ГКК-1. Тайна 3 планеты, этап 2

Творческая Мастерская Алкоры

Представляю вашему вниманию материалы 2021 года по "Первому галактическому командному конкурсу «Тайна третьей планеты». Второй этап", в котором я имела честь работать в качестве судьи конкурса. Задача судьи - оценить анонимный пакет ВСЕХ представленных на конкурс произведений и по не менее, чем 7-и произведениям (на выбор судьи),  сделать комментарий. Надеюсь, что вам будет интересно почитать выборку стихов тех участников конкурса, которые я решила прокомментировать.

*******************************************************

1. Задание для профессора Селезнёва: Стихотворение по картинке

Участнику нужно сочинить стихотворение, соответствующее заданному изображению http://litgalaktika.ru/_ld/4/423_konkkart2etap.jpg
Соответствие произведения заданию, т.е. соответствие текста стихотворения заданной картине оценивают судьи по шкале 0, +1, +2.
=== === === === === === === === === === === === === === ===

Произведение: 1-1. Разговор двух роботов на автобусной остановке… Галахад.
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Разговор двух роботов на автобусной остановке…

— Насладись, дорогая, здесь чудные виды:
В жёлтом небе, густом, как машинное масло,
Тает местное солнце. И пламя болидов,
Растворяясь в дыму, бесконечно прекрасно.
Посмотри, этот Блук — неплохое местечко:
В небе склиссы летают — рогатые плуты,
А вчера поздно ночью нейтронную свечку
Я зажёг, лёжа в ванне с лечебным мазутом.

— Что ж, согласна, на рынке чудесные цены,
И ни пятнышка ржавчины, портящей отдых,
В этих старых, наполненных стронцием стенах
Безупречно работают платы триодов.
Но, прости, нам пора в аэробус садиться,
Даже склиссы, построившись в клин, улетели.
Посмотри, с космодрома железные птицы,
В синей плазме взлетают к неведомой цели.

— Извини, дорогая, я слушал вполуха,
Яркий день, улыбаясь, мне оптику слепит,
Пусть без нас улетает маршрутное брюхо,
Разрезая на ломти малиновый ветер.
Ну когда доведётся ещё так, родная,
Посидеть в тишине без забот и тревоги,
Как, наверно, сидели, такси ожидая,
В ослепительном прошлом двуногие боги…

Комментарии:

Во-первых, произведение как нельзя лучше соответствует картинке - высший бал за соответствие. Во-вторых, прекрасный - богатый и точный - язык, отличные продуманные образы: "в желтом небе густом, как машинное масло"," этих старых, наполненных стронцием стенах",  "разрезая на ломти малиновый ветер" - все слова к месту и к обстановке!. В-третьих, живо и не без юмора, даже став роботами, персонажи проявляют типичные  проявления реакций у мужского и женского начала. Хорошая композиция, законченность стихотворения, интересно читать - мне все нравится!

=== === === === ===

Произведение: 1-2. Роботы тоже люди. Сергей Че.
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Роботы тоже люди

На родной, но угасшей планете,
Сторожами бедуем вдвоём.
Не смеются, не плачут тут дети.
Ветер ярится, став главарём.

Остановка. Время разлуки.
Помнит лавка тысячи встреч.
Одиночество проклятой сукой
Примеряет удобство двух плеч.

Улетаю. Переподготовка.
Смена масла – так можно бы здесь…
Неужели свезут на голгофу
По приказу всесильных Небес?

Ты не плачь! Я вернусь, дорогая!
В исполнение давней мечты,
Я, причудой людской восхищаясь,
Подарю живые цветы!

Комментарии:

Здесь явно слышны сбивки ритмики. Нехватка слогов в " Остановка. Время разлуки" по сравнению с одноименными строками других строф. Та же ситуация со строкой: "Подарю живые цветы!". В слове "пЕподготОвка" вынужденно прочитывается второе ударение - а это всё базовые ошибки техники! От языка стихов я тоже не большом восторге - почти разговорная речь, а если и вставлены образы, то, на мой вкус,  неудачные: " Одиночество проклятой сукой примеряет удобство двух плеч", "Ветер ярится, став главарём".

=== === === === ===

Произведение: 1-3. Каменный город. Елена Уварова.
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Каменный город

Каменный город в долине млечной
крошечным был, но казался прочным,
был окружен говорливой речкой,
солнцем согрет от зари до ночи.

Там, у холмов и старинных сосен,
сонных аллей и ручьёв ленивых
жили мы с Аннушкой тридцать вёсен,
мальву сажали, варили пиво.

Возле садов и дубовых звонниц,
возле вокзальных ворот – на лавке
мы привечали пугливых горлиц
и продавали венки и шляпки.

Как-то в субботний обычный вечер,
небо испачкав кровавой пылью,
с  юга ворвался свирепый ветер,
смерть и разруху неся на крыльях.

…Смерть – это пастырь войны и боли.
Будет в дыму задыхаться город,
будут к мольбам равнодушны боги,
будут живые черны от горя.

«Близко спасение наше, Гриша», –
Аннушка скажет тепло и просто.
Ветер, как щепку, разломит крышу.
Мы зашагаем навстречу звёздам.

