Человек создан для счастья. Только счастье...

Александр Витальевич Прохоров
В связи с отмечаемым 20 марта Международным Днём Счастья предлагаю Вашему вниманию моё эссе на эту вечно жгучую тему:


«Человек создан для счастья. Только счастье не всегда создано для него»
                (В.Г.Короленко)

Сердце в груди
Бьётся, как птица
И хочется знать, что ждёт впереди,
И хочется счастья добиться…
 («Песенка Анюты» из к/ф «Весёлые ребята»)

Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куём мы к счастию ключи!
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
   («Кузнецы»)

«Почему ты думаешь, что должна быть счастливой?»  Этот отнюдь не риторический вопрос Аркадия Гайдара  (настоящая фамилия Голиков), обращённый к жене, приводится в её воспоминаниях…
Странно! Выходит, русскому писателю Аркадию Петровичу, чьи «произведения для детей отмечены доверительно-уважительной интонацией, знанием детской психологии, занимательностью сюжета, романтикой революционной борьбы», вроде, как  и невдомёк было, что:

«Не было бы счастья, так никто к нему бы и не стремился». (Foma 2)
И что - «Улизнуть от счастья невозможно». (Трушкин)

«За некоторой недоговорённостью, тревожно-таинственной нотой у Гайдара угадывается неблагополучие советской действительности». Напрашивается вопрос: вообще, советский классик, понимал ли  он достаточно глубоко, что:

«Мужское счастье где-то внутри женского»? (relax.ru)

«Сделать женщину счастливой очень легко…Только очень дорого».

Я вот не знаю, догадывался ли Аркадий Петрович, исследовавший «проблемы воспитания в духе идеалов нового социалистического общества», что
«Счастливый брак – это долгий разговор, прерываемый поцелуями?»

А главное чувствовал  ли он всеми фибрами души: «Женщина – это приглашение к Счастью»..?

С другой стороны, нетерпеливая жена Аркадия Петровича Голикова…Отдавала ли она себе отчёт в том, что:

«Счастье, как и начальник, никогда не опаздывает, а… задерживается»? (Трушкин)
«Для счастья мужчине нужна женщина, а для полного счастья – полная женщина?» (relax.ru)
«Иногда счастье сваливается так неожиданно, что не успеваешь отскочить в сторону». (Яцевич)
«От счастья лучше быть на седьмом небе, чем на седьмом месяце».
И, наконец, - царица мыслей:  «Счастье пучит, а беда крючит»…

Видите, есть и нечто общее, некая точка объединения  в этой неистовой борьбе минимумов и максимумов  противоположностей! «Глубокая магия заключается в умении вывести противоположности, предварительно найдя точки объединения». Так познаёшь Величайшие тайны Природы! (Д. Бруно)

А далее, продолжая разговор о счастье, неизбежно всплывает следующий  из классической линейки вопросов  журналистов (Кто? Что? Где? Когда? Почему?):

Где оно, счастье? Где оно, где?
Где оно, счастье? Где оно, где?

Вот главный вопрос, которым задаётся современный французский автор-исполнитель, певец, поэт и композитор  Кристоф Маэ.

Если  человек действительно создан по образу и подобию Божьему, если для Бога высшее счастье – видеть своих чад соделателями и сотворцами своих благих дел («яко без Мене не можете творити ничесоже»), то совершенно естественным представляется вынесенное в заголовок утверждение: «Человек создан для счастья».

В этом смысле прав Лев Толстой, писавший о том, что человеку «надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым».  И вновь обратимся к песне Маэ (Автор перевода — LaRousse):

Я дарил любовь, я просил милостыню,
Я ждал, когда наступит счастье.
Я пел песни, у меня рождались дети,
Я делал все как можно лучше.

