Легенда о Шалфее

Игорь Апрельский
Предисловие

ШАЛФЕЙ (САЛЬВИЯ) -  (лат. «Salvia») от слова salvus - здоровый, спасающий, излечивающий. В русском языке лекарственное растение и пряность принято называть шалфеем, а его декоративные виды  сальвией. Видов шалфея на земном шаре не меньше, чем душицы, и систематика их не меньше запутана. Но лишь один вид Шалфей лекарственный (Salvia officinalis) возделывается как лекарственное и пряное растение во многих странах. Родина шалфея - восточное Средиземноморье: Греция, Турция и Сирия. В естественных местах обитания шалфей растет на сухих известковых горных склонах, поднимаясь в горах до высоты 1800 м над уровнем моря. Народные названия: священная трава, благородный шалфеей, королевский шалфеей, крестовый шалфей, салатный лист, бабка, буквица синяя, васильки полевые, кокиш, кукуруза, матушник, медовка, медунки, подсвитух, свинушки, самосей, сокирки и шальвия. В Украине и в Крыму культивируется в специализированных хозяйствах и разводится в садах и огородах, как шалфей лекарственный, так и мускатный. В окрестностях Симеиза на южных солнечных склонах над старой Севастопольской дорогой иногда встречается шалфей лекарственный. На вид он грубоват - с широкими листьями и сильным цветоносом, увенчанным кистью фиолетово-синих цветков. Сорвешь стебель, и чем больше вялятся на солнце цветки, тем крепче становится источаемый ими запах. Кажется, даже во рту у тебя становится приторно-сладко. Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота. Римляне славились особой заботой о гигиене тела. Знаменитые древнеримские термы (бани) представляли собой целый город, в котором многие горожане проводили почти всю жизнь. Этот город включал в себя здания бань - парильни, массажные и косметические салоны, плавательные бассейны, игровые площадки для физических упражнений, библиотеки, а также столовые. Травяные ванны из шалфея высоко ценились в Древнем Риме, и некоторые римляне утверждали, что лучшего для здоровья человека ничего нет. Уже в то время водный настой листьев шалфея был широко известен как «греческий чай».
В медицине. Препараты шалфея используют как успокаивающее, кровоостанавливающее, антисептическое, противо¬воспалительное, дезинфицирующее, мягчительное, спазмолитическое, отхаркивающее и ранозаживляющее средство. Они уменьшают выделение молока у кормящих матерей, повышают секреторную активность желудочно-кишечного тракта, уменьшают образование газов, способствуют уменьшению сахара в крови, стимулируют выделение желудочного сока. Наружно их применяют для предупреждения выпадения волос. Часто используют как средство борьбы с бесплодием. Препараты очень активны против стафилококков, стрептококков и другой грамположительной микробной флоры. По этой причине они оказывают положительное действие при лечении гноя ран, язв и воспалении кожных покровов. Настой шалфея укрепляет нервную систему, улуч¬шает обмен веществ, нормализует половую функцию, снимает дрожание рук. Его эффективно используют при параличе, плохой памяти, как общеукрепляющее и сосудорасширяющее средство. Настой шалфея является эффективным средством для полосканий при воспалительных процессах полости рта и горла, ангинах, катарах дыхательных путей, простуде, кашле, бронхиальной астме, туберкулёзе лёгких, кровохарканьи, удушье.
В кулинарии. В качестве пряности у шалфея используются только мохнатые серо-зеленые листья, которые обладают пряным запахом и своеобразным горьковатым пряно-вяжущим вкусом. Так как запах свежих листьев шалфея довольно сильный, добавляют их в небольших количествах в омлеты с сыром и зеленью, к шашлыкам, особенно из свинины и баранины, рубленому мясу и мясным начинкам, домашним колбасам, почкам, дичи и ветчине. Куриная печень с шалфеем станет деликатесом и приобретет пряный вкус. Листья шалфея сегодня применяются в кулинарии в основном в странах Средиземноморья, и несомненно, основным потребителем шалфея является Италия. Итальянцы главным образом добавляют шалфей в блюда из птицы, кролика и телятины - saltimbocca alla Romana возможно самое известное из таких блюд. В горных областях Центральной Европы свежие листья шалфея, держа за черешки, обмакивают в кляр и жарят во фритюре. Шалфей - сильная специя и всегда доминирует в смесях, поэтому смешивание шалфея с тонкими ароматами нежных трав не целесообразно. А вот мощные майоран, душица, тимьян и розмарин – вполне удачные компаньоны для шалфея.
В старинных легендах о шалфее говорилось как о продлевающем жизнь. На юге Европы шалфей получил название «священной травы». В Англии рассказывают о человеке, который питался только хлебом, маслом и шалфеем и прожил около 150 лет. В средние века шалфей воспринимали как панацею, лекарство от всех болезней. Более широким спектром применения, чем шалфей не пользовалось ни одно из известных средневековым алхимикам лекарственных растений. Невероятный ажиотаж вокруг шалфея породил немало всевозможных легенд об этом растении, ему приписывались магические свойства. В то время трава широко применялась в оккультных целях колдунами и ведьмами. Насколько известно, алхимики использовали шалфей для получения «философского камня» - так называли многие ученые мифическое вещество, обладающее способностью