Комментарии:

Интересная игра рифмами в катрене - перекрестный подбор слов с  противоположными гласными (млечный-прочный-речкой-ночи) и такая техника проходит по всему стихотворению, от чего оно в целом интересно и нестандартно звучит.  Есть авторская мысль и есть законченная цельная тема. Эмоциональное впечатление чуть ниже: больше прозы, призыва, чем поэзии речи. Но в целом - неплохо.

=== === === === ===

Произведение: 1-4. Третья планета. Татьяна Смирнова.
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Третья планета

Тень человечества, ставшего жуткими снами
третьей планеты уставшего Белого Солнца,
бродит по Космосу в виде нелепых посланий
и будоражит миры в астероидных кольцах.

Прошлое в прошлом, ему, как положено, пылью
перетекать из пустого в порожнее вечность
и голосами людей, что когда-то здесь жили,
в тысячный раз пересказывать всё первым встречным.

Ветер, сошедший с ума, лижет остовы зданий,
как леденцы и припомнить пытается имя,
прячет сокровище-призрак в прозрачном кармане
за облаками, которых давно нет в помине.

Снова корёжит кору от толпы визитёров,
что на людей не похожи. Опять браконьеры?
На сувениры растащат развалины скоро
и по флаконам начнут фасовать атмосферу.

Радости нет от сверхъярких квазаровых радуг.
Коржик луны намекал о возможной угрозе.
Кажется, или внутри зарождается влага?
Третьей планете хотелось бы выплакать слёзы.

Комментарии:

- В первой строфе не совсем удачно стояние рядом двух однокоренных причастий "ставшего", "уставшего"
- "ему, как положено, пылью перетекать из пустого в порожнее вечность" - синтаксис: просится "перетекать вечно", а не "вечность"
- "и по флаконам начнут фасовать атмосферу". - синтаксис: "фасовать в..." или " разливать по флаконам"
-" сверхъярких квазаровых" - игра с терминами без особой нужды
-" прошлое в прошлом" и "корежит кору",  пусть и не тавтология, но точно - игра словами.

Содержание лихо закручено, но без авторского открытия, поэтому мало трогает читателя.

=== === === === ===

Произведение: 1-5. Post futurum. Бутманова Оксана
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Post futurum

Мой пра-в-энной-степени-внук, на загадку ответь:
как ты назовёшь существо, победившее смерть,
живущее - в небо смотри! - там, на красной звезде,
забыв о болезнях, пороках и силе страстей?
Как ты назовёшь чудака, так любившего жить,
что вырвал из рук у судьбы путеводную нить
в живое посмертье?  Гляди, я стальной дровосек -
утративший сердце осознанный постчеловек.

Мой пра-в-энной-степени-внук, не спеши отвечать…
…Однажды мы поняли:  разум – начало начал,
что движет эпохи.  Его, отделив от души,
вселили в процессоры хомоподобных машин.
Мы ринулись в космос, мы строили там города.
Но, чувства  забыв, и не помня, что значит страдать,
утратили смысл созиданья: потомок, поверь,
железному - дом ни к чему,  а бессмертному - цель.

И постжитие стало тягостным небытиём.
Мы делаем только одно – с упоением ждём:
ждём ветер, который  с планеты сотрёт города,
ждём чартерный  рейс аэробуса в порт «Никуда»,
ждём на рандеву нам не нужных бесчувственных дам
 и снова ждём ветер, несущий разор городам.

Мой пра-в-энной-степени-внук не спеши, но ответь:
как ты назовёшь существо, вечно ждущее смерть?

Комментарии:

Философские стихи о том как "И постжитие стало тягостным небытиём". Очень понравилась мысль последней строфы: "Мы делаем только одно – с упоением ждём" и особенно заключение:" как ты назовёшь существо, вечно ждущее смерть?".
Умные стихи о том, как персонажи  "победили смерть, но " утратили смысл созиданья". С точки зрения языка тоже неплохо - никаких замечаний!

=== === === === ===

Произведение: 1-8. Будущее. Рита
Оценка соответствия заданию:  соответствует
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Будущее

Утром во время плановой подзарядки
Нам объявили: будущее настало.
Мы промолчали. С роботов взятки гладки.
Ну, наступило… Давненько уж наступало. 

Время, дойдя до будущего, сломалось. 
В землю уходят каменные руины. 
Город вчерашний жадно съедает старость,
Скоро его засыплет песок карминный.

Жёлтое небо высохло, словно дюны,
Мир перевёрнут. Лязгает сверху громко 
Спутник-автобус, рухнувший накануне,
Неадекватный после большой поломки.

Мёртвое живо, умерло всё живое.
Вот бы погладить кошку, позвать собаку…
Даже самумы злые молчат, не воют, 
Климат-контроль не даст им пойти в атаку.

Лавка на остановке… Садись, железный. 
Я повернусь, а ты полюбуйся дивом! 
Розы на старой шляпке совсем облезли? 
Я в ней кокетка и как цветок красива!

Счастье, наверно, это когда все рады.
Будущее, наверно, для счастья важно.
Только мне прошлое очень, ребята, надо.
Без настоящего очень, ребята, страшно.