Я обижался, я притворялся —
Мы делаем, что умеем.
Я делал глупости, это так, я устраивал праздник,
Я думал, что счастлив…

Однако возможность существования счастья («не родись сопливой, а родись счастливой!») и реальность для каждого конкретного человека  быть счастливым, согласитесь, это не одно и тоже…
Слушаем песню дальше:

Но бывают вечера, когда ты один,
Никто не звонит ни по телефону, ни в дверь,
Например, воскресные вечера, в полутьме,
Когда лежишь один в ванне, как дурак,

Пытаясь утопить, но она всплывает —
Эта чертова тоска, и тогда
Я пою себе свои лучшие песни,
Завтра будет лучше.

Где оно, счастье? Где оно, где?
Где оно, счастье? Где оно, где?

Как выяснилось, Герой песни «ухаживал за девушками, выделывал номера»,
Он «ждал, когда наступит счастье». Он даже «думал, что счастлив, но...»
Но каждый раз счастье вдруг ускользало из его рук…
Так что же такое счастье..? Что..?

Счастье — это свеча,
Не смейся слишком громко, а то задуешь ее.
Мы желаем счастья, да, мы желаем его,
Все хотят его обрести.

Но оно беззвучно,
Его не слышно.
Счастье дурачит нас,
Ведь его замечаешь, только когда его уже нет.

Где оно, счастье? Где оно, где?
Где оно, счастье? Где оно, где?

И пусть наш Герой приходит к выводу, что «конечно, счастье есть, оно здесь!», всё равно нет полной ясности, где оно это счастье – то ли в голове, то ли в сердце… То ли ещё где..?

«А счастье было так возможно, но пришёл соседский кот и съел всю сметану». (Трушкин).

Но вернёмся к идее счастья в высоком понимании этого слова.  Что здесь имеется в виду? Владимир Галактионович Короленко  отмечал: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта».  Заметьте, что в рассказе «Парадокс» это изречение  пишет… ногой  безрукий от рождения калека!

В наши циничные времена любитель  стёба, думаю,  непременно примет вызов, вставит свои пять копеек и перелицует названную сентенцию в пошловатый, нэповский  перл типа:

«Человек создан для счастья, как птица для…бульона (духовки)».

Чуть возвышеннее будут владельцы-индивидуалисты заполонивших наши города (особенно  обе столицы - Москву и Санкт-Петербург) автомобилей. Они-то знают, что:
«Рекорды скорости рождаются в погоне за счастьем».
Кто-то из автомобилистов (в глубине души инженер человеческих душ) допускает нетривиальную мысль, что «Человек создан для счастья, как «Вольво»  (или Феррари, Ролс-Ройс, Аурус…) для хорошей езды».
Впрочем, есть одна проблема: «Счастливые ментов (гаишников) не замечают».
Для молодых влюблённых есть другая проверенная жизнью формула. К сожалению, тоже срамная:
«Счастливые трусОов не замечают (не надевают)».

Кто же, как вы считаете прав: русский писатель-гуманист Владимир Короленко или любитель стёба? Или, может быть, кто-то третий...?

Как бы там ни было, выходит, столь ценимое в современном обществе физическое здоровье вовсе не обязательное условие счастья.  Инвалид, но сильный духом человек может быть вполне счастливым. Примеров тому в реальной жизни достаточно. Вот симптоматичный заголовок одной из статей в Интернете:
«Белорус без рук и без ног научил новосибирцев жить счастливо».
Читаем:
«Мотивационного оратора Алексея Талая называют белорусским Ником Вуйчичем. Мужчина лишился обеих ног и рук, подорвавшись в 16 лет на мине времен ВОВ. О том, как быть счастливым в любой ситуации, бизнесмен и отец троих детей рассказал новосибирцам в Большом зале кинотеатра Победа... Бизнесмен, отец троих детей, пловец паралимпийской сборной Алексей Талай из Минска уже более 20 лет живет без ног и рук. Но он упорен в своём стремлении: «Я буду двигаться вперёд!»

