Конкурс - Метаморфозы жанра. Март 2021

Маллар Ме
 Дорогие друзья!

  Несколько месяцев мы посвящали конкурсы лирическим и эпическим, и другим классическим литературным жанрам, имеющим свои особенности, форму, тематику. Произведение, которое невозможно отнести к кому-либо жанру вызывает у знатоков сомнение в ценности, они говорят о плоском восприятии, отсутствии стиля. Этого не должно быть -  с одной стороны. С другой:  мы уже обратили внимание на то, что развитие жанра со временем разрушает жёсткие рамки, происходит некая трансформация, диффузия, слияние и взаимодействие разных жанров, отказ от установленных правил. Произведения современных поэтов, и не только, в названиях которых упоминается жанр, часто не имеют признаков того, что от него ожидается. Тенденция разрушения - куда она ведёт? К созданию чего-то нового?
 Итак, друзья, мы в преддверии чего-то нового и важного... В этот ранне-весенний период, когда природа склонна к обновлению, непостоянна и ветрена, будет уместно на время оставить скучное для кого-то углубление  в каноны твёрдых форм и классических жанров, а пойти по пути развития в духе нашего Клуба Маллар Ме, ведущему к не совсем стандартному подходу к творчеству и поиску нестандартных современных решений, как это уже происходит у нас в других конкурсных проектах с рифмами и ритмическим рисунком, да и самой системой стихосложения! Форма - это  становится уже не так актуально! А что же тогда? Давайте разбираться. Этап первый:

             ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР  -  ФРАГМЕНТ

  «ФРАГМЕНТ» в переводе с латыни означает «осколок, черепок».

   Есть понятие - фрагмент литературного произведения, дошедший до нас частично в виду разных обстоятельств: библиотеки горели, рукописи портились, многие произведения просто не переписывались, а что-то намеренно уничтожалось. Трактаты переписывались и сохранялись – а вместе с ними, и фрагменты утерянных произведений, осколки текстов, которые иначе были бы нам неизвестны вовсе.

  Другой пример фрагмента – неоконченные произведения. Писатели тратят много сил и времени на тексты, которые никогда не обретут задуманного завершения. Смерть, творческий кризис и банальная нехватка времени порождают фрагменты, которые изначально должны были стать законченными произведениями. Однако ни утрата полного текста, ни незаконченность в силу внешних обстоятельств не делают фрагмент отдельным жанром. Произведение всегда мыслится автором как целое, как носитель законченной мысли. Даже если писатель выбирает открытый конец или предлагает множество концовок на выбор, незавершённость является иллюзией, она работает на общий смысл. Даже короткие афоризмы содержат в себе целостную мысль. Но, как это всегда бывает в истории литературы, у любого правила есть исключения. 

