Глава 28. Новые друзья

Александр Бочаров 2
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ.
(Из книги "О людях и для людей")

Глава 28. НОВЫЕ ДРУЗЬЯ.
 
Буквально вчера,я нёс с базара домой ведро картошки,как встретился по пути  Виктор Ломакин.Не один год,а около десятка лет проработали мы с ним токарями в ремонтно-механическом цехе.Привет,да привет,разговорились про жизнь.Как же мы постарели! Наверное,также подумал и он,глядя на меня.Да и что там говорить, мне-то на следующий год уже семьдесят,а ему-то годков по более,чем мне.На два,на три,а то,и на все четыре!Не знаю, как получилось,но мы с ним сдружились в цехе. С первого же его появления в нём.Он был не только хорошим токарем,но и хорошим человеком. Безотказным, всегда готовым прийти на помощь и дать полезный совет, искренним и без всякой подлой мысли человеком.Одним словом,он был трудягой и  настоящим мужиком.Он был тогда,как и я,ещё достаточно молод,но много уже испытавшим в своей жизни.По малолетству попавший в места не столь отдалённые,и потому особенно умевший ценить жизнь и людей,окружавших его,он уже более основательно и разумно относился к жизни.Как-то он однажды сказал мне:«Лучше жить по законам, ничего там хорошего нет…».И работал с полной серьёзностью и добросовестностью. Особенно приятельских отношений у нас с ним не было,за пределами цеха мы не общались,но в цехе нам вместе было находиться комфортно, тем более, что он вскоре женился и его жизнь вне цеха была занята семьёй.Так вот у Виктора Ломакина я много почерпнул не только в совершенствовании профессии,но и в отношении к жизни.
Так вот,разговорившись с ним во время нашей сегодняшней встречи,с которой и начал этот разговор,я понял,что все мои эти двенадцать лет работы в цехе вместе с ним не для меня прошли даром.Оно оставили в душе не только одни неприятные впечатления,но и немало приятных воспоминаний.Мы многое вспомнили,всякие интересные случаи из жизни цеха, людей,с кем общались в цехе,в том числе и Женю Еськина,с кем я соревновался и который недавно ушёл из жизни,многих других рабочих и мастеров.Эти годы не прошли для меня бесследно,и я очень хорошо теперь чувствую и понимаю людей,а рабочего человека чувствую глубоко изнутри,а это дорогого стоит.И я бы желал,отталкиваясь уже от своего имеющегося житейского опыта,чтобы все молодые люди начинали свой путь,свою дорогу в жизни,именно с рабочей профессии,тогда бы им многое было бы яснее и понятнее в этой жизни.Как это понял я,и что мне особенно пригодилось в журналистике,так это то,что начал чувствовать и понимать людей.Кто есть перед тобой,какой человек,и что от него можно ожидать в общении с ним.В институте я также вот неожиданно сдружился с Александром Корсаковым,лейтенантом внутренних войск,работавшим начальником отряда в одной из тульских колоний.С ним мне было легко,светло и интересно общаться.О его работе мы никогда не говорили,но это был весёлый добрейшей души человек,с которым было легко в любой ситуации.Мы вместе ходили сдавать зачёты и экзамены,вместе сидели на лекциях,делились конспектами и в институте на сессиях всегда искали друг друга.Друг без друга нам было на лекциях не комфортно, почему-то несколько скучновато,да и учёба как-то не ладилась.Вместе после экзаменов мы ходили «обмывать» экзамены на фабрику-кухню у тульского Кремля,где был тогда не только ресторан «Упа»,но и «автопоилка»,как мы тогда называли на фабрике-кухне небольшой зал,где стояли автоматы,продающие лёгкое вино в разлив. То есть,лилось в гранёные стаканы по двести грамм,наподобие продажи газировки. Было вот такое чудесное место в Туле в те наши славные времена,и не было повального пьянства,наркомании,как сейчас.Потому,что нам всё это заменяла интересное общение и постоянная занятость,и работа для достижения поставленной цели не оставляли место для бесцельного проведения времени.А сегодня многие живут совершенно бесцельно и не знают себя куда деть.   