А знаете ли вы, что у нас в России в XIX веке тоже жил мужчина, который, подобно легендарному Нику Вуйчичу, сумел стать богатым и счастливым, несмотря на отсутствие рук и ног? Звали его Николай Кобельков. Он родился в селе Вознесенское, рос в большой семье, имел 16 братьев и сестер. Родители с детства воспитывали его, как здорового. Он научился ходить, писать культей правой руки, получил образование. Сын уральского купца Николай Кобельков для конца XIX века сделал практически невозможное: стал успешным артистом цирка.
На выступлениях он только с помощью рта! вдевал нитку в иголку, развязывал сложные узлы и даже поднимал человека! У Кобелькова с женой родилось 11 детей! Он был не только успешным артистом, но и предпринимателем. Организовал свой парк аттракционов, приносивший семейству Кобельковых значительный доход.

Уже упомянутый дважды Ник Вуйчич – австралийский мотивационный оратор, мультимиллионер, меценат и писатель. Уникален тем, что добился всемирного признания, невзирая на то, что родился с редким наследственным заболеванием (синдром Тетраамелец) без рук и без ног.

Что объединяет всех этих героев? Прежде всего, - вера в свои силы, вера в себя.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло». (Жуков)
Послушаем авторитетное мнение из прошлого:

 «Для счастья человека необходимо, чтобы в душе он был верен самому себе».  (Пейн)

Во-вторых, эти героические люди не замыкались в себе, но готовы поделиться своими достижениями и душевным теплом с другими людьми.

Не случайно же Маяковский восторженно писал:

«Я себя/советским чувствую/заводом, вырабатывающим счастье».

Может быть, и был прав Дидро, когда утверждал, что «самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»?

Как выясняется при чтении их биографий, ещё один важнейший объединяющий наших героев фактор – брак и семья.

«Счастливая семейная жизнь – это досрочный рай». (Бауринг)

А «Дети – это мост, ведущий в рай», - утверждает персидская поговорка.

«Брак – величайшее счастье на Земле, если он основан на полной гармонии».
(Дизраэли)

«Самое счастливое время в моей жизни – это те немногочисленные моменты, проведённые в кругу моей семьи». (Томас Джефферсон)

Но «досрочный рай», оказывается, немыслим без  регулярных целенаправленных усилий со стороны человека. Как заметил Моруа:

«Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день».
Дополнительного разъяснения, на мой взгляд, требует парадоксальная мысль Джорджа Бёрнса:
«Счастье – это иметь большую, любящую, заботливую, сплочённую семью в другом городе».

Неужто разгадка в неблагопристойной мысли Б.Нормана о том, что:
«Счастье не в любви, а в тщательно продуманной конспирации»?

 Как бы там ни было, никогда не надо терять присутствие духа. В  развязной и разухабистой форме в русле Камасутры (учит, что безвыходных положений не бывает) эта мысль звучит так:

«Ты думала, что это сложно.
Ты думала, что я слабак.
А счастье было так возможно.
И так возможно, и вот так.»  (boom)

В общем, осущим наши бокалы во имя многовариантности  счастья:

«Если хочешь быть счастлив всю жизнь, будь здоров!»
«Если хочешь быть счастлив один день – напейся!»
«Если хочешь быть счастлив один месяц – женись!»
«Если хочешь быть счастлив  одну минуту – покури!»
Но при этом, конечно, не забывай предупреждения Минздрава!
 
А как правильно понять знаменитую философскую апофтегму Льва Толстого:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

Неужели у счастливых семей, как и у несчастливых, нет своих «скелетов в шкафу»? Ведь есть же поговорка «У каждой семьи есть свой скелет в шкафу». И могут ли в принципе все «скелеты» как счастливых, так и не очень счастливых семей быть похожи друг на друга..?

Интересно: разделял ли Толстой  точку зрения, что «если хотите быть счастливым, не женитесь до 70 лет»? Было ли ему близко мнение, что «Лучше сделать счастливыми многих мужчин, чем сделать несчастным одного»?
Озаряла ли когда-нибудь его шальная мысль, что «Любовь – это трагедия со … счастливым началом»..?
Верно ли озарение анонима, что «если на свете так мало счастливых браков, то лишь  потому,  что девушки гораздо больше внимания уделяют плетению силков, чем строительству клеток»?

