По конкурсу - Русский мир

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2021/04/10/2984 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/05/21/2532 - Итоги конкурса

В данном тематическом конкурсе участвовало 40 произведений, 26 из которых судьи отобрали в свои шорт листы. Задание конкурса формулировалось следующим образом:

«Требуются стихи о России и обо всем русском мире - русскоговорящих людях,  проживающих не только в России, но и за пределами страны, но считающих Россию своей единственной родиной. Расскажите о наших сегодняшних достижениях, о русском характере и духовных традициях, об исторической судьбе русской нации и её  исторической миссии. Главное условие этого конкурса - ПОЗИТИВНОСТЬ. Стихи-обличения со злобной критикой недостатков и всего, пока еще нами не достигнуто, а так же все унылые перепевы "заброшенных деревенек и чахлых колосков" бывшей родины, о которых так любят писать наши добровольно покинувшие страну граждане, в этом конкурсе не требуются. Постарайтесь средствами поэзии показать свой взгляд на русский мир с позиции любви и доброжелательного видения прекрасного настоящего и великого будущего русской нации».

Покажу вам тексты стихов, отобранных нашими членами жюри, с моими минимальными комментариями к ним. Возможно, мои мнения в чем-то ошибочны, что-то, наверняка, я здесь упустила, но в процессе чтения стихов они получились у меня именно такие -  не сердитесь на меня, пожалуйста!

**********************************************************

   1. Ипостаси Руси. На картину Васнецова «Богатыри». Евгений Крюков-Донской

Руси былинной три богатыря
01 01 01 00 01
Стоят на рубеже её пределов
И, в будущее вглядываясь смело,
Готовы защитить свои края.

Меч в ножнах, лишь траве грозит копьё,
01 00 01 01 01
И булава без дела –  на запястье…
Стрела, и бдит, и дремлет в одночасье,
Но кружит над Россией вороньё…

И взгляды ратников летят за горизонт…                лишн стопа
01 01 00 01 00 01
В них злости нет –  досада и тревога;
– Не трогайте Россию, ради Бога!
Сражаться с нами, вам же, не резон…

Увидеть можно в этом и юдоль,
И то, чем от рожденья одержимы.
В них сила, честь и правда – триедины,
Как вера их, надежда и любовь.

Не всё ль равно – кто князь, а кто слуга?..
Их всех роднит уверенность в успехе,
Хоть и разнятся лики и доспехи,
Оружие, и кони, и луга…

Различья русских гор, лесов, полей
Волнуют сердце символом-картиной,
Объединяют сутью триединой,
И над врагами делают сильней…

Ты рождена, Россия, быть большой,
Когда таких сынов являешь миру,
Когда простор и свет, твои кумиры,
Нас наделяют русскою душой.

Горжусь родством с землёй твоей святой,
Воспетою в сказаньях и былинах
Русь на холсте и в жизни триедина –
Людьми, и Богом, и своей стезёй!...

Стихи по картине называются экфрасисы, - это совершенно особый жанр, который лучше всего рассматривать в специальном конкурсе экфрасисов. Данные стихи одновременно и обобщены, и современны. Хорошие стихи. Немного смутила меня только их ритмика - местами разная в одноименных строках катренов. Второй экфрасис другого  участника  нашего конкурса Руслана Цвиткиса, написанный по картине Кандинского "Красная площадь", судьи не отобрали, видимо, тема стихов показалась им еще менее соответствующей конкурсному заданию.

   2. Бёхово. Мила Анданте   
       Бёхово - село в Заокском районе Тульской области России.

В тихой грусти лежит за околицей
Небольшой деревенский погост.
За оградкой в платках, словно молятся,
Белоствольные купки берёз,

Кротко смотрят на белую  звонницу,
Черепицу простых куполов,
На ветру шелестят, к низу клонятся
Крепдешином зелёных голов.

Сельский храм на горе бело-сахарный,
Куличёвой глазурью облит,
Далеко от реки виден загодя,
Русской печкой из сказки стоит.

Много тропок мной было исхожено,
Но лишь в этой раздольной тиши
Всё смятенное, горькое, ложное
Осыпается коркой с души.

Нравится наличие в стихах языка поэзии, причем авторской, а не банального перебора устоявшихся эпитетов. Нравится вовлеченность автора в содержание - искренность. "Но лишь в этой раздольной тиши всё смятенное, горькое, ложное осыпается коркой с души" Здорово сказано!

   5. Воскресенье. Наталья Пулька

Князя Владимира волей крещеная,
От непосильной работы, что пьяная,
Сытостью праздной на лик – не лощеная,
А для глумных, как ни есть, – окаянная,
С гладко плетенными русыми косами,
Часто без дела сеченая розгами…

Сладко ли, горько ли милой на паперти
Души детей перед Небом ОТКРЕЩИВАТЬ,
Тех, кому лишнее – с бисером скатерти,
Кто за труды щедро платит затрещиной,
Головы чьи, аж с рождения в холоде,               
Не углядели бесовского в золоте?

Или сердечной испрашивать радуги
Для без причины однажды обиженных,
Злых, в ожидании манны и патоки,
Тех, кто досадой и завистью движимы,
Тех, кто не в силах увидеть хорошее
В промысле Божьем, цепляясь за прошлое?..

...А приглядись, и увидишь обратное:
Царской осанки не скрыть одеянием,
Спелой груди полнота необъятная
Сытно кормить всех славян в состоянии,
Руки в мозолях, к перстням не привычные,
Мягкие, теплые, формой – античные.