Комментарии:

Очень понравились первые три строфы, где иронично и как бы со стороны персонажи оценивают картину  случившегося. А далее стиль рассказа меняется, становится более... интимным и менее ироничным, а последняя строфа даже немного огорчила подбором слов -там  и повтор "наверно", и сочетание из упрощенного стиля речи "прошлое надо" вместо "прошлое нужно",  и некоторая общая детскость языка в сравнении с прекрасным философским началом.

=== === === === ===

2. Задание для Алисы: Бумеранг – новый формат

Нужно сочинить стихотворение в соответствии с известным «принципом бумеранга», который выражается в следующем:
- стихотворение начинается на какие-то слова, обозначим их А, Б и В;
- между ними могут быть знаки препинания (они не считаются);
- в самой первой строчке может быть и больше слов, чем три, или меньше;
- стихотворение заканчивается на те же слова, но в обратном порядке, т. е. В, Б и А;
- между ними могут быть и знаки препинания (они не считаются);
- в самой последней строчке может быть и больше слов, чем три, или меньше, но считаются три последних слова текста;
- сами эти слова не задаются (любые слова, произвольно выбираются участником, но с учётом дополнительного условия, оговорённого ниже);
- можно использовать омонимы, поскольку проверяется лишь буквенное совпадение слов, обозначенных как А, Б и В;
- регистр букв (заглавные или строчные) при проверке совпадения слов, обозначенных как А, Б и В, не учитывается;
- любые части речи попадают под понятие «слово», включая предлоги, местоимения, союзы и частицы.
Дополнительное условие: хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
=== === === === === === === === === === === === === === ===

Произведение: 2-1. Памулу. Гелия
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 2
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Памулу

Верит Паму;лу - в город живым дойдёт.
Просто устал, да солнце палит в зените.
Рядом завыл голодный степной койот,
То ли жалеет, то ли беду предвидит.
Спрятан надёжно острый дамасский нож.
В пятнах клинок от бурой засохшей крови. -
Ранил врага, который лицом похож,
Словно двойник. В иллюзии мир условен.
Время плывёт в кармический шар гало.
Жалит тоска, покой разрывая в клочья.
Ждёт его дома маленькая Лао;к.
СвИдеться бЫ, да нечисть опять морочит.
Липкий туман вползает улиткой в мозг.
Странный мираж. Вонючий, как запах скунса.
Рядом ущелье. Где же висячий мост?
Старый Памулу плюнул и чертыхнулся.
Как тут найти, когда не видать ни зги...
Кажется, мир изменчив и эфемерен.
Воет койот - идущий давно погиб.
Призрак бредёт. Но вечность в Памулу верит.

Комментарии:

Здесь (на мой взгляд, возможно ошибочный) - стихи-фантазия, которая  образно излагается, но никуда не ведет и  никаких личных ассоциаций или открытий читателю не дарит. Или это написано по сюжету произведения, которого  я не читала, поэтому и не поняла, о чем оно.  Стихи меня, к сожалению,  не затронули,  поэтому такая низкая оценка. Да и отдельные фрагменты текста показались случайными, накрученными только в угоду заполнения строки, как, например, " кармический шар гало". Где "карма" (философское понятие и представление), а где "гало" - физическое явление, которое скорее круг, чем шар... И таких мест в тексте довольно много - упоминаний о многом и о разном, что  не составляет единства и содержание (мысль стихотворения) никак не раскрывают.

=== === === === ===

Произведение: 2-2. *** ("Ведут меня слова по линиям тетрадным...")Светлана Пешкова
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

***
Ведут меня слова по линиям тетрадным,
Но верится едва, что где-то выход есть.
Я страх перечеркнул и написал, что рад им,
Что лучше пленным стать, чем быть свободным здесь.
Так вырваться хотят из луковиц тюльпаны,
Когда ещё в земле нарыв зимы болит.
Я мысленно молюсь стихами Мандельштама,
Покуда не пришло на ум других молитв.
Но всё, что я сказал, не стоит и мизинца –
Я строки воровал у Бога на виду.
…Чтоб смог когда-нибудь другой поэт родиться,
Сегодня на расстрел слова меня ведут.

Комментарии:

Лаконично, стильно и  в духе хорошей поэзии. И очень содержательно. Ни одно слово, ни один троп  не случаен, не завис в пустоте, каждый образ продолжен и работает на единое содержание: " Чтоб смог когда-нибудь другой поэт родиться, сегодня на расстрел слова меня ведут".
 
=== === === === ===

Произведение: 2-3. Мне снилась осень  …Вика Корепанова
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Мне снилась осень  …

Мне снилась осень в городе нездешнем,
дождём омытых улиц благодать.
Секунды шли задумчиво, неспешно,
их тени успевали задремать
на влажных кронах, на траве ревнивой,
ворчащей на приветливость листвы.
Она же, улыбаясь терпеливо,
нежнее становилась и, увы,
всё осыпалась, падая в бесследность,
но с ней не исчезала доброта.
Казалось небо ласковым, чуть бледным.
Была красива осень, молода...
Я там летала над домами птицей
(не так, как раньше — с ветром, под зонтом),
прислушивалась к пению цевницы,
на время забывая о былом.
И удивлялась таинству момента,
свободе крыльев в тихой вышине,
изысканности красок и акцентов.
…Однажды ночью осень снилась мне.

