Чёрная роза Тифлиса

Евгений Глушаков
                (драматическая поэма)

                Сцена 1

Занавес открывается. Зал в доме Чавчавадзе. За роялем сидит
десятилетняя Нина. Голова опущена, руки безвольно повисли.
Грибоедов сидит рядом, откинувшись в кресле. Немая сцена.
Наконец Грибоедов не спеша поднимается и, протерев очки,
медленно выходит на авансцену.

                Грибоедов
                (обращаясь к зрителям)
Уже и я в изнеможенье,
И ученица чуть жива,
Но, чтоб стрела нашлась в мишени,
Впивайся в руку, тетива.
А пианист в одно с роялем
Обязан слиться. Тлен и жизнь
Лишь ремеслом соединяем
В один звучащий механизм.
И пусть живому это – мука,
Насилье страшное над ним,
Но для гармонии, для звука
И кровь свою, и плоть смирим.
И станем с вещью воедино,
Настроившись на общий лад.
             (к девочке, не оборачиваясь)
Ну что ж, передохнула, Нина?
Сыграй ещё семь раз подряд!

          Нина продолжает сидеть, как сидела.
               
                Грибоедов
                (обращаясь к зрителям)
А вслед за ремеслом – искусство!
Когда проблем с игрою нет,
Сумей вдохнуть живое чувство
В лишённый жизни инструмент.
                (оглядывается на Нину и снова
                обращается к зрителю)
Сидит. Не шелохнулась даже.
                (подходя к роялю)      
Что, отдохнула, мой дружок?
Собралась с мыслями? Играй же!
Сыграй хотя б ещё разок!

          Нина ожесточённо играет. Грибоедов хлопками
                ладоней прерывает игру.

                Грибоедов
                (раздражённо)               
Тореадор? Быки? Мулета?
Протопал по лесу медведь?
А может пляска рыжих ведьм?
Что за галоп? Что было это?

                Нина
                (потупившись)
Я танцевала на луне
Со мной в горячем дуновенье
Кружились трепетные феи,
А вы… вы помешали мне!
            (снова опускает голову, руки
                бессильно повисают)

                Грибоедов
                (усаживаясь в кресло)
Не серди волшебных фей,
Не сопи, надувши губки.
Клавиши нежны и хрупки,
Сильно так по ним не бей.
Пальцы, будто злые осы,
Жалит каждый твой удар.
 
                Нина
                (вскакивая и отбегая к окну)
Александр, как вы несносны!
Вы – зануда, Александр!

                Грибоедов

Да, зануда, но впервые,
А виновницей – княжна,
Ибо клавиши – живые,
Ты их чувствовать должна.
Да и музыка – нежна,
Из небесных постояльцев.
Лишь подушечками пальцев
Трогай музыку, княжна.

          Нина, подбежав к роялю, быстро усаживается за него
          и снова играет, нещадно колотя по клавишам. Затем
          останавливается и повернув голову вопросительно смотрит
          на своего учителя.

                Грибоедов
       (не спеша с улыбкой выйдя на авансцену
                и обращаясь к зрителю)
Что за упрямая девчонка!
Но разве сам я не был юн?
                (поворачивается к Нине)
Сыграть попробуй нежно, тонко,
Едва касаясь скрытых струн.

          Нина колотит по клавишам ещё сильнее и отчаяннее.
          Затем, остановившись, поворачивает голову
          и вопросительно смотрит на Грибоедова.
                Занавес.               
               
                Сцена 2

          Слышится фортепианная музыка – вальс Грибоедова. Занавес      
          открывается. Зал в доме Чавчавадзе. Грибоедов играет на рояле. И    
          сам он одет иначе, и рояль стоит по-другому, и зал иначе убран. 
          Внезапно высвечивается ночное окно. Гремит гром. Грибоедов, 
          оборвав игру, подходит к окну и открывает его.

                Грибоедов

Не надышаться! Что за чудо воздух!
Тифлис, Тифлис! Давно с тобой дружу   

          Сверкает молния. Гремит гром.
               
Люблю, когда, шутя, ночные грозы
С окрестных гор срывают паранджу.
Люблю народ горячий и открытый,
Что не обманет подло, не схитрит,
И кружится орлом над полем битвы,
И мирным хлебосольством знаменит.

          Сверкает молния. Гремит гром. Грибоедов подходит к висящим на
          стене портретам и разглядывает их.

Премилые хозяева, а грустно!

          Возвращается к роялю.

