Поэты. Тонкая нить. О стихах Бориса Бергина

Птицелов Фрагорийский
Стихи Бориса Бергина связаны с русской действительностью связями глубинными и многими: от лексики до истории, от образов и символов – до личностного отношения к тяжёлым событиям, выпавшим на долю наших современников. Одновременно с этим стихи поэта крепко связаны с той европейской мировоззренческой традицией, ценности которой уже разрушаются под ударами апокалипсического сценария.

В стихах Бориса Бергина поэтические образы сами собой выстраиваются в огромную панораму, как на фресках. Рядом с героями донбасской войны – незримое Небесное воинство, за очертаниями языческих каменных баб и курганов – отсвет ликов древнерусской иконописи. Человек, со всей его личностной уникальностью и внутренним одиночеством - в такой парадигме неотделим от семьи, от рода, от своего народа, от человечества. Эта связь – неразрывна:

«…И здесь общая память и общие путь и Слово,
знамя деда поднимется в небо руками сына…» (Жёрнов)

Стихи Бергина наполнены запахами и звуками, случайно услышанными мелодиями, обрывками разговоров, шумом современности. Но в этой разноголосице явственно ощущаются слова древней православной молитвы. Древность и современность не только соседствуют рядом, но взаимно питают, прорастают друг из друга, сплетаются в единую картину бессмертной жизни, где смерть видится чудовищной несправедливостью или горькой утратой – но она меньше, чем жизнь, она инструмент в руках Вседержителя:

«…Пока еще тебя на небе терпят,
то значит, ты до смерти не дорос…» (Дно)

Трагический мир, отразившийся в стихах поэта прекрасен и уродлив, катастрофичен – и светел. Человек – органическая часть этого мира, его естественное слагаемое, точка сборки и источник смысла. Только человеку дано собрать и соткать единое полотно из разорванного в клочья бытия, ежесекундно рассыпающегося в извечной энтропии, и где нет иной точки опоры, кроме любви. Любовь разлита в стихах поэта всюду, как свет, природа которого связана с Богом и небом не меньше, чем с земным, плотским человеческим началом. О чем бы ни писал поэт – в его строках всегда ощущается жизнь души, и потому так горько и легко в его стихах:

«…я планирую, как лист меж небом и землёй…» (Лист)

Стихи последних лет в творчестве поэта становятся тем маркером, который определяет грань между своими и чужими, эта грань не придумана поэтом – она продиктована войной, которая коснулась поэта лично.

«Говорит мне сын: «Вот с этими прадед мой воевал».
Почему у весны опять звериный такой оскал?
Почему слетается вновь чёрное вороньё?
Только эта земля моя, а я не отдам моё» (Посевная)

Хотя любая война касается поэтов лично, ибо она – испытание души на прочность, экзамен на человечность, духовная брань между человеческим и бесчеловечным, Царством Божьим внутри человека – и сатанинским адом, который на земле создаётся его руками.

Человек – в стихах Бергина – константа, квинтэссенция, фокус событий в меняющемся мире. От него самого зависит исход событий, и то, как сложатся взаимоотношения между Создателем и Его творением: станет ли человеческий поступок грехом – или подвигом.

«Только б не было поздно, на чашу весов небесных
не легло бы предательство каиновой печатью,
и не стало б в земле от могил свежевырытых тесно.
Не зависла б рука: в книге жизни тебя отмечать ли?» (Жернов)

В этом неизбывном, древнем противоречии существования человека в мире, которое и придаёт смысл этому существованию – исток поэзии Б. Бергина. В его стихах ощущается теплота и человечность, нерв современности, биение вечной трагедии бытия и движение вечного круговорота жизни. Такие стихи не устаревают, они остаются понятными читателю, к таким стихам обращаются и сто лет спустя…


Материал полностью, со ссылкой на журнал  с подборкой стихов, а также с подборкой песен на стихи Б. Бергина - можно прочесть по ссылке
http://litgalaktika.ru/publ/71-1-0-1308