Комментарии:

Поэзия с хорошим вкусом - изысканная, полная не только описаний, но и авторских интересных наблюдений. Звучит и воспринимается текст легко, естественно и доверительно. "Секунды шли задумчиво, неспешно, их тени успевали задремать...", " на траве ревнивой, ворчащей на приветливость листвы", " И удивлялась таинству момента, свободе крыльев в тихой вышине, изысканности красок и акцентов.." - это то, что мне особенно приглянулось.

=== === === === ===
Произведение: 2-4. Весенний сне. Вера Рехтер
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Весенний снег

Снег непрерывно шёл — видимо, он не знал,
что календарь на днях прОвозгласИл весну…
Пышных подушек ряд множился в снежный вал,
я ускользал в его в мягкую белизну,
в мятую белизну шёлковых простыней,
в губы твои и грудь — до опьянЕниЯ.
Снег за окном валил яростней и сильней,
яростней и сильней стали движЕниЯ.
Долго ли длилась ночь? Чудилось, только миг…
Таяла за окном белая пелена,
дружески вдруг мигнул старый фонарь из тьмы,
эхом знакомых строк слышался Пастернак.
Ветер ломился в дверь — тоже хотел тепла,
Но задремал, устав, тихо скуля во сне.

Я в эту ночь весны мужем счастливым стал —
как хорошо, что шёл, шёл непрерывно снег.

Комментарии:

Пусть и мелкая придирка, но мне немного мешает вынуждаемое ритмом стихов наличие двух ударений в  многосложных словах текста:
- что календарь на днях прОвозгласИл весну…
- в губы твои и грудь — до опьянЕниЯ.
- яростней и сильней стали движЕниЯ

А в строфе:
"Долго ли длилась ночь? Чудилось, только миг…
Таяла за окном белая пелена,
дружески вдруг мигнул старый фонарь из тьмы,
эхом знакомых строк слышался Пастернак"

почему-то рифмы (хотя допустимые и даже интересные!) на слух не  воспринимаются как рифмы - они плохо слышны. И еще (понимаю, что это обусловлено заданием "бумеранга"), но, если о наличии задания  не знать, то напрягает повтор многих значащих слов в коротком стихотворении. Мастер (не имея задания) постарался бы сделать язык этих стихов богаче, используя синонимы. 

=== === === === ===
Произведение: 2-5. Всё становится адом. Галья Рубина Бадьян
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Всё становится адом

Всё становится адом, помимо заветных слов:
—  Я читал вашу книгу. Вы можете быть свободны.
—  Дети тоже свободны? Тогда я уйти готов.
—  Нет, они остаются, —  ухмылка и взгляд холодный.

—  Значит, вы ошибаетесь. Я не уйду один.
Вы, возможно, не в курсе, но люди —  не сплошь мерзавцы, —
и шагнул в свой вагон до Треблинки.
Таков вердикт:
Старый Доктор и двести сирот —  до конечной станции.

Где ты, Матиуш Первый? Мир взрослых несправедлив.
Загляни ненадолго в вагон, приглуши одиночество
ошарашенных душ. Пусть звучит в головах мотив
доброй сказки, пока путешествие не окончено...

Но, когда ты бессилен и видишь —  никто не спасён,
знай, что адом становится всё.

Комментарии:

Некоторый "шантаж" темой: тема слишком серьезна, чтобы критиковать эти стихи, но одно только их содержание - это поле  художественной прозы, а не поэзии. Если же рассматривать произведение  как стихи - мне чего-то в них не хватило. И звучат неровно (местами даже есть сомнения, не ритмические ли там сбивки), и  используются в основном не средства поэзии (образы, подтекст, настроение), а только информация - факты и призыв к читателю во втором лице -"загляни", "знай". Здесь не читатель чувствует обстановку, а автор подсказывает ему, как это нужно оценивать.
=== === === === ===

Произведение: 2-7. Нервное. Александра Юсупова
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Нервное

Люблю рассветные часы
на берегу ночных кошмаров,
где мне вручается в подарок
роскошный острый недосып.

С носка – высокий мягкий шаг:
так отступает сумрак хрупкий.
В моей большой сердечной сумке,
зевая, мается душа.

Гляжу в бездонные глаза
млекопитающих бессонниц;
они расчувствоваться склонны,
лицо привычно облизать.

Пытаясь ласки избежать,
тяну повыше одеяло.
Прошу спасительную малость
и – принимаю благодать...

И пусть, вонзая хищный клюв,
будильник бьётся нервной птицей:
я каждой дремлющей частицей
часы рассветные люблю!

Комментарии:

Очень интересные авторские наблюдения и небанальные образы, создающие картинку банального - состояния души утром "на берегу ночных кошмаров". Здесь каждая строчка - и подарок, и неожиданность: " в бездонные глаза млекопитающих бессонниц", " и пусть, вонзая хищный клюв, будильник бьётся нервной птицей", "каждой дремлющей частицей", "с носка – высокий мягкий шаг" и, конечно же - " в подарок роскошный острый недосып". Всё замечательно, мастерская работа!

