Легенда о Бамбуке

Игорь Апрельский
Предисловие

Бамбук обыкновенный (лат. Bambusa vulgaris) - травянистое растение с одревесневающим стеблем, вид рода Бамбук (Bambusa) семейства Злаки (Poaceae) (ранее бамбуки выделяли в семейство бамбуковые). Это один из наиболее крупных и легко узнаваемых видов бамбука. Бамбук обыкновенный известен как «бамбу ампел» (индон. Bambu Ampel), «булох аор, булох пао, булох миньяк, аор бетин» (малайск. Buloh Aur, Buloh Pau, Buloh Minyak, Aur Beting), майлуанг, пхайлуанг (тайск. Mai-Luang, Phai-Luang), дайсан-тику (яп.), муранги (кикуйю), гемайнер бамбус (нем. Gemeiner Bambus), бамбу-де-шинь (фр. Bambou de Chine), бамбу вулгар (порт. Bambu Vulgar), мванзи (суахили Mwanzi). B. vulgaris var. Striata также известен как «золотой бамбук», булох гадлин, аор гадлин, булох кунин (малайск. Buloh Gadling, Aur Gadling, Buloh Kuning), бамбу кунин (индон. Bambu Kuning), кинси-тику (яп.). Bambusa vulgaris f. waminii - как бамбу блендук (индон. Bambu Blenduk). Родина вида неизвестна, вероятные кандидаты - азиатские тропики, юг Китая или Мадагаскар. Бамбук обыкновенный известен почти исключительно в одомашненном виде, однако встречаются одичавшие популяции. Бамбук обыкновенный разводят по всей Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, тропиках Африки и на Мадагаскаре. Он произрастает в индомалайских дождевых лесах. Это один из наиболее распространённых бамбуков в Пакистане, Танзании и Бразилии. К началу XVIII века бамбук стал популярным тепличным растением в Европе, и бамбук обыкновенный был одним из первых видов бамбука, там появившихся. Считается, что он ввезён на Гавайи во времена Джеймса Кука (конец XVIII века), он остаётся самым популярным декоративным растением на островах. Бамбук обыкновенный культивируется в США и Пуэрто-Рико, куда, вероятно, занесён испанцами в 1840-х годах. Бамбук обыкновенный может быть первым биологическим видом, интродуцированным в Америку из Европы.
Бамбук образует скопления средней скученности и не имеет шипов. У него ярко-жёлтые стебли с зелёными полосками и тёмно-зелёные листья. Стебли неровные, негнущиеся, с толстыми стенками, крепкие. На 10-20-метровом стебле сверху густо растут листья; стебель обычно от 4 до 10 сантиметров толщиной. Стебли прямые или слегка наклонённые, кончики поникшие. Стенки стеблей немного утолщённые, узловые перетяжки вздутые. Длина колен - 20-45 см. Бамбук - листопадное растение, листья копьевидные, покрыты пушком. Цветёт редко, семян не даёт. Плоды также редки из-за низкой выживаемости пыльцы, вызванной нерегулярностью мейоза. Раз в несколько десятилетий вся популяция бамбука в районе цветёт одновременно, цветки обильно покрывают стебли. Существует как минимум три разновидности культивируемого бамбука обыкновенного: зелёноствольный; золотой бамбук (Bambusa vulgaris var. Striata) с жёлтым стволом и обычно более толстыми стенками; Bambusa vulgaris var. Wamin трёхметровый бамбук 1-3-сантиметров в диаметре с 4-10-сантиметровыми коленами.
По фэншую бамбук является символом здоровья, долголетия, огромной жизненной силы, устойчивости к бедам. Там, где растёт бамбук, чистейший воздух, поэтому растение является экологически чистым продуктом. Доказано его важное свойство фильтровать воздух. У бамбука высокая прочность (больше, чем у дуба), значительная огнеупорность, устойчивость к воздействию влаги и атмосферных факторов.
В японском городе Киото, у подножья горы Арасияма, находится бамбуковая роща, одна из самых красивых и посещаемых достопримечательностей в Японии. Сквозь бамбуковую рощу, проходит живописная пешеходная дорожка, напоминающие издалека бамбуковый тоннель. Это очень спокойное и умиротворенное место, прогулявшись по которому вы ощутите гармонию и внутреннее спокойствие. Как говорят местные жители, в бамбуковой роще живут бамбуковые духи, которые оберегают рощу от разного рода неприятностей и невзгод, именно они привносят спокойствие и гармонию бамбуковой роще, добавляя при этом ей особую красоту.
Применение.  Bambusa vulgaris применяется в различных отраслях хозяйства, включая употребление стеблей на топливо, а листвы на корм скоту, хотя употребление большого количества бамбуковых листьев вызывает у лошадей нервные нарушения. Из-за крепкости и толстостенности бамбука он широко используется, так как, несмотря на сложность обработки, бамбук устойчив к грибам и древогрызам, хотя и требует постоянной обработки.
Bид в.vulgaris var. Striata - исключительно декоративное растение, а его побеги в варёном виде используются в медицинских целях. Эту разновидность культивируют в Азии. B. vulgaris f. Waminii, помимо Азии, культивируют в США и Европе. B. vulgaris f. Vittata - наиболее популярная декоративная. B. vulgaris f. kimmei наиболее популярен в Японии.