превращать любые неблагородные металлы в золото. Если верить легендам, шалфей применялся для повышения плодовитости женщин ещё в Древнем Египте. Его положительное влияние на способность к продолжению рода отмечают и многие современные дамы. Однако самолечение шалфеем вместо долгожданной беременности способно привести к кисте яичника и последующему долгому и нерадостному хождению по врачам. Замеченные и оцененные еще в древности природные свойства шалфея породили немало всевозможных поверий о нем. В Древнем Египте после опустошительных эпидемий и длительных войн, жрецы раздавали шалфей бесплатно. Женщин, особенно молодых, в обязательном порядке заставляли пить заваренный шалфей - для того, чтобы увеличить население. Считалось, что достаточно посадить у себя в саду шалфей, чтобы продлить жизнь. Славяне считали шалфей волшебной травой и верили, что мазь, приготовленная из шалфея, сорванного в ночь на Ивана Купала, имела силу превращать человека в любое животное и уносить его через печную трубу. Чтобы защитить свой дом от нечистой силы, крестьяне зарывали под порогом старый носок, наполненный шалфеем. А чтобы обрести мудрость и  оградить себя от дурного глаза, носили на шее небольшой мешочек с ним. По поверьям, шалфей помогал установить связь с умершим. Для этого во время похорон  его веточки клали на могилу. Этим человек показывал душе умершего, что его  никто не забыл, о нем помнят, любят и почитают его. Шалфей, как и все мясистые растения, даже, когда его вырвали из земли, еще довольно долго остается живым. Отсюда - поверье о способности шалфея оберегать путешествующих. Его побег вешали на кухне, когда кто-то из семьи отправлялся в путь. Считалось, что пока не завянет шалфей, с отсутствующим ничего не случится.
1.Английская легенда гласит о том, что некий человек всю жизнь питался только хлебом, маслом и шалфеем и прожил около 150 лет.
История, произошедшая в Молдове. Крестьяне, выращивавшие шалфей мускатный (salvia sclarea), многие годы вывозили отходы переработки шалфея в поле и оставляли их там догнивать под дождями, а весной остатки запахивали в почву. Почва не знала истощения, вода в лужах зимой стояла тёмно-зеленая. Однажды две лошади заболели туберкулёзом. Ветеринары уже совсем было махнули на них рукой, и лошади без присмотра паслись на опустевшем с осени поле, купались в лужах с шалфейным настоем. Потом люди вдруг заметили, что лошади не то что ходить стали легче, а что даже и резвость у них появилась. Ветеринар осмотрел лошадей - туберкулёза, как не бывало…
2.В подтверждение магических свойств волшебной травы история рассказанная преподобным пастором Дж.Г.Пенни. У знатной женщины была служанка, которой она приказала погадать на суженого. И вот служанка, по приказу своей хозяйки, вышла в полдень в день Св.Марка в сад и стала при каждом ударе колокола, срывать по одному лепестку шалфея. Когда колокол ударил в последний раз, хозяйка воскликнула: «А сейчас подними глаза и гляди, увидишь ли своего будущего мужа?» Женщина взглянула вверх и ответила: «Нет, я вижу только хозяина, который идёт по подъездной аллее». Услышав это, хозяйка упала в обморок, так как сама она ничего подобного не увидела. В действительности её супруг вернулся домой только час спустя. Удивительное случилось спустя месяц-два: хозяйка умерла от лихорадки, а её муж женился на служанке.
3. Один из видов сальвии (Salvia divinorum) или Шалфей предсказателей, был привезен в Европу лишь  в ХХ веке. Тайну этого цветка и его местонахождение тщательно хранили аборигены Мексики. И если бы индейцы не подарили учёным веточку цветущей сальвии, то мы бы и по сей день, вероятно, не знали бы о ней. О том, как появился на земле этот чудесный цветок, рассказывает древняя индейская легенда.
В давние времена в одном селении жила красавица Сальвия. Одета она была всегда в алую рубашку и зелёную накидку, а волосы ее украшала лента, расшитая яркими цветами. Она умела не только лечить травами, но и предсказывать будущее, глядя на огонь. Всем девушкам нагадала она женихов, а себе не смогла, хотя и много раз пыталась. Огонь хранил от нее эту тайну: он полюбил Сальвию и не хотел, чтобы она выходила замуж. Раз собрались девушки в лес за ягодами. Погода стояла чудесная, но вдруг поднялся сильный  ветер и принёс запах гари и дыма. Неожиданно, на опушку выбежал юноша, он был знахарем в соседнем племени, имя его было Шалфей. Сальвия сердцем почувствовала, что это и есть ее суженый. Ветер гнал огненные языки по следу Шалфея. Сальвия приказала огню остановится, и языки пламени немного утихли. Пара встретилась и не могла оторвать взгляда друг от друга. Тут огонь  снова вспыхнул  яростным пламенем. Он наступал, и влюбленные отходили все дальше в лес. Больше никто не видел Сальвию. Однажды, гуляя по лесу, девушки из племени увидели необычное растение, цветы которого были точь-в-точь, как те, что были вышиты на ленте их пропавшей подруги. Цветок заговорил: «Я - дочь Сальвии, она живет далеко, в стране Заходящего солнца». Молодые индианки наклонились к цветку, чтобы погладить его, и на ладошки им упали маленькие семена. Они  решили, что это послание от Сальвии, взяли семена и, вернувшись  в селение, посадили их, а выросший цветок назвали сальвией.