Вопросы, вопросы, вопросы…

Николай Кобельков, Алексей Талай, Ник Вуйчич…

На примере этих и других мужественных людей лучше понимаешь смысл выражения, что «человек – сам творец своего счастья».

Если по-народному, то «человек сам пипец своего счастья!»

Не всем, однако, по плечу эта ноша:

 «Говорят, каждый человек – кузнец своего счастья. Пожалуйста, отнимите у меня кузню…»
А Шекспир идёт ещё дальше, утверждая, что «Счастья целиком без примеси страданий не бывает».
Другими словами: «Хочешь быть счастливым, научись сперва страдать».

Ему как бы вторит, развивая мысль, Шоу: «Жизнь из сплошного счастья! Ни один живущий на Земле не сможет выдержать такого».

«Хронического счастья так же нет, как нетающего льда», - предупреждал Александр Герцен.

Счастье — это свеча,
Не смейся слишком громко, а то задуешь ее…

Вообще, читая мировую литературу,  создаётся впечатление, что важно даже не само счастье, как стремление к нему. Послушаем  Фейербаха:

«Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью – это стремление стремлений».

Кажется, я намёк понял:
«Счастье – это не станция, на которую вы прибываете, это манера путешествовать.» (omen)

В одном из писем Данте настаивал на том, что целью «Божественной комедии», а она была завершена аккурат 700 лет назад! - «вырвать живущих из когтей бедности и вести их к счастью».
И как тут не вспомнить лозунг «Большого скачка», одобренный в мае 1958 года на 8-съезде Китайской компартии:
«Десять лет упорного труда – десять тысяч лет счастья.»

Китайские коммунистические лозунги неожиданно напомнили недавние
патетические призывы известного «берлинского пациента», претендующего чуть ли не на роль «нового Ленина» и на получение Нобелевской премии. В последнем слове в Мосгорсуде по делу «Ив Роше» он, «конь педальный»,  восклицал:

«Русскую литературу откройте, одни описания несчастья и страданий. Россия должна быть счастливой, Россия будет счастливой!» (Навальный)

Ну, вы уже поняли: придут добрые дяди, скинут злых, вот тут мы и заживём счастливо! Прекрасно! Вот только историческая память напоминает нам:

«Чтобы сделать человека счастливым, надо у него всё отнять, а потом немножко дать.» (relax.ru)

Сегодня радикальный революционный лозунг многим (но, увы, не всем!) кажется столь же наивным, как и ожидания, о которых в  одной из своих «Записных книжек» писал Илья Ильф:
«В фантастических романах главное это было радио. При нём ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

Кстати, счастья, похоже, не прибавилось и с появлением ТВ, Интернета, социальных сетей, великого множества наисовременнейших гаджетов типа смартфонов, ноутбуков, планшетов и т.д.

Мы имеем дело с парадоксальной ситуацией! На октябрь 2020 года глобальной сетью пользовались 4,66 миллиарда жителей по всему миру. Между тем у каждого второго жителя Земли нет нормального туалета.  Интернет оказался доступнее, чем смывной бачок и туалетная бумага. Жители проблемных регионов справляют нужду под ближайшие кусты, а потом берут в немытые руки… смартфоны!

Уж не над подобными ли эрзацами счастья и паразитирующих на них политиканах в начале 70-х провидчески иронизировали Стругацкие в их «Пикнике на обочине»? Вспомним заключительные слова повести:
«Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!»
Так мы приближаемся как бы к максимально высокой планке в человеческом понимании счастья. По мысли Бабёфа,  «целью общества является всеобщее счастье».
Но, увы, «мир любит привкус зла».  Желая реализовать такую, казалось бы, благородную цель, у многих появляется поистине дьявольское желание «Железной рукой загоним человечество к счастью».

