Глава 18 Песни волшебство

Александр Бочаров 2
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
(Из книги "О людях и для людей")
 
Глава 18. ПЕСНИ ВОЛШЕБСТВО.               

Начиная свою журналистскую жизнь с должности корреспондента заводской газеты,я с самых первых дней работы в многотиражке,решил сделать её не сугубо заводской, а как бы превратить её поселковую газету? То есть,делать так,чтобы её было интересно читать не только одним заводчанам,не только чтобы она писала  о выполнении производственных планов,передовиках производства и о достижении заводского производственно-технического прогресса.Мне хотелось,чтобы она отражала все стороны жизни посёлка,всех живущих в нём людей,чтобы она стала своеобразной летописью его жизни и истории.Благо,что к этому были предпосылки: она распространялась через местное почтовое отделение,то есть,раскладывалась по почтовым ящикам,разносилась по домам и квартирам,то есть,распространялась по подписке и была доступна всем проживающим на Косой Горе.Цена подписки была чисто символической – всего один рубль на год!
Газета имела в «Сбербанке» свой расчётный счёт и в начале года администрация завода перечисляла на счёт «Дзержинца» 90 процентов денежных средств,согласно утверждаемой ею сметы,и 10 процентов добавляла заводская профсоюзная организация,хотя она редко это перечисляла.А если и баловала рабкоровский актив своим вниманием  и материальным поощрением,то больше какими-либо экскурсионными поездками. За время моей работы в газете «Дзержинц» число её подписчиков  выросло до полутора тысяч.И от желающих подписаться было очень трудно отбиться,  дверь нашей редакции в обычные дни,но особенно в дни подписки,не закрывалась, и тогда слышался,один и тот же,вопрос:«Ну,хоть на один номерок прибавьте,что вам стоит,трудно,что ли допечатать?!».Не все в посёлке даже понимали,что мы в редакции не печатаем газету,а в тульской типографии издательства ЦК КПСС «Лев Толстой», куда и перечисляли деньги после каждого номера из своей сметы.В смете было заложено всё:и работа издательства,и покупка на год газетную бумагу,и доставка её в издательство,и наша зарплата, и поощрение лучших и самых активных рабкоров газеты ко Дню Печати 5 МАЯ.Вот потому-то всем было выгодно как на заводе, так и нам в редакции,чтобы у газеты был свой расчётный счёт – так повелось ещё с довоенных времён,наверное,ещё с тридцатых годов.Администрация рассуждала так:«В начале года деньги перечислены? Перечислены!Вот и работайте, всё рассчитывайте сами,укладывайтесь в смету!».Было выгодно это и нам, работникам газеты.Имея хоть и небольшую финансовую самостоятельность в течение года,мы находили возможность в День Печати поощрять не только наших лучших рабкоров, но и местных почтальонов,ведь они только лишь из одного поселкового патриотизма и любви к газете разносили её по квартирам.Была у нас такая вот взаимная симпатия.Также по давно сложившейся традиции и привычке централизованно доставлялась газета из типографии в поселковое почтовое отделение,потом уже почтальонами по квартирам.
Так вот,возвращаясь к теме сегодняшнего повествования,хочу сказать,что однажды к нам в заводоуправление,где на втором этаже тогда располагалась редакция, заглянул Александр Харчиков.Были у него здесь какие-то дела.И я у директорских дверей ненароком столкнулся с ним.Нашего бывшего работника доменного цеха, даже в прошлом и комсорга завода,активного в своё время рабкора газеты я уже к этому времени хорошо знал.Да и кто тогда не знал вышедшего из числа рабкоров «Дзержинца» тульского писателя Александра Харчикова,написавшим книгу о косогорских металлургах, под названием «Лицом к огню»?
– Привет,какими судьбами?!
– Привет.Да вот нужно с Мартыновым кое о чём переговорить. Дела-дела…
– А интервью газете не дашь,как живёшь и что пишешь?Заскочишь в редакцию?
– Времени,поверь,нет,спешу.В другой раз.А ты лучше о Васе Попове напиши, ведь он опять живёт на Косой Горе!
Вот с этого мимолётного разговора на бегу и началось потом моё знакомство с композитором и поэтом Василием Поповым.Конечно,о Василии Попове я слышал и раньше,в одном же посёлке живём, но лично не был знаком,так как он лет на семь моложе меня и ближе по возрасту не мне,а моему младшему брату.Но тут, после слов Харчикова,разгорелось и у меня желание с ним поговорить.И потому я напросился к нему в гости домой побеседовать.И та наша первая беседа вскоре была опубликована в «Дзержинце».И вот с этой встречи и началась наша такая своеобразная дружба, затем она окрепла,и Василий Попов стал участвовать в жизни газеты,а не только лишь давать интервью и рассказывать о своей творческой жизни.Он часто звонил в газету,делился своими мыслями и планами,принимал участие в наших редакционных праздниках.А затем мы даже стали совместно организовывать концертные праздничные программы для косогорцев на заводском стадионе.И в течение нескольких лет в дни празднования Дня металлурга заводчан приветствовали Владимир Цветаев,Валентина  Толкунова,Лев Лещенко и другие известные артисты.Но вначале эту инициативу пробить было на заводе очень непросто. Никто из заводских  больших начальников вначале и не воспринимал её всерьёз.И потому мне запомнилось,как после первого такого праздника,бывший в то время председателем профкома Юрий Павлович Казимир на директорской оперативке сказал так:«А ведь Цветаев,и впрямь,неплохой певец!». Как говорится,нет пророков в своём Отечестве!
