По конкурсу - Юбилейный. Практикующие

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2021/02/10/6585 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/04/03/7573 - Итоги Конкурса.

В этом конкурсе, посвященном десятилетию страницы "Творческая Мастерская Алкоры",  участвовали только авторы, которые на момент подачи заявки еще ни разу не становились лауреатами ТМА и никогда не работали членами Жюри ТМА. Из 45 поданных произведений судейская команда отобрала в свои личные шорт листы 32 наиболее понравившихся им произведения. Тема стихов юбилейного конкурса - свободная, жанр написания выбирает сам участник в зависимости от выбранной темы, не забывая о том, что каждый жанр пишется со своими особыми требованиями к его исполнению.

Чтобы поближе познакомиться с произведениями авторов, которые в этом конкурсе впервые стали  лауреатами ТМА, а заодно и с теми, которые, пусть и не заняли высоких позиций в итоговом протоколе, но (на мой личный взгляд!) наиболее близки к образцами поэтического творчества, покажу вам выборку стихов пакета.

Но сначала небольшое отступление, которое касается способов нашего отбора стихов. Я заметила, что разные судьи (и не только на площадке ТМА!) по разному отбирают в свои шорт листы стихи. И дело даже не в том, что одни из них излишне щедры на раздачу "десяток" и "девяток", а другие - излишне строги.  Это как раз не страшно, хуже, когда подход к оценке стихов (одинаково лишенных базовых ошибок стихосложения) разный. Многие судьи учитывают в стихах только их тему - содержание стихов. Если авторская мысль члену Жюри импонирует, вызывает согласие, или просто сама по себе  значима (например, о войне, о героическом прошлом, о чем-то еще важном и "мудро-поучительном"), то это сразу же становится поводом для отбора, каким бы стилем речи стихи ни были написаны. Но это не правильный подход.

В конкурсах со свободной темой жанры стихов могут быть разными. А значит и требования к ним должны быть разными. Пейзажная зарисовка о природе ничуть не менее достойна отбора, чем животрепещущая тема о войне или рассказ о судьбе персонажа, написанная перечислением трагических событий его жизни. Да, жанр "рассказ в стихах" не требует особо красивого, переполненного образами языка описаний, но он все равно не должен быть рифмовкой фактов. (Об  особенностях написания каждого жанра мы уже проводили конкурсы, и статей моих  про это написано с лихвой!). В любом жанре поэзии должен присутствовать особый язык поэзии. Факты и пересказ содержания, даже если это идеально зарифмовано,  остаются всего лишь заметкой, статьей, сообщением, как бы складно ни были зарифмованы эти сообщения. Язык поэзии всегда образный, он по своему определению  многослоен, потому что должен передавать нам не просто события и не только события, но и авторское настроение, чувства через неслучайно вставленные в текст описания обстановки или картинки. То есть должно быть сознательное включение в текст художественных образов, работающих на содержание. Если в стихах этого нет, то это плохие стихи, каким бы прекрасным и значимым ни были авторские умозаключения и факты, вошедшие в содержание. Хороший судья должен отбирать не столько то, с чем он лично согласен с автором, сколько то, что больше всего напоминает ему средства талантливого поэтического, а не публицистического стиля речи, что что не просто информация, а художественное отображение информации, пропущенное через восприятие автора. Таких стихов, кстати, на нашем сайте Стихи.Ру не так уж и много. Мне приходилось работать судьей в самых разных конкурсах и на разных площадках, но едва ли половина из прочитанного мною было именно поэзией, а не беглой рифмовкой сюжета.

Второе. Многие авторы любят играть с формой - то предлагают на конкурс акростихи (где-то победившие на игровом конкурсе), то пишут пентонами (в погоне за многолсложными словами напрочь убивая не только художественное восприятие, но тему, превращая ее в надуманную), то кто-то предлагает стихи с однотипными рифмами по всему тексту (явно из какого-то другого конкурсного задания), то выставляет на конкурс средневековую твердую форму (балладу или секстину...). Все это может иметь успех только на специализированных конкурсах, да и то (это на мой личный взгляд!), если автору удалось сложность формы заставить работать на тему и она не только не пострадала от игры, а лишь прибавила. Но это очень сложная задача,  почти не исполнимая: с гениями у нас плохо... Поэтому на конкурсы свободной формы лучше всего отбирать то, что больше всего отвечает языку и  художественным средствам поэзии, а не пытаться удивить судей ТОЛЬКО умением виртуозно играть словами или ритмикой.