=== === === === ===
Произведение: 2-8. Ты читаешь... Maary
Задание: стихотворение, в котором применён «принцип бумеранга» (стихотворение начинается словами А, Б, В и заканчивается словами В, Б, А) и хотя бы одно из трёх слов (А, Б или В) должно быть глаголом.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Ты читаешь...

Ты читаешь мой мир, перелистывая страницы,
прикасаешься ласково к буквам живой души.
Остаются следы от касаний - гореть и длиться,
если вдруг ты не рядом - свежи, как зимой самшит.

Ускользая от взгляда, за строчками пряча смыслы,
словно карпы, скрываются темы и вглубь манят...
Я стараюсь следить, чтобы слог был красив, изыскан -
в нём есть камень, вода, чистый воздух, тепло огня.

Книгу пишет Творец. Поутру, просыпаясь, слышу:
наполняется нежностью новое русло слов
для тебя одного - эта радость нисходит свыше,
преломляясь в потоках мелодий, как свет -  легко...

Ты читаешь, покорные пальцам, моё дыханье,
интонации, танцы эмоций, игру мечты -
я себя познаю, удивляясь - и это тайна
Книги жизни, в которой весь мир мой читаешь ты.

Комментарии:

Мелодичный логаэд из 4 стоп  анапеста и 1 стопы ямба  хорошо передает лирическое размышление о процессе творчества, когда "ускользая от взгляда, за строчками пряча смыслы, словно карпы, скрываются темы и вглубь манят...", о необходимости присутствия того, кто вдохновляет на творческий процесс, отчего: "остаются следы от касаний - гореть и длиться, если вдруг ты не рядом - свежи, как зимой самшит". И когда рождается понимание, что стихи помогают нам познать самих себя: "я себя познаю, удивляясь - и это тайна Книги жизни, в которой весь мир мой читаешь ты".  Тема известная, но исполнена отлично.

=== === === === ===
3. Задание для капитана Зелёного: Спрятанное слово
Участнику нужно в конкурсном стихотворении спрятать одно из двух слов – «ШЕЛЕЗЯКА» или «ГОВОРУН», используя один из следующих приёмов «прятания»:

1. в ключевой фразе акростиха;
2. в ключевой фразе обратного акростиха (читается сверху вниз);
3. в ключевой фразе телестиха;
4. в ключевой фразе обратного телестиха (читается сверху вниз);
5. в ключевой фразе акрострофического стиха (первые буквы строф, к примеру, четверостиший);
6. «шифровка» (первые буквы слов, идущих подряд по тексту, в любом месте стихотворения);
7. «супершифровка» (то же, что и «шифровка», но используются не первые буквы, а какие-то заданные логически типа «вторые буквы с начала слов» или «вторые буквы слов с конца слов» – слов, идущих подряд по тексту, в любом месте стихотворения).
Участник самостоятельно выбирает приём «прятания» заданного слова.

=== === === === === === === === === === === === === === ===
Комментарий Алкоры ко всем стихам раздела 3: 

Задание  написать фигурные стихи по разным алгоритмам - это сложное задание, хотя и, интересное, но, на мой взгляд, оно не имеет отношения к поэзии, это задание из другой области -  интеллектуальной игры со словами (типа кроссворда), на тренировку ума.  Все участники с ним справились - всем им ведущие выдали одинаковые 2 балла, хотя кто-то из участников был более совершенен в игре ума, и применил более сложную и редкую схему шифровки, а кто-то пошел по простому пути. Возможно их труд должен быть оценен по-разному.Тех, кто зашифровал слова более  сложно, нам, судьям, надо бы поощрить... Но я  этого не делала - я смотрела на все стихи раздела 3 (как, впрочем, и раздела 2) только  как на законченное поэтическое произведение, в котором меня интересует прежде всего язык поэзии и глубина, законченность содержания. Смотрела на стихи так, как будто бы это не фигурные стихи, а обычная поэзия. Потому что, если фигурные стихи не выглядят,  не как  настоящая поэзия, то это плохие стихи, даже если автор и потратил на них в разы больше времени и своего умения. Наши авторы - все молодцы:  я отношусь с бесконечным уважением к их удивительным способностям к шифровке и к прочей умственной игре!

Произведение: 3-1. Туман. Alkhat
Задание: стихотворение, в котором спрятано заданное слово – «ГОВОРУН».
Приём «прятания»: Первая буква в строках N*4+1, где N € [0; 6], N – целое число (начиная с первой строки, строки с номером +4)
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Туман

Глухомань встревожили крики сов,
Предзакатный мир утомлён и тих.
Я закрою дверь, заложу засов,
Будто это может меня спасти.

Обступила белая пустота,
И свеча не в силах туман прогнать.
Постоянно кажется: кто-то там
Не спускает глаз с моего окна.

Воплотившись, сон превратился в бред,
На беду зашла далеко игра.
У него на шее мой оберег,
Что мешает просто уйти за грань.

Отчего у выпавшей нам судьбы
Только боли – полные закрома?
Я бы так хотела его забыть,
И забыть, что сделала с ним сама.

Расплетаясь, тропы уводят в ад.
Искупить не выйдет мою вину:
Я совсем не думала убивать,
Я хотела просто его вернуть.