Бамбук широко культивируется как декоративное растение. Его зачастую сажают в качестве живой изгороди. Стебли бамбука используются для строительства, в основном - небольших временных убежищ, включая пол, крышу, стены и обшивку. Из стеблей также возможно изготовлять мачты, рули, поперечины, шесты для лодок. Помимо этого, сферы применения включают плетение корзин, изготовление мебели, ветрогасителей, флейт, удочек, рукояток инструментов, кольев, орудий, рам, трубок для курения, труб и прочего. Из бамбука в Индии получают древесную массу. Исследования показали, что у бамбуковой бумаги очень велика прочность на разрыв, она сравнима с бумагой из хвойных деревьев. Существует бамбуковая фанера и бамбуковая упаковочная бумага.
Молодые побеги растения в Азии употребляют в пищу варёными и консервированными. Побеги сохраняют жёлтый цвет и после приготовления. Отвар молодых побегов, смешанный с кукушкиными слёзками, пьют на Маврикии в качестве освежающего напитка. Золотой бамбук во многих азиатских культурах и траволечении (en:Herbalism) считается лекарственным растением, несмотря на отсутствие клинически подтверждённого эффекта. На Яве воду, хранящуюся в бамбуковых трубках, считают лечебной. В Конго листья используют в лечении кори, в Нигерии вытяжка из вымоченных листьев бамбука считается лекарством от болезней, передающихся половым путём и в качестве абортивного средства - причём на кроликов вытяжка действительно действует как абортивное средство.
Согласно древним восточным традициям, бамбук обладает многочисленными целебными свойствами и является уникальным растением, способным восстанавливать баланс энергии в организме человека. символические значения. Бамбук вечно зелен, поэтому символизирует долголетие и цветущую старость. Он является символом изящества, постоянства, гибкости, хорошего воспитания и дружбы.
С бамбуком связаны многие положительные символические значения. Он является символом изящества, постоянства, гибкости, хорошего воспитания и дружбы. Бамбук вечно зелен, поэтому символизирует долголетие и цветущую старость. На Востоке бамбук сравнивают с человеком, который склоняется перед трудностями, но не отступает перед ними. В Китае это растение олицетворяет долголетие и сыновнюю добродетель, в Индии - дружбу. Жители Филиппин устанавливают на плантациях бамбуковые кресты в качестве талисмана, который привлекает счастье.
Наряду со сливой и сосной бамбук является символом Страны восходящего солнца. Согласно представлениям японцев бамбук олицетворяет преданность, правдивость и чистоту. Перед Новым годом на каждой входной двери в Японии появляются связки сосновых веток и бамбуковых побегов, которые должны в наступающем году привлечь в дом счастье. Для японцев бамбуковая палочка с изображением ласточки олицетворяет дружбу, а с журавлем - долгую жизнь и счастье.
В Китае бамбук использовался для изготовления письменных кисточек, и потому бамбук считался священным растением для буддийских и даосских ученых и художников, которые высоко ценили его красоту. Иногда бамбук символизирует ученого, гордого и значительного внешне, но пустого и ничтожного внутри. А вот чёрный бамбук считается магическим растением Антильских островов. Он употребляется негритянскими вудуистами для любовного фильтра («растение притяжения»).
В некоторых культурах Азии считается, что всё человечество произошло, выйдя из междоузлий бамбуковых побегов.
1.В Японии существует легенда о миниатюрной девушке Кагуйя-химэ, которую дровосек Такетори но Окина нашел в стволе срубленного им бамбука. Интересно, что цветение бамбука в некоторых культурах интерпретируется как предвестник голода. Это объясняется тем, что растение цветёт очень редко, а его семена употребляются в пищу, как правило, только в голодные времена.
2.По мифологии древнеиндонезийского племени, бог огня прячется в бамбуке, и поэтому именно с помощью палочек из бамбука можно было добыть огонь. Однажды шла жестокая битва между злым духом Сиакоу и с другими духами. Сиакоу схватил огромный бамбук и хотел продолжить бой с его помощью. И вдруг из этого бамбука выбежали четыре первых человека. Дух пожалел их и стал охранять от других духов. Но люди, осмотревшись, убили Сакоу и съели его. С бамбуком связаны многие положительные символические значения.
3.На Филиппинах существует сказка, рассказывающая о происхождении первых людей. В этой сказке повествуется о том, как море и небо поспорили, кто из них сильнее. И Море, желая доказать свою силу, обрызгало небо своей морской пеной. Разгневанное Небо забросало море камнями и землей. Так на море появились острова: «Много камней и земли побросало Небо в Море. Где упали земля и камни, выросли острова. На одном из этих островов выросло высокое растение со множеством листьев, но без веток. Это был первый бамбук на земле. Какая-то птица стала клевать первое колено бамбука, оно треснуло, и из него вышел мужчина. Проклевала птица второе колено бамбука - и оттуда вышла женщина. Мужчина и женщина, вышедшие из бамбука, были первым людьми на земле.