Молит за всех, и разбору не ведает,
Желчных наветов, досужих не слушая,
Даже разбитая личными бедами,
В вечном присмотре за нашими душами.
Просит в ответ лишь заботы хорошая,
А в туеске только медные грошики…
                *    *    *
В вере изрядно поклонов набившая,
Ждать и терпеть, благо, дело обычное.
По-матерински народу служившая,
Не оставляет надежд горемычная…
Видно за то, что однажды крещеные
В тысячный раз у Руси мы прощеные.

Здесь  скорее религиозная или историческая поэзия, а не гражданская. Нравится богатый язык, связность содержания. Хотя смущает употребление  отдельных фраз, например, "души детей перед Небом ОТКРЕЩИВАТЬ", (вместо "отмаливать"): таинство крещения - это все же не языческий обряд, подобный вручению талисмана от порчи: не точно, не в православном понимании употреблен здесь глагол "открещивать".

   6. Русь моя, запрягай коней! Вита Осенняя 

Бьют и справа, и слева Россию,
Незаслуженно жёстко бьют
За характер, за то, что красива,
Бьёт предавший за злато Брут.
001 001 001 0
001 001 01
001 001 001 0
001 001 01
Ей и больно, и нехристей жалко,
Но таков материнский рок:
Всех простить, злое вытащив жало —
Так задумал, похоже, Бог.
001 001 001 0
001 001 01
001 001 001 0
001 001 01
Не впервой — одолеет и это:
В испытаниях — дух сильней.
Возродится однажды и к свету
В небо взмоет клин лебедей.                нехватка слога
001 001 001 0
001 001 01
001 001 001 0
001  01 001
Не круша то, что есть, не ломая,
Не забыв родовых корней,
Снова первой окажется — знаю!
Русь моя, запрягай коней!

Содержание сильное. Нравится связь с современностью, искренность. По форме - разностопные катрены с большой разницей в количестве стоп, которые звучат нестандартно, но не особо мелодично - этот ритм скорее меня напрягает, чем нравится. И есть небольшая сбивка ритма в предпоследней строфе.

   7. На Бога похож - диптих. Николай Сыромятников
   I
Двадцать первый век взъерошенный на весах -
сгусток боли - то в клеточку, то в полоску,
жупел атомного облака в небесах -
апокАлипсиса отголоски…

Воем зверя мысли тычутся, мордами рыб,
пустошью, рептилоидами безврЕменья.
Кажется, время само себя умертвит…
Пирамида Хеопса страхом беременна.

Вся планета – палата хосписа.
Прозревая, люди начинают подозревать -
будущее - документ без подписи…
Прошлое хочется  в клочья рвать….
   II
Родина моя, матушка Россия,
скоморошье моё позабудь, прости…
Только вера в тебя меня воскресила,
луковки церквей да кресты.

Пальцем в прошлое ткну наугад:
Люцифер! Сверху – бог-панацея.
Виселица готова - тонок шпагат,
а желание жить, поднимая цены,

соловья на заре подсунет,
ландышей на поляне в лесной росе,
и опять Христа упомянешь всуе,
если радугу увидишь во всей красе.

Или роща под летним ветром зашелестит,
обнимая стволы белоснежных берёз:
это русский Бог душу твою переплести
пожелал, захотел избавить от горечи слёз.

Вдруг увидишь тогда, как с ковра-самолёта,
необъятность Руси, обращённую в мощь,
и моря, и леса, и снега, и болота…
От безмерной нежности бросает в дрожь!

Будешь благодарить, как последняя побируша,
и жене подаришь берёзовые серёжки… А что ж!
И на ушко шепнешь: «… наш Андрюша
так пугающе на русского бога похож… »

Интересный диптих, который, я должна признаться, записала здесь иначе, чем автор на своей странице: записала в метрике строф, исправив заодно и авторскую пунктуацию. Вызывает уважение язык поэзии - яркий и интересный, а не просто часто встречающаяся у большинства авторов логичная рифмовка информации. Стихи не только содержание передают, но и настроение, атмосферу, состояние автора с помощью образов, заставляют думать и искать свои ассоциации, что не у каждого автора и не всегда получается сделать удачно. Здесь получилось.

   8. Сенокосы. Дарья Ульянченко   

Разлилось небо-море синее,
на заре так привольно дышится.
Косят травы мужчины сильные
так, как сто лет назад, и тысячу.

От сует городских свободные,
им девчоночки в платьях ситцевых
жбанчик кваса несут холодного,
ненаглядно румянолицые.

Ветер ласково щёки трогает,
разлетается во все стороны.
Реют ласточки над дорогами,
над ромашковыми просторами.

Травы в пояс, хмельно цветущие,
на росистую землю падают.
Сколько радости нам отпущено -
столько в душу принять и надобно.

Сколько счастья июнем послано -
не насмотришься, не надышишься...
Пахнет Родина сенокосами
так, как сто лет назад, и тысячу.

Разлилось небо-море синее" - здорово! Или умное наблюдение: "Сколько радости нам отпущено - столько в душу принять и надобно". "Сколько счастья июнем послано -не насмотришься, не надышишься" !!!! Хорошее, литературное владение речью, любовь, неравнодушие к тому, о чем человек пишет.

   10. Русские не сдаются! Ирина-Сова

О, здорово, сосед! Не хвораешь?
Спину мазью моей растираешь?
Ну-ка дай на понюшку махорки!
Ох, едрена вошь, мать её в норку!!!

Слышал, пензию вроде подняли?
Тышщу цельную кажному дали!
Чево ржёшь-то? Сам слышал намедни!
Чай по радиве! Там-то - не бредни!

А ишо в новостях нам гуторють,
што кердык на земле будет вскоре...
Дескать, майи-то всё угадали -
в декабре, говорят, предсказали!

Ты, Федосыч, нагнал самогону?
Молодца! Заводи патефону!
Нешто праздник такой мы пропустим?
Конец света жэж! Дай-ка капустки!

Ох, смешные они, эти майи!!!
Ента ж фрицев они не видали!
И чичас - власть хужей, чем фашисты...
Дерьмократы, мля, и камунисты!

Вопщим, Федя, давай, ставь Смуглянку!
Двадцать первого мы спозаранку
Встретим чё говорят и напьем-си!
Ты заначь! С утреца похмельнем-си!!!

Не любитель я подобного стиля, если, конечно, это не жанровые шуточные стихи, не пародия на определенный образ персонажа. Да, у нас есть малограмотный народ, который постоянно говорит именно так - малограмотно, забавно и ярко, но это вовсе не значит, что автору нужно этот нестандарт отражать в своих стихах и закреплять его как ценность, особенно в заявке конкурсе позитивной гражданской поэзии о русском мире. Мне кажется, поэт должен до своего уровня культуры поднимать читателя, а вовсе не самому до безграмотной речи народа и до воспевания его частой нетрезвости опускаться - эту общую беду нашу смаковать в стихах!  Содержание стихов интересное, работа автором проделана большая, а сознательно выбранная форма ее подачи лично меня не греет.

   11. Бывших комсомольцев не бывает. Лина Чирко

Бывших комсомольцев не бывает –
Юность не уходит до конца,
И стучат в груди не унывая
Наши беспокойные сердца.

Поседели девочки и парни,
Но лишь стоит посмотреть назад –
И сверкнёт зарницей лучезарной
Искра комсомольская в глазах.

Вот на снимках  будни стройотряда…
Выезд на картошку в сентябре…
Выступления агитбригады…
Лес... пожар мы тушим на заре…

Дружба, трудовая дисциплина,
Бодрый лозунг: «Кто, если не мы?»
В каждом – мысль о долге гражданина,
В завтра устремленные умы.

Комсомол – фундамент и опора,
Труд и подвиг, стройка и завод,
Недра покорённые и горы,
Молодой напористый народ!

Поднимал пласты земли целинной,
Строил БАМ и города в тайге.
И мерилом был не рубль длинный –
Звон гитары, томик в рюкзаке…

Налегке вступали в жизнь ребята,
И была уверена страна:
С комсомольцами семидесятых
Ни одна напасть ей не страшна.

Дорог нам серпасто-молоткастый
Алый флаг как символ той страны,
Где мы были избранною кастой,
Комсомольской дружбою сильны.

Были мы чисты и бескорыстны,
Дать умели подлости отпор,
Презирать деляг и карьеристов,
Правду-матку высказать в упор.

Родом я из тех семидесятых.
И храню, как память юных лет,
Средь вещей, что дороги и святы,
Славный комсомольский свой билет.

Здесь все наоборот: с содержанием стихов невозможно не согласиться, и многих читателей волнует эта тема, и язык здесь литературный, но все равно это  язык статьи, прозы, а не поэзии. Безликий язык, без авторских образов, без личного ощущения исторического времени. Все правильно, все грамотно, но ... информативно. Как в нужной газетной статье. 

   12. На днях в метро... Орловаи

На днях в метро толпа студентов
вдруг подхватила, понесла,
на эскалатор вознесла,
и вот стою там монументом

Давно Прошедшего... Вокруг
сиянье глаз, мельканье рук,
обрывки умных разговоров,
бескомпромиссных жарких споров.

Какой народ у нас растёт...
Какие умные, красивые какие...
Нет! Нет ещё. Не умерла Россия.               
Бог даст - и долго не умрёт.

Хорошие стихи. Но эти стихи я уже комментировала в совсем другом конкурсе ТМА. (К сожалению, мне почти во всех их приходится постоянно голосовать, поэтому, не помня имен, я запоминаю  тексты). И считаю, что это неправильно - подавать снова уже когда-то опубликованное в ТМА (а может быть, и на другие конкурсы, которые не я судила?) снова и снова. Зачем автору еще одна проверка качества? Ради накопления удач? Но мы в ТМА учимся в первую очередь, в том числе, и учимся писать новые стихи на заданную тему. Зачем повторять заявку? Запретить этого я в Правилах не могу, отследить повторные подачи - не имею технической возможности, но я каждый раз огорчаюсь, когда вижу в пакете "старых знакомцев", на которые я уже когда-то тратила свое личное время... Даже если стихи - хорошие.

   13. Страница истории. Валентина Калёва

Семнадцатый век подоспел вместе с лихом –
Сплошные несчастья на русской земле:
Волнения, бунты да голод великий,
Поляки и шведы – в московском Кремле.

Тяжёлая Смута постигла Россию,
Воззвания шлёт патриарх Гермоген:
Народ, собирайся единою силой,
Поднимем Отечество наше с колен!

Слова долетели до волжских просторов,
Услышал их староста Минин Кузьма,
Он в городе Нижнем повёл разговоры:
Пора супостатам рога обломать!

Не всякий сумеет расстаться с богатством
И всё нажитое Отчизне отдать,
Но Минин – сумел, а купцы и крестьянство
Вносили – кто третью, кто пятую часть.

И с помощью Божьей собрали немало –
Огромное войско готово в поход.
Лихой воевода, вояка бывалый –
Князь Дмитрий Пожарский возглавил народ.

Вперёд, ополченцы, на ратное дело –
Дорога опасна, задача трудна...
С тех пор над землёю века пролетели,
Но помнит героев родная страна!

Жанр исторической поэзии. Хотя и по теме нашего конкурса. Сюда бы чуть больше личного и авторского ощущения, восприятия, современных наблюдений и личных ассоциаций - цены бы этим стихам не было. Техника-то отличная!

   14. La Patria. Алекс Гриин

Здесь всяк тобой богат
Среди родных хлебов,
Куда ни кинешь взгляд,
не сыщешь берегов.
И мудрости познав,
Осмысли, не спеши -
Тут в морду не со зла
Дают, а от души.
Здесь души, как гармонь-
Разорваны меха!
Во всех саднит гормон
И все хотят греха,
И Бога своего
По матери клянут,
Живут не для того...
а вопреки живут.
На всех одна беда,
Хомут один и кров,
Кукушкины года,
Ромашкина любовь,
И тонут, как в вине,
Не в утренних слезах,
В прогорклой синеве
Славянские глаза.

Совсем иной стиль исполнения - есть язык поэзии, авторский язык, точный и живой. И мысли все живые, запоминающиеся: "Живут не для того... а вопреки живут. На всех одна беда, хомут один и кров...". Это точно про наш мир, в какое время мы ни живи, а это все равно - про нас... Как и вот это: "Куда ни кинешь взгляд, не сыщешь берегов". Мне нравится!

   15. Пошехонье. Ольга Королева

Тени – лиственным узором.
Тонкой струйкой – банный дым.
Я с мостков ступаю в город
По ступенькам земляным.

Ветра с Пертомки – ни грамма.
Над коньками теремов
Блещут луковички храмов.
Льется звон колоколов.

Кошка трется мне о ноги,
Мяу-жалобу скрипя:
"Со времен былой Мологи
Не пила, не ела я".

С кошкой, хитрой и бесстыжей,
Загружаюсь в тарантас.
Едем к площади булыжной.
Нынче ярмарка как раз.

Пиво, мед везут в бидонах.
Лавки – яствами битком.
И в людском гуденье тонет –
Словно улей – чайный дом.

Самовар на углях пышет,
В чашки льется пряный чай.
Ос гоняет от коврижек
Подавальщица, ворча.

Нам несут блины с икрою,
В трех кувшинах – разный сок.
А на блюдечке с каймою –
Жирный рыбника кусок.

Кошка дымковской игрушкой
Возле блюдца на крыльце
Отдыхает: дыбом ушки.
И – улыбка на лице…

Очень сочный, вкусный, богатый язык, картинка русского провинциального городка получилась объемная, запоминающаяся. Нравятся и эти находки: "Кошка трется мне о ноги, мяу-жалобу скрипя..." Или : "Самовар на углях пышет, в чашки льется пряный чай. Ос гоняет от коврижек подавальщица, ворча". Или: "Кошка дымковской игрушкой
возле блюдца на крыльце" - Здорово!

   17. Без села нет России. Валентина Агапова 

Свысока на деревню
Смотрит город большой.
На её опыт древний –
Жить с открытой душой.
В нём и спесь, в нём и сила,
Но хватает забот…
А в деревне Светило
Из-за поля встаёт.

А в деревне отрада –
Колосятся поля.
Разве городу надо
Чтоб скудела земля?!
Одинаково сердце
Обжигает тоской
И погост деревенский,
И погост городской.

Неоглядные дали
И бездонная высь
Сердце в поле позвали,
Чтоб хлеба родились.
Их великая сила
Жизни силу дала.
Без села нет России,
А без поля – села.

И концовка замечательная, и стихи получились - теплые, живые, написанные с любовью к своему краю. "Неоглядные дали и  бездонная высь сердце в поле позвали, чтоб хлеба родились". (!!!!) Или: "Одинаково сердце обжигает тоской и погост деревенский, и погост городской". Добрые стихи, где есть поэзия чувств, а не просто рифмовка.

   18. Русский это кто? Ольга Альтовская

Все живущие в  России
Сутью – русские: душой.
Но с пришедшей амнезией
Раскололся мир большой.

Смерч прошёл над русским миром –
И распались на мирки,
Разбежались по квартирам,
Разобщились языки.

Родом – из единой шири,
И с душой одних широт…
Называли в целом мире
Словом «русский» весь народ.

Суть не ведал иностранец
В прилагательном: не то!
Есть «француз», есть «мексиканец»…
Ну а «русский» - это кто?

Русский – Пушкин, Айвазовский,
Левитан и Пастернак,
И Вахтангов, и Жуковский,
И Тургенев, и Колчак…

И словарь, привычный уху…
Хоть башкир, хоть армянин –
Всякий «русский» тут. По духу.
Хоть чернявый, хоть блондин.

Что нам правила иные!
Из глубокой старины
Все мы – русские, родные.
Мы – народ родной страны

С нашей общей русской речью.
На века ориентир –
Слово русское и вече,
Русский дух и русский мир.

А эти стихи - умные, правильные, с хорошим языком, с правильным содержанием, правильной рифмовкой, но информации в них находишь все-таки больше, чем поэтических средств передачи настроения автора. 

   20. Героям России. Алексей Априн

Мы с Родиной вместе, а Родина с нами.
Так было, есть, будет и нас не разнять.
Вели;ка Россия своими сынами.
О трёх сыновьях вам хочу рассказать.

Две сотни врагов, танки и БТРы.
Им путь преграждает Ахметшин Марат.
И есть у него, кроме искренней веры,
Три пушки, гранаты, один автомат.

Он дал этот бой, просто невероятный.
И выстоял парень, всему вопреки.
Подмога пришла. Он почти бездыханный,
Но держит гранату в руке. Без чеки.

В тылу Александр Прохоренко, во вражьем.
Огонь корректирует наших ребят.
Но был обнаружен чужим экипажем.
Бой принят. Один против сотни солдат.

Подходят к концу все патроны, гранаты.
Улыбкой решимость свою укрепя,
Отправив заранее координаты,
Сказал: "Вызываю огонь на себя!"

Попал Магомед Нурбагандов к убийцам.
Бандиты хотят поглумиться над ним:
"Давай, говори сам своим сослуживцам,
Чтоб все увольнялись. Тогда пощадим".

Но гордое сердце его отстучало:
"Работайте, братья!" Слова, как набат.
И эхом в ответ по стране зазвучало:
"Тебя не забудем. Работаем, брат!"

Герои средь нас. Эти трое из многих.
Отвагу вселила в них Родина-мать.
Таких, как они, на просторах широких
Любимой Отчизны и не сосчитать.

А если "партнеры" с войною решатся
Нежданно нагрянуть, ответ наш готов:
"Идите же! Чтобы навечно остаться
Среди вам нечуждых забытых гробов".

Мне понравилась здесь идея стихов - выбор их темы, использование материала  о современных нам героях России. Но язык слаб - вымучен, фразы прогибаются под нужную рифму, стеснен в свободе  естественного порядка расположения в предложении: "Улыбкой решимость свою УКРЕПЯ", "и есть у него, кроме искренней веры, три пушки, гранаты, один автомат", "в тылу Александр Прохоренко, во вражьем, огонь корректирует наших ребят" - везде есть ощущение скованности естественной русской речи в угоду необходимости укладки фразы в нужный размер. А еще встречаются и лексические недочеты: "ВелИка (? великА) Россия своими СЫНАМИ. О трёх СЫНОВЬЯХ вам хочу рассказать" - Если автор сказал "сыны", то так и продолжай, либо местоимение используй, а когда то "сыны", то в том же предложении уже"сыновья", сразу становится заметным, как человек вынужденно слова в строку подбирает... И в целом язык стихов не поэтический, а  информирующий нас о фактах и событиях.   

   22. Русский мир. Андрис Сайнио

От Бреста до Колымы,
От Cочи до Cалехарда
Раскинулся русский мир
На глобусе и по карте.

Израиль, Китай, Техас…
Испанский есть мир, французский…
А что же связует нас?
- Мы все понимаем русский!

Есть много миров других –
И в том не помогут ружья.
Не стоит боятся их.
«Другой» - корень слова «дружба».

Но следует помнить нам,
Кто есть мы и кем мы будем.
По следствиям и делам
О доблести судят люди.

Такие у нас умы,
Нам жребий такой отпущен,
Что можем гордиться мы
Не прожитым, а грядущим.

В грядущем оставит след
Всё то, что когда-то было.
След прежних побед и бед.
В различиях наша сила.

Татарин, удмурт, башкир…
Брать нужно намного шире.
Таков этот русский мир.
Мы часть в этом русском мире.

И здесь та же самая беда: хорошее содержание, но слабая речь, скованная ограничениями рифмовки. "Раскинулся русский мир НА глобусе и ПО карте" - почему однородные члены предложения идут с разными предлогами, да и по смыслу - тавтология. Лексический недочет: "А что же СВЯЗУЕТ нас?"  Правильно - "связывает". "Брать нужно намного шире" - фраза точно не блеск... Или: "По следствиям и делам о доблести судят люди"  Чем следствия отличаются от дел? Ощущение заполнение строки случайными словами. А по содержанию - хорошо!

   23. Святые места. Элеонора Поверенова   

Где алеет тесьмой горизонт
В перьевых облаках безмятежно,
Символ веры встречает восход,
Вольным ветром обласканный нежно.

Птицей в небо стремится душа,
Растворяясь под сводом часовни.
С  ветхой тростью бредет не спеша,
Босоногий бродяга-паломник.

Перезвоном течет благодать,
Воздух смешан с еловой смолою,
Здесь не хочется больше роптать,
Лишь молчать в единеньи с собою.

На иконах застыли лучи,
Озарив святость ликов безмолвных.
Тает воском огарок свечи,
Счастье снова становится полным.

Наливается легкостью грудь,
Слезы неба ложатся росою,
Постигается Библии суть,
Не страшна смерть-старуха с косою.

Здесь желается славить Христа,
Быстрой жизни замедлив теченье.
На Руси всем Святые места
Обещают Господне прощенье.

Не совсем те тема и жанр - это религиозная лирика, но местами не точная по смыслу: "Здесь не хочется больше роптать, лишь молчать в единеньи С Собою" - если описано место, где находятся иконы, то единение предполагается  не "с собою", а с Богом. К тому же есть смыкание согласных С. "Наливается легкостью грудь" - как-то не сочетается употребление слова "легкость" с глаголом "наливается". Фразу:  "Символ веры (?) встречает восход" я вообще не поняла, - а воцерковлен ли автор или он просто повторяет услышанное без должного понимания? Как и в случае с фразами: "Здесь ЖЕЛАЕТСЯ славить Христа" и "На Руси всем Святые места обещают Господне прощенье". Слишком много в тексте таких неточных по смыслу фраз, немыслимых для верующего или для выбранного жанра и темы религиозной лирики.

   25. Дед. Алёна Ткаченко Крым

Я, признаться, стихи не умею писать о войне,
И метафоры блекнут, и кажутся строчки корявы...
Рассказать о героях, о смерти – сложнее вдвойне
Той, что знает о них лишь из книг. Да имеет ли право?

Дети мирного века… Что ведомо нам о войне?
Не бросались под танки со связкой гранат – «За победу!»
И в окопах сырых мы не жались друг к другу тесней,
В похоронной команде не шли по смертельному следу.

Хлебный мякиш – не нами делился на семеро душ,
На расстрел не вели нас и кожу живьём не снимали,
Не для нас в сорок пятом взрывался торжественно  туш…
Что такое война, мы сейчас понимаем едва ли.

Сколько пролито крови! Такое нельзя позабыть,
И Василий, мой дед, не дожил до рождения внуков…
Но от сердца до сердца протянута памяти нить,
И её не прервать – вот какая простая наука.

Эх, обнять бы тебя, и сказать: «Я горжусь тобой, дед!
Ты прошёл всю войну и погиб на подходе к Берлину…»
 «Не забыла тебя…» – прошепчу, как молитву вослед,
Уходящему медленно вдаль журавлиному клину.

Четырежды использовано слово "война", причем дважды - в концевой рифме, - это не совсем хорошо, но, несмотря эти незначительные помарки, стихи показались мне небанально написанными, правильным, не бедным языком - автору веришь, веришь в искренность его мыслей и чувств и сопереживаешь его реакциям. О войне нам, не жившим в то время, вообще писать сложно - любая фраза кажется повтором чужого, но здесь не так: "Не для нас в сорок пятом взрывался торжественно туш… Что такое война, мы сейчас понимаем едва ли". "Рассказать о героях, о смерти – сложнее вдвойне той, что знает о них лишь из книг. Да имеет ли право? Дети мирного века… Что ведомо нам о войне?" - хорошие, честные мысли. Стихи мне понравились, хотя они, возможно, не совсем по теме конкурса.

   26. Россия ненаглядная моя. Светлана Соколова-Безрукова   

Пестрят луга  душицей и  ромашкой,
И блещет солнце  над моей землёй,
Плывут по небу белые барашки,
Сливаясь где - то с вечной синевой...

Струятся   реки  голубой  долиной,
Как будто  косы  дева расплела,
И конь чудесный с розовою гривой
Глядится  ранним утром в зеркала...

И нет красе твоей конца и края,
Россия ненаглядная моя!
Люблю наряд твой цвета  Иван - чая
И золотистые горчичные поля!                лишний  слог
00 01 00 01 00 01
Коснусь рукой волос твоих пшеничных,
Ныряя в нежность васильковых глаз,
И закружусь  в полянах земляничных,
Про время забывая всякий раз!
01 00 01 01 01
Ты сарафан с березовой каймою
Чуть приподнимешь возле берегов
И наклонясь, умоешься росою,
Да отдохнёшь от праведных трудов.

И скромные цветы в твоих ладонях -
Как повесть светлая  из глубины веков
О князе Муромском  Петре и о Февроньи,
Нам завещавших  верность и любовь!

Своих святых взрастивши на коленях,
Ты куполами высишься окрест,
Для веры ты и жизни не жалела,
Для храмов - самых живописных мест!

Летит твой голос  звоном колокольным
И стелется  лазурью над землёй,
И я,  среди  лугов твоих  раздольных
Сливаюсь  с ним... И  с небом, и с тобой...

А эти стихи показались мне пересыщенными надуманными красотами - обилием обозначения в тексте цвета объектов и предсказуемыми эпитетами. Они показались мне  скорее авторским пересказом прочитанных  фактов, чем собственным пережитым впечатлением от лично увиденного. Есть небольшая сбивка ритмики в 3 строфе.

   27. А я Россию... называю Домом. Виктор Косолаповский

Здесь не чужбина, лишь страна другая,
Живу, тружусь, семью оберегая.
И то же небо, тихое иль с громом,
А я Россию... называю: Домом.

Не так всё плохо – дом средь деревенек,
Любимая жена... в достатке денег.
И в цвете жизнь, но как-то по-другому,
А я Россию... называю: Домом.

Пусть там, в глубинке, нелегко мирянам,
А в городах... кичатся лжедворяне.
Но коль ты гость – встречают по-простому,
А я Россию... называю: Домом.

Пусть там обман почти ненаказуем,
Но не привык народ российский к сбруям.
И русский дух не смять врагу любому,
А я Россию... называю: Домом.

Пусть олигархи там живя, шикуют,
Пускай министры... через два – воруют.
Я связан общим домом и порогом:
Душой, любовью, верой, небом, Богом!

Вместо правильной пунктуации автор использует множество лишних многоточий, а в рефрене вообще странное решение поставить двоеточие перед "Домом". И почему "дом" с заглавной? Да, мы не снижаем оценку за ошибки в записи текста, но как же часто они  портят общее впечатление от стихов, а иногда и затрудняют понимание авторской мысли! Тема стихов - не совсем по конкурсному заданию, хотя именно к теме я бы не стала здесь придираться особо. И все же мне не хватило позитивности - не столько о  русском мире здесь идет речь, сколько  про обличение недостатков нашего общества. Причем, не везде понятно, о чем именно хочет заявить автор.

   28. И Русь всё так же будет жить! Александр Савостьянов 

О Русь – былинная страна!
Неспешный, плавный русский говор,
Пословиц мудрых глубина
И запах пряника медовый.

Плывут из-зА моря ладьи,
Девицы водят хороводы.
Нет необъятнее земли,
Нет гармоничнее природы!

России верная жена,
Мудра, решительна настолько! –
О чём задумалась она –
Великая княгиня Ольга?

Над храмом месяц золотой,
И звёзды в небе, словно бусы:
Пленит загадочной душой
Берестяное Святорусье.
 
…Громили толпы терема,
Сносили церкви и палаты…
Сгубило горе от ума? –
Лихие русские Пилаты!..

Крепка связующая нить
В иконах Грека и Рублёва:
«И Русь всё так же будет жить», –
Я верю искреннему Слову!

Плохой язык и ошибочность  фонетических  ударений. "ПлывУт из-зА моря ладьИ"  - все же правильно "из-за мОря". "Мудра, РЕШИТЕЛЬНА НАСТОЛЬКО!" - некорректный оборот речи. Последний катрен вообще не совсем логичен - поставленное там двоеточие никак не связывает смыслом первую и вторую пары строк катрена. Да и в целом содержание стихов туманно - не увидела я в стихах логики изложения темы.