Утром страшно выглянуть за порог,
Жду, когда растает бесследно муть.
Колдовство, молитвы – но всё не впрок...
Я боюсь, что тёмной ночной порой

Не сдержусь и выйду сама к нему.

Комментарии:

Мне кажется, содержание этих стихов может стать близким и понятным  очень многим. Здорово описаны чувства и сожаления персонажа, причем, описаны не пересказом, а поэтическими средствами: "Отчего у выпавшей нам судьбы  только боли – полные закрома? Я бы так хотела его забыть, и забыть, что сделала с ним сама". Или: " Расплетаясь, тропы уводят в ад. Искупить не выйдет мою вину: я совсем не думала убивать, я хотела просто его вернуть". Автор  не балует избытком тропов - образами и сравнениями, но мелодия стихов и точный подбор слов отлично передает искренность  монолога персонажа и общее настроение.

=== === === === ===
Произведение: 3-4. Ещё на сутки… Богинский Михаил.
Задание: стихотворение, в котором спрятано заданное слово – «шелезяка».
Приём «прятания»: первые буквы строк как сверху вниз, так и снизу вверх…
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Ещё на сутки…

Шёл третий день боёв за высоту,
Едва заметный в хронике сражений -
Ложился едкой сажей на траншеи,
Ехидным воем резал черноту.
За две версты от шквального огня -
Январский тракт в завесе снегопада,
К нему рвалась свирепая армада,
Арийская хвалёная броня…

Мы твёрдо знали, что обречены,
Что чудеса остались только в книжках,
Но лейтенант, совсем ещё мальчишка,
Сказал негромко: «Братцы, мы должны…»
И как-то стал синее небосвод,
И показалось, что не так уж страшен
Оскал крестов тигриных чёрных башен,
Ведущих смертоносный хоровод…

А к сумеркам пропал у фрица раж…
Когда ушли последние раскаты,
Янтарный блик морозного заката
Затронул догорающий блиндаж -
Единственный оставшийся стрелок
Лежал, блаженно улыбаясь Богу,
Ещё на сутки преградив дорогу
Шакальей стае, прущей на восток…

Комментарии:

Прекрасно написанные стихи на историческую тему. в которую удачно вплетены элементы пейзажа " Январский тракт в завесе снегопада", "Янтарный блик морозного заката". Здесь  нет ненужного и банального пафоса, но есть строки, от которых щемит сердце: "Сказал негромко: «Братцы, мы должны…» И как-то стал синее небосвод, и показалось, что не так уж страшен оскал крестов тигриных чёрных башен, ведущих смертоносный хоровод…".  У автора получилось создать ощущение, что написано так, будто  глазами очевидца событий. Отличная работа.

=== === === === ===

Произведение: 3-6. Безмолвие. Вячеслав Дворников
Задание: стихотворение, в котором спрятано заданное слово – «Говорун».
Приём «прятания»: Выбранное слово «ГОВОРУН», спрятано по первым буквам каждого третьего слова в строке, начиная со второй строки сверху вниз в первом восьмистишии и так же, начиная со второй строки снизу вверх во втором восьмистишии.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 2
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Безмолвие

Безмолвие неспешною лавиной
Вливалось в город, порождая всходы
Сомнений. За обманчивым покоем
Унынья тень  вплеталась в тихий вечер.
В беззвучья омут погружались свечи.
Слова любые робким тонким слоем
Скрывались по углам. Глотка свободы
Им не найти в молчанья вязкой тине.

Взгляни – ростки не прозвучавшей речи
В мучениях, упорно, дети слова,
Казалось нам, рождённые для славы,
Несут в ответ на торжища покоя.
Пока что – вирши. Новым звучным строем
Заполним в окнах тишины провалы…
А птица Говорун – она готова
Пожить у нас – пускай молчащих лечит!

Комментарии:

Интересная рифмовка октета абсддсба - квадратная, обратная: никогда прежде такой не встречала! Но, не думаю, что это находка: большая удаленность пар рифм создает впечатление слабых рифм, они плохо слышны. Что касается языка, то смущает  множество разных сравнений, которые кажутся случайными заполнителями строки, а не необходимостью что-то сообщить: упоминается то лавина, то ростки, то тень, то омут и тина. Куда было бы лучше все образы безмолвия объединить в  какой-то единой - общей метафоре безмолвия, которая бы последовательно описывала отдельные черты этого явления, а не разбрасываться на разнородные сравнения (это я все про первую строфу стихотворения). Во второй строфе - те же проблемы и те же описания "не прозвучавшей речи". Вот уже и стихи завершились, а авторская мысль так и не раскрылась: о чем все-таки они?
И еще не везде удачно использован анжанбеман (перенос): разрывается предложение с переносом его на другую строку там, где пауза при чтении конца строки неестественна ("порождая всходы/ Сомнений. За обманчивым покоем"/)
.
=== === === === ===

Произведение: 3-7. Лебедица. Виктория Соловьева
Задание: стихотворение, в котором спрятано заданное слово – «ШЕЛЕЗЯКА».
Приём «прятания»: в ключевой фразе акростиха.
Оценка соответствия заданию (уже проверено): 2 балла автоматически
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 2
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Лебедица

Пряника нет, крутого кнута...
Лебедица – в глазах лебеда,
А в груди трясогузка стихает.
Не молчи, может нынче не та,
Ежевичная ночь. Лепетань…
Ты прислушайся, дышит стихами.
Ах, как шёлкова грудь – береста!