Однако, студентом я стал не сразу.Хотя подспудно и глубоко внутри себя всегда хотел учиться на истфаке.Изучать основательно историю.Мне кажется,что я уже упоминал,что на истфак я пробовал поступить ещё до призыва в армию,но не прошёл по конкурсу,а тут, спустя пять лет,я вновь решил повторить попытку.Готовился я основательно.И не только по учебникам,но и по различным пособиям, предназначенным поступающим в ВУЗ.Помню первый экзамен по истории СССР.Он проходил в старом здании пединститута,в старинном здании бывшей гимназии дореволюционной Тулы,с удивительной архитектурой и кованными лестничными пролётами внутри,от которых разносилось эхо по всем этажам, если когда кто-то спешил не опоздать на лекции.В достаточно большой экзаменационной аудитории стоял длинный стол с красивой скатертью и цветами,а за столом сидела экзаменационная комиссия,состоящая из преподавателей института.Вхожу я в аудиторию и говорю «Здравствуйте!».Тащу билет из двух или трёх вопросов по разным эпохам истории нашей страны.       
Очень подробно отвечаю на все указанные там вопросы и всё равно получаю, вдобавок,кучу дополнительных вопросов,отвечаю подробно,даже с использованием висевшей на стене большой карты страны.И вот тут я вижу,что мои экзаменаторы несколько приуныли.А их было за столом человека четыре-пять,они переглянулись,и один из них задаёт последний вопрос:«А,скажите,почему вы решили поступать на исторический факультет,ведь у вас же рабочая профессия,и вам,наверное,нужно было бы поступать в политехнический институт?».Ну,что я тут мог на этот вопрос ответить,сказать только одно и предельно искренне:«Просто потому,что мне история нравится,и я хочу её изучать…».После этого мои экзаменаторы вновь переглянулись, а спросивший меня мужчина с глубоким вздохом сказал:«Ну,что же,придётся ему ставить пять?..».
О том,что я начал сдавать свои вступительные экзамены в институт я никому в цехе не сказал,и потому не брал по этому случаю положенный на время экзаменов отпуск без оплаты.Продолжал работать по сменам.Зачем,спросите вы?Да за тем,что если я «срежусь»,то пойдут всякие там суды-пересуды,шутки-прибаутки в мой адрес,а они не всегда бывают безобидными.Также как по истории,я сдал русский язык и литературу,письменно и устно,неплохо, а вот перед иностранным языком я,конечно,  заколебался,и решил,всё-таки,взять отпуск,чтобы подготовиться. Перед этим экзаменом я почувствовал в себе,конечно,неуверенность. Несу я вот своё  заявление на отпуск,вхожу в кабинет начальника цеха Сергея Семёновича Николаева, а тот с удивлением смотрит на меня:«Какие экзамены,они-то во всех институтах уже давно идут?».А я ему на стол свой экзаменационный лист.Он как увидел мои оценки,удивлённо взглянул на меня,затем как-то сразу посветлел,схватил ручку и тут же подписал моё заявление:«Молодец!Иди-иди,учись!». Уж очень он любил,когда люди в цехе учатся.
Мои опасения с английским языком оправдались,но я всё-таки получил как-то четвёрку,хотя видя мои оценки по другим предметам в экзаменационном листе,  молодые женщины-«англичанки-экзаменаторши",особенно-то ко мне и не придирались.  И я чувствовал,что и эта моя четвёрка является большим авансом моей дальнейшей учёбы.Но,всё равно я,несмотря на это,опять «пролетал» по конкурсу,хотя многие из  абитуриентов и поступили со значительно меньшим количеством баллов. В первую очередь тогда принимались на курс люди уже работавшие в городских или в  деревенских школах,то есть,в системе образования,и уже имеющие среднее специальное педагогическое образование, затем воспитатели и преподаватели профтехучилищ,детских домов и интернатов. Принимались в этот институт на истфак вне конкурса также политработники в лётной форме и начальники отрядов местных колоний.Признаться,я был сильно раздосадован очередной моей неудачей,но затем успокоился,плюнул на всё это дело и решил больше никуда никогда не поступать.А свои экзаменационные листы с оценками,вместе с кратким письмом-запиской,засунул в конверт, и отправил в Москву на Чистые пруды в Министерство просвещение.В записке написал,что эти листы дарю им на память,и спрашиваю как быть,если в институт не принимают потому, что не работаю в школе,а в школу не принимают потому,что я не учился в институте.
