Идеология в ментальной войне: самое широкое определение «идеологии»
(Субъективные заметки)
Хотя мы заметки посвящаем идеологии как живому перманентному, но духовному процессу социума, мы исходим из того, что процесс этот отражает состояние экономического базиса, с которым он тесно связан и от которого отделить его в реальной практике невозможно. Но мы будем рассматривать его как относительно самостоятельный процесс. Одним из основных для нас понятий является «социум». Социум – сложная система, основным элементом которой выступает человек, взаимодействия людей. Непосредственные или опосредованные взаимодействия людей – всегда проявление социальной реальности. Различают микро-, мезо-, и мега-социумы. Человек в единственном числе тоже определяется как социум, разновидность микро-социума.
Идеологию в самом широком смысле сегодня недостаточно определять только в виде системы взглядов, идей, понятий, представлений (традиционное её определение). Идеология – изменяющаяся, самодвижущаяся система, её границы относительны и условны. Если в идеологии видеть только систему застывших элементов, то это значит обеспечивать её успешную догматизацию и постепенный отрыв от реальной жизни. Идеологию мы определяем, как процесс непрерывного познания человеком и социумом себя и окружающего мира для информационного обеспечения своей жизнедеятельности, для сохранения бытия… Бездеятельной идеологии не существует: она либо развивает социум, открывает перед ним перспективу, либо способствует разрушению его, лишает будущего. Конституционный отказ от государственной идеологии в России означает в определённой степени и отказ от её развития, поэтому молодёжи в современной России скучно. Лишённая единой открытой государственной идеологии Российская федерация становится относительно лёгкой добычей в ментальной войне. В современной России так или иначе проявляет себя тенденция поворота к открытой, не латентной, единой государственной идеологии. Парадокс, но сам текст Конституции и есть наиболее явственное выражение и представление об «отсутствующей» де юре единой государственной идеологии. Но идеология Конституции РФ является антиподом идеологии Конституций СССР и РСФСР, в которых единая идеология просматривалась в самом названии государства и которую, не скрывали. Основным содержанием современной духовной жизни российского общества и является процесс выработки новой единой идеологии независимо от того осознаётся он или протекает неосознанно. Де факто это находит отражение в Интернете, частично в СМИ, в кино, особенно документальном. Каждое выступление, каждая фраза нашего Президента ощупывается на предмет того, какую он идею предложит России, из какой идеологии: правой, левой, консервативной, либеральной. А каждому гражданину приходится сопоставлять свой идейный настрой с президентским. Все виды человеческой деятельности: производственно-экономическая, политическая, культурно-просветительская, досуговая и т.д. вызывают потребность в обновлении знаний, а их поиск – проявление идеологического процесса. Идеологическая атмосфера в современной России чем-то напоминает 1917 год.
Странно, почему тогда большинство активной части народа России пошло за безбожниками большевиками? Ведь де юре и де факто большая часть трудящегося населения России были верующими как бы они не относились к религиозным обрядам и священнослужителям на практике? Ответ может быть, видимо, таков: между народным религиозным мировоззрением и официальным, поддерживаемым господствующими классами не было абсолютного совпадения. Массы поддерживали то, что реально было необходимо им в повседневной жизни, поддерживали нормы нравственности и морали, которые имели религиозный окрас, но на самом деле были отражением опыта жизнедеятельности народа. И та нравственность и мораль, с которой пришли большевики, лучшая их часть, в целом, оказалась близкой народным массам: они (большевики в России во главе с Лениным) попытались остановить бессмысленную и кровавую бойню в Европе, они стали раздавать землю тем, кто её обрабатывает, передавать фабрики и заводы, закрываемые капиталистами в распоряжение рабочих, они стали повсеместно открывать школы и обучать грамоте и детей и взрослых.
Та, идеология, которая работала реально в Советском Союзе не могла быть чисто коммунистической. Она была смешанной, она была тоже кентавр-идеологией. Но этот её характер не осознавался. Проявления религиозности (обрял венчания, крещения и т.д.) .чаще всего партийцами, слабо усвоившими марксизм, рассматривались как действия враждебные идеям социализма. Но вот во время Великой Отечественной войны Сталин посчитал не зазорным открыто опереться и на духовность религии. Впервые священнослужители и политические работники "объединились" в духовном обеспечении единой цели: победы над фашистским зверем.