И рад бы позабыться, да нельзя.
Душа болит! Нет тяжелее груза,
Чем пониманье, что в беде друзья,
Что маются, прикованы к Сибири,
Киркой породу мёрзлую долбя,
Лишь только потому, что возлюбили
Отечество сильнее, чем себя,
А развесёлой дружеской пирушке
Горячий, гордый предпочли мятеж…
Ты поддержал, ты их не бросил Пушкин,
Огонь плеснув на царственную плешь!

          Усаживается за рояль. Аккомпанируя себе, поёт.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
                (обрывая игру)
Увы, приходится и нам
Терпеть доносы, униженья,
Трудиться для освобожденья
И созидать Свободы Храм,
А способы? Давно известно:
Что истины боится тьма.
Моим оружьем будет пьеса,
Сатира «Горе от ума»!

          Грибоедов склоняется лицом на клавиатуру. Через некоторое время   
          появляется уже пятнадцатилетняя Нина. Она в белом, убранном 
          кружевами платье. Сверкает молния. Гремит гром. Грибоедов   
          поднимает голову и замечает Нину.
               
                Нина
                (весело, с улыбкой)
Полно, Александр Сергеич,
Унывать, скорбеть, хандрить.
Боль – пустяк. Обида – мелочь.
Всё проходит. Надо жить.
Если что не получилось,
Не случилось, не сбылось,
Твёрдо знайте: Божья милость
Выправит земную ось.

                Грибоедов

Нина! Что мы видим, слышим?
Как ты выросла, дружок!

                Нина

Разве я? Скребёт по крыше
Ливня чудо-гребешок.
 
          Сверкает молния. Гремит гром.

                Грибоедов
                (вставая из-за рояля)
Прежде – милый детский лепет,
Растопыркою персты,
А теперь – царевна-лебедь,
Совершенство красоты!

          Нина, застеснявшись, отворачивается.
          Сверкает молния. Гремит гром.
               
Препротивная погода.
Снова будут лужи, грязь.

                Нина

Небу, стало быть, угодно,
Чтоб остались вы у нас…
Погостите хоть до Пасхи!

                Грибоедов

Отбываю. Близок час.

                Нина

Пусто нам без вашей ласки,
Наскучались мы без вас.
     (демонстративно откланявшись, отходит к окну
                и поворачивается спиной)

                Грибоедов

Что ж, достоин порицанья…
               
                Нина
                (оборачиваясь)
Извиним на первый раз,
Если тут же на прощанье
Будет нам подарен вальс.

          Звучит вальс Грибоедова. Грибоедов церемонно
                приглашает Нину. Кружатся.

Такие звуки подобают раю,
Всё слушала и слушала бы их.

          Музыка обрывается.               
               
Вальс не окончен…
               
                Грибоедов
               (бросается к роялю)
                Впрочем, доиграю!
                (играет)

                Нина

А я… я докружусь за нас двоих!
                (кружится)

          Вальс заканчивается. Нина отходит к окну и снова
      поворачивается спиной. Сверкает молния. Гремит гром.               
               
                Грибоедов

Дороги развезло. Гроза некстати.
Назавтра, что ли, отложить отъезд? 
      
                Нина
              (резко оборачиваясь)
Довольно мучить. Нынче уезжайте.
И вот прощальный на дорогу крест.
              (крестит Грибоедова)

                Грибоедов

Серпантин. Мосты. Ухабы.
Кнут ямщицкий, хвост коня.
        (встав из-за рояля, поворачивается
                к Нине спиной)
Друг мой, а скажи, пошла бы…
               
          Пауза. Нина было порывается обернуться, но воздерживается.               
               
Ты пошла бы за меня?

                Сверкает молния. Гремит гром.

                Нина
                (не оборачиваясь)    
Ради ваших вечных жалоб
На судьбу, на неуспех
Не пошла бы…
                (короткая пауза)
                …побежала б
И была б – счастливей всех!
        (бросается на шею Грибоедову,
          однако тут же отстраняется) 
Впрочем, соблюдя обычай
И отцу не вопреки…               
               
                Выбегает из комнаты.

                Грибоедов

Вот оно, где счастье…
                (пауза)
                Нынче
Попрошу её руки!
                (выходит)
 
                Занавес.


                Сцена 3

         Комната на постоялом дворе в Тибризе. Нина сидит за столом.
                Завтракает. Появляется Грибоедов.   
         
                Нина

Попили чаю, и готова
Продолжить путь

                Грибоедов

Тебе не лучше ль, право слово,
Здесь отдохнуть?
Довериться дивану, пледу,
Есть алычу.      
               
                Нина

Нет, ни за что! С тобой поеду!
С тобой хочу!         
               
