Глава 33. Самое счастливое время

Александр Бочаров 2
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
(Из книги "О людях и для людей")

Глава 33.САМОЕ СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ
 
Самым счастливым временем для меня,наверное,было то время,когда ещё были живы мои родители,а мы все их дети были ещё молоды,но уже вполне не детьми.И у всех  у нас пока всё в жизни ладилось,спорилось,здоровье ещё не шалило,и все мы были дружны и вместе,когда жизнь казалась для нас бесконечной и радостной.Было так порой на душе хорошо,что я однажды ненароком даже и подумал,сидя под вечер на лавочке около нашего дома и любуясь приближающимся вечером:«Господи,как же хорошо!Это самое моё счастливое время!».Что оказалось потом и на самом деле.  Дом мы свой новый обжили летом семьдесят третьего года,государственные экзамены я сдал и получил диплом в семьдесят пятом,а в семьдесят шестом уже начал работать в «Дзержинце».Всё шло как по маслу!После своего развода с первой своей женой старший наш брат несколько успокоился и вошёл в норму,а его сын Женя постоянно бывал у нас,каждодневно навещал отца и был рядом с ним.Это тоже его успокаивало и уберегало от грустных мыслей,делало жизнь его осмысленной.Валера помог сыну поступить в художественное училище «Памяти 1905 года» в Москве, которое в своё время закончил и сам.Сделать из сына художника было его заветной мечтой,и он прикладывал к этому все свои силы.Сам он активно и творчески, систематически работал:без устали писал маслом окрестные пейзажи,выезжал на плэнеры и участвовал во многих выставках различного уровня и масштаба,вплоть до Всероссийских готовился к вступлению в Союз художников СССР.В то же время преподавал в тульской детской художественной школе им.Поленова.У сестры в семьдесят первом году родился сын Игорь,к которому я сильно привязался,и на котором,как бы на практике,проверял все свои полученные теоретические знания по педагогике и психологии,а в  институте к преподаванию этих предметов подходили вполне серьёзно.Тем более,что его отец Виталий,то есть,наш зять,находился в постоянных своих командировках и потому большую часть времени Игорь,это уже второй мой племянник,находился со мной.Младший брат Виктор к нашему всеобщему удивлению,стал студентом коммунально-строительного техникума,продолжая и там участвовать в художественной самодеятельности.Кстати,благодаря этому он был избалован вниманием девушек и стал любимцем курса.Отец продолжал трудиться,но уже не на рейсовом своём маршрутном городском автобусе,а в первой автобазе на «ЗИЛу»,и ездил с большим полуприцепом,возил стройматериалы и другие тяжёлые  грузы.Ну,а я потихоньку осваивал новую свою профессию журналиста.Писал много и на все темы.Причём,только не в одну свою заводскую свою многотиражку.Но и в другие,в том числе в городскую и областную газеты,меняя псевдонимы и стараясь пока к своему имени не привлекать особого внимания.
Казалось,всё вроде бы,было нормальным,если бы ни болезнь мамы.Но и здесь мы несколько тоже поуспокоились,попривыкли что ли,тем более что она старалась не жаловаться.Всё,как обычно,она делала по дому,заботилась обо всех.Запомнился мне один курьёзный случай,произошедший с ней однажды.Будит она меня однажды как-то утром со словами:«Саша,вставай,на работу опаздываешь!».Я одежду в охапку, чайку  хлебнул,да и в дверь!Зима,вокруг ещё не рассвело,темно,на улицах безлюдно.«Ну, – думаю, – проспал, народ уже на завод прошёл…».Подбегаю к заводоуправлению – ни одного человека!А на часах над входом всего лишь три часа ночи!Развернулся, пришёл домой,лишь улыбнулся матери, и молча,ни слова не говоря,разделся и в ещё тёплую кровать,лёг и сразу же заснул.Проснулся опять же с помощью мамы,бодрым и свежим,видимо,ночная прогулка подзарядила кислородом.
На работе приходилось учиться на ходу.А учителей было много.Да у тех же рабкоров было можно многому научиться.В свободные минуты я любил поднимать старые и тщательно переплетённые,с твёрдыми обложками,как книги,газетные подшивки, которые хранились у нас в редакции.И в них передо мной раскрывалась вся история завода и посёлка,в том числе,и персонально она протекала передо мной в лицах, начиная с тридцатых годов.И отдельными материалами я даже просто любовался, настолько они были здорово и захватывающе написаны.Мне нравились журналистские зарисовки и очерки Василия Филатовича Миронова,Бориса Николаевича Калиничева, Давида Максовича Ваксмана,Алексея Ивановича Кручинина,Владимира Даниловича Плеханова,Александры Георгиевны Цунаевой и многих других.Я с удовольствием и удивлением читал стихи и рассказы местных литераторов,таких,как Александр Булатов,Александр Харчиков и многих других, запоминая их имена.Вот потому мне в голову сегодня пришла такая счастливая мысль,как составить из опубликованных в «Дзержинце» и в «Косогорце» литературных произведений особый литературный сборник,чтобы не канули в небытие,а стали достоянием сегодняшних и будущих жителей посёлка имена всех активистов газеты со столь замечательными литературными способностями. 