4.В Южной Америке бамбук служил для изготовления режущих инструментов, а также музыкальных инструментов, используемых во время священных ритуалов. Наверное, именно поэтому некоторые племена почитали его как Древо Жизни. Существует красивая и мудрая бразильская сказка о бамбуке: «ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА». Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел чтобы жизнь человека была похожа на его собственную. И вот как они говорили.
Камень:  Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно. Бамбук:  Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова. Камень: Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет как я. Я не склоняюсь ни под дуновением ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека. Бамбук: Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня - повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая. Ничего не ответил камень. И ушёл мрачный. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.
5.А вот ещё одна японская сказка. Давно-давно это было. Жили в одной деревне старик и старуха. Как-то раз летним вечером сидят они на веранде своего дома, прохладой дышат. Задремали старики. Вдруг словно кто-то в дверь постучал: тон-тонтон. Не понять даже, наяву это слышится или во сне. И снова: тон-тон-тон. Проснулась старуха, разбудила старика. - Дед, к нам стучатся. Выйди навстречу гостю. Старик пошёл к передней двери, а старуха из кухонной выглянула. Никого. Видно, почудилось. Снова задремали старики. Вдруг опять откуда-то донеслось: тон-тон-тон.  - Да ты прислушайся, дед! Стучат-то внизу, под самой половицей. Прислушался старик. - Правда твоя, старуха, пойду-ка я посмотрю. Заглянул он под веранду - и что же видит! Росток молодого бамбука упёрся в половицу и стучит: тон-тон-тон. - Ах ты бедняга! Трудно тебе приходится. Расти-то дальше некуда. Ну ничего, я выпущу тебя на волю. Прорубил старик дыру в половице и освободил верхушку бамбука. Распрямился молодой бамбук. Согрело его солнце, овеял тёплый ветер. Рос бамбук быстро-быстро. Но скоро повстречал он на своём пути новую помеху. И трёх дней не прошло, как молодой бамбук снова упёрся — в потолок: тон-тон-тон, тон-тон-тон. - О-о, опять ты просишься на свободу! - смеётся старик. - Погоди, погоди, сейчас я тебе помогу. Прорубил старик дыру в потолке.
Но не прошло и двух дней, как снова послышалось: тон-тон-тон. Упёрся молодой бамбук в черепичную кровлю. Не пожалел старик кровли - разобрал черепицу. Теперь над зелёным ростком только синее небо. Всё дальше от земли уходила его верхушка. А старик со старухой любовались, как тянется ввысь молодой бамбук, и так радовались, словно был он их родным сыном.
- Смотри, старая, как он вырос. Уж и не видать его верхушки. Скрылась в облаках. - Он теперь, дед, поднялся выше самой высокой горы. Выше горы Фудзи вознёсся наш бамбук. Вот узнать бы, докуда он дорос. - А вот завтра, старая, влезу я по его стволу на самую верхушку. Тогда и узнаем. На другое утро поднялись старик со старухой рано-рано. Старуха лепёшек напекла. Подкрепился старик в дорогу. Привязал узелок с лепёшками к поясу. Старуха ему с собой крепкую верёвку дала: - Устанешь, дед, так привяжи себя крепко-накрепко к стволу, отдохни немного. А там и опять полезай. - Ну, прощай, старая, жди меня. - Ты смотри, дед, осторожнее. Годы твои немолодые. Ведь недаром говорят: «Обезьяна и та падает с дерева». Вот полез старик кверху по стволу бамбука. Старуха рукой машет на прощанье: возвращайся, мол, скорее. Поднялся старик вровень с крышей дома, посмотрел вниз - старуха во весь рот ему улыбается. Поднялся он выше самой высокой сосны во дворе дома, опять вниз глянул, а лицо у старухи стало маленькое-маленькое, как орешек. Лезет старик всё выше, карабкается, уж и жаворонок до него не долетит. А старуха с земли смотрит. Вот старик стал величиной с дыню, вот с баклажан, вот с горошину, вот с кунжутное семечко, а там, смотри-ка, и вовсе из глаз пропал. Старик на свой дом с вышины посматривает. Вот стал его дом величиной с дыню, вот с баклажан, вот с горошину, вот с кунжутное семечко - и совсем исчез, словно растаял. Посмотрел старик на небо. Нет, ещё не видать верхушки бамбукового ростка. Верно, долго ещё лезть придётся. Вот снежная вершина Фудзи стал величиной с горошинку, вот уже её и совсем не видно. Да что там гора Фудзи! Вся Япония теперь словно маковые зёрнышки…С гордостью посмотрел дед и стал спускаться вниз…

