Эссе Попутчик

Наталья Домкина
~ Из книги ''Имена'' ~

Однажды, мне надлежало посетить Альма Матер, которая находилась в другом городе, дабы сдать там квалификационный экзамен и получить очередной диплом.

Дорога предстояла долгая - девять часов пути ночным поездом.

Смеркалось. Зимним вечером я стояла на перроне вокзала родного города N, и наблюдая за вальсом снежинок, в свете дорожных фонарей, размышляла о предстоящем пути в город M.

Я улыбнулась, вспомнив свое прежнее путешествие. Тогда я ехала в купе с почтенной дамой возраста графини. Наша беседа с ней затянулась заполночь. Мы прошлись с ней по золотому веку русской поэзии, продолжили историей СССР. Беседа завершилась приглашением графини приехать к ней в гости и стать ее невесткой.

Мелькнула мысль о том, какое же приключение меня ждет в этой дороге?

Подали поезд, предвосхищая путешествие, я зашла в вагон. Нашла свое купе, открыла его двери, и ... закрыла их в надежде, что все-таки дверью я ошиблась. Но нет. Дверь была нужная. Я застыла на пороге - в купе чинно расположились три былинных русских богатыря: капитан милиции, солдат и просто попутчик. Я подумала: ''Купе, девять часов дороги - как я с ними поеду?'', не ожидая такого поворота событий и богатырской компании.

Поезд тронулся. Деться было некуда. Я выдохнула, переступила порог и тихо сказала: ''Добрый вечер.'' После моего появления зависла пауза, судя по всему, былинные богатыри также не ожидали такой компании.

Но капитан не растерялся: ''А давайте я помогу Вам поставить сумку.'' Солдат спросил: ''А хотите чаю?'' Я улыбнулась: ''Хочу.'' А просто попутчик ничего не сказал, он молча заправил мое койко место купейным комплектом.

Все рассмеялись от комичности ситуации. Напряжение спало.

Ночь. Купе. Четверо. Пьем чай.
Все такие разные и неожиданно сошлись в одной точке расстояния из пункта N в пункт M. Они были такими трогательно забавными, когда перемещались по ограниченной траектории купе, нечаянно задевали друг друга и литературно извинялись. За все время пути я не услышала ни одного бранного слова, ни одного пошлого анекдота в моем присутствии. Это было изысканно красиво.

Размеренный стук колес, приглушенный свет, мерцание огней моей необъятной, погружали в дрему.

Участники данной истории пожелали друг другу спокойной ночи, погасили свет и решили скоротать время дороги сном.

И тут началось ...

Поезд прибыл на очередную станцию. Дорожные рабочие стали проверять целостность состава и исправность колес. Причем проверяли они так, что казалось, что те самые колеса они с вагонов и снимают. Все это действие сопровождалось исконно русским диалектом, который был густо приправлен народным фольклором.

Но вся феерия путешествия, оказывается, только начиналась. Ибо впереди было еще семь часов пути, а состав на предмет целостности дорожные рабочие проверяли на каждой станции ...

Я уткнулась в подушку с одной мыслью: ''Скорее бы перрон вокзала города M.'' От окна немилосердно сквозило. В купе было холодно. Я завернулась в казенное одеяло, чтобы согреться, но это не особенно помогло. Спать уже расхотелось, и я созерцала в окне лунную дорожку. Какой же полной была Луна тогда, и как ярко сияли звезды ...

По мере отматывания верст за верстами и мелькания станций, купе на своих остановках покинули капитан и солдат.

Светало. Просто попутчик еле слышно собрал свои вещи. Оставил на столе горячий кофе и шоколад. Подошел к окну, затянул плотно жалюзи и наглухо завешал его декоративной циновкой, чтобы не дуло. Потом взял свое одеяло и ... накрыл меня ... Бережно укутал им, как ребенка. Молча погладил по голове, едва касаясь волос и тихо вышел из купе. Навсегда.

От неожиданности гуманистического порыва просто попутчика я замерла, перехватило дыхание, но под его одеялом мне стало жарко ...

В пустом купе повис мой немой вопрос: ''Что это было?'' И ответ, как вспышка фразой из старой доброй сказки: ''Делай добро и бросай его в воду, чтобы круги от него разошлись, как волны.''

Я не узнала имени попутчика, впрочем, как и он моего. В полумраке купе я даже не запомнила его лицо. Но в память врезалось ощущение бесконечной человеческой доброты, выраженной в простом беспристрастном  поступке - согреть теплом своей души и обнять заботой другого человека. Где милосердие - кристально чистая капля в океане проявления истинной человеческой природы - оставаться Человеком в любых ситуациях, только потому что перед тобой - Человек.

Утром я сошла с поезда на перрон вокзала города М. Это было особенное утро со своей историей и своим Именем. Я не успела спросить о имени у попутчика, но тем утром я узнала, что его Имя - Добро.

Позже, я еще не один раз приезжала в город М. Но больше такого попутчика я не встречала. Он ушел в тот зимний рассвет за дверь купе, но оставил за собой след доброты и тепло души кругами на воде ...