Легенда о Базилике

Игорь Апрельский
Предисловие

Базили;к (лат. ;cimum) - род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae).Представители рода - уроженцы тропических и тёплых умеренных областей Старого Света. Его родина - Южная Азия, в одичавшем состоянии растёт в субтропиках и тропиках Америки, Азии и Африки. Латинское название заимствовано из др.-греч. ;;;;;; «базилик», не имеющего чёткой этимологии. Как пряность базилик был известен древним грекам под названием «окимон». Вот несколько имен базилика на языках разных народов: тульси (туласи) - индийское название; рейхани, рейхан - базилик на иврите; реган - среднеазиатское название травы; рехани - базилик на Кавказе; райхон - узбекское название; окимон - арабское и таджикское название базилика; реан - базилик в Армении; рейган - название растения в Азербайджане; василий - перевод с английского; василек красный, или душистый - так называли базилик славяне; базилио - итальянское название этой пряной травы. Цветки в 6-10-цветковых мутовках собраны прерванным колосом или кистью. Чашечка яйцевидная или колокольчатая, при плодах разрастающаяся и отвороченная вниз, пятизубчатая, верхний зубец шире остальных, перепончатый, широкояйцевидный, низбегающий на трубку чашечки и прикрывающий краями два соседних задних зубца. Венчик с трубкой, двугубый, нижняя лопасть длиннее остальных и отогнута вниз, четыре образуют «верхнюю губу». Тычинок четыре, верхние с придатком в виде пучка волосков. Плоды - гладкие орешки.
Первые записи о базилике были обнаружены в Китае в первом веке нашей эры. В Египте базилик был священным растением, впускающим в рай. Венки из базилика обнаружены в усыпальницах фараонов. К европейцам базилик благодаря вояжам Александра Македонского в четвертом веке до н. э. В Греции и Риме полезное растение причислили к элитарным. С греч. базилик (basileus) - царь. Считалось, что самый сочный базилик растет в саду у тех людей, вокруг которых много злодеев и завистников. Он был известен еще ботанику Теофрасту в III в до н.э.
Применение. За вкус и несравненный аромат греки прозвали эту траву «королем приправ» или «достойным базилевсов (царей)». Прижился базилик и в Средней Азии, где его добавляют во многие салаты, супы и закуски в сушеном, свежем или отваренном виде. Он также является основным ингредиентом для итальянского соуса песто. Кулинары прозвали его императорской специей. В восемнадцатом веке базилик был королем пряностей. Именно во Франции кулинары активно применяли его для создания своих шедевров. Вкус знаменитая пряность имеет свежий, с легкой горчинкой, напоминающей душистый перец. В зависимости от вида, запах душистой травки отличается: сладкие ноты карамели или горькие оттенки перца. Вдыхание эфирных масел пряной травы стимулирует работу сердечной мышцы. Знаменитые блюда с добавлением базилика: чиабатта (итальянский хлеб), пицца Маргарита, соус песто. Базилик универсален: его применяют при создании овощных, мясных или рыбных блюд. Вкусен базилик в сочетании с помидорами, болгарским перцем и баклажанами. Он прекрасно звучит в союзе с различными специями. Его добавляют в консервы, колбасы, соусы, выпечку, соленья, маринады и супы. В Россию базилик был завезен в начале XVII столетия. Свежие листья ели с солью и применяли в качестве приправы к жаркому. До революции 1917 года волшебный вкус блюд, приготовленных с использованием базилика, уже знала не только аристократия, но и простой люд.
А травники и ведуньи вовсю применяли его в своих, одним им известных, целях. Его свойства были известны выдающимся русским врачам Пирогову и Боткину. Базилик помогал залечивать раны русским солдатам в ходе Первой мировой войны. Знаменитый врач, ученый и философ Персии Авиценна (Ибн Сина) в своих трудах «Канон врачебной науки» и «Книга Исцеления», а также во врачебной практике уделял огромное внимание непревзойденным лечебным свойствам базилика. Люди любили и почитали базилик и в Древнем Египте. В пирамидах неоднократно находили большие гирлянды из базилика. Древние египтяне считали, что базилик символизирует своим ароматом и загадочностью гнев, и использовали его больше как культовое растение, чем в качестве приправы к блюдам. Колдуны и ведьмы применяли его для создания ядовитой «лунной жидкости». Знали они и о целебных качествах базилика, нередко используя его при лечении различных заболеваний. Особые свойства этого растения нашли свое место при бальзамировании мумий великих фараонов.