Довольно отступлений, пора уже почитать стихи пяти наших новых лауреатов плюс еще восемь стихов, которые показались мне близкими к языку поэзии. Последние - не идеальны (как впрочем, не идеальны ПО ЯЗЫКУ и стихи лауреатов), но подробно комментировать я все недочеты не стану: все же это ЮБИЛЕЙНАЯ подборка, а вы, дорогие мои читатели ТМА, уже десять лет, как "сами с усами". )))

***************************************************
Сначала два стихотворения, рожденных на цитате из Мандельштама: "Куда мне деться в этом январе?"
     "Открытый город сумасбродно цепок.
      От замкнутых, я что ли пьян? - дверей.
      И хочется мычать от всех замков и скре..."

Стихи-подражания чужому стилю - это не совсем авторские стихи, они тоже хороши лишь только для специализированных конкурсов и годятся для многочисленных не читающих классиков читателей, на которых автору так легко произвести впечатление. Чужой стиль часто помогает нам родить неплохие плоды, но честно ли это? Тем не менее, эти два произведения ниже - ПОЭЗИЯ:


8. КУДА МНЕ ДЕТЬСЯ В ЭТОМ ЯНВАРЕ? РИКАРДО ЭФТ
 
Куда мне деться в этом январе,
Где даже Рождество не загостилось,
Где в слове «радость» полукруглый «рэ»
На угловатый «гэ» исправил стилос.
Где выдавил из комнаты квадрат
И арку входа, и проёмы света,
И биссектрисы каждого угла
Пересеклись во мне, и я – их центр.

Куда мне деться в этом январе,
Где вечное «поздняк» на циферблате,
Где снег напоминает крем-брюле,
Испачканное в угольной помаде.
Где маскарад – уже не карнавал,
Где снимок отложился негативом,
И в чёрной вьюге правят мрачный бал
Вороны белые и каркают ворчливо.

И вдруг так остро в этом январе
(Откуда взялся мой душевный голод?)
Захочется мне в Питер. В Питер? Мне?!
В сырой и прежде нелюбимый город?..

Гляжу в окно и ясно понимаю:
Мне нужно в Питер. Без него – всё НЕ,
И прям сейчас, а не когда-то в мае:
Читать судьбу с листа – a livre ouvert.

12. МАНДЕЛЬШТАМ В ТРАМВАЕ ЖИВАГО. МИХАИЛ ПРОСПЕРО

"Куда мне деться в этом январе?"
Какой надеждой напитаться юной?
Привиделся Град Китеж на заре
У врат реки Москвы.
Где мост чугунный.

И крепче тверди черная вода.
И колокола звон тревожит душу.
И кажется, всё снова, как тогда,
Когда писал стихи.
Нет - сердце слушал.

И катит ветер солнца колесо.
И туч тяжелых цепи прорывает.
И кажется, я видел это всё,
Когда Живаго.
Провожал в трамвае.

И я спросил: "Вам тоже выходить?"
И он кивнул, и вышел прочь из тела.
И, кажется, я мог бы объяснить,
Куда идём.
Но этого не сделал.

И он спросил: "Кому горит свеча?"
И будто бы себя в окне не видел.
И крик не слышал: "Господи, врача!"
И иней не ему.
Прилег на свитер.

Он как в спектакле при плохой игре
Всё повторял  с тревогой эту строчку:
"Куда мне деться в этом январе..."
Но знак вопроса не звучал.
Но точки...

...как плохо спится.
Хоть не каждой ночью.

В этом стихотворении автор, в отличие от первого внес внес свое, а не просто  подражал, не удивительно, что стихи понравились большинству судей.

15. ФЕВРАЛЬ. МАРИНА ЛЮБАЯ

День заколдован снегопадом,
Уснул под вязкой тишиной;         
И перемётов анфилады -
Как переходы в мир иной,

Где время спрятано в иголке,
А та - в  затерянных стогах.
В лепнине пышной спят на елках
Преданья о цветных лугах;

Пригоршни снега водопадом
Летят бесстрашно в серой мгле...
Мир стал огромным cнежным садом,
Навек почившим в феврале.