Тот случай был сравнимым с драмой,
Благословя век на успех.
Китай встаёт стеной упрямой,
Отгородив свой мир от всех.

Здесь за стеною и горами,
за речкой, что зовут Янцзы*
селенье спорит с небесами,
в нём виноградные лозы,
чаруют домик очень милый,
насколько им хватило сил.
И здесь старушка с добрым сыном,
живёт, он - мамой дорожил.

В ту пору разгорелась драма,
зима пришла, беда в судьбе.
Там сильно заболела мама,
что сына позвала к себе.

«Виденье было ночью в нервах,
Что излечиться я смогу,
Коль из БАМБУКА листьев первых
съем суп, и тем себя спасу!
Прошу тебя, ты мне – порука,
Сын поищи меж снега, мхов.
Вдруг ты отыщешь след БАМБУКА,
Ростки, замерзшие средь льдов!»

Был сын в отчаянии, камень
На душу лёг, куда идти?
Зима стоит, БАМБУКА маме
Где сможет он ростки найти?!

Беда, на сердце, кинув петлю,
его сдавила, он всё шёл…
А слёзы долго лились в землю,
И парень брёл средь стылых дол….

Был он в отчаяние долго,
К Богам взмолился: «Дай, БАМБУК!»
Случилось чудо, слёзы ль, только
Ростки проклюнулись чуть вдруг…

И на глазах, мой Бог, средь снега,
«Спасибо, Боже, ты – не скуп!»
Взлетела зелень тех побегов.
Он срезал – добрый будет суп.

Бегом домой, там ждёт их мама,
С порога, кухня, варит суп.
Отвар готов – он к ней упрямо,
Да вот и ложка уж у губ…

Вливает, лучше маме, точка,
Жизнь по чуточку к ней пришла.
И вскоре розовеют щёчки,
И вот уж встала, вот пошла.

И съев весь суп, хвала виденью,
Поправилась, ушёл и сплин.
Целебны свойства в загляденье,
БАМБУК красавец – господин!

Он тянет вверх главу упрямо,
упорно, жёстко, напрямик.
И прочен как зелёный мрамор,
Не разорвать рукою в миг.

Перед дождём, бедой не гнётся,
В душе его скрыт чуждый стыд.
А прочный стебель, как ведётся,
Пушком стыдливо чуть покрыт.

Так и растёт он в Поднебесной,
Среди равнин, среди полей.
Там, где БАМБУК «живёт» чудесный,
Чистейший воздух для людей.

Под грозным солнцем раскалённый
Он воплощенье всех крутизн!
Вечнозелёный и влюблённый,
Как юноша, но только в жизнь! 

*)Янцзы (кит. трад., упр., пиньинь Chng Jing, палл. Чанцзян listen (инф.) - «Длинная река» в нижнем течении исторически также кит. трад., упр., пиньинь Yngz Jing, палл. Янцзыцзян Listen (инф.); устар. передача Ян-цзы-цзян) - самая длинная и многоводная река Евразии, третья в мире по полноводности и четвёртая в мире по длине. Протекает по территории Китая, имеет длину около 6300 км (также это самая длинная в мире река, протекающая по территории одного государства), площадь бассейна - 1 808 500 км. Впадает в Восточно-Китайское море.