Здесь обитают человеки. Поэма

Александр Тишаев
Предисловие: вторая речь поэта из стихотворения А.С Пушкина "Разговор поэта с книгопродавцом", а так-же куплет из безымянного стихотворения Анны Ахматовой, 1915-го года написания.

***

...Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!

***

Славы хочешь, у меня
попроси тогда совета,
только это западня,
где ни радости ни света.

***


"ЗДЕСЬ ОБИТАЮТ ЧЕЛОВЕКИ"

1."Невинный".

Невинный в сени удаленья,
в пучине леса и полей,
горел во пламени веленья
явится к вотчине людей.
В покое духа, не в печали
писал - белесы небеса,
в его округе не звучали
мужчин и женщин голоса.
Древа стояли у стены,
в уюте дом, в уюте двор,
он видел радостные сны,
и нежные красоты гор.
И мысли душу посещали
что силой в космосе была,
в огниве палочки звучали,
и дивная краса звала.
Изображая милый миг,
что полон радостных идей,
по ликам из пучины книг -
писал возвышенных людей.
Они чудесны и велики,
отзывчивы, чисты, честны,
их телоборческие лики -
умом и кротостью полны.
Их видел и умней и краше,
сквозь волосы несётся свет,
и часто видно на пейзаже
размытый чей-то силуэт.
Их лучше чем себя писавши -
не смог желаний утолить,
он жил порывы не унявши -
с людьми беседу разделить.
И днесь надевши ткань белесу -
пошел дорогою по лесу,
с картиной, в ожиданьи рад -
явиться - в человека - град. *1
         
2."Град людиный".

Шагал, по сторонам дубы,
и своды тёмно-голубы,
и ветерочка мановенье,
напомнили сии столбы -
про общество стихотворенье.
Но правды в нем наверно нет,
о человеческом сюжет -
напоминал - зверину тушу,
быть-может находил поэт     *2
людей неправильных на душу?
В оковах злого заключенья -
возможно пребывал творец,
и видел...только исключенья,
из ласковых, больших сердец.
Но редкие они, уверен,
и редкости своей рабы,
художник восхищенью вверен -
оставил позади дубы.
Вошел во городище путник,
там рано было, спал народ,
-Вот это дурновкусья спутник -
на площади стоял урод.
Уйти, придут иные дщери,
уйти к величию сосны,
но отворились окна, двери,
и стали помыслы грустны.
(то люди вылезли - легкИе:
-О боже мой, вы все такие.)
Идут...рабы своих телес?
они чужды величью духа,
под белой сению небес -
настала жуткая разруха.
Сопровождает смех и шум
их кучное передвиженье,
за что волнуется их ум?
наверное - за отраженье.
За притяжение в ночах,
(печаль на сердце нарастает),
идут - и пустота в очах
как солнце ярое блистает.
Наверное сие...лишь миг,
минута редкости-гнильцы,
покинувшие сталь вериг -
идут презренные слепцы.
И сей великолепный град -
не стоит вовсе ненавидеть,
и он наверное не рад
сие безумие увидеть.
Помимо глупости пажей,
помимо этого позора,
домишки в пару этажей
явились для ума и взора.
Невинный живший в удалении -
присел на незаметный пень,
находится - во возвышении,
внимает этот милый день.
Под сению благой эгиды -
глядит на чудное окрест,
и взором наполняет виды
красивых аки чащи мест.               
И подошел с блистаньем глаз -
мужчина, не сказав привета
-Скажи - ты новенький у нас?
и не дождавшися ответа:
-О друг, а покажи картину,
за плату где-то...в десятину -
сему я предоставлю зал!
-И там её увидят люди?
-Увидят, если я сказал.
Мужчина был богат на внешность,*3
и глупо проявить небрежность
не взяв счастливого птенца -
уж севшего тебе на руки. 
Для возвышенного творца
таит ли это место муки?
Навряд, монеты отлуча -
узнал о нахожденьи места,
мужчины этого парча -
не вызвала в душе протеста.
Картина отдана, ссутулится
всё зло до пыли - коей нет,
он шел - и всей длинною улица
ловила полуденный свет.
Усилился и взор и слух,
и душу взяло вдохновение,
объяло увлечённый дух -
порыва ветра мановение.
Прохладный ветерочек вея -
мешал одежду изо льна,
лежала перед ним аллея -
от всякой суеты вольна.
Внимал шумам и клавесину,
листы дерев летели вниз,
он сел на лавки древесину -
писать о городе эскиз.
Но мимо пахнущего древа -
идущая неспешно дева,
(на платье пепельном узор) -
на кистях задержала взор.
-Простите, вы-же, вы творец?
творец неги, изображенья,
простите снова...я наглец,
но я - с вершины уваженья -
о просьбе маленькой шепчу:
я очень...поглядеть хочу.
-Пожалуйста, но не успел
начать созданье вышинЫ,
еще ни капли ни воспел,
признаться, мало тишины.
Вы приходите в...это время -
к моей картине в оный зал,
но только если се не бремя,
невинный ласково сказал.
-Конечно нет. Я буду рада
влюбиться в детище творца.
Ветра проснувшегося града
касались милого лица.
И было все легко и ладно,
свежо и ласково, прохладно,
летя из под белесых туч -
ложился на аллею луч.
Они еще поговорили,
о том что думали, творили,
и дева после милых фраз -
ушла - не поднимая глаз.
Что думала, увы, загадка,
но взор девичий был велик,
итог вселенского порядка -
увидеть этой девы лик.
В такое вешнее мгновенье,
в сим месте, на стене лоза,
волос по ветру мановенье,
в очах невинных бирюза.
Глядя на огнива сердец,
забывши контуры эскиза,
гулял возвышенно творец -
во бакалеях парадиза.   42