Но завтра солнца луч румяный
Коснется непорочных лбов
Сугробов стылых – день воспрянет
И не останется холстов

Без желто-розовой подложки
И бирюзовой синевы;
Сосульки на моем окошке
Всплакнут, теплом осенены.

И лишь под вечер, в полумраке,
Когда вернется в мир зима,
Кольнет мне палец - будто в шаге
От сказки я - времен игла.

Не совсем поняла, почему эти стихи недооценили: пусть их тема "легкого жанра", но язык и исполнение прекрасное!

16. ОККУПАЦИЯ. НИНА ПИГАРЕВА

Проснулась Шура на рассвете,
Накинув шаль, метнулась в сенцы.
На печке в хате спали дети,
А по двору шныряли немцы.

Подав сигнал, вдруг смолкла Лайка,
Кровь обагрила снег пушистый.
От страха вздрогнула хозяйка,
Завидя в щёлочку фашистов…

Зверьё безжалостно все семьи,
Как скот, сгоняло на расправу
К оврагу за черту деревни.
За что и по какому праву?

Шеренга в ужасе застыла.
Живую цепь замкнула Шура,
В подол вцепились дочка Зина
И два сынка – Захар и Юра.

Раздался первый гулкий выстрел
На том краю, и в центре – следом.
И застрочили фрицы быстро,
Видать, спешили до обеда

Управиться и, вымыв руки,
Спокойно жрать в день новогодний.
Шептала Шура: «Звери, суки,
Чтоб вам гореть в аду сегодня…»

- Шо, матка, шопшешь? Кажи громо! -
К ней подлетела мразья шкура.
- Поди жена и дети дома?! -
Прожгла вражину взглядом Шура.

Опешил немец на мгновенье,
Застыл оскал на роже сальной.
И в это время, как знаменье,               
Як-9 – из-за тучи дальней…
--------------
В живых осталась Александра,
Из деток – лишь последыш Юра.
Всё это было. Это правда.
Я лично знала тётю Шуру.

А здесь как раз наоборот: члены жюри "купились" на глубину и трагичность темы (кто решится такое не поддержать?), но средства здесь использованы совсем не поэзии, а публицистики - прозы. Над каждой фразой еще хочется поработать, превратив торопливую рифмовку событий в авторскую художественную речь, в которую вполне можно вписать и прямую речь персонажей - разговорную.

18. ОДНА. ЕЛЕНА БОБКОВА-КАБЛУКОВА

Порочной страсти характерный вкус,
Глупа и безрассудна, ну и пусть!
Греховною свободою томима
И упоённая числом своих побед,
Вершины покоряя много лет,
Была к семейным узам нетерпима,
И жизнь текла по-прежнему, всё мимо,
Со шлейфом брошенных мужчин вослед.

Но время шло. Ни встреч и ни звонков,
Неужто мой удел теперь таков?
Когда-то были добрыми минуты,
А ныне без тебя они пусты.
Пытаю циферблат: "Ну, где же ты?"
Ведь это счастье нужной быть кому-то,
Так хочется домашнего уюта...
И как избавиться от этой пустоты?

Ирония судьбы... Итог любви...
Кругом детишки, только не мои...
И чувствую себя неполноценной.
Ты вроде есть, но у тебя жена,
А я самой себе уже смешна,
Мне плохо без тебя, мой драгоценный,
Незаменимых нет, но нет замены,
Есть ты и я, но есть ещё она.

Чья злая шутка? Наперекосяк
Вне брака жизнь, и в жизни только брак -
Жена по расписанию со стажем...
Всё жду его по будням, не впервой,
Смиренно преклоняясь пред судьбой.   
За окнами кружится пух лебяжий.
Сплошь праздники, к несчастью. И куда же
Мне деться в этом январе одной?

Это скорее стихи-мораль, стихи поучающие и обличающие, чем запоминающийся художественный образ, рожденный автором. Все прекрасно срифмовано, хорошим языком изложено, "цепляет" актуальностью, но... это больше справедливое поучение  читателя, чем лирическая повесть. Полное ощущение, что автор пишет о ком-то другом, а не о себе, что он отстранен и осуждает. В настоящей поэзии почти всегда есть ощущение пережитого и выстраданного...

