Записки узника

София Алексеевна Климова
Дорогой читатель!
Эти строки сложились после знакомства с книгой великого человека, психолога Виктора Франкла
"Сказать жизни -"Да".
Человека, построившего психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека.
Ещё на кануне войны он практически завершил разработку своей теории стремления к смыслу, как главной движущей силы поведения и развития личности. С 1942 по 1945 годы Франклин провел в концентрационных лагерях. Именно там его теория получила беспрецедентную проверку жизнью. Выйдя в 45-м году, он узнал, что вся его семья погибла, но он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил своё уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу.

 I.

Гремели танки, город весь в огне,
А в небе коршуны летают
Со свастикой, что на крыле
Смерть с поднебесья извергают.

Усеян трупами асфальт,
В руины город превратился.
В обломках месиво c солдат,
Что защищая город, бился.

Ошеломлен, разбит, осиротел
Наш город.  Всех остальных собрали
На площади.  Глядят через прицел.
Колоннами живых сформировали.

В одном ряду едва стоят
Мужчины, женщины и дети.
И матери на немцев с ужасом глядят,
И жмутся к ним Серёжи, Тани, Пети...

Вот опись провели,  раздали номера,
Всё скрупулёзно в книги записали.
Всех разделили, и голосом противным в рупора
- Эй,  schweine schnel, schnel, - заорали.

 II.

В вагоны напихали в три ряда
И в ночь дорогой долгой покатили,
Сваливши в кучу люд. Тяжёлы поезда,
Как-будто мясом их набили.

Вот остановка... Все к двери зажатой...
Резким рывком открыли наконец.
Бригада лагерников в робе полосатой,
Влетела, шмон устроив под конец.

Их жизнерадостность надежду подает,
Что всё быть может и не так уж страшно.
Но мы ж не знали что нынешний бомонд,
Элита лагерная, эсэсовцам продажна.

Вот вывели всех на вокзал,
По номерам пересчитали.
И в долгий путь строй  пошагал.
Кто от бессилья падал,- быстро исчезали.

Эсэсовский конвой - эскорт
Под рёбра тыкал в спину ружья.
Потом прогнали через ток,
Торчащих проволоки зубьев.

 III.

В бараке, что предбанником назвали
Раздели нас и каждый ощутил,
Когда остатки всех вещей забрали,
Как он имущество  до собственного тела сократил.

Ждало нас голое существование,
Даже волос на теле не нашлось.
И прошлой жизни только лишь мерцание
Иллюзий вереницы унеслось.

А далее по Достоевского  определению,
Что человек?! Он ко всему привыкнет.
Нам смерти страх уже не по значению
И камер газовых спасением свет вспыхнет.

Для нас всё аномальное - нормально,
Аффектов жесть,  душевных травм не счесть.
От боли скорчившись внутри локально,
Сгораем. А равнодушие и безразличие в честь.

 IV.

Мы отрешённо смотрим на парнишку,
Двенадцати от роду лет ему.
И док пинцетом отрывает по куску
То, что когда-то было пальцем пацану.

Он обуви лишился по несчастью
И босым отработал много дней.
На снег его гоняли ежечасно,
Вот отморозил пальцы ног да со ступней.

Брезгливость, страх и  сострадание с возмущением
Среди больных и мертвых не живут.
А лишь одна задача:  выжить,
Чувств и мыслей сосредоточение.
Апатии бронёю от побоев сберегут.

 V.

Со временем все ценности пропали,
Ни жизнь, ни личность больше не в чести.
Лишь безответные объекты уничтожению подлежали,
Как стадо в бойне для мясного Ассорти.

Исчезло гендерных различий разделение,
Смешались все. И лишь еда
В сознании отзывалась замутненном,
Жизнеспособность продлевая иногда.

Культурные вопросы отпадали,
Духовные запросы отмерли.
Лишь по углам молитвы мы читали,
Да о фронтах беседы мы вели.

 VI.

Из этой реальности жизни ужасной
Её примитивности, было стремление уйти.
И тот, кто духовно был более развит,
Богатство свободы сумел ощутить.

Кто понял, что даже, если всё отобрали
Духовные взоры не затемнены
Любимые образы воссоздавали
И с ними беседы вели.

Кто понял что даже в тяжелое время,
Когда лишь страдания на пути,
Когда ты несёшь непосильное бремя,
Можно образ любви в созерцании нести.

В этой борьбе за самосохранение
Любые возможности и средства хороши.
У нас был юмор и его применение
Отодвигало ненадолго боль от тела и души.

Отсутствие несчастья стало счастьем,
А лазарет нам заменил курорт.
Искали мы возможность быть полезным  тому, кто
От голода иль тифа полумертв.

VII.

Бывало всякое, но годы лагерных будней,
Нам показали, что такое - Выбор человека.
Среди давлений, раздражений,  умервщлений
Не утерять способность построения Ковчега.

Не подчиниться ужасу и страху.
Стараться  сохранить себя духовно.
Наперекор окружающему человеческому краху,
Поставить Собственное Я беспрекословно!

Пройдя всё это, знаю точно -
Нет тех условий  на Земле, Когда
Вопросы "Быть или не быть"  заочно
Решала б за тебя нужда.