Отправил письмо и забыл.Потекла прежняя моя привычная жизнь:работа,домашние дела,дружеские гулянки.И вдруг,к новогодним праздникам,неожиданный мне сваливается на голову подарок – письмо из пединститута:«Приезжайте,вы зачислены!».Радости моей тогда не было предела.Вот это подарок,так подарок! Итак,с начала 1971 года,со второго семестра,и началась моя жизнь студента-заочника.Мне выдали зачётную книжку,и я впервые почувствовал себя студентом первого курса историко-филологического факультета педагогического института им. Л.Н.Толстого.Как это здорово звучало!Я получил свой первый оплачиваемый студенческий отпуск на заводе и стал ездить в институт на лекции в зимнюю короткую студенческую сессию.
Учёба мне давалась легко,учиться было интересно и увлекательно.Да и  преподаватели были просто замечательные.На первом курсе особенно запомнились преподаватели Болезнев и Кузьмина.Если,конечно,эти фамилии я сегодня не переврал,ведь с тех пор минуло сорок пять лет!Но мне очень нравились их лекции. Лекции Болезнева по истории СССР,Кузьминой по археологии и истории древнего  Востока,по истории древнего Рима.Позже мне нравились как излагали материал преподаватели: Чернышевич – по истории средних веков,и как он проводил практические занятия,профессор Марков Николай Тимофеевич– по истории КПСС,супруги-доценты Крутиковы и Плотников– по истории СССР,профессор Ашурков – по историографии,Минская – по психологии.Да и другие преподаватели были в своих дисциплинах довольно сильны. Но особенно нравилось мне как читала свои лекции по новейшей истории преподаватель Сиводедова. Как её звали забыл,а вот фамилию отчётливо помню. Запомнил навсегда. Прекрасно читала она лекции по истории Англии и Франции,с их революциями,кромвелями,дантонами,маратами и робеспьерами, жирондистами и якобинцами, санкюлотами и «бешенными», жаками ру и наполеонами. Это была полная женщина уже,в то время,довольно преклонных лет. У неё муж тоже был историком и преподавал тоже в нашем же институте. Когда она,входила в аудиторию,то брала стул и летом всегда садилась к раскрытому окну и,глядя в него,начинала говорить.И перед нами разворачивались бурные страницы западноевропейской истории.Да так разворачивались,что мы даже забывали писать свои конспекты,а слушали её как заворожённые,затаив дыхание и раскрыв рот.Вот это и был настоящий историк,говорили,что они с мужем долгое время преподавали в Ташкентском университете и не так давно переселились в Тулу.
Но вот именно с ней у меня произошёл довольно курьёзный и неприятный случай, казус, который чуть-чуть не принудил меня бросить институт.Именно о Сиводедовой ходила по институту байка,такая вот страшная присказка:встречаются два студента, и один у другого спрашивает:«Ну,как учёба?Как сдаёшь?».«Нормально,«хвостов» нет…». «Ничего,до Сиводедовой дойдёшь,остановишься!». Говорят,что к ней сдавать «хвосты» ходили даже дипломники с пятого курса.            
А случилось тут следующее:на одно из таких её семинарских занятий я не только опоздал,но и не удержавшись чихнул.На что Сиводедова выпроводила меня из аудитории со словами:«Я не собираюсьсобирать вирусы гриппа со всей Тульской области!..».И потом стала не допускать меня ни к одному семинарскому занятию, отказывалась принимать потому у меня и зачёты.А как известно,без принятых зачётов не могло быть т речи о сдаче экзаменов.Вот потому-то я и добился аудиенции у Сиводедовой,объяснив ей,почему я ни разу не сдавал её зачёты. И она, недоверчиво посмотрев на меня и снизойдя,в таком случае,сказала,что экзамен она у меня примет,но только у себя дома,назвав мне тут же свой адрес. 
Тогда это меня несколько обидело,ведь у нас в Туле я не слышал,чтобы сдавали экзамены на дому.Может быть,это было так заведено там,в Ташкенте? И я долго сомневался:ехать ли мне или не ехать к ней кназначенному часу? Ведь я ни в чём не был виноват,что она не допускала меня до сдачи зачётов и экзаменов!Тем более,что я даже не знал,где это в Туле находится улица Вознесенского? Но что же делать? Спасла меня и неприятную для меня ситуацию мама.Она с такой нежностью и мольбой посмотрела на меня,погладила по голове и сказала:«Езжай,сынок,езжай,я за тебя молиться буду! А то,что ты той улицы не знаешь,не беда!Возьми такси и оно тебя привезёт по адресу…».И в самый последний момент я поймал на Косой Горе такси,впрыгнул в него и таксист в момент домчал меня до нужной улицы,тем более что она находилась при въезде в Тулу,прямо с южной стороны,совсем недалеко от нашего посёлка.Почти что рядом с новыми корпусами пединститута.
