2020. 3 конкурс. Финал. Итоги. Соэль Карцев

Золотой Пегас
1.Соэль Карцев - http://stihi.ru/avtor/borusse.Обзор финала ЗП Апрель 2021.
.
№1.Фрагменты Нет, не молчание (знаешь, оно - о чём-то), Это висит пустота, сквозь неё лучом по Стылому полю прошлого шарит солнце - Вдруг за ростками-подростками мы очнёмся? Нет, не свидание (знаешь, оно на пАру),
Вроде бы, по завязке речь идёт о любовной лирике.
Вопрос к этой строчке: С чем спаривается свидание??
То что встречаются двое, это понятно и так из контекста и из лексического значения слова. Это в морской полынье заплутавший парус - Свежим дыханием, белым листом свободы, Лёгкостью веры в преддверии ледохода. Тут неожиданно выясняется что герои таки сами по себе. И не похлебка, но щедрые щи с наваром - Только распробуешь, явятся санитары, Белые стены навязнут постылым гримом, Месяцы сплина, а жизнь пантомимно мимо.
Это четверостишие вообще на выброс. Санитары после щей- тот ещё образ. Вот она бедность словарного запаса! Зато сплин, который в каждом втором плаксивом женском стихотворении- тут как тут. Не преждевременной старости профиль бледный - Просто фрагменты оборванной киноленты Фильма о многих других, о тебе со мною - Второстепенных, но всё же почти героях. Просто, как в детстве, расправлены крылья-руки, (Взлёт ли падение в вечной игре контрастов?) Только бы встречи, пусть даже в тени разлуки, Не прекращались… Наверное, это - счастье.
Пусть даже... Не хватает только «лишь только» и комплект банальностей был бы полон. Плюс абсолютно нескомпонованный сюжет, как будто автор писала о чём в голову взбредёт. Грустно...
.
№2.*** День – не прожит, не отмолен. Туча шла не мимо – к нам, и сверкал от частых молний голубой экран окна. Небо трескалось бокалом, кот мурчал на "отвяжись" – я сидела и вязала шарф к зиме длинною в жизнь. Спицы-спицы, петли-петли – пальцы знали, что и где. Дождь, ни капельки не медля, отмывал от скверны день. Он бежал легко и быстро, я теряла петлям счёт. Раздавался в небе выстрел, а потом ещё, ещё... Мокла августа рубаха – не порвать и не сносить. Муха злая, как собака, норовила укусить.
В доме пахло пирогами, за окном – ручьи рекой; высь грозила, высь пугала, а в душе царил покой.
Тут хорошая пейзажная зарисовка с философскими вплетениями. Поэтическая речь- чёткая, ясная, образы яркие и запоминающиеся. Финал на высоту не поднял но и не сбросил в ущелье. Всё достаточно ровно. «шарф к зиме длинною в жизнь» очень многообещающ, жаль, что эта строчка не получила развития и завершения.
.

№3.Волк Я снова здесь, немало лет спустя, где воздух свеж, целителен и резок, где ветками, как слабое дитя, к небесной кроне тянется подлесок, а лес дремуч и манит в сеть болот пушниной, янтарями, древесиной,
Лес манит человека, надо полагать... как в тот голодный тридцать третий год, что жадно на посевы пасть разинул… Я помню адской ночи злобный рык, шипенье дня, скользящего по травам, и как хватали страхи за кадык, когда я вырывался из облавы. Как звёзды над суровой Колымой чеканила в поту кровавом осень, и загоняла в штольни шар земной вселенная по имени Иосиф.
Сталин, наверное, действительно, олицтворяет и культ личности, и всё, что с ним связано, но всё-таки поднимать его в произведении на такую космическую высоту... Не знаю, спорно... Я снова здесь, заклятый враг людей. Теперь я стал силён, матёр и ловок.
Сам чёрт мне брат, а отчим – берендей. Охочусь на косуль и на полёвок. Но иногда под старую сосну приду повыть, от боли сузив веки, ловя себя на лунную блесну. Когда-то здесь я умер. Человеком.
Преображение в конце объясняет немалый возраст этого оборотня, а, скорее, фантома. Как возвращение в будущее... Сильное произведение.
.

 №4.Как Иордан . Улицы ржание, мухи жужжание - не претендуй на моё обожание, март-разгуляй! У бакалеи, с фигурою Греции, лужа вдыхает заморские специи марки «Китай». И растекается в разные стороны - как Иордан Елисеем распоротый, как Иордан… Пудрится снег вулканическим пеплом, и в мыслях катается, наскоро слепленый, анжамбеман. Ты собираешь заветные камушки новым бараном на вывеску пялишься царских ворот,
Откуда царские ворота в столь прозаическом пейзаже? Зачем тут, скажите на милость, эпитет и как вывеска ворот, ворот, Карл, сопрягается с правилами русского языка?? Семантический провал. там, где потери отмечены прочерком. Чувство ухода внутри всё устойчивей, как водород.
А в них, в этих воротах царских, чего только нет)) И чувство ухода и потери... Ну да, они же царские. Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Не разбежаться, не выпрыгнуть в проруби
окон палаты. Лишь дикие голуби шумно летят.
А почему голуби летят лишь, дорогой автор, почему бы им просто не лететь? Словно киношками второразрядными - белой крупою, тоской безоглядною потчует март.
И уже от окончательного, наверное, бессилия ещё раз про март и набившую оскомину белую крупу. К чему тут палата, отнюдь не царская, откуда ракурс ЛГ, из неё или таки бакалеи? Впрочем, не будем задавать лишние вопросы, лучше тактично промолчим... Сделаем вид, что мы прочитали стихотворение, а не смесь рыбы с мясом с , сами знаете, какой приставкой...
.