Нетерпение нарушу,
Отвлеку от прочих тем.
Миф-легенду, друг, послушай,
Ждёт сегодня Вифлеем.

На старинном аналое
в тайном отблеске свечей,
Пахнет ладаном и хвоей,
За окошком снег ничей.

Напрестольный крестик прочно
Торжествуя здесь, лежит.
Наполняет образ сочно
тот зановогодний быт.

Ночью ветр играл этюды,
Снег кружил, вводя в искус.
Как рождественское чудо
Миру был явлён Иисус…

Отвлечёмся, друг, без плача,
Дню, открыв рассвета хмарь.
Римом древним был назначен
Иудеям Ирод царь.

Но того быть может хуже,
А могло ли хуже быть.
С оккупантами был дружен,
Всем стараясь угодить.

Храм возвёл, но против правил,
Бог забыт, как старый вол.
Императора же славил,
Храм он в честь того возвёл.

Когда Ироду случилось
Шестьдесят годков и пять.
Сыновья пришли в немилость,
Он прознал их дум «неглядь».

Те давно хотели власти,
И мечтали извести.
Только вот ведь есть напасти,
Сыновей уж не спасти…

В том году Иисус – «зарница»
РодилсЯ, явив «зарю».
Волхвы шли, чтоб поклониться
«Иудейскому царю».

В Вифлееме, где царь Ирод,
Как узнал то от волхвов.
Сразу сделал жёсткий вывод:
Трон ждёт уйма катастроф.

Был приказ в порыве бреда:
«Всё! Убить, да, поскорей!»
 
Но молчат волхвы, не предан,
Иудейский царь царей.

На молчание их грозно,
Заорал: «Убить, скорей!
Без разбора, два – вот возраст,
Вифлеемских всех детей!»

А у Ирода остались
Дочь и мальчик до двух лет.
Как узнали дети, сжались
В страхе, что спасенья нет.

И они уйти, решились,
Побежали в свете дней.
Царь послал погоню, тщились,
Не догнать пока детей.
 
