Остановленное солнце. Алупка. Акромагистрал

Мария Абазинка
МАГИСТРАЛ КОРОНЫ КОРОН (1.) Автор Фомин Алексей

Велик, Ты, Боже, щедр и справедлив.
Ты истина и акт благословенья.
Распни, мой Крест искать в Тебе прощенье
Едва сознав свой грех, себя смирив.
Да, Боже, я не агнец, был строптив,
Исполнен славой бренного мгновенья.
Аз есмь ответ, даруй мне дни мучений,
Колосс бездушный смертью уязвив.
Отверзи мне врата бездонных стонов,
Владей, я - раб Твой, жизнью истомленный.
Слез пелена излечит ли недуг?
Куда теперь? Мне в сто колен проклятья.
И гнев Твой радость мне, я – тень распятья
И Иисуса кровь на мне, вокруг.


МАГИСТРАЛ КРЫМСКОЙ КОРОНЫ
КРЫМСКИЕ ИМЕНА (1.7.) Автор Фомин Алексей

Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений,
Исход великих дел в рассвет веков
Агонию толпы и взгляд врагов,
Немой вопрос, тревоги, изумленье.

Молчите громы в сотнях ходоков
Терпение, - начало очищенья
Незнание не требует прощенья
Струится свет сквозь толщи облаков
Являя Богом данную страну
Простор степей, морскую глубину,

Изгибы гор, ночных светил сиянье
Молитвенных воздушных перспектив
Объятия, и чистое дыханье
Колосс бездушный смертью уязвив.


ОСТАНОВЛЕННОЕ СОЛНЦЕ. Константин КОРОВИН  (венок сонетов)         
 
«Моцарт живописи» — это образное определение закрепилось за блистательным русским живописцем Константином Алексеевичем Коровиным с лёгкой руки его коллеги, педагога Бориса Иогансона. Второе – Шаляпина: «Паганини в живописи».

Константин Алексеевич Коровин (1861 г., Москва – 1939 г., Париж) – живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи (с 1905 г.). Главный декоратор и художник московских императорских театров (с 1910 г).
Для многих менее знаком, чем Репин, Саврасов или Шишкин.
А ведь именно этот художник привнёс в русское изобразительное искусство совершенно новую эстетику – эстетику импрессионизма. И мало того, что привнёс. Он был самым последовательным русским импрессионистом (Оксана Копенкина, арт-аналитик).

«Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого -изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму...» (К. А. Коровин).


Акромагистрал К. КОРОВИН. АЛУПКА (1. 7. 14.)

Колосс бездушный смертью уязвив,
Какой клинок твоя рука держала?
О, ада тьма, твое бессильно жало. 
Рай – это берег, даль, морской прилив.
Открыта вечность взмахам легкой кисти,
Высоких чувств на холст излита боль –
Исток сомнений, скорби, сладких истин;
Надеждой одарив душою чистых.
Ах, сколько роз в гурзуфской Саламбо́
Любви навек подарено тобой!
Успев запечатлеть мир ярких грёз,
Предгрозовые тихие мгновенья, 
Какой тогда предвосхитил вопрос? –
Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений.


____________

В качестве иллюстрации картина К. Коровина «Алупка», 1912. Холст, масло. 60 х 89 см.

Родился в Москве. С 1900 г. постоянный художник императорских театров. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Особенным успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище.
Его называли первым русским импрессионистом, его творчество потрясало современников: одних шокировала небрежность и аляповатость мазков, другие видели главное – новаторство колориста.

Он писал поразительные портреты, пейзажи-настроения, удивительные натюрморты, увлекался монументальной живописью, прикладным искусством, архитектурой. А чего только стоили его театральные декорации, ставшие новаторскими не только в русском, но и в мировом искусстве.   

Революция изменила его жизнь кардинально: увольнение, безденежье.
В 1922 г. художник эммигрировал в Париж, но жизнь за границей стала шестнадцатилетней трагедией.

Саламбо; – так назвал К. Коровин построенную для него по его проекту в Гурзуфе дачу. Вокруг виллы росло множество роз, из которых художник составлял букеты и рисовал их на множестве картин.

"Предгрозовые тихие мгновенья" - имеется ввиду предреволюционное время.

Много столетий назад маленькое селение обосновалось на Южном берегу Крыма, затерявшись среди скал у самого подножия величественной горы Ай-Петри. В 1820-е годы суровая красота каменистого побережья привлекла внимание самого графа Воронцова. Построенный им в Алупке дворец в мавританском стиле идеально вписался в горный пейзаж и стал основной достопримечательностью этих мест, привлекая многочисленных путешественников.
Вскоре и доктора признают чрезвычайно благоприятным климат курорта. Здесь появляются пансионаты, санатории, дачи. Из прежней татарской деревушки Алупка превращается в благоустроенный поселок с водопроводом и уличным освещением. Нарекания вызывали лишь маленькие пляжи, один из которых находился у самой пристани.
К. Коровин изображает освещенный солнцем берег Крыма. Он не стремится к четкой прорисовке, и формы предметов на картине слегка расплывчаты. «Есть только цвет в форме, рисунка нет», - утверждал художник. Как импрессиониста его, в первую очередь, привлекала возможность передачи средствами живописи сиюминутного впечатления.
Благодаря множеству отдельных мазков, пейзаж словно дрожит, растворяясь в насыщенном морской влагой воздухе. Еле колышутся волны, сквозь зыбкое марево на фоне дальних гор и синего неба вырастает на берегу величественное сооружение.
К. Коровин использует светлые, серебристо-жемчужные тона, оживленные вкраплениями теплой охры, глубокой умбры и сдержанных коричневых красок. Теплые оттенки контрастируют с сине-фиолетовыми тонами в тени.

Картина К. Коровина "Алупка" хранится в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.