Расплатившись с таксистом по счётчику,а это получилось совсем недорого,я пошёл по адресу.Дом её оказался всего в нескольких шагах от проспекта Ленина.У дома маячила какая-то фигура в милицейской форме.Оказалось,что это тоже студент-заочник,мой собрат по несчастью.Сиводедовой не оказалось дома,вот он её и ожидал.Она ещё пока не вернулась из ежедневного своего похода по магазинам.Так это ему всё сказали в её квартире.Так что нам пришлось её несколько подождать. Это мне даже оказалось на руку,не нужно самому ломиться в квартиру,да и вдвоём сдавать экзамен на дому уже не так странно.Предмет я хорошо знал.Во-первых,я с большим интересом всегда слушал её лекции,а память у меня была в молодые годы очень хорошая,да и сейчас на неё не обижаюсь.Во-вторых,я редко записывал её лекции,а большим увлечением не только её слушал,но также,как и художественную  литературу,читал с упоением учебники по истории. Вначале даже я и не стараясь что-то заучить и запомнить.Просто читал учебник,как художественную литературу.А вот второй раз,обычно перед самым экзаменам,я уже читал более внимательно, разделяя каждый век на полвека и определяя основные события в нём,сравнивая это время с происходящими событиями в других странах мира.Получалась стройная историческая картина не только в моей памяти,но и в моём воображении.Я и сейчас многое помню по векам и событиям,в том числе и главные все даты-вехи истории. Так что самого экзамена я не боялся,а вот его необычность вносило в меня какое-то смущение и некоторое унижение моего достоинства и молодой моей гордости.
Сиводедова подошла к дому с полными сумками продуктов,мы поспешили ей помочь и подхватили сумки. Не помню сейчас на каком этаже она жила в том большом пятиэтажном доме.Но помню,как поднимались мы с этой поклажей пешком по лестнице. Затем она впустила нас в квартиру,пригласила в зале присесть на диван,оставив нас на какое-то время одних,а вернулась к нам с пачкой экзаменационных билетов в руках,с листами писчей бумаги и двумя шариковыми ручками.Разложила всё это на журнальном столике,билеты «рубашкой» вверх,перемешала их и сказала:«Берите по билету…».И мы потащили свою судьбу.               
Я тут же его прочёл и начал писать на листочке тезизы будущего своего ответа, что-то там царапал и мой приятель по столь нашему необычному экзамену. Сиводедова молча понаблюдала за нами,затем ненадолго вышла в соседнюю комнату. Студент-милиционер молча показал мне свой билет и кивком головы указал на свой листок.Я взял его у него и набросал кратко суть ответов на означенные в его билете вопросы.На вопросы своего билета я уже давно ответил.Но вот вернулась и сама Сиводедова и начала допрашивать милиционера.Он отвечал,как мог,точно по моим записям.Погоняв его ещё немного по истории своими вопросами,Сиводедова отпустила его,поставив тройку.Пришло моё время отвечать.Тут Сиводедова несколько оживилась,видимо ей мои ответы-рассказы нравились и она вначале засыпала меня дополнительными вопросами,а затем взяла в руки всю колоду экзаменационных вопросов и,зачитывая их один за другим,внимательно слушала,что я говорю.Но вот  все билеты в её руке закончились и оказались они на столе.Тогда она удивлённо посмотрела на меня и сказала:«Не думала,что вы так хорошо знаете историю?!Надо бы поставить вам «отлично»,но я поставлю вам «хорошо»,так как вы сдавали экзамен не во время,не в аудитории,а у меня дома… ». Но я и этому был рад,понимая,как рада будет моему возвращению домой моя мама и тому,что я продолжу дальнейшую  свою учёбу.Прошло достаточно много времени с тех пор,давно нет уже моей мамы,но это экзамен и её переживания,и сама преподавательница Сиводедова запомнились мне навсегда.
А.Бочаров.
2016.