До сих пор в моей памяти остались многие лица рабкоров нашей газеты,тех с кем мне довелось общаться.Помнится,как в газету приходил Алексей Иванович Кручинин, работавший тогда начальником лаборатории научной организации труда и управления. Его советы были всегда обстоятельны и деловиты,а материалы умны и своевременны. По- военному чётки и удивительно человечными были материалы Бориса Николаевича Калиничева,хотя в отдельных материалах он был довольно резковат.Легки, динамичны и импульсивны были материалы Давида Максовича Ваксмана,лиричны Виктора Серафимовича Савостина,сердечны и по-матерински добры Александры Георгиевны Цунаевой.Бежит время,и к сожалению,многое в памяти стирается,уходят в небытие,в прошлое,теряются суматохе дней события и лица.Но,однако,ничего не хочется забывать,хочется оставить всё в памяти потомков, всё то,чем мы жили и дышали,о чём думали и мечтали.Как,например,не хочется забывать и фамилии фотокорреспондентов газеты:Николая Николаевича Шадского,Николая Петровича Ярцева,Василия Геннадиевича Коновалова,Геннадия Павловича Волкова,который, кстати,легко и красиво писал в газету свои заметки,зарисовки и свои стихи.В том числе никак нельзя забыть и единственную среди них девушку с фотоаппаратом –  это Любовь Константиновну Новикову.Именно все они делали газету более зрелищной, фиксируя на все времена события и лица,сохраняя для будущих поколений историю нашего завода и посёлка.Особая здесь роль принадлежит самодеятельному художнику Николаю Петровичу Ярцеву.Именно он рисовал для газеты карикатуры и плакаты на первую полосу праздничных газет.В своё время для «Дзержинца» делали рисунки, будучи ещё студентами,художники Евгений Дрофин и мой брат Валерий Бочаров.Да и в бытность мою работы в газете я часто использовал его рисунки для украшения и зрелищности её страниц.
В связи с вышесказанным,хотелось бы вспомнить,например,свою первую встречу с фотокорреспондентом газеты - общественником Николаем Николаевичем Щадским.Это был очень весёлый и неунывающий человек,не только искренне увлекающийся фотографией,но и музыкой.Он великолепно играл на трубе и был просто незаменимым в духовом оркестре посёлка,его лидером и энтузиастом.Как жаль,что сегодня в нашем Доме культуры нет ни духового оркестра,ни эстрадного,ни народных инструментов,ни вокально-инструментальных ансамблей.А как бы,например,было летом приятно в нашем парке послушать игру духового оркестра!На днях я был на хорошо организованном торжестве в Доме культуры по случаю его 55-летия.Ничего не скажу, красиво сделано,красочно,с использованием современной аппаратуры,с блеском и шиком.Возможно,что сегодня так и нужно,вот так,по-современному? При сегодняшней- то технической и компьютерной революции!Но вот «живого» голоса оркестров и музыкальных инструментов я так и не услышал,всё больше в записи,с «минусовкой».  Хорошо,что вообще не под «фанеру»!Да и в этот,казалось бы,святой день,как было тут не вспомнить того же Николая Николаевича с его трубой и духовым оркестром? И о таких людях,как композиторы и музыканты,первом директоре и кураторе при строительстве Дома культуры Сергее Дмитриевиче Соловьёве и организаторе и руководителе детского образцового хора «Солнышко» Владимире Ивановиче Сергееве? О них даже не упомянули! Лишь промелькнули кадры с их лицами на экране,но сегодня все ли знают эти лица и кто они такие? Неужели было их трудно назвать их фамилии и сказать хоть несколько слов о том,что они сделали для развития культуры в посёлке,в том числе и для самодеятельного творчества.А такие выходцы из нашей самодеятельности,как Николай Шарапов,Василий Попов,Людмила Неверова, Михаил Головко,да и все бывшие работники Дома культуры,такие,как Борис Адольфович Печурчик,Лидия Макаровна Гайдукова,тоже внёсшие немало в развитие самодеятельного творчества в нашем посёлке,заслуживают того,чтобы их упомянуть добрым словом.
Ну,ладно,будем считать,что это было всего лишь небольшое лирическое отступление от нашей сегодняшней темы.Так вот,дальше о фотокорреспонденте Николае Николаевиче.Когда я ещё был молодым и ещё не работал в заводской газете,а токарем,то он по её заданию пришёл к нам в механический цех,чтобы меня сфотографировать.После того,как я был признан лучшим молодым рабочим на заводе и был награждён значком Министерства чёрной металлургии СССР и ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности.Я увидел перед собой удивительно живого и весёлого человека,готового бесконечно шутить и дарить хорошее настроение.Он сразу же начал со всех сторон меня фотографировать на моём рабочем месте за токарным станком.И хотя его снимки всегда получались отлично,и фотографировал он мастерски,а в газете они смотрелись просто великолепно,то на сей раз,видимо по моей редкой "не везучести",снимок этот у него как раз и не получился.Не хватило, видимо,света в нашем цехе,построенном ещё до революции цехе и почти вросшем в землю,окна были хоть и достаточно здесь большими,но со слишком запылёнными и слабо прозрачными стёклами от рядом стоящего цементного цеха.И оба мы по этой неудаче позже очень сожалели.Таким образом, у меня не оказалось ни одной фотографии времени работы в ремонтно-механическом цехе.Ведь в то время не было цифрового фото,а с всякими там увеличителями,проявителями и крепителями снимки иногда и не получались.И часто, торопясь отправить снимок в номер,он бежал в редакцию на половин влажными фотографиями,как он говорил,«суша их на пузе».
Очень сожалел я и по другому случаю,когда  из поездки во Францию у меня не оказалось тоже ни одной фотографии.Хотя бывший в то время заместителем директором завода Анатолий Георгиевич Грашин, в той же поездке являвшийся тоже туристом и экскурсантом,как и мы,много раз нас всех фотографировал.В том числе однажды и меня вместе с французской семейной парой на Эйфилевой башне.Но по возвращении домой с ним вдруг произошло несчастье,в его квартире случился пожар и при его тушении он сильно обгорел,а потому вскоре его не стало.А с ним и ожидаемых мною с таким нетерпением фотографий.
А.Бочаров.
2016.