Циклы в истории России. Введение в тему

Нина Смородина
Введение.

     Когда мы пишем свою биографию, мы перечисляем последовательность наиболее значимых для нас событий нашей жизни: родился, учился, женился, родились дети, служил, работал, получил награду, переехал на новое местожительство, то есть мы пишем свою личную историю.  Как говорил мудрейший Соломон: «Всему свое время, время разбрасывать камни и время собирать». Обычно, в 6-7 лет начинаются «школьные годы чудесные с дружбою с книгою, с песнею...», в 14-15 лет — первые влюбленности, начинают «играть» гормоны, появляется интерес к противоположному полу, первая рефлексия. В 21 год начинается карьера, приобретается собственный социальный статус, к 30 годам, как правило,  появляется своя семья, дети.  А дальше, как поется в одной хорошей песне, «вновь мы с ними пройдем детство, юность, вокзалы, причалы. Будут внуки потом, все опять повторится сначала».
     Жизнь как скорый поезд мчится вперед, но по расписанию. В определенное время прибытия и отправления. Есть станция «Товарная» и станция «Сортировочная», станция «Детская» и станция «Школьная», станция «Рабочая» и станция «Отдых», есть и станция «Любовь», а на «Дальней» станции, где трава по пояс, сойду... Одни едут в общем вагоне, другие — в купе или в СВ, одни на верхней полке возле туалета, другие в шикарных отдельных апартаментах. Но все мы такие разные  едем в одном фирменном поезде с названием «Россия». Путь далек и долог. Меняются локомотивы, машинисты, проводники, пассажиры. Меняются пейзажи за окном. А поезд все мчится и мчится сквозь времена и пространства.    «...Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа... Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
     Низкий поклон Николаю Васильевичу Гоголю.  Это все лирическое отступление. А к чему оно? Зачем рисует автор такую картинку в нашем сознании? - спросит дотошный читатель. А потому что автору хочется, чтобы читатель понял его не только на рациональном уровне сознания, но и на уровне более глубоком, может быть на уровне души. Автору хочется найти ответ, куда же все-таки мчится фирменный поезд с названием «Россия» или несется, «вся вдохновенная богом» Русь -тройка. На заре советской власти пели про паровоз, летящий в коммунизм. Была устремленность в лучшее будущее. Но чтобы узнать будущее, надо понять прошлое,  найти объективные закономерности развития общества, надо найти смысл в истории. Если есть смысл в жизни человека, а он есть, значит есть смысл и в истории. Человек — творец истории. Что истинно в жизни людей, то истинно и в жизни общества. Об этом задумывались многие люди на протяжении всей человеческой истории.
     На данный момент известны три концепции развития общества: линейная, циклическая и спиральная. Первым историком, который увидел циклическое движение в истории был Гераклит. Древние греки считали, что все сотворенное на земле состоит из четырех стихий: огня, земли, воздуха и воды.  Огонь символизировал божественную идею, воздух — проект или план, вода — желание воплотить в жизнь эту идею, земля — непосредственное строительство.
     Циклы в истории видели и в Древней Индии, и в Персии, и в Китае. Все ученые и мыслители древности, кто выдвигал и отстаивал циклическую теорию, обосновывали исторические циклы природными циклами. Они считали, что если есть в природе например, весна, лето, осень, зима, то подобные стадии или фазы развития должны быть и в истории. Если есть в жизни человека детство, юность, зрелость, старость, то что-то аналогичное должно быть и в жизни общества. Принцип аналогии был одним из методов историософского мышления.