Многие целебные свойства этой приправы были доказаны современными учеными. Ее регулярный прием стимулирует иммунитет, защищает организм от канцерогенов и инфекций, лечит метеоризм, астму и укрепляет нервную систему. Кроме того, чай из базилика и меда может повысить потенцию, улучшить память, нормализовать сон.
Предания и обычаи. В древности базилик почитали как священную траву, символ лета, плодородия, долголетия. Египетские жрецы готовили из него бальзамы для мумифицирования, плели венки для усопших, почитали в качестве ключа к миру мертвых. Пропуском в рай он считался и у индусов. Итальянские, греческие и украинские ворожеи использовали его как символ влюбленных, в приворотных обрядах, для укрепления брачных уз. В Средневековье базилик использовали в обрядах экзорцизма, защищались им от эпидемий и лечили практически любые болезни. Существовало множество ритуалов, в которых базилик использовался в качестве афродизиака или символа любви. Так, в Румынии он был частью помолвочного обычая: мужчина и женщина, обменявшиеся веточками базилика, считались обрученными. В Болгарии его клали под подушку, чтобы супруги не изменяли друг другу. Украинки использовали его в свадебных обрядах: вплетали в венки, зашивали в мешочки на одежде, делали из него обереги. Итальянки выращивали базилик в качестве символа верности возлюбленному.Предания о базилике раскрывали его связь с Василиском (страшным чудищем, помесью ящерицы и дракона, который превращал людей в камни своим взглядом). Есть предположение, что название базилик восходит к имени ужасного монстра. Поэтому магическое растение применяли для помощи при змеиных укусах. Сегодня его используют для защиты от комаров. В Италии стоящий на подоконнике базилик считался знаком, указывающим юноше, что девушка готова его принять.
Базилик в легендах.
1. В популярных в народе ересях, сохранились сказания о том, что, когда Иисус крестился, люди принесли с собой базилик и покрыли Младенца листьями этого растения. Иисус крестился во взрослом возрасте. С этого времени базилик и остался в церкви, будучи используемым священниками, для приготовления святой воды. Именно по этой причине, это растение является как бы славой Иордана, т.к. посредством ее освящается вода.
2.Базилик появился из слез Богородицы или из капающей крови с Распятия Иисуса Христа.
3.Название базилик происходит от греческого «basilikon/basileus», что означает «царь» или «король». Легенда гласит, что базилик вырос на месте, где Святая Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос.
4.В древних суевериях, базилик был тесно связан со скорпионами. Иным словом, утверждалось, что лист базилика, оставленный под каким-нибудь сосудом, неизбежно превращался в скорпиона. Более того, считалось, что если имеешь неосторожность понюхать базилик, то в мозге непременно появится скорпион!
В Африке все было ровным счетом наоборот, это растение ценилось, как хорошее и надежное защитное средство против скорпионов.
5.Согласно одной легенде, Саломея спрятала голову Иоанна Крестителя в сосуд с базиликом, чтобы устранить запах разложения. Боккаччо оставил нам историю о горькой любви одной женщины, чьи слезы орошали горшок с базиликом, в который она положила голову своего убиенного любовника. Китс продолжил эту тему в поэме "Isabella or the Pot of Basil» («Изабелла или горшок с базиликом»).
6.Многие христиане верят в легенду о базилике, выросшем из креста, на котором был распят Христос. Поэтому во многих христианских странах появился обычай украшать настенные кресты базиликом перед Пасхой. Кроме того, священники использовали его для проверки веры прихожан: верующие приносили домой веточки базилика, ставили в воду и ждали. Быстро увядающая зелень указывала на грешника, а у праведников базилик со временем рос и зацветал.

