Остановленное солнце 8. Вид с террасы, Гурзуф

Мария Абазинка
Из венка сонетов "Остановленное солнце. Константин Коровин"

Сонет VIII

Надеждой одарив душою чистых,
Распахнут край восторга и цветов.
Отныне – утром, вечером и присно
Художник рисовать его готов.

Заглядывают в окна Адала́ры –
Облюбовали чайки эти скалы,
Как томный дух – прогретый солнцем дом.
В блаженном созерцанье идеала
Не думай, жадный зритель, лишь о том,
Что взгляд не напитать – ему всё мало!

Пока ещё беспечно-голубо
Над морем неразбуженное небо,
Смотри, доколе сердце не ослепло:
Ах, сколько роз в гурзуфской Саламбо́!




К. Коровин, картина "Вид с террасы, Гурзуф" (1911 г.), холст, масло. Частная коллекция.

Дача-мастерская САЛАМБО была построена в 1910-1912 гг. выдающимся художником К.А. Коровиным по собственному проекту. Не только живописец, но и талантливый архитектор и декоратор, Константин Алексеевич Коровин был настолько увлечен работой в Большом Театре над художественным оформлением спектакля "Саламбо" по одноименному роману Густава Флобера, что свою дачу в Гурзуфе решил назвать так же. Это была двухэтажная вилла с просторной, глядевшей прямо на море террасой. Геометрически четкие объемы здания свидетельствовали о наступлении конструктивизма в архитектуре. Дом вмещал 14 комнат. Мастерская была обставлена мебелью темно-красного оттенка, стены облицованы коричневого тона деревом. С окон и террасы дачи открывался прекрасный вид на растущие повсюду розы и море. В то время Коровин, увлеченный написанием натюрмортов, охотно изображал «королеву цветов» на своих полотнах. Рисовал он много и плодотворно.

От виллы художника открывался неизменно вдохновлявший его пейзаж: выходящие в бескрайнее синее море скалы и маленький домик у каменистой бухты, совсем рядом с шумящими волнами. Именно в этом домике, по словам Коровина, дающим «настроение далекого края», и жил когда-то Антон Павлович Чехов. Вид на скалы Адалары и Гурзуфскую бухту будет запечатлен на многих работах мастера.