пси-860 пси 25. 03. 2021-20

Олеша Единственная-Ольга Едомина
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-ЗАРИСОВКА
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
МОТИВАЦИЯ -
СООТВЕТСТВИЕ
ТЕБЕ
САМОМУ...
.
.
ЧУЖИЕ
ЦЕННОСТИ
ИСТОЩАЮТ...
.
.
.
25.03.2021г. 07-12
.
.
.
http://stihi.ru/2021/02/28/772 - Оглавление - 104 психология 28. 02. 2021г
.
http://www.stihi.ru/2018/01/14/1914 - Оглавление - 32 психологическая 15. 01. 2018
.
.
.
=================
из интернета
.
.
=================
Вероника Хлебова

Нужно ли заставлять себя работать или откуда берется собственная мотивация
16 марта

Нужно ли заставлять себя работать или откуда берется собственная мотивация


Мы говорим на сессии с клиенткой о том, что она не хочет работать. Она уволилась из большой и престижной компании, накопив немного денег, чтобы продержаться пару-тройку лет.

Она уже давно работает со своими травмами. Научилась выстраивать близкие отношения. С мужем они обсуждают все, что происходит между ними. Они честны и искренни друг с другом.

Но все, что касается работы, по-прежнему вызывает у нее два чувства: отвращение и страх. Отвращение - потому что она уже больше не может себя заставлять делать то, что ей не нравится. И страх того, что она не сможет найти дело своей жизни. Не сможет найти того, что бы ей понравилось.

Я не удивлена: ее родные тоже мучились своей жизнью, и ее приучили, что надо страдать. Родные тяжко и трудно работали, и главенствующей идеологией у них была практичность. И еще - правильность. Все должно быть "правильно".

Корова - это практично. Кошка - уже нет, потому что расходов на нее больше, чем пользы. Поэтому девочке не разрешалось заводить домашних животных.
Такому же критическому анализу подвергались все ее занятия, а также дружеские связи. Насколько практично составление букетов? Можно ли на этом заработать? А танцы? А стихи? Нет, не практично. Поэтому - запретить.

А дружба с художницей? Чему она может научить? Заниматься всякой ерундой? Нет, такие связи "нам не нужны".

Моя клиентка, так и жила - делая то, что "правильно", и страдала от того, что все это "правильное" не наполняет. Напротив, истощает, лишает смысла. Весь ее смысл был в том, чтобы накопить побольше денег и вырваться на волю.

***

... Однажды я работала с мамой мальчика-первоклассника. В том году началась пандемия, и всех, даже младших школьников, перевели на онлайн обучение. Мальчик страдал - от необходимости столько выучивать. Он не мог так много сидеть и делать столько заданий, сколько от него требовал учитель.

Сначала он жаловался маме, но она настаивала на том, что все надо делать, как сказали.

Мальчик скатывался в истерики и кричал, что мама его не любит.

Мама задумалась. Я говорила, что, похоже, для ребенка такой режим не по силам, и он всячески дает это понять. Что ему нужна помощь. И он рассчитывает на понимание матери.

Мама прислушалась. Она перестала требовать выполнения заданий. Оценки стали ниже. Но мальчик был доволен: от него, наконец-то, отстали.

***

Женщина продолжает рассказывать. В подростковом возрасте она ухаживает за умирающей бабушкой. Мама не может - она на работе. Девочке приходится подавлять всю свою чувствительность, потому что тогда она не вынесет отвращения. Она слишком молода для такой работы. За такую работу нужно либо платить деньги, либо иметь сострадание взрослого человека. Ни того ни другого у нее не было. В семье считали, что это ее долг.

Когда она вырвалась из семьи, она пустилась во все тяжкие. Наркотики, алкоголь, беспорядочные связи. Она не чувствует своего тела, она не умеет быть в контакте с собой. Ее научили игнорировать эти сигналы, плевать на свое отвращение и на то, что ее использовали.

.....

На следующий год мальчик снова пошел в школу. Мама по-прежнему не нависала над ним, не требовала. Он присмотрелся. Ему захотелось получить пятерку. Он пришел домой и попросил маму помочь ему с английским. Мама с радостью помогла.

После периода насилия и сопротивления у ребенка появилась своя собственная мотивация. Он сам захотел хорошо учиться.

***

У клиентки из первой истории пока не появился свой интерес к жизни. Ей предстоит длительный, в разы больше, период сопротивления любой работе. Слишком долго ей приходилось делать то, что она не хотела. Слишком долгим был период насилия.

Поэтому период реабилитации будет долгим и трудным. Даже мой невинный вопрос: "А чем бы ты занималась, если бы у тебя вернулся интерес", она воспринимает, как попытку снова навязать ей чужую (в данном случае, мою) волю.

Мне приходится быть очень осторожной, подбирая слова и выражения.

Ей приходится быть очень мужественной, чтобы не сорваться в сопротивление совсем и не сбежать с терапии.

Последствия длительного насилия слишком тяжелые, чтобы их было легко преодолеть.
=================
.
.