Существует ошибочное представление, будто это изречение было вывешено в Соловецких лагерях. На самом деле, это – текст памятной доски, установленной в 1918 году,  согласно плану монументальной пропаганды, на здании Румянцевской библиотеки в Москве.

Кстати, в письмах А.В. Луначарскому Владимир Короленко, хотя за причастность к революционному движению и был царскими властями сослан в суровую Якутию (1881-84 гг.), мужественно критиковал революционный террор после 1917 года.

Похоже, ответной реакцией на упомянутое выше желание «железной рукой загнать…» являются отрезвляющие строки Бориса Пастернака:

Иль я не знаю, что, в потёмки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я - урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста.

Как и в большой политике, в области поиска счастья вульгарная арифметика не срабатывает. Почему?  Не потому что силы Добра и Зла борются за каждую душу? И разве не утверждается в Священном Писании, что и горстка праведников в состоянии спасти наш захлёстываемый кризисами (один  хуже другого) гибнущий мир?

В «пустом счастье ста»  есть, как мы видим, признание права человека на ошибку. Но не  будем забывать, что свобода выбора действий человека дарована самим Творцом.

Каждый из нас ежеминутно делает выбор из множества возможных действий. И не всегда этот выбор – наилучший путь к счастью.  Нередко – наихудший.
Одновременно надо признать, что путь к сотворчеству с Богом очень и очень непрост. Не случайно гениальный Леонардо да Винчи отмечал:

«Счастье достаётся тому, кто много трудится».

О том, как легко даются поэту его строки с иронией писал Сергей Есенин:

«Зачем дураку знать, что стихи писать, как землю пахать: семи потов мало».

Словом, по меткому замечанию Руфани, «Счастье в воздухе не вьётся, трудом даётся».

И ещё один существенный момент. Нельзя найти своё собственное счастье, «не стараясь о счастье других».

«Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других», - писал  Сухомлинский.

Повышая градус и углубляя тему, Антон Чехов:

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

Патриотично  звучат на эту тему слова  Карамзина:

«Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству».

Как за 10 лет до моего рождения, в 1949 году, пелось в написанной только что  популярной песне «Вернулся я на Родину»:

«Была бы наша Родина богатой да счастливою, а выше счастья Родины нет в мире ничего!» ягкая

Возьмём, к примеру,  Данию. Она уже много лет находится в тройке стран « с самым счастливым населением». Отличный показатель! Но  зачем датчане вывесили советские плакаты счастья в открытом в 2020 году в Копенгагене  Музее Счастья (The Happiness Museum)?  Музей находится в подвальчике, маленький и тесный. Здесь много схем и диаграмм, но сравнительно мало артефактов. Вот, пожалуйста, выражения датского счастья-«хюгге»: свечи, хорошая книга, хорошая музыка, удобная мягкая одежда и сладости. Билет для прикосновения к счастью стоит 95 крон, примерно 1160 рублей.

Филологически и этимологически  слово «счастье»  состоит из приставки SЪ (от древнеиндийского SU- “хорошо, благо») + часть (доля, земельный участок и даже наследство). Таким образом, счастье = «хорошая часть, такая, какая мне нужна»…
 
Упомянутый в самом начале Аркадий Гайдар-Голиков в своём знаменитом рассказе «Чук и Гек» писал:

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

Другими словами,  счастье, полагаю, сопутствует не малодушным, не эгоистам. Счастье сопутствует трудолюбивым, отважным, жертвенным, патриотично настроенным людям. Но, увы, далеко не все люди соответствую этим высоким критериям. В этой связи вспомним великого Данте, писавший о зыбкости нашего земного бытия:

«О род людской, чтобы взлететь рождённый, тебя к земле и ветерки гнетут».

Опять же в уже знакомой нам французской песне о счастье поётся: 

Счастье — это свеча,
Не смейся слишком громко, а то задуешь ее.
Мы желаем счастья, да, мы желаем его,
Все хотят его обрести.