Шало смешаны мёд с молоком –
Егоза! Смех не скроешь под шаль...
Любит в праздники яркие бусы,
Еле сдержишь её за столом:
Закружится в кругу – хороша!
Ягодиночка-свет, светло-руса…
Красна лента, кафтанчик простой,

А в косе вьёт гнездо трясогузка.

Комментарии:

К сожалению, я совсем не поняла, о чем стихи. Какое-то смешение мыслей обо всем сразу и странное соединение  разных образов. Просто красивая игра словами?

=== === === === ===
4. Задание-джокер. Тематический ребус – «Т* п* с* м*»

Участникам был задан тематический ребус: «Т* п* с* м*» (по фразе "Третья Планета Системы Медузы ").
Участник расшифровал ребус в собственную ТЕМУ, учитывая что за символом «*» скрыты какие-то буквы (и их не менее одной). При этом знаки препинания в эту тему-фразу можно добавить по мере надобности и внутри (между словами), и в конце темы, т. е. знаки препинания нами не учитываются. А затем участник сочинил стихотворение на эту ТЕМУ. Авторские темы указаны над каждым стихотворением в специальном поле.

По критерию "Соответствие заданию" жюри оценивает соответствие произведения теме.

=== === === === === === === === === === === === === === ===

Произведение: 4-1. Накануне. Яна Яблоко.
Задание: нужно оценить соответствие произведения теме: Тень предчувствий сном мелькнула
Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения о соответствии; 0 - полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Накануне

Розовое облако герани…
Новости... Цветной телеэкран…
Сводка беспощадной вестью ранит
в смурую погибельную рань.
Сжаться бы до крошки, нет – до точки.
«Врут, неправда, выживет!» – кричать.
Ножками толкнулась резко дочка.
Боль пронзила… Надо бы врача…

А отцу приснилось накануне – в светлом платье по полю бежит
девочка… Свистят зловеще пули, но её нисколько не страшит.
Словно синеокая Кассандра, рыжая копна на голове,
растрепались волосы и банты, потерялась туфелька в траве.
Подбежала, обнимает: "Папка!" Теплым и живым колотит грудь.
По щеке слеза скатилась, капнув... Вырвалось: «Дочурка, не забудь!»

Сон прошёл, но муторно, тревожно в зоряной и зыбкой тишине...
Умирать, в который раз, несложно – умереть не стыдно на войне.
Всполошилась птица, ухнув где-то, по спине украдкой холодок…
Приковав на крест прицельной меткой, снайпер жизнь отмерил от и до.

Зазвенели робко колокольцы, свет мутнел вокруг и угасал.
Ангел взял за руку: «Ты не бойся…» – и повёл бойца на небеса.

Озарилось небо в родах солнца…
Обагрилась кровушкой земля...
– Не кричи, солдатка, успокойся.
Вся в отца кровиночка твоя.

Комментарии:

Мне придраться не к чему - и техника без замечаний, и тема стихов прекрасно выстроена - точно к заданной строке. Качественный поэтический язык - правильное построение всех предложений. Есть строчки, которые особо хочется отметить: "Теплым и живым колотит грудь. По щеке слеза скатилась, капнув...",  " Умирать, в который раз, несложно – умереть не стыдно на войне", "Зазвенели робко колокольцы, свет мутнел вокруг и угасал". Да, в общем-то, все фразы здесь хороши, на мой взгляд.

=== === === === ===

Произведение: 4-2. Карьерная лестница. Марина Старчевская
Задание: нужно оценить соответствие произведения теме: Томас-простофиля сказочный маг
Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения о соответствии; 0 - полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Карьерная лестница

У Томаса — мага девятой ступени
Зверушки и птицы (по трезвым оценкам)
Всегда говорили, шутили и пели
На всех языках с минимальным акцентом.

A маг обожал круассаны с ликёром,
Не то чтобы очень любил иностранный,
Но всё же болтал по-французски с лифтёром,
(У каждого мага свои тараканы).

На кофе из чайного блюдца вприкуску
Слетались десятки ручных попугаев.
А пёс разговаривал только по-русски
И преданно верил — его понимают.

Но прочие маги твердили: "Негоже
Делиться со всеми добром и речами!
Для мага — не слишком ли Томас хороший?!" —
При этом всегда пожимали плечами.

На общем совете Верховный Куратор
Решил: в доброте нет ни пользы, ни смысла!
Ещё никогда за хороший характер
Никто никого на ступень не повысил.

Комментарии:

Очень добрые стихи, но не без идеи - в них интересная и умная концовка: "Ещё никогда за хороший характер никто никого на ступень не повысил" . И еще мне импонирует легкое чувство юмора, с которым написано произведение. "Не то чтобы очень любил иностранный, но всё же болтал по-французски с лифтёром, (У каждого мага свои тараканы)." !!! Заданной строке это произведение полностью соответствует.