3."Блуд, стяжательство, бахвальство".

Гулял с раздумием великим
о бытии любимых книг,
но тут безликий за безликим
являлся неизменно миг.
Он размышляя о созданьях
вселенной, чёрной немоты,
искал во невысоких зданьях -
знакомые ему черты.
Кто в книге злое ненавидел,
и был на своры непохож,
но их невинный - не увидел,
среди сиих лощеных рож.
Глядит...я не туда попал,
се угол комнаты - без света,
и взор на человека пал
в ретивом поиске ответа.   
-Прости меня, достойный друг,
я только перешел границы...
скажи мне, почему вокруг
гуляют наглые блудницы?
-А где ты увидал блудниц?
-Ну вот, глотают из кувшина,
надеты юбки - пол аршина,
и пошлые гримасы лиц.
-Они тому-лишь отдаются
кто нравится.-За просто так?
-Да нет, с кем хорошо смеются,
за вечер - но не за пятак.
-Блудницы стали постраннее,
(вдали скопления орут),
прелюдии у них длиннее,
и денег больше не берут.
-Да нет, сначала смех, бокал -
а после плоти предаваться.
-Распитья хмеля ритуал
пред тем как фаллосу отдаться.      50
А я о сим читал, признаюсь,
но вспомнить, сколько ни пытаюсь -
я не могу, что-бы блудниц,
считали за простых девиц.
(Не смею ныне ошибиться,
их цель одна - совокупиться).
-Да что ты к ним? их ум таков -
ни в чём плохом не виноваты,
они - свободны от оков,
к тому-же досыта богаты.
К чему душа, коли не смог
деньжат себе найти, скажи?
приспособленье - это бог!
ну а всё прочее - пажи.
-Кто внял величью мирозданья,
кто сеет нивы для сознанья,
тот вечно думает про душу -
забывши тлеющую тушу.
Кто в мире грёз, ума и духа,
тому - чужда сия поруха,
такой - горит ума огнём,
и вечно думает о нём.
Творцы...они иные люди,
они благое раздают,
ты бьёшься за еду на блюде,
они-ж - планеты - создают.
-И ты, палитры обладатель -
себя зовёшь поди - творец?
-Быть-может я не созидатель,
но я пытаюсь...я борец.
-К чёрту, к чёрту этот лик,
он по сути ни к чему,
если ты в уме велик -
в бедной рясе - почему?
Где точёные балясы?
где-же златые персты?
почему карманы рясы -
видно сдалека - пусты?
-Сторон - великое число,
к чудесному поставишь ногу -
и сразу денег ремесло -
сокроет сытую дорогу.
Мир на разности хорош,
в нём не только зла нарывы,
в нём еси не только грош,
в нём великие порывы.
И искусство, и душа,
в это ярый ум летит,
мир поболее гроша -
что великому претит.
Но даже если время будет,
великий ум - всё то забудет,
не ум для золотишка нужен -
а зверь! что во душе разбужен.
-Лишь тот умён, кому во сласть
иметь на этом свете власть,
кто дух стяжанью научил,
и форму власти получил.
-Опровержение - творцы.
