2 Str igra

Японский Сонет
.


Страмботто, - поэтическая игра, предназначенная для повышения авторского мастерства.
Принять в ней участие может любой автор Стихи.ру.
---------------------------------------------------------

Вторая партия:



ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ (1449-1492)

………………………….……Уймитесь, не упорствуйте жестоко, (lm)
………………………….……Мечты и вздохи вечные о ней, (lm)
Чтоб тихий сон не миновал очей
Где слез не просыхает поволока.

Труды и мысли дня уже далеко
Равно и от людей и от зверей;
Уже упряжке белых лошадей
Предшествует неясный свет востока.

Подпишем перемирие, пока
Не встало солнце; ведь, Амур, что сниться
Ее лицо и голос будут мне

И белая в моей руке рука.
Не будь завистлив, дай мне насладиться
Неслыханным блаженством хоть во сне.





1. Уймитесь, не упорствуйте жестоко (lm)

………………………….……2. Нет вашей власти над мерцаньем дней (fa)
3. Я вспоминаю светлый легкий локон (as)
………………………….……4. В ручьях весенних россыпи огней (fa)

5.Неспешно вьется в сумерках дорога (as)
………………………….……6 Вьюнок засохший, ветви, дрожь теней (fа)
7. Как будто вместе с ними тают строки (as)
………………………….……8. Становятся мрачней и холодней. (fа)
9. Оспорим ли назначенные сроки? (as)
………………………….……10. Был сад любви, теперь же сад камней. (fа)
11. В нем идол страж, надевший маску бога, (as)
………………………….……12. Стал выше гор и всех святых родней. (fа)
13. В его душе мной спрятаны от многих (as)

14. Мечты и вздохи вечные о ней (lm)



Игрок (as)

1. Уймитесь, не упорствуйте жестоко (lm)
2. Мне от того не легче не больней (as)
3. Я вспоминаю светлый легкий локон (as)
4. Пар из ноздрей оседланных коней (as)
5. Неспешно вьется в сумерках дорога (as)
6 Среди лесов, предгорий и полей (as)
7. Как будто вместе с ними тают строки (as)
8. Пролившихся в беспамятстве дождей (as)

9. Оспорим ли назначенные сроки? (as)
10. Ждет замок царский призрачных гостей (as)
11. В нем идол страж, надевший маску бога, (as)
12. Ведет вдоль стен дозор слепых страстей (as)
13. В его душе мной спрятаны от многих (as)
14. Мечты и вздохи вечные о ней (lm).


………………………….……Игрок (fa)

………………………….……1. Уймитесь, - не упорствуйте жестоко (lm)
………………………….……2. Нет вашей власти над мерцаньем дней (fa)
………………………….……3. Не оббивайте синие пороги (fа)
………………………….……4. В ручьях весенних россыпи огней (fa)

………………………….……5. Не троньте чистоту небес пороком, (fа)
………………………….……6. Вьюнок засохший, ветви, дрожь теней (fа)
………………………….……7. Так наши души если нет в них Бога (fа)
………………………….……8. Становятся мрачней и холодней. (fа)

………………………….……9. Блеснул уставший ворон злобным оком (fа)
………………………….……10. Был сад любви, теперь же сад камней. (fа)
………………………….……11. Неужто он, - молчальник одинокий (fа)
………………………….……12. Стал выше гор и всех святых родней. (fа)
………………………….……13. И с губ его мои слетают строки, (fа)
………………………….……14. Мечты и вздохи вечные о ней (lm)


_________________________
Страмботто (итал. strambotto, от strambo – чудно;й), фольклорный жанр – лирическое  восьмистрочное стихотворение у итальянцев. Сформировался в Центральной и Южной Италии к XV в.
Стихотворная форма, пользовавшаяся распространением в Италии в 14-15 вв.
S. - однострофное стихотворение из 8 строк. Рифмовка может быть различной. Осн. разновидность S. - т. н. римская октава, или просто октава (abab abcc), встречалась и т. н. сицилийская октава, или сицилиана (abababab), и др. Форма широко использовалась в стихотворениях, представлявших подражания народной поэзии. Самым известным автором был Серафино даль 'Акуила из Рима. С самого зарождения S. было тесно связано с музыкой - поэты часто создавали S. как вок. импровизации в сопровождении лютни. Сохранившиеся рукописные сборники и издания S. показывают, что их муз. воплощение могло быть различным: в ранних образцах охватывающая две строки мелодия повторялась на следующих, в более поздних она обнимает 4, порой и все 8 строк. Стихотворения в форме S. порой использовались и в качестве поэтич. основы мадригалов.

Страмботто – форма песни-дуэта, состоявшая из перекрестного чередования строк на две рифмы. Страмботто выглядит как соревнование двух певцов – первый дает строку на свою рифму, второй добавляет к ней строку на свою – и так далее они нанизывают строку за строкой, пока кто-нибудь из них не «иссякнет» и не сможет найти еще одно слово на свою рифму.
Придворный поэт Фридриха II Джакомо да Лентини создал первые сонеты на основе страмботто. Схема рифмовки да Лентини следующая: abababab cdcdcd. Здесь еще не было четкого обособления катрена от катрена и терцета от терцета – они как бы слиты. В то же время структура сонета уже задана: 8 катренных стихов и 6 терцетных стихов. Такая структура имеет сходство с композицией строфы канцоны, которая в древности была особой народной песенно-танцевальной формой. В строфе канцоны есть четкое разделение на две части: первую, состоящую из половинного шага вперед и половинного шага назад (отсюда катрены) и вторую, представленную полным шагом вперед (терцеты).