Об индивидуальности и личности

Макиенко Сергей Александрович
Мы живём в 21 веке, времени глобальных наступлений на человека, на его экономическое, жизненное и индивидуальное пространство. И если ещё до 20 века метафизическая уверенность в высшие силы позволяла надеяться на лучшее, то две мировые войны и последующие события разрушили эти надежды. Человек остался один на один с этим миром. Большинство сломались, и, чтобы приобрести хоть какие-то экзистенциальные основания, устремились к материальным благам и массовым ценностями. Но все попытки были напрасными, и в наступившем 21 веке личность осталась в пустоте и отчаянии, не обретя ни ориентиров, ни смыслов, ни жизни.
 
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое)

В западной культуре индивидуальность человека представлена как противоположная природе сторона. Сам человек есть отдельная и независимая единица. Знания человек черпает извне, препарируя и разлагая на составляющие природу. Сила и воля человека, приправленные знанием, преобразуют природу и образуют его жизнь.
В восточной культуре индивидуальность человека неотъемлема от природы. Человек не часть природы, он является самой природой в индивидуальном её проявлении. Рождение человека является продолжением его развития, меняются лишь телесные оболочки и условия. Человек обладает всей информацией, но не осознанной. То, что видится человеку, является лишь частью вселенной, частью того, что есть. Смысл существования человека в его развитии, которое видится как расширение его опыта/понимания, осознанного целеполагания, открытия в себе природы и её возможностей. Развитие человека есть реализация его потенций.

Мы же можем предположить, что рождение человека является не только биологическим событием, но и когнитивным, знаковым. В своём развитии человек проявляет свою целостность и нравственно-интеллектуальные возможности, открывает природные связи и индивидуальные смыслы. При этом, человек получает индивидуальный опыт благодаря его взаимодействию с природой и обществом, как её составной частью. Действуя в мире противоположностей, человек одновременно открывает и реализует потенции как индивидуальные, так и всеобщие природные, т.к. на самом деле мы есть одно целое.

Личность (от лат. persona - маска, личина)

Наше время проходит под диктатом цифровых технологий и техники. Личность вытеснена на периферию, размыта, потеряна в биологическом и виртуальном пространстве. Практически во всех системах управления внимание уделяется цифрам и статистики, но не человеку. Мы отделили себя от природы, наша личность лишена естества и чистоты, и погружена в искусственную среду.

Наш мир обезличен, мы стали мало непосредственно встречаться и общаться, да и разучились. Правительства предпринимают дополнительные меры по «социальной разобщённости», нацепили на нас обезличенные маски, и со всех каналов обрушили противоречивую и жуткую информацию. Нашу личность погрузили в пространство неопределённости и безысходности, непредсказуемости и предательства. Можно ли быть личностью в наше время, выжить в этой среде не как социальному животному, но как человеку, и не погибнуть? Не каждому это удаётся, увы. Большинство отринули свою личность, потеряли себя в своём узком эгоцентризме и, одновременно, деперсонализации, тяготеют к примитивным биологическим удовольствиям и групповым стереотипам.

Есть ли у нас надежда, что наша личность будет иметь значение в будущем, или мы как цифровой обезличенный код будем марионеткой в сетях ИИ? Не знаю. Будущее хоть и зыбкое, но тенденции слишком неумолимы, а понимания в обществе этой проблемы так и нет. Люди потеряли свои личности, стали равнодушны к своей человечности, стали как вещи, и мир приняли, как набор атрибутов и вещей. Растущая цифровизация ещё более отдела нас от себя, наша личность затерялась в просторах виртуальных аватар и ложных личин. Мы не живём своей личностью, но играем чужие роли, в навязанном нам сценарии и сцене.

Надо меняться. Нужны перемены. Но для этого необходимо быть сильной личностью. Но многие ли знают, как ей стать, да и хотят ли? Увы. Большинство слабы, и даже не задумываются об этом. Для нас стали пустым звуком «совесть», «правда», «будущее». Мы превратились даже не в стадо, а в пиксели. Притом некого винить, т.к. большинство отдали сами свою волю, жизнь и чаяния непонятно кому. Мы перестали дерзать и строить лучший мир, перестали быть смелыми и честными в борьбе за личное счастье, мы лишились и не ищем великой цели, но прожигаем жизнь, довольствуясь суетой и стяжательством.

Заключение

Несмотря на такой достаточно пессимистический настрой, всё-таки надежда есть, что мы очнёмся, а наши индивидуальности и личности начнут движение по возрождению своей целостности, своего права быть человеком, суть которого творить и реализовывать свою единую высокую природу.
И нам необходимо научиться реализовывать свои индивидуальные возможности, расширять опыт, и тем самым приходить к более открытому переживанию всех взаимоотношений. Ибо именно в этом освоении мы развиваемся и расширяемся, реализуем полноту природной потенции, переживаем себя как большое и счастливое Целое, ибо «поистине [бесконечно] большое есть счастье. Нет счастья в малом» (Чх. Упан. 7.23, 1).

А потому мы будем развиваться, становиться умнее и прекраснее душой, будем объединяться и вырабатывать великую концепцию, совместно определять вектор и главную цель. И самое главное – посильно реализовать всё это, как и положено настоящей нравственно-интеллектуальной личности, индивидуальной и неповторимой, человеку-творцу.