    Конец XVIII века. Переломный момент истории литературы – впервые за многие столетия и даже тысячелетия автор-творец получает полную свободу действий, не ограниченную жанрами и какими-либо условностями. Романтики ищут новый способ выражения смыслов, которые порождаются прихотливым вдохновением. Любые рамки и ограничения мысли воспринимаются как насилие над творчеством. Именно тогда рождается ЖАНР ФРАГМЕНТА. Как пишет исследователь А. Махов, в РОМАНТИЧЕСКОМ ФРАГМЕНТЕ важна не столько внешняя НЕЗАВЕРШЁННОСТЬ, сколько НЕЗАКОНЧЕННОСТЬ самой МЫСЛИ. Обычно автор уже имеет некий замысел того, что он хочет сказать, заранее видит результат логической цепочки, которую изображает в тексте. Фрагмент же писатель начинает без знания того, чем он должен завершиться. Махов проводит параллель с классической риторикой, где «создание текста распадалось на три стадии: оратор (как и поэт) находит мысли (inventio), потом располагает их (dispositio) и лишь затем облекает в словесную одежду, украшает посредством фигур и тропов (elocutio). В романтическом ФРАГМЕНТЕ важна не столько внешняя незавершённость, сколько незаконченность самой мысли. Далее следуют стадии запоминания (memoria) и произнесения речи (pronuntiatio, actio)». Романтики же следовали первым трём стадиям в обратном порядке – уже начав сочинять ФРАГМЕНТ, они в ПРОЦЕССЕ понимали структуру и заканчивали тем, что приходили к некой мысли. Письмо само по себе должно было подводить к неким выводам, писатель начинал творить и в процессе творчества выяснял что-то новое, неизведанное. Фрагмент не был изначально сформулирован в голове автора, он рождался как процесс. Именно поэтому ФРАГМЕНТА и не может быть завершён – ЭТО НЕ МЫСЛЬ, НО ПУТЬ К НЕЙ. Ф. Шлегель, один из теоретиков Йенского романтизма, в своём 116-м фрагменте писал: «Романтическая же поэзия находится еще в становлении, более того, самая ее сущность заключается в том, что она вечно будет становиться и никогда не может быть завершена». В истинном творчестве невозможно поставить точку – важен сам ПРОЦЕСС создания, творения, размышления. Шлегель не мог представить себе мир, неподверженный постоянному изменению. И отразить этот мир с помощью законченных, организованных произведений невозможно – что-то всегда будет ускользать от поэта и мыслителя. Единственной возможностью выразить постоянно меняющуюся сущность мира становится создание текстов, которые не имеют ни начала ни конца – ФРАГМЕНТОВ. Как Шлегель, так и Новалис делали фрагменты не очень большими, и издавали их сборниками. Внешне разрозненные, ФРАГМЕНТЫ на самом деле дополняли друг друга, создавая иллюзию законченной мысли. К примеру, в 1798 году Шлегель опубликовал ряд ФРАГМЕНТОВ в журнале «Атенеум», где были отражены его взгляды на поэзию, а Новалис издал сборник «Цветочная пыльца».

   Несмотря на то, что жанр ФРАГМЕНТА был создан писателями и поэтами, изначально он использовался только для того, чтобы передать размышления о мире. Этот жанр не мыслился как полностью художественный – фрагменты могли содержать аллегории и притчи, но в конце концов они всё равно служили лишь как вспомогательные элементы для философии или критики. Лирический фрагмент Другие романтики подхватили идею фрагмента и сделали его поэтическим жанром. С. Т. Колридж пишет стихотворение «Кубла Хан, или Видение во сне» (1816) с подзаголовком «Фрагмент», а Дж. Байрон называет поэму «Гяур» (1813) «фрагментом турецкой повести» (a fragment of a Turkish tale). Однако многие произведения, особенно небольшие лирические стихотворения, печатались без заголовков и подзаголовков – и, тем не менее, прекрасно вписывались в жанр ФРАГМЕНТА. В статье о Тютчеве известный литературовед Ю. Н. Тынянов обращает внимание читателей на то, что в небольших стихотворениях-фрагментах «одна метафора, одно сравнение заполняют все стихотворение»:

Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –
Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.

            (Ф. И. Тютчев, 1865)

  Именно фрагментарность позволяет романтикам начинать свои стихотворения с «и»: «И опять звезда ныряет» Ф. И. Тютчева, «И на театре, как на сцене света» М. Ю. Лермонтова, «И опять в полусвете ночном» А. А. Фета и т.д. Поэт как будто продолжает мысль, которая началась где-то вне стихотворного текста, и продолжится после того, как будет поставлена последняя точка.
 
    Фрагмент продолжает пользоваться популярностью и у символистов, и у представителей других литературных течений рубежа веков.
     Особое же значение ФРАГМЕНТ и фрагментарность как основная черта произведения принимают у модернистов и авангардистов. Текст уже не пытается отразить мир, изменчивый в своём бесконечном становлении – поэзия «разрывается» на кусочки, чтобы показать хаос, который её авторы наблюдают вокруг себя. Текст уже не пытается отразить мир, изменчивый в своём бесконечном становлении – поэзия «разрывается» на кусочки, чтобы показать хаос, который её авторы наблюдают вокруг себя.

