Фильм Ледовое побоище

Михаил Крав
Замечательный фильм. Очень индивидуально, потрясающе образно поставленный фильм. С первых же кадров. Эта картина была создана до ВОВ, в 1938 г, и  считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна.
Конечно, существует много споров по поводу места и действительности ледового побоища. Также есть неопровержимые доказательства в пользу этого сражения : и немецкая Рифмованная хроника, и Новгородские, Суздальские летописи. Битва была. Открыт вопрос о количестве воинов, принимающих участие в этой схватке, а также о том важном или эпатажном моменте, как о " проломе льда под тяжелыми немецкими псами-рыцарями". Причём, в рифмованной хронике упоминается не лёд, а трава, - что битва была на траве. Возможно, имелись в виду заросли сухого весеннего камыша, пойма озёр или рек, частично затопленных водою.  Что касается моего мнения, то я считаю, что силы сторон намного преувеличены. Но тактика боя, виды построений противников, вооружение, курьёзные и стилистические моменты того времени , - всё передано режиссёром достаточно правдоподобно и торжественно грандиозно. Единственное, что только русские воины того времени были не менее тяжело вооружены немцев, если не более.... Сама музыка, сам тот дух озвучивания диалогов, - всё настраивает на мистический лад, вводит в небывалый, но действительный мир переживаний, доставляет зрителя  в те самые грозные картины на экране... Кажется даже, что и нет актёров в этом фильме, что нет вымышленных сцен, а есть только та непреложная действительность событий тех времён, неоспоримая действительность. Возможно, так оно и есть. Ведь картины - не слепок, не фотография с точностью деталей. Любая картина - это, прежде всего,  безграничный фон возможностей, построение мыслей и фантазий режиссёра или зрителя. Картины заключают в себе больше обычной хронологической последовательности изложения чего-либо. Картина  - некий путь к четырёхмерному пространству ,если хотите... И я советую всем - после фильма не искать актёров, исполнителей ролей. Пусть будет некая загадка или тайна.
Что же ещё я бы хотел отметить в этом фильме. А вот что: крестоносцев. Тевтонский орден рыцарей - союз, построенный на религии, на христианстве. И режиссёр, заметьте, в фильме показывает языческую Русь, советскую, без каких -либо изображений Иисуса, без символики креста, икон и т.д.  А вот тевтонцы сплошь идут в бой , в атаку " свиньёй", размахивая крестами, в бычьих шлемах. Так оно и было, собственно. Выводы делайте сами.
Фильм очень понравился Сталину. Хотя я считаю, что сам фильм  - это достояние народа, русского народа, мужественного и отважного. Конечно, хотелось бы избежать стольких жертв на протяжении  истории, в период ВОВ.  Много жертв - это и следствие исторического и культурного развития России, и наличие тех или иных вождей или правителей. Люди на Руси никогда так не ценились, как на Западе. " русская баба и так нарожает" - по такому принципу принимались многие решения. Поэтому, потери всегда были огромными, ценой этих потерь выиграли и ВОВ...Это не операция " шаровая молния", " энтеббе", - когда кучка евреев военных малыми силами освободила заложников, не только своих братьев по крови, но и других граждан. И сделали это настолько мастерски, что не повторит никто больше.  Это не тот случай, когда кучка спартанцев теми же малыми силами уничтожала многочисленных захватчиков... И кто знает, возможно, именно благодаря таким гениальный фильмам, как " Ледовое побоище", войн на земле будет меньше, а мира и добра - больше.