Беглецы же догоняют
Матерь Божию с дитём.
Та, прикрывши, охраняет,
Иисуса светлым днём.

Дочка Ирода, поведав,
Попросила взять с собой.
Лик пустыни, словно в бреде
Им грозит большой бедой.

Вот пред ними вскоре поле,
Слышны крики редких птиц.
Матерь Божья чтит: «Доколе!», -
Пред цветами пала ниц.

«О, цветы, вы полевые,
Все вы вспоены дождём.
Солнцем вскормлены, живые,
Помогите! Мы вас чтём!
Слуги Ирода уж вскоре
Нас найдут - пощады нет! 
Ох, цветы и мама  - поле,
Спрячьте нас от этих бед?!»

Но головками кивают
в отрицание цветы.
Этим сердце разбивают,
Разбивают всклень мечты.

Вот меж дюн оазис, классно,
Розы с ликами цариц…

«Роза! Роза! Ты прекрасна!
Спрячь! Укрой нас от убийц!»

Но надменны эти Розы,
Отвечают им смеясь:
«Прочь ступайте, ваши слёзы
Не проймут нас убоясь.
Только воины узнают,
То, что я вам помогла,
Нас тотчас же растерзают,
Всем достанется от зла!»

Вновь бегут, стоят Гвоздики,
К ним Мария молвит глас:
«О, цветы, вы – многолики!
Ведь героям дарят вас!
Не откажете в спасенье
Вы младенцу, чтоб не лгать,
Нас укройте своей сенью,
Заклинаю вас как мать!»

А Гвоздики зло чтут стоя,
«Хоть и против мы войны,
Но ведь дарят нас героям,
Быть мы в свежести должны!
Не помятые, вкушайте,
И напоены росой.
Прочь! Ступайте, не мешайте,
Не тревожьте наш покой!»

Уж отчаялась Мария,
Только слышит робкий глас,
То ШАЛФЕЙ зовёт – стихия:
«Все! Идите к нам сейчас!
Здесь никто нас не лелеет,
Мы растём, как Бог подаст.
В наших зарослях ШАЛФЕЯ,
И искать не станут вас!»

Как сказали, враз прикрыли
Матерь Божию с дитём,
И детей, что рядом были,
Скрыв от глаз чужих плечом.

А от Ирода вояки,
Не заметили, прошли.

Лист, раздвинув цвета хаки:
«Мы, ШАЛФЕЙ, тебе должны!
Ты отныне (я толкую),
цвет любимый у людей!
Силу дам тебе такую,
Чтоб спасал от хвори всей!»

Лист посмотришь грубоватый
Цвет медовый – цветонос.
Он целебный и богатый,
Хватит всем на много доз.

Аромат с душевной хваткой,
А надкусишь сам Шалфей…
Враз во рту так нежно-сладко,
Словно скушал мёд-елей.

И глаза ласкает диво
Он как князь в своём двору.
То главой кивнёт учтиво,
То замрёт от счастья вдруг.

Горделивый, в фиолете,
Строен, молод и пригож.
Не тоскует он о лете,
Раз в букете так хорош!

*)И;род I Великий (ивр. h;рдос]; др.-греч.лат. Herodus [Хе;родус]; в русском языке - И;род от традиционной среднегреческой передачи; ок. 74;73 гг. до н. э. - 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) - идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40-4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов», «злого гения Иудейской нации», «готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям», и «величайшего строителя в еврейской истории». Его имя стало нарицательным для обозначения злого и жестокого человека.  Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь»
**)Вифлее;м (араб.Ба;йт-Ла;хм, Бе;йт-Ла;хм - «Дом мяса», ивр.Бе;йт-Ле;хем - «Дом хлеба», греч. лат. Bethleem, церк.-слав. Ви;лее;мъ) - город на Западном берегу реки Иордан, находящийся под военным и гражданским контролем Палестинской национальной администрации (зона А), столица палестинской провинции Вифлеем, в исторической области Иудея; центр паломничества и туризма. Расположен в 10 км к югу от Иерусалима, с которым фактически граничит. Площадь - 5,4 км;. Население - 24 949 чел. (2007). Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, почему почитается христианами как второй по святости после Иерусалима