-Да все твои творцы - глупцы!
К тому-же, разве ты творец?
неясный никому слепец.
О власти истина - проста,
ей вверены сии места -
и держат настоящий град -
граниты ея колоннад.
Герой задумавшись на миг -
налил бездействием обличье,
но у очей пучины книг -
ожило бывшее величье.   
Сказал: -Не весь...такой позор
не взял-бы город на поруку...
Но уходя - он кинул взор -
на чью-то поднятую руку.
И обернулся. Городские
места во свет погружены,
ладони с шеями людские -
украсами окружены.
(Лишь только золотые длани
творят великие дела?
зачем напыщенные ткани
объяли данные тела?)
И подойдя к иному он
сказал, не поднимая тон,
неспешно, тихо, осторожно:
-Заговорю ся с вами - можно?
Скажите, а зачем они
чудачествами обрастают?
зачем янтарные огни
на их ладониях блистают?
Идущий - словно из господ,
осмысленности - антипод,
чего си украшенья знак?
-А украшенья...просто так.
Бравирует. Силён, хорош -
когда в твоей одёже грош,
коль можешь пробовать харчи
под яркой сению парчи.
-Деньгами ли кичится надо?
напоминает эта людь -
приматов тупенькое стадо
стучащее себе во грудь.
Ужель порок императивен,
ужели зверь - императив?
ужель настолько примитивен
людского разума мотив?
Ужель они толпою мчатся -
презренные росинки пить?
ужели все они кичатся
способностью вещей купить?
Ужели взяла сих людей
не чистота ума и духа,
ни меч возвышенных идей -
а эта жалкая поруха?
Они могли-бы деньги си
направить на спасенья душ,
вон зовы бедного - спаси,
неясные потоку туш.
Они могли спасти того -
кто болен, у кого изъяны,
но не создавши ничего -
шатаются как обезьяны.            
Но появился взор негожий,
что линию определил,
ему попавшийся прохожий
со злобою заговорил:
-Уйди от мене сумасброд!
уж надоел уму и слуху,
умом неразвитый урод -
мешающий свободы духу.
Ты шут и ясельный дурак,
не внявший истинные своды,
уйди от мене! враг свободы,
идей зашоренных батрак.
А бедные - виновны сами,
они - подобные ослу,
забита улица ослами,
что не внимали ремеслу.
Гляди на облики - красавцы,
за что-же можно их ругать?
...они бездельники, мерзавцы,
таким негоже помогать.
-Пойди побей кусок железный
что-б меч достойный получить.
-Ну я к такому бесполезный,
меня тому не научить.
-Твой ум иной, твой ум таков,
и заменить его не сможешь,
но тоже в тяжести оков,
все те кому ты не поможешь.
Их ум не может одолеть
всё то, чем гибельно раним,
как человеку не взлететь -
ремёсла не освоить им.
Но истины не понимая -
несётся мимо люда рать,
и нищих, зову не внимая -
бросает в муке умирать.

4."Глупость толпы, славолюбие".