№5.«Три сезона одного дня…» временность… Заставь меня умолкнуть – я умру. Так открываешь двери поутру в осенний сад, а он уже не дышит.
Сад в любое время года дышит. Что Вы хотите сказать? Что он не видит солнца. И не получает тепла. Так и выразите эту мысль поэтическими средствами. Вы что осенью не дышите?? Деревья голы, голуби хандрят и ветви долу к лужам пустыря. И только небо выше…выше…выше… Ещё пождёшь, вот-вот и запоёт в скворечне за заброшенным жильём отбившийся от стаи переросток. А он молчит. И тянутся лучи,
Откуда лучи, если ничего не дышит и переросток не поёт? Из-за кирпичей, что ли? Бывают, конечно, осенью и солнечные дни так, вроде, к этому не шло... оранжевые грея кирпичи, ведущие к забытому погосту.
И ляжет в изголовье немота, все звуки прогоняя мимо рта, и сад качнётся с ласковым укором: «Зачем ты так усердно нелюдим? Что стало ныне, только погляди…». И снег падёт в распахнутые створы.
Ну ок, а зачем он к погосту то пришёл, ради этой осени супербальзаковского возраста или ещё для чего? Вообще, судя по тому, что он по красной брусчатке идёт, похоже, что он идёт к кремлёвской стене. Откуда там сад? Там ёлочки. несвоевременность… Что, домик мой в соцветьях тубероз, дождались всё же первых белых ос? Беспомощны – ужалят и растают. И появились то всего на час, но нежный флокс поник и враз зачах и слюдяная ветреная стая стрекоз спорхнула с тёплого песка. Пойду теперь к завалинке искать ненастьем перепуганных трёхцветок,
Искать кого? Что? Винительный падеж, это же программа средней школы!!
И почему он вдруг в оранжерее? С кладбища перенёсся? И сейчас опять назад уже к какой-то завалинке? Так и ходит весь текст как заводной, даже жаль его безымянного... да собирать промокшее бельё… Вот только сад был снегом убелён, а посмотри – сползают капли с веток. данность… В дому тепло и пахнет разнотравьем, в печь для просушки ягоды поставлен
широкий таз с шиповником, ещё цвет липы золотится на подложке, варенье остывает в медной плошке. Любой пришедший будет угощён рассказами и выпечкой с брусникой. А после до утра (поди усни-ка, когда такая ночь в соцветьях звёзд) здесь вспомнят и ушедших, и живущих, пока котёнок (на ночь в дом запущен),
Так, я не понял, они что животных зимой днём на улице держат. Ну, собака там в будке, я понимаю. А котёнок тоже, что ли, днём в будке? Или по снегу шастает в поисках молока? Какая то странная деревня с вымощенными мостовыми. Главное, почему, красными, а то бы я ещё подумал, что дело в Германии происходит... волчком крутясь, пушистый ловит хвост.
.

№6. *** А снег кружит. Ветра проворно Прогнали зыбкое тепло. И поле выглядит, как море, Которое белым-бело. К тебе приплыть бы. «Что за глупость?» — Сказала бы, и между дел Взглянула, словно на Колумба,
Взглянула б- маленькое уточнее, потому что сослагательное наклонение. Что сотни миль преодолел. Ну, а потом бы улыбнулась, Слова б, доверчиво тихи, Впитав свет снега, не рифмуясь, Слагались в белые стихи. А снег кружит над глухоманью, Кружит уже который час. Он, словно бы небесный странник, К земле идущий всякий раз.
Игривый, целеустремленный, Роясь у вьюги на крыле, Он из числа неугомонных, Что не нуждаются в тепле. Спешит с проворностью завидной, Врываясь в явь, врываясь в сны, И света белого не видно Среди кромешной белизны.
Тут, вроде, неплохо, лирично. Молодец, Сергей! «А снег идёт,
А снег идёт...» чувствуется, что, как и я, любит музыку из советских кинофильмов. И оксюмороном завершил техничненько. Этот снег у нас будет бороться за второе место с дождешарфом. Посмотрим
.
.
1 место= №3.Волк
2 место= №2.***
3 место= №6. ***
4 место = №1. «Фрагменты»
5 место = №4. «Как Иордан»
6 место = №5.«Три сезона одного дня…»