                Грибоедов
             (подсаживаясь к супруге)
Мой друг, представь: жара, коляска,
Бредущий скот…
Ухабы. Так срывают тряской
Незрелый плод.
Так долгий путь клянут, страдая,
Что ночь прошла…
А ты изнежена, родная,
И тяжела.
        (берёт лежащую на столе
            книгу, разглядывает)
Продолжи с книгою беседу.
Покой. Уют.
               
                Нина 

Не уговаривай! Поеду!
Мне скучно тут…    
               
                Грибоедов

Побудь хохлаткой на насесте.
Остерегись.
Когда вернусь, поедем вместе
Уже в Тифлис.
А в Тегеран со мной опасно.
Мятеж. Разбой.
                (гладя Нину по животу)
Не дело рисковать напрасно
Своей семьёй.
               
                Нина отстраняет мужа, поднимается и отходит к окну.
               
                Нина   
                (глядя в окно)
Страданья, как в песок, уйдут в рыданья.
Угаснет боль.
Вселенная – ничто! Огромней мирозданья
Моя любовь. 

                Грибоедов

И я люблю! Люблю! Пускай не зная
Таких страстей.
Моя любовь – обычная, земная;
Доверься ей.
Над вышивкой склони к работе взоры,
Тихонько пой.

                Нина   

Одним тобою дышим я и горы,
Одним тобой!          
               
                Грибоедов

Мой друг, пойми: ни в чём не виноваты,
Чтоб гибнуть там,
Ни генералы наши, ни солдаты.
Их не предам.

                Нина   

Так будешь сам растерзан сворой всею,
Придя к врагу!
               
               Грибоедов

Сдержу горячку их, пока сумею,
Пока смогу.
Не допущу к российским избам горе,
Отсрочу бой.

                Нина   

Одним тобою дышим я и горы,
Одним тобой!

          Нина подходит к сидящему супругу и, обнимая
          его колени, опускается перед ним на ковёр.

Я так ждала! Летели дни за днями,
Сменялась ночью ночь.
И вот восходит мной, тобою, нами
Наш отпрыск, отблеск, дочь!
Развеет ветер праздных слов мякину.
Не бей под дых.
Теперь уж не посмеешь нас покинуть
Твоих, двоих.               
А если нет и ползаю напрасно,
И плачь – вода,

           Нина поднимается и отходит к окну.

Тогда ответь мне: для чего прекрасна
И молода?
И с дочкой, и с молитвою святою
Не брось в аду
Нас – плоть твою, но забери с собою
В огонь, в беду.
               
                Грибоедов
         (подойдя к жене и обняв её за плечи)
Не надо, милая!  Не нужно грустных песен,
Прощальных сцен.
Как видишь, я – и жив, и даже весел,
И, в общем, цел.

          Доносится колокольный звон.
      
Страх из мешка дорожного повытряс
Под благовест
И не забыл, что, если Бог не выдаст,
Свинья не съест.
Французы воевали нас! Монголы!
А тут – разбой…
 
                Нина      

Одним тобою дышим я и горы,
Одним тобой!

                Грибоедов

Что Персия? Шатёр под небом синим,
В огне – сама!
Неужто дикарей не пересилим
Игрой ума?
Закроем путь британским интересам,
Довлевшим встарь.
Неужто Альбион страшнее персам.
Чем русский царь?
Как на скаку арканили абреков
Сто раз на дню,
Так от персидских вызволим набегов
Твою родню!
Под пестротой халатов нищи, голы –
Пчелиный рой!

                Нина 
               
Одним тобою дышим я и горы,
Одним тобой!            
Возьми с собою нас! Как жил поныне –
Не пропадём!
А без тебя никчемной половине
Черно и днём.
                (оборачиваясь к мужу и обнимая его)
Я – твой ночлег, твой рай, твоё блаженство,
Я – твой покой,
Меня позвать – достанет взгляда, жеста,
Вся – под рукой!
И пусть земля рассядется могилой,
И всяк умрёт,
Твоим зерном, твоей любовью, милый,
Продолжу род.
А погибать? Пусть изуверы знают
Среди огня,
Что нет, не одного тебя терзают,
Но и меня.
Пусть это видят, чувствуют! Доколе
Ад разрешён,
Что не одних мужей гвоздят их колья –
Детей и жён!
   
                Грибоедов
             (после длительной паузы, во время которой
                он гладит жену по голове)
Ты помнишь, как проснулись мы под стогом,
И видим – снег!?
Любимая! Я плачу… я растроган…
Я – твой навек!
         (после длительной паузы, во время которой
                он гладит жену по голове)
Есть храм в Тифлисе – чудная обитель
И грот в тиши…

                Нина
              (отстранившись и глядя в сторону)
Что сделать мне? Скажи, мой повелитель! 