Он шел всё продолжая холить
ту блажь, дочурку альманаху.
-Ведь не хотел я их неволить,
волочь на гибельную плаху.
Зачем-же так негодовать?
зачем презревши ненавидеть?
я лишь хотел умы призвать,
и дух возвышенный увидеть.
Что помогающий забвенным -
лишен хоть части черноты,
увы, я духом откровенным -
призвал гонения черты.
Но лика чистота не хмурится,
неглядя на хулу и шум,
взяла его весенний ум -
красою ласковою - улица.
Невинный сел во удалении,
каштан во ласковом движении -
заставил вытащить графит,
стоял в удобном положении -
его творений неофит.
Он скромно сел на парапет
с листом. Взираючи окрест.
-Наверно сей видок воспет
творцами сих чудесных мест.
Наверное - немало раз,
наверное - со всех сторон,
и пали все взиранья глаз -
во ласковые гущи крон.
Принял формацию эскиз,
свеченья падали в зазоры,
но тут - упали к шуму вниз -   
его взволнованные взоры.
Под сень возвышенного древа -    
пришла людиная толпа,
смешки толкаючи со чрева,
к величию его - слепа.             
Местечками оголены,
в зубах звериных сигарета,
глаза притворные полны
тоскою ложного эстета.
А лица гибельно важны,
как ум понявший мирозданье,
по что взирания сложны -
о жалкой пустоты созданье? 
По что фигура так устала?
уставши - написал сонет?
дурь - боярынею встала!
во весь убогий силуэт.
И сели обсуждать урода,
как-будто он творец и бог,
зачем-же вешняя природа
пустила их во свой чертог?
На ум и личности - слабы,
на спесь богат хозяин своры,
ведут притворщики рабы -
о господине разговоры.      
Быть может город лицедей?
творец иллюзии великой,
похожи на других людей -
они похожестью безликой.
Но вспомнилась ему она -
к успокоенью нежным зовом,
какой-то скромности полна,
во взоре милом, бирюзовом.
Герой объят пучиной дум,
но сбоку заскрипели двери,
и понеслись под суи шум,
под стенкою пугливо звери.
В проёме - некто - показался,
и взором беглым задержался
на ткани где каштан густой,
...герой сокрыть засобирался,            
но тот заговорил - постой!
-Художника наверно вижу?
творенье поглядеть могу?
творца любого - не обижу,
творцу любому - помогу.
Невинный протянул эскиз.
-Блаженного утра сюрприз,
(ответил человек) -Держите.
Уважьте маленький каприз,
насчет одежды подскажите.   
-Пожалуйста. Сказал герой.
Он ожидал чудесный крой,
что вышил утренний творец,
владыка радостных сердец.
Но показался вид...позор,
наполовину оголённый,
герой во высоту влюблённый
на низменное бросил взор.               
-Как шить? вот так? или вот так? *4
(сказал чудак не без надежды),
Вон тот у дерева добряк
мне заказал сии одежды.               
Невинный говорит ответ:
-Различий между ними нет,
что слева взять совет даю.
Позвольте, парочку примет
от ваших дум не утаю.               
Хотел-бы я узнать, зачем
они как досочки похожи,
и не озарены ничем -
напыщенные как вельможи.
У них ведь разные умы,
но одинаковы творенья,
от ворота и до каймы,
от вкуса до мировоззренья.
Что сводит их в поток единый?
во неразборчивый, людиный,
по что глаза у них пусты,
и смех похож на лошадиный.
-Ты ропщешь, миром недоволен,
-Ропщу? но кто с умом един -
забыт навеки, паладин.    
-Неуж твой паладин неволен,
и сам себе не господин?
-Среди сиих больных на душу
нельзя исполниться творцу,
они ведут на выси тушу,
салюты делая слепцу.
-Кто хочет - тот идет вперёд,
что хочет - громче всех орёт,
вписавшийся - вон тот герой,
герой - кто победивший бой.
Во зависти ты многословен,
твой паладин - он сам виновен,
не оседлал земной народ.
-А если тот народ - урод?
Ведь бытие не бой, не спор,
оно - понятье мирозданья,
неуж мыслителю позор -
ему не внявшие созданья?       
И не понявшие ничто,
внимающие неге, блюду,
ругаешь ты его - за что?
за то что непонятен люду?
Ведь легче в пустотищу пасть -
чем к высоте идти, стремится,
тупому жалкое во сласть, -
убогой негой насладиться.
Итак не всякий ублажен,
в объятьи некого вниманья.
Джордано Бруно был сожжен
от оного непониманья.
Иль скажешь он совсем не прав?
а правы - кто вели в забвенье?
во инквизиторский рукав
сокрыв его души веленье.
Его не поняла толпа,
дитя озлобленного мира,
внимала радостно - слепа -
руке дебильного кумира.
-Уйди от мене! ты слепец,
лишь идол у толпы - творец,
а паладин твой - глуп и слаб,
заслуженных забвений раб.
Своею злобою томимый,
заблудший - ты не менье глуп,
ты всеми за дела гонимый,
на пониманье правды скуп.    *5

5."Прозрение".

