пси-816 пси 03. 03. 2021-36

Олеша Единственная-Ольга Едомина
.
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-ЗАРИСОВКА
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
конечно
ВАЖНЕЕ
ВНУТРЕННЕЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
НО
для РАСКРЫТИЯ
САМОГО
СЕБЯ
МОЖНО
и ОРАТОРСТВОМ
ПОЗАНИМАТЬСЯ...
.
.
.
03.03.2021г. 15-55
.
.
.
http://stihi.ru/2021/02/28/772 - Оглавление - 104 психология 28. 02. 2021г
.
http://www.stihi.ru/2018/01/14/1914 - Оглавление - 32 психологическая 15. 01. 2018
.
.
.
=================
из интернета
.
.
=================
Учимся говорить уверенно и четко: советы от ведущих педагогов Щуки
9 декабря 2020

Умение красиво говорить нужно всем – и детям, и взрослым. Это придает уверенности в себе, помогает справиться с волнением, когда приходится выступать перед большой аудиторией, и стать хорошим рассказчиком. У актеров существует множество техник и приемов, с помощью которых им удается держать внимание публики. Некоторыми из них поделились педагоги Театрального института им. Бориса Щукина на мастер-классе, который проходил в рамках литературного конкурса чтецов «Живая классика». Мы выбрали несколько универсальных советов.


Учимся говорить уверенно и четко: советы от ведущих педагогов Щуки
Подключаем воображение и рисуем
Когда мы выступаем перед аудиторией, важно не только то, что именно мы говорим, но и как преподносим информацию.

Чтобы речь была живой и выразительной, нужно представлять себе то, о чем рассказываешь. И неважно, поэтический ли это отрывок или доклад.

Анна Бруссер, профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина советует мысленно превращать текст в киноленту:

Когда я работаю со студентами, я прошу, чтобы они не просто представили и рассказали, как выглядит то место, о котором они читают, но и нарисовали его и сделали раскадровки наподобие тех, что делают для мультфильмов. Эту технику хорошо использовать при подготовке и к уроку, и к выступлению (в том числе к чтению доклада). Очень рекомендую нарисовать основные позиции, которые есть в рассказе. Даже если вы не художник. Рисуйте, как получается. Вам будет гораздо легче излагать материал, если вы точно будете представлять всю географию образов.
Снимаем напряжение
В стрессовых ситуациях наше тело ведет себя непредсказуемо: движения становятся неловкими, неестественным образом сжимаются руки или шея. Что делать в такой ситуации, советует Иван Горшков, преподаватель кафедры актерского мастерства Театрального института им. Бориса Щукина:

Когда вы волнуетесь, вы можете почувствовать, что зажимаетесь: например, плечи пошли вверх, руки будто онемели. Вы пытаетесь расслабиться – не получается.Есть очень простое правило: чтобы снять мышечное напряжение, нужно эту мышцу перенапрячь. То есть если, допустим, зажим в плечах, поднимите их, насколько возможно, подержите в таком положении какое-то время, а потом расслабьте. Напряжение уйдет.
Справляемся с волнением
Как правило, все мы нервничаем и волнуемся, выступая перед публикой. Это не так уж страшно, считает Даниил Белых, актер театра и кино, выпускник Театрального института им. Бориса Щукина:

Ведь как раз волнение дает нам тот кураж, который может сделать наше выступление эмоциональным и убедительным. Главное, чтобы это волнение не перешло в панику, когда человек практически перестает понимать, что вокруг происходит, и теряет контроль над ситуацией. Поэтому важно найти грань между этими чувствами и научиться контролировать свое состояние.Отмечу, что невозможно тренироваться в одиночестве или в кругу близких, для этого нужна незнакомая обстановка и посторонние люди. К примеру, можно, зайдя в вагон электрички, громко хлопнуть дверью или при входе в ресторан звучно чихнуть: в обоих случаях гарантировано внимание публики. И в этот момент следует прислушаться к себе и понять, ты испытал волнение, кураж или панику. Я призываю к тому, чтобы тренировать этот баланс чувств в общественных местах, но, конечно, в рамках приличия.
Делаем артикуляционную разминку
Чтобы речь была четкой, выразительной, а буквы не проглатывались, необходима артикуляционная зарядка. Ее можно проводить непосредственно перед выступлением, но лучше делать ежедневно. За один раз речь, конечно, не изменится. Этим нужно заниматься регулярно. Несколько эффективных упражнений предлагает Ольга Комарова, педагог по сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина.

Упражнение 1. Сжать зубы. Губы вытяните в трубочку и держите несколько секунд. Затем представьте, что к уголкам рта пришиты ниточки. Тяните уголки за ниточки к ушам и держите несколько секунд. Упражнение повторите 10–15 раз.

Упражнение 2. Исходное положение губ – трубочка. Переместите ее медленно вправо и держите так несколько секунд. Вернитесь в исходное положение и так же медленно отведите трубочку влево. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 3. Зубы сжаты. Приподнимите верхнюю губу, будто тянете воображаемую ниточку ко лбу. Фиксируйте в верхнем положении и опустите. Это упражнение подходит для отработки звуков «в» и «ф». Если верхняя губа не активна, эти звуки не прозвучат. Точно также работаем нижней губой – тянем ее вниз. Следим, чтобы губы не оттопыривались. Если в речи нижняя губа не опускается должным образом, будут плохо произноситься звуки «с» и «з».

Упражнение 4. Делаем оскал, то есть открываем рот так, чтобы были видные верхние и нижние зубы. Зафиксируем это положение и закрываем рот. Повторяем несколько раз.

Еще раз – оскал. И в этом положении почешите губы о зубы или помассируйте губы зубами. Повторите 10–20 раз.

Упражнение 5. Зарядка для языка. Именно эта мышца помогает рождению звуков. Язык позволяет образовывать звуки «т», «д», «л», «н», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «к», «г», «х». Кончик языка подцепите за нижние зубы, а из языка сделайте парус. Двигаем язык вперед-назад. Нужно сделать несколько подходов по 10 раз.

Правильно интонируем
По словам Юрия Дубова, заслуженного артиста России, доцента кафедры сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина, следует помнить, что правила пунктуации и логика интонации в речи не одно и то же:

Никогда и нигде при рассказывании не ставьте точки. То есть не понижайте интонацию к концу фразы, потому что на слух это воспринимается как окончание. Точку вы можете поставить только одну – в завершение своей речи. А до этого момента в конце каждого предложения повышайте интонацию. Это выстраивает логическую цепочку, дает вам возможность продолжать повествование и вести слушателя к тому финалу, который вы для него приготовили.
Видео с рекомендациями от мэтров ведущего театрального вуза можно посмотреть на странице «Живой классики» во «ВКонтакте».
=================
.
.