Элюене

Валентина Беркут
     В далекие семидесятые Алька студенткой "зоочницей"решила поправить свои финансовые дела,на шестимесячных курсах получила свидетельство  повара пятого разряда и отправилась в путешествие по реке Лене на туристическом теплоходе "А.С.Попов", в качестве командного повара.
Заодно и полюбоваться красотами легендарных  рек; Лены, Вилюя, Витима, Алдана.Посетить исторические места городов Ленск, Олёкма,Покровск, Якутск.

    Команда теплохода приняла её дружелюбно.Молодежь пытаясь ухаживать, помогали ей: чистили овощи,принимали груз,мыли помещение, под ритмы современной музыки.
 Алька никому не уделяла излишнего внимания, поэтому все были в дружбе.

    Капитан корабля Большедворский Виталий Иннокентьевич,относился к ней по-отцовски.В навигации он очень скучал по своим дочуркам, Алька напоминала ему их, он Альке разрешал бывать в рубке и даже держать штурвал, до неё женщинам был полный запрет на посещения святая-святых сердца корабля. 
     Боцман, шахматный король, в перерывах от вахты, в послеобеденные часы приходил на камбуз сыграть с юной поварихой одну, две партии, если выигрывал, то одну, если проигрывал, то пытался отыграться.Затем к ним присоединились капитан-механик Гульванский Саша и матросы Сергей,и Алексей.Так, что в перерыве от обеда до ужина "шахматный клуб" шумел.
  Вскоре вся команда играла в шахматы и принимала участие в турнирах, которые проводились среди туристов, появились свои корабельные  чемпионы.

     Директор ресторана Галина Дмитриевна была довольна тем, что от капитана и команды теплохода никаких замечаний по поводу рациона питания и приготовления блюд не было.
      Её муж Кузьмич, старший повар ресторана, тоже наведывался на камбуз.Он любил поправить свое здоровье сто граммами пшеничной водочки,на что имел строгий запрет от Галины Дмитриевны.Под предлогом, что все-таки повариха на камбузе молодая и неопытная, забегал по нескольку раз проведать и подсказать.Сам же сделал тайник для водочки в кладовой, где хранились тара и посуда.
 К вечеру, после приёма горячительного,  он засыпал прямо на рабочем месте.
Галина Дмитриевна не могла уследить, кто ему поставляет это зелье. Он сам затаривался на стоянках бутылками с водкой и прятал у Альке в подсобке.
 

      Директор приглашала часто Альку на вечерний чай в свою каюту.У них с Кузьмичем не было своих детей.Им нравилась эта веселая говорунья.Она им читала стихи, рассказывала разные истории из жизни классиков.Галина Дмитриевна с Кузьмичом красиво пели старинные романсы.Но, вскоре Алька поняла, что нужно Галине Дмитриевне от неё.Директор хотела, чтобы Алька стала шпионить за Кузьмичом.У ней появилась версия, что снабжает водкой Кузьмича буфетчик Галка.
Алька покраснела и строго сказала:- "Простите, но у меня нет времени быть соглядатаем. Да и Кузьмич никогда не заходит в буфет"...
       

         Однажды его супруга сама выследила Кузьмича и поймала в самый неподходящий момент...Скандал был на весь ленский бассейн!В адрес поварихи  тоже перепало пару солёных словечек, с обещанием списать с корабля.
    На стоянке в посёлке Мама. Кузьмич приобрел пятнадцать полотенец для рук, японских, нежно-розовых с рисунками ярких цветов и подарил Альке,со словами-"Сошьёшь себе халат,будешь похожа на японочку,прости меня, старого дурака, досталось тебе почём зря...Прости, дочка!"...
       

     Жизнь корабельная, как жизнь малого государства, со своими уставами и образом жизни.
      

         У туристов были программы в которых участвовали и члены команды.Тематические вечера, балы,спортивные состязания вовремя стоянок на природе.Спектакли.
       Традиция проводить крещение новичков на празднике Нептуна.
Действо начиналось еще на ходу судна, в месте где легендарная речка Ура впадает в реку Лена и продолжалось на стоянке в Ленских Столбах.
В этой навигации единогласно решили роль красавицы Елюене отдать Альке. Наряд соорудили из штор:полупрозрачного зеленого шелка,который плотно обхватывал стройную, гибкую фигуру поварихи, с голубизной  капроновый тюль сверху шелка, как вода колыхался по фигуре, развиваясь на ветру.Длинные, волнистые волосы Альки  струились  по спине и плечам,  отливали медью в солнечных лучах, как блики вечерней зорьки на синеве небес.Красота Елюене завораживала взоры!...

          На стоянке в Олёкме капитан на судно взял группу художников из Якутска, которые утверждали проект сооружения исторического памятника героям в Олекме. Они возвращались в Якутск, волей, неволей стали зрителями этого спектакля, который перешел в праздник с кострами и скоморохами почти до утра...
         
         Следующим вечером капитан не пришел на ужин и передал с матросом, чтобы Алька принесла тройной ужин в каюту капитана.Её насторожил такой наказ, но она выполнила приказ, взяв в помощники матроса, с двумя подносами еды пошли в каюту капитана.
         Постучали.Дверь открыл капитан:
-Проходи, проходи!А ты на вахту!-,
взяв из рук матроса поднос с едой приказал капитан.
       
   В каюте были ещё двое мужчин, азиатской внешности.
Один, быстро встал со стула, подхватил поднос из рук Альки,:

-Давай, однако, помогу!, меня Семён зовут, я художник, работал в Чите, а теперь вот в Якутске хочу памятник поставить Елюене, я долго искал образ...Садись, садись с нами пить чай.