Но оно беззвучно,
Его не слышно.
Счастье дурачит нас,
Ведь его замечаешь, только когда его уже нет.

Отсюда – сформулированная тоже в заголовке антитеза в противовес тезе нашей темы: «Только счастье не всегда создано для него». Кого?  Думается, для ещё недостаточно зрелого и не заслужившего счастье человека.

Но, с другой стороны, чтобы заслужить счастье, совсем необязательно совершать подвиги и великие дела. Для большинства  людей, похоже, достаточно научиться искренне ценить  «маленькие радости», например, луч восходящего солнца, дуновение свежего ветра, запах садовой сирени… Из глубины столетий к нам взывает Аврелий:
«Помните об этом: очень немного нужно, чтобы сделать жизнь счастливой».

И всё же это «очень немного» - это что?

Поясняет Чалмерс:
«Великие составные части счастья – иметь чем заняться, что любить и на что надеяться.»
Эпикур уточняет:
«Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы».

А есть и такие, кто сводит счастье к минималистской потребительской формуле «Счастье есть!», имея в виду счастье гурмана …кушать, наслаждаясь вкусом еды.
«Счастье есть, оно не может не есть!» (Fomenko)
Дальше – больше:
«Счастье – есть, и пить – тоже счастье.» (meet)
«Счастье есть, не есть – вот несчастье». (boom)
«Счастье, может, и не в еде, только какое может быть счастье на голодный желудок?»

Для обретения счастья необязательно ехать за тридевять земель. Оппенгеймер:

«Глупый человек ищет счастья на стороне, мудрый взращивает его у себя под ногами».

Похоже,  этот вывод подтверждает и знакомство со сказкой «Сумияки-тётдзя» («Угольщик-богач»). Это типичный образец японской сказки  со счастливым концом:
Далеко в горах жил бедный угольщик. Однажды к нему пришла прекрасная. женщина из хорошей семьи и попросила его жениться на ней. Вначале он ответил отказом, ссылаясь на свою бедность. Но женщину это не беспокоило, и она всё ещё очень хотела выйти замуж. В итоге они сыграли свадьбу, и на следующий день женщина дала угольщику кобан (старинная овальная золотая  монета), чтобы он купил еды. Так как угольщик никогда не видел золота и не знал стоимости этой монеты, он спросил: «Что это? Как я могу купить что-нибудь на это?» Выслушав объяснения жены, он рассказал ей, что много такого золота лежит вокруг печи для обжига угля. И так как это было правдой, молодожёны стали богачами».

Говоря о судьбе, роке, провидении, важно иметь в виду отрезвляющее предостережение Кина Хаббарда:

«Масса людей путают плохое ведение дел и предначертания судьбы».

Приближаясь к концу,  как не вспомнить слова Стендаля:
«Красота – это обещание счастья».

Хочется верить, что с ним, с счастьем, неразрывно связано знаменитое обещание-пророчество Достоевского, что «красота спасёт мир».