-Неуж я должен уважать
зерно - в зерне на молотильне?
того кому во тьму бежать -
презрев дорогу ко светильне?
Легко задумался герой.
-Сии на книги непохожи,
там разум - величав горой,
а здесь бездумия расхожи.
Там вкус душевный был велик,
как во белой робе князь,
а здесь, увы, людиный лик
измазался любя во грязь.
От пустоты не увернутся,
от ожидания устал,
но час - когда пора вернутся -
как солнце ясное настал!
Немедля к залу, уж пора.
Довольно грязи находить,
в исходе красота утра,
пора-бы к залу подходить.
И он ушел, и зал красив,
и там на камени курсив,
и там великолепны двери,
но только аки царь и князь,
идя и радостно смеясь -
оттуда выходили звери.
И шли, игривы и всевольны,
полны насмешливых идей,
уверенны в себе, довольны,
и так похожи на людей.
-Куда-же вы? моя картина
не породила вам огней?
но шла довольно животина,
не говорящая о ней.
Себе надеждой помогая,
он заходил во двери, тих.
-Наверно комната - другая,
так сильно веселила их?
Зашел - с волнением един,
но зал во здании один,
и там его руки созданье,
он шел - себе не господин -
в уме теряя мирозданье.
Ведь видел ярую скотину,
что стала, наглая, колосс,
порезала его картину -
на много маленьких полос.
И кистию по ней водила,
мазками в хаосе стуча,
и у творения ходила,
довольно, смело, хохоча.
Он тихо говорил: -Не верю,
тумен картину погубил,
я дал дитя скоту и зверю?
и он моё дитя - убил.
Обличья своры обернулись,
и щёки жаркие надулись,
взирала - смела и глупа -
в художника сия толпа.
Художника народ обидел,
текла единая слеза,
внезапно - во толпе увидел -
той милой девочки глаза.
Орава в хохоте кричала,
и эта девушка молчала,
не смея куче возразить,
толпа зубами заблистала,
и лёгко человека стала -
словами колкими разить.
(О если-б выдернуть дивчину,
звезду нарисовать-бы ей,
тогда-б она нашла кончину
безумья в голове своей.
Тогда-бы пало зло нагое,
и воцарился чистый дух,
ведя дивчину во благое,
из этих воющих порух.)
А в стороне от человека,
смеялся тихонько калека,
глядя в художника обличье.
-Ни кисти, ни перо, ни стека,
не убоят сие безличье.         
И на его - ну как-же так?
сказал поднявши белы веки:
-Добро пожаловать, чудак,
здесь обитают человеки.
Не может быть. Всё это пыль
что во глаза творцу попала,
неуж так сильно эта быль
под ноги демону упала?
-Три года я писал её,
мазки сию скалу тесали,
убивши бытие моё -
они все это покромсали.
...О нет. Он замерши дрожал,
во дне увидев тень и ночь,
и вдаль от зала побежал,
от зала, люда, вон и прочь.   
Мелькали домики, колонны,
уж нету люда, ничего,
но мыслии неугомонны -
сознанье резали его.
Исчез былого часа вид,
что душу честную терзал,
сей час гоненья и обид -
всю правду сердцу показал.
Ушел, оставив пустоокий -
ужасного безумья шум,
в леса - имея одинокий -
но чистый и великий ум.


**

в себе имея одинокий -
но чистый и великий ум.


155



****


*1
душа во ожиданьи рада -
увидеть панорамы града.


*2
быть-может повстречал на душу -
людей неправильных - поэт?


*3
мужчина был богат на внешность,
и глупость проявить небрежность
не взяв счастливого птенца -
уж севшего тебе на руки.
таит ли это место муки
для возвышенного творца?


*4
-Как шить? вот так? или вот так?
(неспешно человек сказал.)
Вон тот у дерева добряк.
мне си одежды заказал.


*5
Заблудший - ты и слаб и глуп,
своею злостию томим,
на уваженье люда скуп -
и людом праведно гоним!