   29. Родной язык. Лара Филиппова

Проходят годы. Знаю, в том моя вина,
Что дочку говорить не научила
На языке моём родном, и что она
С рождения его не полюбила.

Теперь на итальянском учит дочка стих.
Ей Пушкин не знаком, Блок не известен,
И не прочтёт уже она стихов моих,
И не споём мы вместе русских песен...

Мы выросли совсем на разных языках,
Но любим на одном, и так бывает,
Что хватит просто нежной теплоты в глазах,
Когда нам слов обычных не хватает.

Родному языку не сможем изменить.
И пусть давно живу я в этой дали,
По-итальянски зарифмую, может быть,
Но душу выразить смогу едва ли.

Нет, знаю, мне на итальянском не писать.
А дело в том, что, как всегда на свете,
Роженицам - на языке родном кричать.
Мои стихи рождаются, как дети.

Человек сам делает свой выбор, после чего бесполезно сетовать о том, что его потомки уже никогда больше не будут людьми русского мира. Больше мне ничего здесь не хочется комментировать.

  32. К чему сей разговор? Александр Февральский 

Весна. Беспечно облака за горизонт спешат,
Сиренью пахнут холода и словно в дымке сад.   
О вечности и бренности задумался старик:
Былое не переписать, ведь жизнь – не черновик…         

У дочки дети взрослые, живут без баловства,
И правнуки отрадою, как вешняя листва.
Сын с головою в бизнесе, за хвост поймал свой шанс.
Его партнёр – в Германии, рыжеволосый Ганс.
И только грозы майские, вздыхая в стороне,
Прокручивают в памяти картины о войне…
На праздник в дом родительский заехал в гости сын.
Сказал почти эпически – жить деду лучше с ним:
«Нелёгкий путь ты прошагал. Уж тянут вниз года.
Ведь будет некому помочь, случись с тобой беда».
Дед молча «Русскую» достал, огурчик покрошил,
И, усмехнувшись, произнёс: «Поэтому и жив».   
«Отец… – сын рюмку пригубил, – у Ганса «фатер» есть,
Как ты – танкист, и всю войну провоевал он здесь.
Под Прохоровкой, где в огне вы встретиться могли,
Не угодили небесам – вас судьбы развели».
«И что с того? – взглянул старик, – к чему сей разговор?
Я защищал свою страну, а он пришёл, как вор!»
«Да я к тому, – смутился сын, продлив беседы нить, –
Он хочет встретиться с тобой, ну… И пивка попить!
Кто вспомнит прошлое – глаз вон, чтоб виделось едва»,
«А кто забудет, – дед вздохнул, – тому, сыночек – два».

Он встал и подошёл к окну. Пьянил весенний сад.
И вспомнились глаза друзей и тот кромешный ад…
Не мог он прошлое предать, врага не мог простить!
И сыну с болью прошептал: «О чём с ним говорить?!»

Очень сильные по содержанию стихи, написанные в жанре "рассказ в стихах" да еще и с использованием диалога - с прямой речью. С этой трудной задачей автор блестяще справился. Мудрые стихи, внушающие оптимизм, что русский мир жив и устоит перед чуждыми ему искушениями. "«И что с того? – взглянул старик, – к чему сей разговор? Я защищал свою страну, а он пришёл, как вор!»" Или: "И вспомнились глаза друзей и тот кромешный ад… Не мог он прошлое предать, врага не мог простить! И сыну с болью прошептал: «О чём с ним говорить?!»  Браво автору!!!

   33. Я родом из Богом отмеченных мест. Довмонт 2 

Я родом из Богом отмеченных мест –
Cловенский по факту рожденья!
Мне силы придал древний Труворов Крест,
А имя Довмонт при крещеньи!

Здесь Русского Мира начало начал –
ПриЧудье совсем недалече!
Словен наш Изборск на горе основал –
Сюда собирались на Вече…

Семь башен Изборска покой берегут
Земель порубежной России…
Двенадцать источников воды несут
И дарят нам храбрость и силы.

Преданье от пращуров к нам перешло:
Пока те источники били –
Врагов изгоняли их козням назло,
Хотя они были и в силе.

Но раз в 41-м военном году
Источники разом усохли.
И тем напророчили всем нам беду,
Так песни счастливые смолкли…

Быть может, слезами седых матерей,
А, может, и кровью солдатской
Земля пропиталась до тверди своей,
Чтоб выстоять нам, и не сдаться…

И вновь зажурчала в Словенах вода,
Как в лучшие мирные годы.
Так было когда-то… Так будет всегда.
Мы ж люди особой породы!

С тех пор побывал я во множестве мест,
Отмеченных доброю силой,
Но лучшее место – Изборский наш фест –
В Любви к малой родине милой.

Зовут СКОБАРЯМИ наш Псковский народ:
Веками ковали здесь скобы.
И тем я по жизни и счастлив, и горд,
Что плоть мы – особенной пробы!

Интересные, содержательные стихи, особенно для тех, кто успели попутешествовать в окрестностях Пскова и Изборска и немного знакомы с историей этого древнерусского края. Стихи с содержанием, особенно если оно еще и связно изложено, читать всегда приятно, хотя здесь именно поэтического - образного - языка меньше, чем хотелось бы. Неудачной мне показалась и вся предпоследняя строфа: я бы не стала слово "фестиваль" превращать в стихах в "фест", сколь бы это ни было принято и понятно для конкретного места и времени: поэзию всегда лучше творить языком "вечности" - литературным и без краткосрочных упрощений языка. Кроме того синтаксис предложения "но лучшее место – Изборский наш фест – в  Любви к малой родине милой" оставляет желать лучшего: мутно по смыслу. А почему "Любовь" с заглавной? А зачем с заглавной "Псковский народ"???? Это и не грамотно, и (если используется для акцента значимости), то простит стиль и снижает впечатление.