     Уже в более поздние времена такие ученые и философы как О. Шпенглер, Н. Данилевский, К. Леонтьев, П. Сорокин, А. Тойнби разработали теорию культурно-исторических типов. Каждая цивилизация или культура имеет свои задачи и вносит особый вклад в общее развитие. Можно сказать, каждая цивилизация дарит свой цветок в общий букет человечества. Римское право — достижение Первого Рима. Римский гражданин — это звучало гордо. Апостол Павел всегда подчеркивал, что он Римский гражданин, и с ним не могли ничего сделать без суда и следствия, он требовал суда кесаря, и его требование было удовлетворено.  Вот как об этом повествует одна из книг Нового завета: « ... тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.  На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону, и, выведши Павла, поставил его перед ними». ( Деяния апостолов, глава 23, 27- 30). На задворках Первого Рима выросла белоснежная лилия – символ чистоты и непорочности.  Второй Рим – Византия – подарила миру свою пышную розу — симфонию властей: светской и духовной.  Древние греки вырастили и преподнесли человечеству свою прекрасную орхидею — искусство. “От Украины, Молдовы, России дети советской страны бросили в воду цветы полевые в гребень дунайской волны. Дунай, Дунай, а ну узнай, где чей подарок? К цветку цветок сплетай венок, Пусть будет красив он и ярок». Славяне добавили цветы полевые — символ кротости и терпения, неприхотливости и выносливости. Жара, воды не хватает — они цветут. Дожди льют, град бьет — они цветут. Мороз землю сковывает — они снова зацветают весной. И никто за ними не ухаживает, не подкармливает, землю не удобряет. Цветут не смотря ни на что. Сказано: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».   
     Выдающийся английский историк А. Тойнби выдвинул свою версию законов, действующих в  истории. Это механизм «вызова — и — ответа». Возникает вопрос, а что подразумевается под «вызовом времени», и что такое время и почему оно (время) вызывает нас на дуэль? А. Тойнби одушевляет время, вернее, обожествляет. Время испытывает и судит, ставит задачи и проверяет правильность решений. Адекватный ответ на вызов времени дает право на дальнейшее существование. Из школьного курса физики известно, что время связывает скорость (внутренний фактор) и путь (внешний фактор). Чем больше скорость, тем быстрее будет достигнута желаемая цель. Пространство и время взаимосвязаны.   
     В древнем Вавилоне было сделано сенсационное астрономическое открытие: земной суточный цикл, месячный лунный цикл и годовой солнечный цикл.  Из этого проистекало, что вегетационный цикл, полностью определяемый солнцем, имеет свои аналогии в космическом чередовании рождения и смерти. Платон и Аристотель были увлечены этой идеей и тоже считали, что циклическое движение звезд проявляется и в человеческой истории.
     Чередование дня и ночи, времен года, лунных фаз определяет вегетационный цикл, то есть цикл рождения и смерти в растительном мире. Цикл рождения и смерти в животном царстве сделал возможным развитие высших животных вплоть до человека.  Мы живем благодаря ритмичной работе сердца и легких. Музыка, поэзия – ритмичны (такты, стопы, строки).
     При изучении закономерностей исторического процесса невозможно обойтись без  Г. Гегеля  и его диалектики.  История по определению Г. Гегеля – есть порождение Духа, который в разделении на противоположности осуществляет и восстанавливает собственное единство. Дух всегда в движении.  Г. Гегель предложил в качестве инструмента исследования логическую триаду – «тезис – антитезис – синтез».  Мыслить исторически, значит мыслить диалектически.


Цикл развития растения.

     Геофизические циклы Земли первичны. Через механизм адаптации живые организмы, приспосабливаясь к окружающей среде, вырабатывают в процессе эволюции свои биологические ритмы.  Поскольку в данной работе мы будем часто ссылаться на природный цикл развития растения, рассмотрим его более подробно. Символически схему развития  растения можно представить таким образом:
I фаза. Подготовка почвы. Посев.
II фаза. Набухание семени под воздействием почвенной влаги.
III фаза. Прорыв оболочки и прорастание.
IV фаза. Укоренение. Появление семядольных листочков.
V фаза. Образование первых настоящих листьев. Начало фотосинтеза.
VI фаза. Рост стебля и формирование взрослых листьев.
VII фаза. Появление бутонов.
VIII фаза. Цветение.
IX фаза. Опыление. Образование плода.
X фаза. Созревание плода.
XI фаза. Сбор урожая. Подготовка семян к следующему циклу.
XII фаза. Отмирание ненужного стебля.
     Для продолжения жизни как квинтэссенция остается семя, хранящее в себе опыт прошлых поколений (все признаки своего вида) и что-то новое, приобретенное в процессе роста.  Потом приходит сеятель, и начинается новый жизненный цикл.