                Грибоедов

Там… положи!

                Долгая молчаливая пауза.
                Занавес.

                Сцена 4
         
Ночь. Подножие храма св. Давида в Тифлисе. Грот с могилой
А. С. Грибоедова. Из грота появляется Нина. Прикрывает
решётчатую дверцу за собой и запирает на ключ. Дверца
украшена, вставленными в решётку красными розами.

                Нина   

Церковный грот – приют моей печали,
Имеющий округлость живота,
Как будто не в конце мы, а в начале,
И чаша только-только налита.
Здесь ты лежишь, непонятый, великий,
Кто был оценен разве только мной.
                (проходя по кругу перед усыпальницей)
Где поклоненья горестные крики?
Где поклоненья горестные крики?
Где поклоненья горестные крики?
               (остановившись возле входа в грот)
Всё тише, проще… Ты пришёл домой.
                (гладит дверцу грота)
Жизнь больше не влечёт ценою мнимой,
Напрасной тратой и ума, и сил…
Всё сделано, как ты велел, любимый,
Как ты меня, прощаясь, попросил.
Мой милый муж, мне хорошо с тобою.
Лишь тут и оживаю я вполне
В живой прохладе, ночью, при луне,
Когда земля склоняется к покою,
Когда отсуетившиеся дни,
Уставшие в трудах бродить по кругу,
Вкушают сон. И мы опять одни,
Чтоб вновь и вновь принадлежать друг другу.
          (раскинув руки, прижимается к дверце
                всем телом и щекой)          
Я – твоего бессмертья пьедестал.
Навечно в чёрном, словно аббатиса,
Твой белый лебедь, чёрной розой стал,
Ночным цветком уснувшего Тифлиса.
         (делает круг перед усыпальницей)
Паденья первородного изъян
Пусть в черноте растает чёрным дымом.
Я – траур по тебе и по друзьям,
Твоим друзьям, казнённым и гонимым.
Я – траур по тебе и по себе,
Улыбок сторонясь, веселья, солнца,
Своей судьбой прижмусь к твоей судьбе
И смерть моя с твоей соприкоснётся.
И «Аллилуйя»! Раззвонится храм,
В соединенье наше вовлечённый!
Ах розы красные, как не хватает вам,
Прорыва в цвете, в страсти – розы чёрной.
          (поправив воткнутые в дверцу розы, отходит
                к растущему поблизости кипарису)
И отпоют меня, и воспоют
На зависть всем трагическим актрисам
И в гроте я с тобою лягу тут
Вблизи с прекрасным этим кипарисом.      
                (Выходя на авансцену и обращаясь к зрителям)
Меня жалеют все, поскольку мы
Так мало с ненаглядным были вместе.
Досталось мне вдовство и вздохи тьмы,
Вчера – жене, позавчера – невесте.
И прохожу, не поднимая глаз, 
Обидное для всех скрывая чувство:
                (поворачивается к залу спиной)
Несчастные, как я жалею вас,
Что нет у вас любви и сердце пусто.
На всё согласны – только б жить и жить,
Без милого, без радости, без цели.
                (резко оборачивается)
А нам не доведётся разлюбить!
А мы предать друг друга не успели!
           (быстро перебежав ко входу в грот
               и снова прижавшись к дверце)
Твоя могила! Здесь твой бедный прах,
Растерзанный неистовою чернью
Тогда как сам уже в иных мирах
И не подвластен времени теченью.
А я с тобой от маковки до пят
И нет числа блаженным поцелуям.

          Звучит вальс Грибоедова. Из грота появляется       
          флюоресцирующий призрак Грибоедова, который
          подхватывает Нину, и они начинают кружиться.

Пока другие крепко-крепко спят,
Ты подхватил меня, и мы танцуем,
Вальсируем, как прежде, как тогда.
Пусть эта ночь ещё черней, чем вакса,
Ты светишь мне опять, моя звезда,
Под звуки твоего, любимый, вальса.

          Музыка обрывается. 

Опять не доиграли небеса,
Приходится самим поставить точку.
        (отстраняясь от призрака)
Доигрывай! Без музыки нельзя.

          Рабочие сцены в чёрном выкатывают из-за кулис
          флюоресцирующий рояль. Призрак усаживается
          за него и начинает играть.

Без пары дотанцую… в одиночку!

          Пробует кружиться, несколько раз спотыкается,
          как пьяная, после чего в рыданиях опускается
          подле призрака и обнимает его ноги.

                Занавес.
                Музыка перестаёт звучать    

30.04 – 10.05 2021г