там, где Гейне усмехался горько?

Он держит перед Господом ответ.
А нет, — и имя в памяти сотрётся,
И если он не больше, чем поэт,
Он не поэт, — лишь маска стихотворца.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АНДРЕЙ ЛУЧНИК: ( http://stihi.ru/avtor/akhenaten1 )

"НЕКАЯ НЕДОСКАЗАННОСТЬ- это то, что отличает ПОЭЗИЮ от ПРОЗЫ."

Достигается это путем использования идиом и метафор, а отнюдь не рифмой или ритмом. Хотя, русская поэзия почти никогда не обходится без рифмы и ритма, за исключением белого стиха.
Иностранцам полноценно использовать рифму и ритм мешает структура их языков, которые гораздо менее флективны (гибки) по сравнению с русским языком.

Диалектика (совмещение противоположностей и игра противопоставлений) русского языка помогает нам не только в поэзии. Носители русского языка наиболее успешны в научном творческом мышлении, инновациях и изобретениях, - это особенно заметно, когда они попадают на Запад. А у себя на Родине, как известно, "нет пророка в своем отечестве". Правда в СССР иногда выпускали гениев из ГУЛАГА для решения важных государственных задач. Например Королева выпустили из ГУЛАГА для того, чтобы он запустил человека в космос. Однако в ГУЛАГЕ охранник-вертухай сломал Королеву челюсть, от воспаления которой он и умер через несколько лет, едва успев создать оборонную мощь страны.

"Язык мой - враг мой". Неужели наш русский язык - наш враг?
Опять недосказанность... Догадывайтесь сами".

14.04.2016
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

АЛЕКСАНДР БАШЛАЧЁВ

Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
Затем, что у всех на уме — у них на языке.
Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам — все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада
По чистым листам, где до времени — все по устам.

Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
Подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет — эх, раз, еще раз!
Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: — Не надо!
Ведь Бог… Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли…
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.

Ну вот, ты — поэт… Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь — Семь кругов беспокойного лада —
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

МАРИНА ЦВЕТАЕВА:
"Стихи не кормят, кормит проза."

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

МАРГАРИТА ИОСИФОВНА АЛИГЕР:

За какие такие грехи
не оставшихся в памяти дней
всё трудней мне даются стихи,
что ни старше душа, то трудней.
И становится мне всё тесней
на коротком отрезке строки.
Мысль работает ей вопреки,
а расстаться немыслимо с ней.

Отдаю ей всё больше труда.
От обиды старею над ней.
Всё не то, не к тому, не туда,
приблизительней, глуше, бледней.
Я себе в утешенье не лгу,
задыхаясь в упреке глухом.
Больше знаю и больше могу,
чем сказать удаётся стихом.

Что случилось? Кого мне спросить?
Строй любимых моих и друзей
поредел... Все трудней полюбить.
Что ни старше душа, то трудней.
Не сдавайся, не смей, не забудь,
как ты был и силён и богат.
Продолжай несговорчивый путь
откровений, открытий, утрат.

И не сдай у последних вершин,
где на стыке событий и лет
человек остаётся один-
и садится за прозу поэт...

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

И НА ДЕСЕРТ)):, ПОЭТИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ
- http://stihi.ru/2006/11/09-865 - Анджей Землянский      

НУ ВОТ И ВСЁ, И В КОНЦЕ –  ПРОСТО ОБЯЗАТЕЛЬНО УЛЫБНИТЕСЬ!!! НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ ДОЛЯ ПРАВДЫ, ПОЭЗИЯ БЕЗ УЛЫБКИ – КАК МУЗА В ОДЕЖДЕ...
¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
АЛЕКСЕЙ КУСКОВ: (http://stihi.ru/avtor/slovobel )

Можно выпить.
Часто лишь не стоит.
У поэтов испокон веков
То стихи, как результат запоя,
То запой, как результат стихов...

28 июн 2017

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
ВИШЕНКА НА ТОРТЕ – одностишие

ТАТЬЯНА КОРМИЛИЦИНА:  ( http://stihi.ru/avtor/tanyak )

Не нужно рифмовать коньяк с шампанским!

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶

А ВОТ И МОИ ПЯТЬ КОПЕЕК: (ЗЛАТЫХ..:))...) к-ые не скромно закатились в этот, приведенный выше, благороднейший список авторов...

***

Поэзия – живёт в среде особой…
Переварить и мысль порою сложно…
У куропаток камни где-то в зобе…
А у поэтов – есть манок, возможно…
Они им нарушают все границы!
Из белого листка простой тетради
Летят слова сквозь время "серой птицей"*
Законы метафизики – в отпаде…

Поэзия - живёт! И словно дышат
Мотивы автора в сердцах других...
Глазами Вечности читатель свыше
Уловит суть - для этого и стих...
Он - крылья! И возможность усомниться!
Он - взмах пера! И острый клюв чернил!
Как верила! - Парила в Небе Птица...
Как жил поэт? - Дышал,.. творил,..любил!


2018
(экс)
* - Образ взят из Беловежской Пущи...

Итак, Поэт - он кто? - Птица! - http://stihi.ru/2021/01/07/6419

¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶


P.S. Здесь буду на досуге и по свободе собирать/добавлять то,
 что касается определений видения Поэзии...
как "известных" так и "неизвестных" Личностей,
чьё понимание "поэзо" как-то/чем-то отозвалось и во мне....


Фото - из свободного доступа инет, благодарю автора за созвучие! :)