Для чего мы пишем?

Зера Черкесова Новеллы
почему писателей всегда считанно?
во все времена.
Помимо комплекса всего, что должны стать слагаемыми в равенстве=хотеть писать и осуществлять это не эпизодически, а постоянно, множество талантов просто поглощаются нашей культурой, нашими представлениями о том, какие цели важнее, первостепеннее.. Брак, дети, внуки, работа, деньги, квартплата, жкх, отпуск на море, шопинг, шмотки и тд и тп.
Лишь единицы могут отставить большинство этих "нормальных" целей - и писать. Учиться всю жизнь конечно, расширять неустаннно свои познания(а не просто "кругозор"). Но главное, на мой взгляд, даже не в этом - не в этих жизненных ролях, какие большинство исполняет, хотя далеко не все справляются успешно и не всех удовлетворяет результат. Главное это конформизм. Страх быть "не как все" - что заставляет смиряться и тянуть вою опостылевшую лямку. Боятся всего:развода, если он давно назрел. Боятся оставить работу, которая изматывает-испивает силы, многие еще на 2-х-3-х, встречала даже и на 5-ти работах, "чтобы кормить семью". Это была, например, доцент, в ту пору под 60, и она запаздывала на лекцию, потому что у нее были разъезды по пяти работам включая уроки английского, в село куда она ездила в местную школу, будучи кандидатом наук и таща всё это на себе. И другой...О нем тоже:у него пять работ в городе в разных местах. А по профессии он классический певец, педагог.

  А почему мы должны кого-то содержать? У нас такие же организмы в 1 экземпляре, с такой же физиологией, с её ограниченностью определенными параметрами и объемом того что можешь и не можешь, ты не лошадь. 

 Ну хорошо, у них допустим есть такие силы, тянуть как бурлаки на Волге по несколько работ - до поры, конечно, природу не обманешь все равно. И немолодые люди должны  тянуть теми самыми бурлаками - чтобы зарабатывать на обучение своим взрослым детям, на покупку им квартиру, на свадьбу дочерям. Ведь всё это стало платным и вся нагрузка легла на плечи родителей. Я не говорю сейчас о тех, о большинстве, которое просто и не стремилось никогда к "творческой реализации", и слов таких не знало сроду. В этом эссе я имею в виду тех немногих, кто хотел и хочет - много читать, самообразовываться, писать! Но вынуждены взвалить на себя всё перечисленное. И тогда - где возможности? Утопично выискивать "час в день"-усталость и желание завалиться и спать, чтобы завтра всё то же...

Вернемся к примерам выше.
Первая доцент, кандидат наук, женщина духовно-ориентированная, уже в сравнительно позднем возрасте решила посвятить себя науке, писать о духовной культуре народа, точнее не назову дабы избегнуть излишней детальности.
Она читала книги по эзотерике, религии, делилась со мной.
 Итак, студенты ждут - преподаватель совершает вояжи по всему городу и в окрестные села, имея "часы" то в одном уч зав., то в другом...
Вот забегает, запыхавшись:"извините, маршрутки долго не было".
Прочитала лекцию. Теперь бежать в колледж...Там занятие, а потом ехать в село на уроки во вторую смену.
Разве у нее огромная семья? И куча мал мала меньше, семеро по лавкам? Нет. У таких женщин детей или 1-2, или бездетны, и часто рано остаются одни, дети выпорхают "делать каръеру", замуж и т.д. Таких женщин чаще, чем "обычных" - бросают мужья...Уходят к "обыкновенным". Так зачем пять работ?! Ты хочешь заниматься наукой, писать статьи? Читать интересные книги? Ну и удовлетворись малым заработком с одной работы, лишь бы хватало на основные потребности и шел стаж для пенсии, которая не за горами. Это уже просто жадность.
И неразумие.
Ныне, спустя более десятка лет, что я выключилась из той среды, я загуглила, кто что сделал с той поры. Эта женщина пошла по каръерной лестнице, нужные связи делают свое дело... Однако если взять список публикаций - это несколько десятков статей в различных межвузовских сборниках и конференциях. Итог всей жизни. Темы статей нечитаемо-академичны, содержание столь же пусто и казённо. Наукообразная фразеология, статьи, которые никто не читает, а сборники эти и материалы конференций навечно находят последний приют в архивах библиотек, откуда позже списываются пудами. Остальные преподаватели примерно то же...Даже у тех, кто не обременял себя такими нагрузками и не испытывал финансовых проблем.

 А певец, спросите? Его история не уникальная, а типовая, поэтому наугад ткнула в него по памяти, а не потому что он как-то особенно выделился. Просто из того, что прошло пред моим взором.
Что ж, он тоже пожертвовал собой ради прокорма своих отпрысков(там у него, как говорили, что-то 4 или 5). Воспитал ли он блестящих певцов, я не знаю. Больших имен на слуху нет - ни от одного преподавателя. Состоялся ли сам как оперный и камерный, народный эстрадный певец? Да, пожалуй, его имя известно в кругах любителей классики на местном уровне. Но если мы заглянем туда, где ныне сосредоточилась вся творческая жизнь - в Интернет, то удивимся тому, как куцо все они представлены, главным образом карточки официальных сайтов с краткими биографич. сведениями, аналог "характеристики с места работы". Даже эти статьи межвузовских сборников в интернете не найти, только названия на офиц. сайтах учреждений.

Даже целый Музыкальный театр, драмтеатры - и практически нет записей постановок. концертов, а те что есть -убого, с телефона, трясущиеся записи. Это у всех. Ведь Интернет! Теперь сами должны себя выкладывать денно и нощно! А то всё жаловались лично мне в бытность моей короткой работы в прессе, что местное ТВ не дает записывать и вырезает из программ, ставя эстрадников.
Но они же и раньше били баклуши в том театре, слонялись без дела - и то же теперь. Привычка ничегонеделанья стойкая. И заразительная наверное. Если коллеги ничего не делают - не смей выпендриваться, тебе больше всех надо?

Вывод, вердикт:творчество это одиночество. Как по Станиславскому:артист стоит в круге света перед тысячеголовой гидрой темного зала, и он одинок.
Если под артистом понимать аутентично:арт-искусство, люди искусства, но наука тоже искусство, и литература...
 Страсть к творчеству это не профессия, не каръера и не заработок, и не способ повышения ЧСВ(чувства собственной важности), и не стечение обстоятельств - тогда результаты см выше, пшик.

Творчество - это неодолимая постоянная потребность независимо от того, обратят на тебя внимание или нет, заплатят или нет, дадут квалификацию "по табели о рангах"-или не стоит и мечтать.
Ты просто пишешь (исследуешь, пишешь картины, поёшь, играешь на инструментах)-потому что это твоя суть. Ты мыслишь, ты постоянно в русле своих дум и испытваешь потребность делиться ими с миром посредством пера и других средств.
Здесь остановлюсь пока...

17/05/2021 13ч.42м.



https://zera-cherkesov.livejournal.com/608105.html