О, Индия – чудес огранка,
Плетутся мифов кружева.
Здесь омывают воды Ганга
страну легенд и волшебства.

Леса, раскинувши просторы,
Откроют все объятья нам.
Богиня Вринда* бодро, споро
Обходит рощи по утрам.

Кусты готовы поклонИться,
Все: зверь, пичуги – заодно.
Лесных богинь она царица,
Всё только ей подчинено.

И даже смена время года -
руки божественной бытьё.
И Кришну** - бога их же рода
Петух не будит без неё.

Глядя с утра на дев, тех гОпи***,
Пригнали, что коров к ручью.
Она плывёт в плену утопий,
В блаженстве дарит песнь свою.

«О, лес! Прекрасный мой! Дружище,
Очнись, стряхни остатки сна.
Пусть солнца луч тебя отыщет,
Пусть с ветром пробежит волна!
Деревья милые цветите!
Запойте песню соловьи!
Лианы руки протяните,
Дома откройте муравьи.
Олени, бегайте, резвитесь!
Летайте пчёлы за пыльцой!
Павлины царственно не жмитесь,
Танцуйте, хвост, держа трубой!»

Здесь отступленье без пожара,
Не нужен в мифе нам сумбур.
Она – жена ДжаландхАра****,
Что повелитель всех асур*****.
Он сам рождён был гневом Шивы******,
Там слился Ганг и Океан.
Воительный, властолюбивый,
В душе клокочущий вулкан.

Напомню, что жена богиня,
Но есть ещё один секрет.
Она – семьи их берегиня,
Верней её в помине нет.

Жизнь в верности их стала зримой,
Такой, что Бога не гневи.
Муж просто стал непобедимым,
От верной искренней Любви.

Теперь опять к повествованью,
ДжаландхАр вёл асуров с бой.
С Парвати******* - новое свиданье,
Бог Шива – разной, он такой.

И на равнине в пойме речки
Был без разведки начат бой.
Но единой малой сечки -
На теле воина «покой».

А божество опять вздыхает,
В лицо смеётся ДжаландхАр.
Он как пушинки принимает
Парвати - Шивы знак - удар.

Отчаявшийся Бог смутился, 
Уже не ведая как быть.
В посредстве к Вишну******** обратился:

«Никак его не победить!»
Неуязвим, хоть Дэв пусть выйдет,
Чтоб с боя сбить его, с пути.
Ступай к жене, любимой Вринде,
Коль сможешь - деву соврати!
А я буду сражаться дальше.
Ну, что ты замер! Прочь! Ступай!
И, если надо, больше фальши,
Но деву эту совращай!»

И Вишну, приняв образ мужа,
Спешит в село под маской зла.
Там дева Вринда – гадко, ужас,
За ДжаландхАра приняла.

И так приветливо спросила:
«Что победил вновь божества?

«Их в бегство обратил я мило,
Судьба им видно такова!
А сам к тебе спешил родная,
Чтоб жажду, голод утолить.
Ты ж мне верна, я точно знаю,
Не может по-другому быть?!»

Довольна Вринда, речи сладки,
В них много ласки и тепла.
И вкусных блюд в большом достатке*********
сготовила, сама цвела.

Так за едой, да за речами
Уже насытился лжемуж.
А тут и ночка за плечами,
Их спаленка зовёт без душ.

Богов коварство, кто б то ведал,
Той ночкой Вринду взяв за стан.
Исполнил Вишну не без следа,
Свой откровенно грязный план.

Лишь утро в дом пришло с дороги,
Четырёхрукий, ликом злой,
Предстал пред ней, держитесь Боги,
Сам синий в тоге золотой.

И уже властно без утайки:
«Ты хороша в Любви, в «бреду»!
ВайкУнтха********** - ты теперь хозяйка,
Готовься, скоро отведу!
Забудь, что раньше было, муже,
Ждёт дальше жизни круговерть.
Его ж теперь настигнет «стужа»,
Придёт  к нему кончина-смерть!»