=== === === === ===

Произведение: 4-3. Муха проснулась. Hellen
Задание: нужно оценить соответствие произведения теме: Только Проснулась Сонная Муха
Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения о соответствии; 0 - полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Муха проснулась

Мартовский мир потеплел и оттаял,
Словно за пазухой солнце проснулось.
Слушаю с нежностью песни кота я,
Что постоянно мурлычет про мурок.

А на веранде капель-капельмейстер
Тон задаёт стихотворному ритму.
Муха проснулась. Послушаем вместе,
Как раскрывается звуков палитра.

Снег поклевал и по вымокшей раме
Речитативом стрельнул воробейчик.
С тенором звонкое спорит сопрано.
Хочется думать о личном и вечном.

Тянется лапками сонная муха,
Просит разминки блестящее тело.
Раму открою, лети, цокотуха...
Ах, воробей!
И взлететь не успела!

Комментарии:

В целом очень хорошо написано, поэтично. Задумалась немного только о двух местах: "звуков палитра" - смешение зрительного со слышимым, на мой взгляд, " палитра" употребляется по отношению к тому, что можно увидеть, а не услышать... И еще найденный неологизм "воробейчик". Допустимо, конечно, но не столь уж необходимое изобретение. Заданной фразе стихи соответствуют, но если быть совсем уж придирой, то стихи не совсем о мухе, это больше описание картинки весны, где муха - лишь одна из черт. Но придираться не буду - соответствуют.

=== === === === ===

Произведение: 4-4. Волк. Тень Ветра
Задание: нужно оценить соответствие произведения теме: Таёжная песня слышится мне
Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения о соответствии; 0 - полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) N

Волк

Я снова здесь, немало лет спустя,
где воздух свеж, целителен и резок,
где ветками, как слабое дитя,
к небесной кроне тянется подлесок,
а лес дремуч и манит в сеть болот
пушниной, янтарями, древесиной,
как в тот голодный тридцать третий год,
что жадно на посевы пасть разинул…

Я помню адской ночи злобный рык,
шипенье дня, скользящего по травам,
и как хватали страхи за кадык,
когда я вырывался из облавы.
Как звёзды над суровой Колымой
чеканила в поту кровавом осень,
и загоняла в штольни шар земной
вселенная по имени Иосиф.

Я снова здесь, заклятый враг людей.
Теперь я стал силён, матёр и ловок.
Сам чёрт мне брат, а отчим – берендей.
Охочусь на косуль и на полёвок.
Но иногда под старую сосну
приду повыть, от боли сузив веки,
ловя себя на лунную блесну.
Когда-то здесь я умер.
Человеком.

Комментарии:

Сложные стихи. По технике замечаний нет, отлично, а содержание воспринималось мною трудно. Персонаж - кто? Волк, как сказано в названии и как можно понять по строкам: "Я снова здесь, заклятый враг людей. Теперь я стал силён, матёр и ловок"? Или это волк - как новая инкарнация человека, погибшего в голодный 33-ий год в тайге? (неожиданный и спорный ход мысли). Если стихи написаны от лица волка, то очень уж странна и не совсем уместна  аллюзия волка к библейскому сюжету с Иосифом ("и загоняла в штольни шар земной вселенная по имени Иосиф"). Не все мне понятно в истории этого персонажа, но, может быть, это и хорошо, что в стихах есть недосказанность: тем интереснее читать?

=== === === === ===

Произведение: 4-5. Мартовское. Лана Юрина
Задание: нужно оценить соответствие произведения теме: Ты посмотри – случился март…
Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения о соответствии; 0 - полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 5
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 5 произведениям из всего файла!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Мартовское

Смотри, смотри – снега горят,
пока впотьмах мы ждём рассвета.
Так птицы склёвывают март –
по светлым дням,
по первоцветам,
и, восчирикивая жизнь,
гнездятся, где и как придётся.

А мы с тобой дойдём – скажи?
До солнца…

Когда оно тугой хурмой
само ложится на ладони.
Когда дворовый кот хромой
всех конкурентов резво гонит
за территорию любви.
И греет бок, мурча, как трактор.

Попробуй – просто позови,
сегодня, завтра.
Не словом – взглядом намекни,
что ты меня искал всю зиму.

А знаешь, чем длиннее дни –
тем меньше я невыносима.
И как там люди говорят:
понять, простить, обнять и плакать…

Ты посмотри – случился март!
Поверим знакам?

Комментарии:

Надо же, такая банальная строчка досталась автору для эпиграфа, а как интересно она им обыграна - совершенно нестандартно, со своим особым почерком - вкусно! Язык здесь - язык не информации, а настоящей поэзии, где образ важнее сообщения:

" А мы с тобой дойдём – скажи?
До солнца…
Когда оно тугой хурмой
само ложится на ладони.
Когда дворовый кот хромой
всех конкурентов резво гонит
за территорию любви.
И греет бок, мурча, как трактор! " - очень выразительно, зримо и...вкусно! .

Или вот это;

" А знаешь, чем длиннее дни –
тем меньше я невыносима.
И как там люди говорят:
понять, простить, обнять и плакать…"

Истинная поэзия в пейзажной  (и не только) картинке!


Подборка конкурсного материала от 16.03.21. С уважением,  Алкора.