Так к чему же я веду этот разговор? Да,к тому,что однажды разговорившись с Василием Поповым в одной из бесед у него дома,мы затронули и такую больную тему: спящей и недостаточно активной культурной жизни  в посёлке.И даже прозвучала и такая мысль, что и такие талантливые  музыканты и композиторы, как Владимир Иванович Сергеев и Сергей Дмитриевич Соловьёв, не проявляют сегодня должной творческой активности, репертуар используют старый, концерты у них состоят из одних и тех же песен, и они не вносят ничего нового в культурную жизнь посёлка.
И тут мы заспорили. «Хочешь, – сказал тогда я, – я их чуть расшевелю?». «Ну, как ты их расшевелишь? Да и возраст-то у них почтенный?». «Увидишь!» – ответил я ему тогда.
И вот к 50-летию Великой Победы, то есть к празднику 9 Мая, я пишу для детского образцового хора «Солнышко», который является, как известно, детищем Владимира Ивановича Сергеева,  сразу две песни: «Россия» и «Сорок первый, сорок пятый». Приношу ему в Дом культуры, где была по его инициативе специально оборудованная для репетиций  комната, приношу слова новых песен. И он уже  дня через два или три звонит мне в редакцию и говорит: «Приходи, послушай!». И это была «Россия», исполненная чистыми, звонкими  детскими голосами. Не проходит и недели, как вновь звонок: «Приходи, послушай!». И звучит песня «Сорок первый, сорок пятый», которая  вскоре прозвучала в большом праздничном концерте, что был дан  в Туле на Московском вокзале во время встречи ветеранского «Эшелона Победы», шедшего маршрутом по всем городам- героям Советского Союза –  от крепости Брест  до Москвы. В том числе, эшелон имел остановку  и в  нашем  городе-герое, в  Туле. С этой нашей песни и начался тот большой праздничный концерт, посвящённый  солдатам  великой Отечественной войны и всем жителям Тулы.
Параллельно я стал писать песни и для другого косогорского композитора Сергея Дмитриевича Соловьёва. Первой  песня появилась к юбилею школы, и получила  название «У школьного порога». Помню, как это всё начиналось, как я пришёл в бывшую мою школу,  ныне № 65, где я в своё время учился и где Сергей Дмитриевич  в то время вёл уроки  музыки.  Я вызвал его с урока в коридор и передал написанные мною на листочке бумаги  слова новой песни. А потом она зазвучала на юбилейном  празднике школы. Следующая была у нас с ним песня, написанная  уже по просьбе самого Сергея Дмитриевича Соловьёва. И была она посвящена  женскому  дню 8 Марта. Теперь мы уже встречались с ним не в школе, а у него дома. Интересной личностью был Сергей Дмитриевич. Очень большое влияние он лично своим талантом музыканта и организатора  оказал на развитие самодеятельного творчества у нас на Косой Горе. Многое хранила его память. И я рад, что всё то, что мне довелось от него услышать, было опубликовано в газете ещё при его жизни. Кроме того, я видел в его  руках чёрные диски грампластинок, записанные ещё на фабрике грамзаписи «Мелодия». И это тоже незабываемо. Мне даже удалось их послушать.  Это были его замечательные песни, написанные им в дни его учёбы в Ленинграде. Одна из песен об этом городе на Неве звучала на фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. И я помню ещё, как она часто в те дни звучала по Всесоюзному радио. В зале его квартиры стояло пианино, а манера работы над песней была у него такая, в отличие от Владимира Ивановича Сергеева. Он не просто писал музыку с рукописного текста, а просил автора вслух прочитать его.  А когда музыка была готова, то он тоже звонил мне и проигрывал дома на пианино. Владимир Иванович Сергеев тоже всегда спешил поделиться радостью рождения новой песни. И  только проигрывал мелодию не на пианино, а на баяне, и редко приглашал домой, а чаще приглашал  в зал для репетиций хора, где детский хор и исполнял для меня уже разученную им новую песню.
Несколько хороших песен были написаны мною и в соавторстве с ещё  одним местным композитором Валерием  Кобицким. Все они  неплохо  прозвучали в организованном  по инициативе Совета ветеранов Косогорского металлургического завода большом концерте, который состоялся и при  моём непосредственном участии. Это был праздник песни местных композиторов, поэтов, певцов и музыкантов под названием: «Пою тебе, моя Россия!». Звучали наши соавторские песни и в личных наших творческих вечерах. Так, что я своё слово сдержал – старая добрая заводская самодеятельность возродилась и напомнила о себе, о том, что она ещё жива!
А.Бочаров
2000.