27. ДВЕ ЖЕНЩИНЫ. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ

Женщина- праздник и Женщина-вьюга
Вместе поплачут – смеются потом,
И, ободряя улыбкой друг друга,
Обе флиртуют с мужчиной-дождём.

Первая ловит от радуги краски,
Кисти промоет в наивной росе,
И, разукрасив весёлые маски,
Детям на счастье раздаст насовсем.

Вьюга присыплет снежинками очи,
Синие губки  подкрасит  к весне,
Только ночами ей холодно очень:
Неба свинец и бесчувственный снег.

Обе – как феи, ни больше ни меньше,
Столько чудачеств порой в голове!
Женщину ткали из множества женщин.
Их – не одна,
И, конечно, не две.

Интересное поэтическое наблюдение - ироничное и средствами поэзии.

28. ПОРТРЕТ. ЛАРА ФИЛИППОВА

Она - худая и красивая,
А я упрямою рукой
Опять сама себя насилую
И, изменяя облик свой,

То подведу глаза восточные,
То чёлку до бровей спущу …
Опять, пристрастно и настойчиво,
Я сходства чёрточки ищу.

Не нахожу. Как будто, те же
И нос, и губы, ...но глаза...
О, время, по живому режешь!
Ведь это - я ...
                пятнадцать лет назад.

И еще одно ироничное наблюдение"о себе" - здесь тоже использованы средства поэзии!

29. Я НЕ ЖДУ ТЕБЯ МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА

Ты исчез в пелене февраля,   
След поспешно слизала позёмка,
За тобой, по щенячьи скуля,
Только ветер сорвался вдогонку.

Тихо меркла морозная высь,      
Удлиняя старательно тени.
Я сдержалась, не крикнув: «Вернись!»
Лишь ресницы, дрожа, заблестели.   

И, твоё безрассудство кляня,            
Зареклась - не терзаться потерей.
Тишину уходящего дня
Разорвал треск захлопнутой двери…

Снова воздух несжатых полей
Наполняется чахлой полынью -
Заурядность влачащихся дней   
Обрела напускная гордыня.

Непроглядный туман поутру
Вновь окину задумчивым взглядом.
 « Я не жду тебя», - вру себе.. Вру...
Утешаясь фальшивой бравадой.

Очень симпатичная "любовная лирика", написанная в правилах этого жанра. Особенно удачна концовка, которая делает эти стихи запоминающимися и рождает понимание в читателе.

31. СТЫЛАЯ ЛУНА.  ВЛАДИМИР ЕВАНГУЛОВ

Гибельная за бруствером, зыблемая и грустная
Выглянула и хрустнула глиняным черепком луна…
Видишь, милая, сгустками осень стылая устлана,
Пиршествуют без устали пришлые времена.

Вытончило неистово лиственное каприччио
Призрачное величие вспыльчивой ворожбы сверчков,
Стискивая порывисто сумерки ежевичные
Дискантом тонко-дымчатым в музыке ручейков.

Схватывая ахматово, с вызовом монализовым,
Мысли витиеватые прятали грозовой эскиз,
Вечер светло-гранатовый  крапинки слов разбрызгивал,
Сердце моё  пронизывал россыпью старых гильз.

Сложно, но интересно. Язык образный, ассоциативный, многослойный. Стихи заставляют обратить на них внимание.

32. ПОРОШИТ. ВАЛЕНТИНА АГАПОВА

Что ни день, то разные картины…
Порошит... И незаметно троп.
Утром на спиреях - палантины,
А на елях - новенький салоп.

Виснет стайка колокольцев снежных
На кистях продрогнувших рябин.
Веточку задень касаньем нежным,
И услышишь тихое: дзын-дзын…

Казалось бы - простенько, о банальном... Только казалось, а на самом деле - талантливый штрих и умение видеть и чувствовать. А еще - слышать "тихое: дзын-дзын", что дано не всем.

36. НЕЗНАКОМКА. ЗУРА УМАРОВА

Она плыла над мостовой, легонечко взлетая,
И тяготения закон не действовал всерьёз.
Не знаю - день ли был такой, что  знаки расставляет,
И в очертания аллей импрессию привнёс.

Со шлейфом платье, но совсем не в этом было дело,
Причастность к таинству была в простых её чертах ...
Полёт в глазах, в размахе  рук и в поворотах тела,
Деревья расступились вдруг, старинной рамкой став.

Казался странным шум «авто» и проблески рекламы,
И к месту был бы экипаж, летящий как стрела...
И вне событий и веков спешила очень Дама,
И зависть лёгкая к тому, кто ждал её, была.

Растаял тихо силуэт в небесной перспективе,
Духов тончайший аромат оставив за собой.
Мир стал задумчивей, добрей и чуточку счастливей,
И оживлённый шёпот лип витал над мостовой.

Написано в жанре романтики, даже немного под старину стилизовано. Сказать, что очень "цепляет" меня - не могу, но и придраться не к чему. Здесь есть средства поэзии. Только вот слово "авто" в данном тексте чужое и  меня оно удручает.

41. КАК ТОЛЬКО ЗИМЫ ОТКРЫВАЮТСЯ ДВЕРИ. НИКОЛАЙ РЕШЕТОВ

Как только зимы открываются двери,
Родные места своим белым крылом
Приносят картины, которым я верен,
И мысли рождают о зимнем былом:

А в нём, как когда-то в унылую серость
С небесных высот этой скуке назло,
Десантом добра из складов атмосферы
Снежинками нежное чудо пришло;

Раскинув украсило землю всю белой,
Пушистой прохладой декабрьских снегов,
Чтоб старым и малым гулять захотелось,
Под скрип серебра по тропе сосняков;

Дождались и радостью вспыхнули лица
И в сердце волною прихлынул покой.
С любовью так в детстве зима-мастерица
Дарила на радость нам снежный покров...

...Как хочется видеть далёкое чудо,
Припомнив все прелести царства зимы:
Заснеженность улиц, и парка, и пруда;
И к небу плывущие печек дымы.

Мы видели многое, поняли много
Грустя о великой ушедшей стране,
Частичка, там края до боли родного
Осталась, как сказка жить в том декабре!

И также, как прежде крупицы былого
Живущие в сердце мы гордо несём,
И в памяти нашей не сгинет дорога-
К далёкому краю, где в мыслях живём!

Есть еще над чем поработать, но все-таки это лирика, есть образность, есть удачная попытка использовать средства поэзии.  Еще бы убрать из стихов "мы", оставив лишь "я" - было бы еще лучше.

45. ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. НАТАЛЬЯ ВЫПРИЦКАЯ

Я хочу влиться капелькой в круговорот добра,
 Протянуть руку помощи тем, кто её искал.
Мне мешает лишь то, что сама так и не смогла
Разобрать по песчинкам завалы упавших скал.

Я боюсь то, что рядом окажутся в круге том,
Те, кого я считала причиной  моих потерь,
Те, кого не хотела бы больше впустить в свой дом.
Имена их, как соль в обнажённый на ране нерв.

Эти скалы обрушились передо мной не в раз
И горой из обид преградили привычный путь.
Камнепад из предательств, лавины из лживых фраз
Приглушали биение сердца, сбивали пульс.

Подниму я лицо к небу, чтобы спросить Его:
"Как с собой поступить, как суметь в этот круг войти?"
И хотя не услышала слова ни одного,
Точно азбукой Морзе забился ответ в груди:

"Ты представь в круге тех, в чьих страданиях твоя вина.
Тех, кто выше и чище душой, кто тебя простил;
Кто испил чашу бед, что наполнила ты, до дна;
Но разжал кулаки и тебя в этот круг впустил. "

Интересно. Доверительно и искренне, богатый язык, небанальное звучание. Хорошие стихи - заставили меня их перечитывать и думать...

---------------------------
На этом всё. Всем участникам юбилейного соревнования и всем написавшим свои отзывы на юбилейный пост "Нам 10 лет" - http://stihi.ru/2021/03/04/2915 - огромное спасибо! Ваши добрые слова были очень важны и нужны для меня. Спасибо и тем, кто перечислил в призовой фонд ТМА свои стихобаллы. Расцениваю это не столько как спонсорскую помощь (баллов, к счастью, нашей страничке пока хватает), сколько как добрый порыв вашей души, который всегда бесконечно дорог каждому человеку.

С уважением, Ваша Алкора, 04.04.21.