Опираясь на эту надежду, важно не забывать уроков жизни мудрых людей. Таких, например, как участник Второй мировой войны (служил стрелком на военном самолёте) некий американец Хэнк. Вот что вынес из общения с ним автор опубликованных в интернете воспоминаний:
«Он научил меня, что счастье - это не то, что можно просто найти. Это побочный продукт хорошо прожитой жизни. Когда все подходит к концу, все, что у вас есть, - это ваш опыт и истории, которые согревают вас. Чем больше времени вы потратите на погоню за деньгами, тем меньше у вас будет историй и опыта, следовательно, будет меньше счастья.
Я встретил много людей, работающих в доме престарелых, и нам легко разделить их на две категории: «Счастливые» и «Грустные».
Я понял, что счастливые жили разнообразной жизнью. Они работали на разных работах, жили в разных местах, рассказывали интересные истории».
Заметьте: у слова «счастье», в отличие от «несчастья», нет множественного числа, зато есть бесчисленное множество значений!
Страшные зануды по жизни, коих много, наверняка и здесь найдут что возразить:
«Верю, что не в деньгах счастье, но хочется убедиться самому».
 Или:
«Деньги счастья не приносят, но укрепляют нервную систему».
«Не в деньгах счастье, а в мужчине с деньгами».
Для кого «наглость – это (второе) счастье, а совесть – это роскошь», закричат во всю глотку:
«Если ваше счастье не в деньгах, то шлите их мне».
Самые отчаянные и грубые пессимисты проворчат сквозь гнилые зубы:
«Нет в жизни счастья, как в «киске»… зубов».
Будут и такие: «Отказался от счастья, узнав, что оно не в деньгах».
Что делать?  Они ж привыкли всю жизнь твердить:
«Дай, Джим, «на лапу» счастье мне…»
Оскару Уайльду в силу его характера представлялось:
«Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы».
Эту зависимость между добром и счастьем Белинский формулирует иначе:
«Кто всегда весел, тот счастлив, а кто счастлив – тот добрый человек».
Об особой ценности весёлого нрава для обретения счастья писал и Шопенгауэр:
«Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью весёлый нрав».
Дорогой Читатель, а ты согласен с каким-нибудь из этих утверждений?
И дополню мои размышления на многогранную тему Счастья словами Александра Пушкина:

«Говорят, что несчастье хорошая школа, может  быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

Да, вопрос о счастье совсем не так прост. В «Туманной Андромеде» Иван Ефремов даже предложил создать Академию Счастья. Ибо никакой другой цели у человечества быть не может (Борис Марков).
Или может?
«Счастливые люди всегда казались мне какими-то примитивными»
«Лучше быть несчастным Сократом, чем довольной свиньёй» (Дж. Ст. Милкс)

Но прочь, прочь сомнения! Как бы там ни было, пожелаем всем нам успешно окончить всякого рода  Университеты и Академии Счастья! Как пелось в известной песне:

«Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом»

Нашу песню неожиданно, как это бывает в наших снах, сменяет незабываемый хит Аль Бано и Ромины Пауэр «Феличита» («Счастье»)  /перевод https://lyricstranslate.com/:


Счастье - это держаться за руки,
Идти в далёкие дали.
Счастье — это твой невинный взгляд
Среди толпы людей.
Счастье — это оставаться рядом, как дети,
Счастье, счастье...
 
Счастье — это пуховая подушка,
Речная вода, которая утекает,
И падающий дождь
За занавесками.
Счастье — это тушить свет,
Чтобы помириться.
Счастье, счастье...
 
Счастье — это бокал вина с кусочком хлеба,
Счастье — это оставлять тебе записку в ящике,
Счастье — это петь дуэтом,
Как мне это нравится!
Счастье, счастье...
 
Ты чувствуешь в воздухе
Уже парит наша песня о любви,
Как мысль, которая знает о счастье.
Ты чувствуешь в воздухе
Тёплый луч солнца,
Как улыбка, которая знает о счастье.
 
Счастье — это удивительный вечер,
Зажжённая луна,
Играющее радио,
Записка с поздравлениями,
Полная сердечных пожеланий.
Счастье — это неожиданный звонок.
Счастье, счастье...
 
Счастье — это ночной пляж,
Резвящаяся волна.
Счастье — это рука на сердце,
Полная любви.
Счастье — это ожидание зари,
Чтобы повторить всё это снова.
Счастье, счастье...
 
Ты чувствуешь в воздухе
Уже парит наша песня о любви,
Как мысль, которая знает о счастье.
 
Ты чувствуешь в воздухе
Тёплый луч солнца,
Как улыбка, которая знает о счастье.
 
Ты чувствуешь в воздухе
Уже парит наша песня о любви,
Как мысль, которая знает о счастье.

                ***
“Felicita’ in questa casa”
И да будет счастье в Вашем доме!

P.S.
«Концов счастливых не бывает. Если счастливый –
                это не конец..!»
               
                Х Х Х