Нюра, Рысь и Мудрый Дуб

Дана Мишель
…Насколько хватало взгляда – всюду виднелись унылые пеньки. От этого сделалось так грустно, что Нюра шмыгнула носом и подняла глаза вверх.
                * * *
Солнышко ярко светило, озаряя голубое небо, лето было в разгаре. Нюра – хорошенькая рыженькая девчушка семи лет – радостно бегала по полю, усыпанному ромашками и васильками, радовалась лучикам солнца и пению птичек. Воздух был горячий и чистый, дышалось свободно и легко. Вот бы так было всегда! Ведь в городе совсем не то. В городе одни машины и толпы людей, вечно куда-то спешащих и хмурых.
Внимание Нюры привлек странный звук, доносившийся из самой чащи березового леса, такого светлого и зеленого, что сразу хотелось его нарисовать. «Обязательно научусь рисовать!», — решила Нюра. — «И нарисую маме красивую картинку с березками этого леса, с земляникой и птичками!».
Странный звук появился вновь. Он то пропадал, то вновь возникал. Был похож на чей-то рев. Нюра не знала, что за зверь мог так реветь, поэтому любопытство тут же разгорелось внутри нее, и она побежала в лес, набегу радостно хихикая.
В лесу было прохладно; березы от мала до велика едва шелестели листвой в чуть ощутимых дуновениях ветерка. Звук затих. Нюра шла вперед, по пути собирая букетик из лесных трав и цветов и жуя землянику. Совсем скоро она вышла на большую поляну и замерла в удивлении возле большого ветвистого дуба.
Насколько хватало взгляда – всюду виднелись унылые пеньки. От этого сделалось так грустно, что Нюра шмыгнула носом и подняла глаза вверх. Облака бежали куда-то, отбрасывая тени на то, что когда-то было частью леса. Присев возле дуба, девочка задумчиво спросила саму себя:
— Интересно, что тут случилось? И куда делись все эти березы?
— Их вырубили, — последовал негромкий ответ откуда-то сверху, и Нюра от испуга вскочила на ноги.
На толстом суке дуба сидела Рысь, с прищуром кошачьего взора наблюдала за девочкой. Она не выглядела опасной, скорее, наоборот.
— А как это – вырубили? — полюбопытствовала Нюра у кошки.
Рысь лениво потянулась, скребя когтями дубовую кору, после чего спрыгнула вниз и уселась возле девочки.
— Уничтожили, — наклонила голову Рысь и повела ушами с большими пушистыми кисточками на кончиках. — Когда я была котенком, тут всюду были березы. Чудесное место всего за пару лет превратили в опустошенную вырубку. Многим моим друзьям-животным пришлось покинуть свои дома и норы, чтобы не погибнуть от голода. А всему виной вы, люди.
Нюра в непонимании заморгала. Через секунду возмущенно засопела.
— Почему мы виноваты? — снова спросила Нюра у Рыси. — Разве люди не главные на земле? Может, кому-то нужны дрова были. Подумаешь, лес срубили. Деревья же не живые, им не бывает больно, да и люди от этого не умрут.
— Ты неправа, — нахмурилась Рысь. — И вот, почему. Мы все – дети природы, и ты, и я, и все эти деревья, а значит – изначально мы все между собой равны. И все мы – живые существа. Лес – это дом для зверей и птиц, тут рождаются детеныши, добывается пропитание. И самое главное: лес дает нам кислород, воздух, которым мы все дышим. Деревья очищают его, делают чистым и свежим, а без леса, увы, воздух наполнен пылью, грязью и выхлопами больших городов. Ты заметила, как тебе хорошо здесь, а не в городе? Все потому, что в городах очень мало леса и очень много грязного воздуха, которым вы, люди, дышите. От этого многие из вас болеют, чаще простывают или вовсе умирают. От чистого воздуха зависит здоровье всех живых существ. И если его нет – то они болеют. Некоторые – погибают.
Нюра слушала Рысь и пыталась понять, ведь она никогда раньше не думала, почему так часто болела, так сильно кашляла и быстро уставала.
— А что будет, если весь лес на земле вырубят? — наконец спросила девочка. — Мы не сможем дышать?
— Без чистого воздуха, который дает нам лес, без чистой воды, которая очищается растениями, жизнь невозможна, — ответила Рысь. — Мы, звери, никогда не стали бы разрушать то, что дает нам жизнь. Поэтому людям важно научиться бережно относиться к природе. К лесам, морям и рекам. Половину этого леса уже вырубили. Неважно, на дрова или на жилища. Только вот воздух тут вскоре будет не такой чистый, как прежде, и вполне возможно мы тоже начнем болеть. А если взамен срубленных деревьев люди посадят молодые саженцы – все со временем восстановится. Подумай. На будущее. И береги природу, не ломай ветви, не бросай мусор, не разжигай костры. Если каждый человек будет менять отношение к природе, начиная с себя самого, все будет хорошо.
Рысь закончила говорить, долго посмотрела на Нюру, после чего одним прыжком скрылась в зарослях. Теперь девочка поняла, что за звук она слышала. Это был рев бензопилы в руках лесоруба.
Нюра снова подняла взгляд вверх, на раскидистые ветви старого дуба. «Наверное, это очень мудрый дуб», — решила девочка. — «Ему очень много лет, и его все еще никто не срубил. Может быть, он, как и Рысь, смог объяснить многим людям, что все мы связаны между собой… Потому что изначально все мы равные дети природы. Мы должны заботиться друг о друге. Иначе друг без друга мы пропадем».