   37. Смородиновое... Лето Лёля

Папа, мама, солнце и смородина
красная для сладких пирогов.
Девочка выводит мелом Ро-ди-на,
главное, из всех знакомых слов.
Прыгает косица с белой лентою,
трудится над буквами рука.
Связывает стяжкою цементною
слоги, друг за другом, на века.

Ничего не зная о политике –
просто любит место где живёт.
Меж страниц засушивает листики,
речку переходит летом вброд.
Мелкая рыбёшка шустро прячется
в камни разноцветные на дне.
Мокрым краем ситцевого платьица
удит зайцев солнечных в воде.
00 10 10 00 10 0
10 10 10 10 1
10 10 10 00 10 0
10 00 10 10 1
Видится такою в детстве Родина:
простенькой, привычною, своей.
В истинно живой воде колодезной,
в тихом воркованье голубей.
Для неё она не станет «мячиком»:
кто бы ей и что не говорил.
Родины дыхание горячее
будет греть снаружи и внутри
её всегда...               

Давно слежу за творчеством этого любимого мною автора: всегда удивляюсь, как она умудряется на первый взгляд простые и ясные фразы без всяких кричащих "накруток красивостей" собирать воедино таким образом, что ощущаешь текст как поэтический, а не как зарифмованные факты! Вот как, например, эти ясные, но наполненные эмоциями фразы: "Видится такою в детстве Родина: простенькой, привычною, своей. В истинно живой воде колодезной, в тихом воркованье голубей" - везде и рифмы безупречные, и слова точные, и магия  поэтического языка во всем. А еще обращу ваше внимание на характерный для данного автора прием - использование  незаконченной последней строки (встречаю его у нее уже не в одном  стихотворении!). Прием этот известный, он особенно хорошо работает, когда эта последняя строка еще и несет БОЛЬШУЮ смысловую нагрузку - подводит итог, дает ключ к теме произведения. Здесь, видимо, таким ключом задумано слово "всегда". Что бы я посоветовала, так это незавершенную последнюю строку всегда писать в том же  стихотворном размере, что и всё стихотворение, а не как здесь:
"будет греть снаружи и внутри
её всегда... "   
10 10 10 10 1
01 01   -  другой метр!  Хочется чего-то в метрике хорея, а не ямба.

   39. Мой Псков. Игорь Сычев 3

Невелик Псков размером: тих он, светел и чист,
И за ратным примером к нам стремится турист…
Тут седыми стенами мощный Кром над рекой
Охраняет, как знамя, нашу жизнь и покой…

А когда-то, бывало: наседали враги…
И на Вече решалось: «Хоть умри, но – смоги
Ольгин град от злодеев отстоять в ратный час»…
…И врагов – разбивали, на Собор помолясь…

Так мы били ливонцев, шведов, немцев, панов,
И сияли на солнце все кресты куполов…
А когда ненадолго затихали бои,
Старики, славя Бога, в Ольгин храм чинно шли.

И к Заступнице Пскова, обративши свой взор,
Они тихо молились: «Снова наш перекор!
Ты – Заступница града над Великой рекой,
По судьбе нам награда: мы хранимы тобой!»

Ты над городом нашим распростёрла ладонь,
И живущим и павшим, завещая: «Не тронь!»
…Потому мы сегодня, говоря о любви,
Всякий раз вспоминаем наставленья твои:

«В битве будь непреклонен, ловок, меток и смел,
Чтобы враг над тобою взять победу не смел!»
Защищай твердь родную, наш несломленный Псков!
Только этим спасёмся от несметных врагов…

Так в веках укрепляли скобари Русский мир,
И легендою стал славный воин Ратмир…
Сохранили легенды – звонкий отзвук веков:
Вот и стал легендарным для истории Псков.
 
…Но ошибочно верить: «Лихолетье  прошло!»
Вражий раж  не умерить: «Ястреб стал на крыло»…
…Снова мир неспокоен… Снова мы  начеку…
Псков  по-прежнему – воин: он – в переднем полку!..

Если сравнивать с предыдущим стихотворением, то здесь совсем другой стиль письма. Интересно, информативно, но есть ощущение рифмовки материала из Путеводителя по городу. И использованная простейшая - парная рифмовка длинных строк, и отстраненность автора - некоторая декларация подвигов предков, где почти ничего нет личного, авторского. Мне не хватает его непричесанных, но искренних ощущений от увиденного во Пскове... Есть информация, есть техника, но нет собственно поэзии.  Хотя формально все сделано без замечаний, достойно.

Я вот сейчас подумала про себя: так, как этот автор, я, пожалуй,  напишу запросто - дайте только начинку, информацию, а вот смогу ли я так, как излагает Лето Лёля,  не уверена: получится ли ? Смогу ли я ухватить за кончик эту ниточку с Неба, дарящую нам свыше, из других сфер, поэзию - текст, где все не только от ума и от владения техникой рифмовки, а есть еще что-то странное...  Поэзия - это мистическое дарование человеку. Не от мира сего.

*****************************************
На этом все. Остальные 16 стихотворений пакета наши члены жюри в свои шорты не отобрали, поэтому и я не буду их теребить в статье.

Спасибо всем, кто поучаствовал в конкурсе. Чем больше заявок, тем больше поводов и возможностей что-то обсудить, подумать, поучиться друг у другу. Не стесняйтесь участвовать! Надеюсь, что вам тоже было интересно читать  эти стихи. С теплом, Алкора,  22.05.21.