       Алька растерянно смотрела на трёх мужчин,по её наблюдению, уже выпивших, но громко сказала:
  -Спасибо, мне нужно работать.Виталий Иннокентьевич разрешите уйти?...

   -Не разрешаю!Садись дело есть, это тоже работа, я договорился с Галиной Дмитриевной.Тебя украсть на два часа.Согласна?,-
громко, но с улыбкой сказал, как отрезал, капитан.

       Алька, недоуменно, с каким-то внутренним волнением,с пересохшим горлом ответила:- "Смотря на что? Вы же знаете я не общаюсь с мужчинами в каютах",-покраснела до ушей говорунья.
Все трое рассмеялись, тем еще больше смутили Альку. Она была готова расплакаться.
      
   Виталий Иннокентьевич со смехом приобнял Альку за плечи и громко шепнул: -"Не бойся, в обиду не дам, дочерей храню, как зеницу ока, так, что я же сказал дело есть"...
    Семен волнуясь, стал рассказывать о своих проектах монументальных сооружений в Чите и других городах,что у него давняя мечта создать комплекс по легендам о реке Елюене. В начале он хотел её сделать в образе женщины, или старухи, но после роли Альки, он понял, что это находка и его Елюене должна стать юной девушкой, воплощающей в себе образ русской и северной красавицы.Он на салфетке простым карандашом сделал набросок. Алька восхищаясь, от увиденного осмелела,и сделала замечание, что у ней волосы были не в косах, а разбросаны по плечам и спине.Он откинул в сторону, салфетку. Капитан ему дал лист бумаги. Семен с испариной на лбу, четко выводил черные линии на белом листе, вся компания завороженно наблюдала за ним, как из под его руки рождался образ красавицы Елюене...
Затем он отвлекся и попросил Альку заново надеть на себя наряд, в котором она была на празднике и выйти на верхнюю палубу.

    Капитан, кивнул головой Альке в знак одобрения и улыбаясь, проговорил:-"Я же сказал, что вызвал тебя для дела.Выполняй просьбу.Не бойся никто тебя не обидит".
    Алька юркнула в свою каюту.Там надела наряд Елюене, распустила волосы, глянула в зеркало, и решила подвести стрелочки по векам, для большей выразительности глаз.Такой красавицей вышла на верхнюю палубу.На ветру ее накидка колыхалась, как волны под порывами ветра.Длинный шлейф мешал шагать,она его собрала в руки, скрестив их на груди.На празднике шлейф несли подростки в шапочках с приклеенными к ним осетром и морским омулем, сделанными из картона, а здесь попробуй разберись с этим куском ткани, вечно ускользающим из рук, под ноги.
      Семен ее уже ждал с альбомом и карандашом в руках, сидя на раздвижном,пляжном стульчике и смотрел вдаль на бескрайние воды реки.В этом месте ширина  реки Лены достигала до семнадцати километров в ширину.
    - Я готова!-произнесла тихо Алька.
Семён вздрогнул.Засуетился.Затем взял Альку за руки, чуть их приподнял,с одной руки тюль спустил, закрыв Алькину ладонь, другой попросил  собрать складки верхней накидки над приподнятой ладонью, встать лицом к ветру,и сделать шаг навстречу ветра, выпрямив спину.
 Ветер так прильнул к Алькиной фигуре, что она казалась обнаженной со всеми выступами и складочками...Пряди волос трепыхались на ветру, словно огненные языки костра, то утопающие в складках волн тюля, то взлетали ввысь.
 Семен увлеченно рисовал, один второй набросок, затем и со спины сделал еще несколько эскизов.
 Спросил безучастно:-"Устала, всё можешь расслабиться.Ты же была в венке из полевых цветов, где он?"
 Алька ответила, что венок пустили по водам, когда капитан дал отчет и клятву, русалки повели нас по теплоходу,сделать круг и Елюене на носу корабля бросила венок в дар воде, на добрый путь.
    Семён внимательно вгляделся в Альку и вдруг стал посвящать ее в свои планы о будущем памятнике в Якутске.

   На следующий день прибыли в Якутск. Попрощались тепло. Больше с художником Альке встретиться не довелось.
 Алька еще несколько навигаций отработала на теплоходе "А.С Попов".Но памятника в Якутске так и не увидела.
   
    Виталий Иннокентьевич,( он сам родом из Якутска и в Якутске проживал его брат -близнец, тоже капитан на теплоходе река-море) рассказал ей, что местное начальство не утвердило строительство этого памятника и Семён вроде бы договаривается с Олёкминским руководством...
      

       Прошло несколько десятков лет. Алька, будучи уже солидной дамой, в местной прессе прочитала статью об открытии памятника Елюене в Олекме. Фотография памятника всколыхнуло её воспоминание, на снимке был очень схожий образ с тем наброском ,который рисовал Семён...Но почему-то помечен был создатель памятника с другой фамилией и именем...И какая-то туманная история о вдохновении пришедшем от рисунка пятиклассницы...Вы, кто-нибудь, видели этот рисунок?Он далёк от оригинала...Но это не важно, главное мечта Семена осуществилась;Елюене юной девушкой, в накидке напоминающей движение воды, с чертами русско-азиатской внешности стоит на берегу реки Лены и вдохновляет поэтов и художников.Об этом и мечтал гениальный художник Семён, жаль не дожил...

       
Р С:Есть несколько фотографий с этого праздника, но они не очень хорошего качества, со временем потускнели...