Банзай Юкио Мисима

Ольжана Захарова
Киселёву Василию Ивановичу
http://stihi.ru/2021/04/14/2374

Бывает нелепой и странной -
Но смерть не бывает красивой.
Сжигая запреты и храмы,
Вспорол свой живот Мисима.

Границы смыслов стирая,
Надев бессмертия маску,
Он бросил клич самурая:
"Никто не умрёт напрасно!"

С лесистых гор Камакуры
Спустился ангелом падшим,
Чтоб стать превеликим гуру
Меж будущим и настоящим.

И смерть брюхоногой улиткой
Вползала в тщедушное тельце,
Красивой коварной улыбкой
Пленяя безумное сердце.

И ради неё, красивой,
Отдать был готов всё на свете;
Он сделал себя, Мисима,
Достойным души и смерти.

Такое вот тяжкое бремя
Свалилось Мисиме на плечи:
Убить всё, что свято, но бренно,
Чтоб жить бесконечно и вечно;

Восстать против пошлого мира,
Где преданы честь и совесть;
Мечом прикрывая лиру,
Закончить последнюю повесть.

А смерть для того лишь красива,
Кто сам её выбирает.
Банзай Юкио Мисима -
Достойный кумир самурая.


Юкио Мисима (14 января 1925 - 25 ноября 1970) — японский писатель и драматург. Имя при рождении — Кимитакэ Хираока.
Яркий представитель второй волны послевоенной японской литературы, продолжатель традиций японского эстетизма.
Трижды номинировался на Нобелевскую премию, считается одним из наиболее значительных японских писателей
второй половины XX века.
25 ноября 1970 года, под предлогом официального визита, посетив вместе с несколькими членами «Общества щита»
базу сухопутных войск сил самообороны в Итигае, Мисима, взяв в заложники командующего базой, с балкона его кабинета
обратился к солдатам с призывом совершить государственный переворот. Однако театрализованная попытка государственного
переворота была преимущественно проигнорирована слушающими, после чего Мисима покончил с собой, совершив харакири. 
Утром 25 ноября, перед поездкой в Итигаю, Мисима отослал своему редактору текст романа «Падение ангела»,
ставшего последним томом тетралогии «Море изобилия» и последним сочинением Мисимы вообще.

Библиография;

Романы;
Воры (1947—1948)
Исповедь маски (1949, рус. пер. Г. Ш. Чхартишвили, 1994)
Белоснежная ночь (1950)
Жажда любви (1950, рус. пер. А. Е. Белых, 2000)
Молодость  (1950)
Запретные цвета (Запретные удовольствия) (1951—1953, рус. пер. А. Е. Белых, 2005)
Приключение Нацуко (1951)
Сделано в Японии (1952)
Город любви (1953)
Шум прибоя (1954, рус. пер. А. Е. Белых, 2004)
Богиня (1954)
Затопленный водопад  (1955)
«Счастье» отправляется в плавание  (1955)
Золотой храм  (1956, рус. пер. Г. Ш. Чхартишвили, 1989)
Слишком много весны  (1956)
Оплошность добродетели  (1957)
Дом Кёко  (1959)
После банкета (1960)
Девушка  (1960)
Каприз зверя  (1961)
Красивая звезда  (1962)
Побег любви  (1962)
Школа плоти (1963)
Моряк, которого разлюбило море (1963, рус. пер. Ю. Чинарева, 2011)
Шёлк и проницательность (1964)
Музыка (1964)
Этот непростой парень  (1966)
Эпистолярные уроки Юкио Мисимы (1966)
Вечернее платье (1966)
Жизнь на продажу  (1968)
Море изобилия  (тетралогия, 1965—1971): Весенний снег  (1968, рус. пер. Е. В. Стругова, 2003)
Несущие кони  (1969, рус. пер. Е. В. Стругова, 2004)
Храм на рассвете  (1969, рус. пер. Е. В. Стругова, 2005)
Падение ангела (1970, рус. пер. Е. В. Стругова, 2006)

Пьесы;
Её высочество Аои  (1955, рус. перевод 2004)
Маркиза де Сад  (1965, рус. перевод 1993[7])
Мой друг Гитлер  (1968, рус. перевод 1993[8])
Ханьданьская подушка
Надгробие Комати
Парчовый барабан
Веер в залог любви
Кото радости  (1963)

Новеллы;
Патриотизм 
Смерть в середине лета
Газета
Цветы щавеля
Море и закат
Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века
Любовь святого старца из храма Сига

Эссе;
Солнце и сталь
Голоса духов героев 
В защиту культуры
Учение Ван Янмина как революционная философия

Фильмография;
Экранизации произведений;
1958  «Пламя» ( по роману «Золотой храм») 
1964  «Меч» 
1966  «Патриотизм»
1972  «Музыка» 
1976  «Золотой храм» 
1976  «Моряк, который потерял милость моря»   
2005  «Весенний снег»