«Мной силой овладел, постылый!», -
Лишь только то произнесла…

Как Джаландхар утратил силу,
Богов свершились козни зла.

Разверзлись небеса для дара,
Раздался гром и свет огней.
Без жизни тело Джаландхара
Во двор упало перед ней.

Так неудобно, виновато,
Лежит, скривившись болью ртом.
Блестит, сияя ярким златом
Трезубец Шивы в тело том.

Поняв, что мёртв, упала Вринда,
«Будь проклят Вишну, наглый Бог!
Как смел добро смешать, ты с кривдой,
Мной овладеть как тайно смог!»

Свершив кремацию обрядно,
В день тот же утром на заре
Себя и мужа Вринда в рядно,
Сожгла в очищенном костре….

Печаль в содеянном закрасив,
Бог Вишну жалостью проник.
Он превратил её в ТулАси,
Что на индийском - БАЗИЛИК.

И вот, смущаясь фиолетом,
Всем истончая аромат
Здесь встал кустарник солнцем гретый,
И зеленит влюблённо сад.

Цветки в мутовках мирно, бренно,
Всё будто с нами говорит.
То БАЗИЛИК наш несравненный -
Жить только в верности велит!

Округлый венчик с пОлой трубкой,
Чуть вниз «отвисшая губа».
Тут чую, дева наша хрупка,
Её несчастная судьба.

В миг созреванья он дурманный,
Ты не пройдёшь, услышишь клик.
Он для людей всегда желанный,
Чудесный скромный БАЗИЛИК!

*)Вринда-великая героиня игр Господа. Она - царица всех лесных богинь. Именно Вринда-деви руководит всеми движущимися и неподвижными созданиями во Вриндаване. Это она следит за украшением рощ, сменой времен.
**)Кришна (санскр.) - божество в индуизме, восьмая аватара Вишну в вишнуизме, одно из наиболее популярных индуистских божеств.В кришнаизме почитается как верховное и изначальное проявление Бога, источник всех аватар. Согласно индуистским священным текстам, в конце IV тысячелетия до н. э. Кришна снизошёл на землю из духовного мира, родившись в городе Матхура. Его миссией было восстановление религиозных принципов и явление Своих духовных игр.
***)Гопи - санскритское слово, которое означает «девочка-пастушка». В индуизме словом «гопи» (иногда «гопика») принято называть группу девочек-пастушек коров...
****)Джаландхара - повелитель асуров, рожденного из гнева Шивы из Ганга и океана и убитого Шивой.
*****)суры (от санскр. и пали (asura), тиб.(lha.ma.yin), кит.(xiluo)), также Дайтьи (Daityas «потомки Дити») - в индуизме низшие божества, называющиеся также демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами, и находящиеся в оппозиции к богам Сурам (потомкам Адити), аналогично оппозиции «боги-титаны» или «боги-гиганты» в греческой мифологии. В зороастризме же - всё наоборот; асуры там объявляются богами, дэвы - демонами.
******)Шива (санскр.iva, «благой», «милостивый») - индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной
*******)Парвати (санскр., prvat; IAST «горная») в индуизме — одно из имён супруги бога Шивы. Является благой формой Дэви, шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы.
********)Вишну (санскр. viu - «проникающий во всё», «всеобъемлющий») - верховное божество в вишнуизме. В индуистской мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти (триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания. В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых являются Кришна и Рама. Последователи традиции смарта почитают Вишну как одну из пяти основных форм Бога. В индуистской иконографии Вишну изображается в четырёхрукой человеческой форме, с кожей синего, голубого или чёрного цвета, в жёлтых одеждах. В четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру. Вишну в различных ипостасях является одним из самых почитаемых богов индийского пантеона.
*********)по легенде Вринда приготовила 84 различных вкусных блюда.
**********)Вайкунтха (санскр., vaikuha IAST) - духовный мир в вайшнавской традиции индуизма, вечная обитель Вишну и его бесчисленных аватар и эманаций. Место вечного блаженства, в котором Вишну обитает вместе со своей вечной супругой Лакшми и бесчисленным множеством богинь процветания...