   До своего логического предела ФРАГМЕНТ доходит у дадаистов: Т. Тцара создаёт поэмы, вытаскивая из шляпы отдельные слова, вырезанные из газеты. Каждое слово осмысляется как фрагмент реальности, и они, естественно, не складываются в единую картину, единое произведение. Менее радикальные модернисты, такие как Эзра Паунд, всё-таки пытались придать фрагменту видимость единого текста:

Я хотел написать Рай
Не пугайся
Пусть о рае расскажет ветер.
Пусть простят меня боги за то, что я сделал.
Пусть те, кто мне дорог простят меня тоже.

            (Э. Паунд. Canto CXVII. Пер. К. С. Фарая).

Но внутренние лакуны, обособленность каждого отрезка внутри вроде бы цельного произведения, сразу бросаются в глаза. Это уже не «поток» поэзии романтиков, лишь часть которого мы можем уловить, а собранная из осколков мозаика. Изначально ФРАГМЕНТЫ были лишь черепками, жалкими остатками культуры, исчезнувшей навсегда. Ценители собирали по крупицам наследие поэтов античности, мечтая найти в дебрях библиотек и забытых уголках монастырей утраченные манускрипты с полными текстами древнегреческих и римских поэтов. Но в определённый момент целостность перестала быть преимуществом – и тогда ФРАГМЕНТ превратился в жанр. Неважно, поэтический или прозаический, философский или художественный, пространный или лаконичный – ФРАГМЕНТ нёс в себе недосказанность, был подобен прерванной беседе с читателем или самим собой. Фрагмент – часть потока мысли или мозаика, в которой не хватает деталей.

______

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, со времени формирования РОМАНТИЧЕСКОГО ФРАГМЕНТА до наших дней жанр ФРАГМЕНТ принимал разные формы и отражался в разных поэтических направлениях и использовался в различных творческих объединениях. Возможно, некоторые не осознавали, что давно любят писать в этом современном жанре, который имеет некоторые характерные  особенности и тенденции развития:

• отсутствие изначального замысла законченного произведения
• отсутствие какого-либо вступления, подготавливающего к раскрытию основной темы. Начало с союза, местоимения и т.д. Ощущение продолжение разговора или откровения, прерванного ранее. 
• формирование конкретной мысли в процессе сочинения. Главное - передача настроения
• незавершённость, остановка на новой мысли, которая возникла в процессе, но в дальнейшем оставлена для домысливания самим читателем
• индивидуальное самовыражение
• малый объём, а поэтому отсутствие перегруженности чем-либо - образами, метафорами, аллегориями. Достаточно чего-то одного
• психологизм превалирует над логическим мышлением и потому не возникает никаких решений, не делается выводов, нравоучений и наставлений. Только намёки и недосказанность.
И ещё... полное доверие к читателю, к его пониманию, как собеседника, с которым давно знаком. И даже если не так, автора не сильно это огорчает, он приоткрывает свой собственный мир, который, возможно, пока мало кому знаком, но... весьма привлекателен, чтобы обратить на него внимание и затронуть чувства, и запустить мыслительный процесс, который будет иметь своё продолжение, возможно, в творчестве другого!

По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!

==============================

   Предлагаем всем попробовать раскрепоститься в этом направлении современного жанра ФРАГМЕНТА. Только большая просьба - не перегружайте читателя излишними нечитаемыми символами. Об этом и многом другом нам ещё предстоит поговорить в последующих конкурсах. Удачи и вдохновения!
               
******************************************************

 Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАРТЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБЫМ РАЗДЕЛАМ   и другие по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к  жанру  ФРАГМЕНТА, при всей свободе по отношению к форме и тематической направленности.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения  жанра ФРАГМЕНТА в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях. ФРАГМЕНТ в прозе не принимается!

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в марте 2021 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 апреля будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: Ч. Демут. Парус: в двух направлениях, 1919.

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова