Атараксия

Аркадиа-Верра
Атарксия. (Лукреций.

Ataraxie; от греч. ataraxia — «невозмутимость » — это  душевное спокойствие, безмятежность; Атараксия -это предварительное условие эвдемонии Эпикура,  повторенная в учении Пиррона  и ,в особенности, Демокрита.

 Демокрит обозначал это состояние также другими словами:
 
 
-хорошее расположение духа,

-бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению,

-гармония интеллекта (добавила бы я), поскольку выход из катарсиса связанного с образами Электры,по одной из версий- матери Гармонии. это уже совсем иной образ, которому рядится в одежды Гармонии, "подаренными" в протравленном виде в назидание потомкам ни к чему как бы, если только ...Но об этом позже- в описании фрески.

 

Однако бездеятельная Атараксия -это образ близкий к Апатии.

Атараксия-это, практически, и есть Гармония,даже если учесть одну из версий ее происхождения от Электры( случилось то, что случилось)

В этом случае Атараксия близка к оббразу "Эпохе"-«задержка, остановка, удерживание, самообладание») — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических высказываний — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания.Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии.


Я вижу Атарксию созерцающей гармонию природы, но умеющую внедряться в ее красоты не нарушая гармоничности созданного природой, иными словами созидающую Атараксию, но и не беззащитную, помятуя о том, что Кадм(ий) это...

Но об этом  химическом элементе немногим позже.

Более всего развил  учение об Атараксии -Тит Лукреций Кар -в своей  философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) .



Он облёк своё учение в стройную поэтическую форму: Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

Несколько слов о философе:

Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, часто просто — Лукреций; родился около 99 до н. э., Помпеи, Римская республика — погиб в 55 до н. э., Рим, там же) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура.
На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде, посвящённом претору 58 года до н. э. Гаю Меммию Гемеллу, — философской поэме «О природе вещей» Лукреций  , как мы уже говорили вам облёк своё учение в стройную поэтическую форму.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди. В 1563 году французский филолог Ламбен издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ Анри Бергсон перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии.

Лукреций известен широкому кругу почитателей  еще и благодаря тому, что он стал одним из персонажей произведения "Спартак"- исторического  романа итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли, написанного им  в 1874 году. Роман  был переведён на русский язык в 1880—1881 годах. В центре повествования романа — гладиатор Спартак, реальный исторический персонаж, возглавивший восстание рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э., в современной литературе именуемое восстанием Спартака.

( несколько слов о нем:

Рим, 78 год до н. э.
Ушедший на покой диктатор Сулла устраивает грандиозные гладиаторские бои на арене Большого цирка. Всеобщее внимание привлекает мужество гладиатора Спартака. Фракиец одного за другим побеждает семерых самнитов.
Подчиняясь просьбе матроны Валерии Мессалы, Сулла дарует Спартаку свободу.Таким образом Спартак становится рудиарием- в древнем Риме так назывались гладиаторы, получившие свободу (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но принявшие решение продолжать участвовать в гладиаторских боях.
Следует отметить, что такие вольноотпущенники в ряде случаев прекращали выступать на арене и присоединялись к обслуживающему персоналу боёв, работая уже как свободные люди в качестве тренеров, укротителей диких зверей и других аналогичных областях.
Некоторые из рудиариев продолжали выходить на арену и бои с их участием были более популярны, чем сражения рабов-гладиаторов.

Это связано с тем, что вольноотпущенники, выжившие на арене, обладали значительным опытом боёв и были известны зрителям.

Получить свободу он мог в нескольких случаях, если храбро сражался и победил серьезного противника или выиграл в массовом сражении, также некоторый период времени в римской истории рудиариусами становились гладиаторы, выигравшие пять боев. Символом обретенной являлся деревянный меч рудис. Кроме того рудис мог получить гладиатор-наемник, который отслужил на арене свой срок, предусмотренный контрактом.

Гладиаторские игры имели важное политическое значение. Чем зрелищнее происходили бои, тем большее удовольствие получала "толпа" и тем большую популярность получал человек, который спонсировал игры. Спонсор гладиаторских игр и, тем самым, их устроитель назывался мунерариус. В большинстве случаев именно мунерариусы решали – умрет побежденный гладиатор или останется жить, а также получит свободу победитель, став рудиариусом или останется рабом.

Соответственно, получив свободу, такие гладиаторы получали значительно большую оплату, участвуя в боях, по сравнению с теми, кто оставался работать на должностях вспомогательного персонала.Но, как нам известно, Спартак предпочел иной путь....)

Но...возвращаемся к теме Атараксии:

Если бы мне, как художнику , предстояло изобразить пресонифицированный образ Атараксии , «вжиться» в изображаемую мною  эпоху, понять ее своеобразие, уловить ее аромат и перенести этот образ в современность, я бы выбрала в качестве модели именно эту девушку, девушку, изображенную на фото, которое является  иллюстрацией к данной теме.

...Глядя на нее  мне хочется улыбнуться словам самого Лукреция:" Пока у нас нет того, к чему мы стремимся, эта вещь нам кажется высшим благом; а, получив ее, мы начинаем столь же страстно желать чего-то другого.",- и сказать:

Лукреций, ты просто не видел ее!) Возможно следует добавить "моими глазами",

ведь этот взгляд  не противоречит правилам атараксии.)


Именно этому состоянию  обязан Редиард Киплинг ,написавший нЕкогда строки  в своей знаменитой "Заповеди":

Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;

Добавлю  еще, что она должна быть изображена в доспехах, ведь недаром супругом Гармонии (по одной из версий) был объявлен легендарный Кадм)...Тут , как всегда нужна мудрость:(***)

Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. Составить чье-либо Счастье-это, как говорится пол-дела, ведь тут важна  и вторая "половина" или четверть того, чье счастье сотавляется:) В этой связи  можно, конечно, обрести и...полное счастье, оставаясь нЕким приложением к нему:).

Но...Атараксия по мнению некоторых древнегреческих философов,это состояние  достигаемое мудрецом.И это дорогого стоит. Слово "дорогого" можно писать и с большой литеры :)

Напомню, что Атараксия  (др.-греч. — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») —это душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность.Но...этот образ полон разумЕния, в способности выражать простыми (смертным) словами  вещи бессмертные , таким образом Атараксия полна знания и понимания и, если хотите, прощения...


Пиррон, например, считал, что человек не может отличить  истинные и фальшивые чувства ( тут бы я добавила слово ЕСЛИ- если не может отличить)- поэтому атараксия  становится спокойствием , возникающим при отказе  от суждений о догмах или о чем-либо неочевидном для него,  однако  человек не оставляет  при этом доискиваться истины.

 По сообщениям Диогена Лаэртского, Пиррон был живописцем, потом учился у софиста Брисона и последователя Демокрита Анаксарха, вместе с которым он встречался с индийскими гимнософистами (букв. «голыми мудрецами») и магами (Diog. L. IX, 61. Несмотря на частые в то время истории о встречах эллинов с индийскими философами-гимнософистами, доксографы не писали в этом плане ни о ком из известных греческих философов, за исключением Пиррона. Обычно приписывалось общение и обучение философов в Египте и Ближнем Востоке, но лишь Пиррон был, по образному выражению В. К. Шохина, на «философской стажировке» в Индии .

Пиррон считал, что счастье заключается в спокойствии, которое может дать лишь скептицизм. Основное внимание он уделял именно этой этической концепции.

Три главные вопроса и ответа, данные Пирроном:

 — Какими являются качества вещей? — Мы этого не знаем. (Онтологический аспект).
 — Как мы должны вести себя по отношению к вещам? — Поскольку мы не знаем качеств (сути) вещей, мы должны воздерживаться от суждений по их поводу. (Гносеологический аспект).
 — Каковы следствия нашего поведения по отношению к вещам? — Воздержание от суждений даёт покой и счастье. (Этический аспект).

Призыв Пиррона к состоянию афасии соответствует «Метафизике» Аристотеля, в которой утверждается, что тот, кто отрицает высший принцип бытия, должен молчать, чтобы быть согласным со своим отрицанием(Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 336 с.)

Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково (;;;;;;;;; — безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое.

 Всё неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установками и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан принцип воздержания от суждений — афасия (;;;;;; — невысказывание, немота), при использовании которого человек ничего не отрицает и не утверждает. По мнению Пиррона, это состояние приводит затем к атараксии (;;;;;;;; — безмятежность). В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится бесстрастие, апатия (;;;;;;;)

Однажды на заданный ему провокационный вопрос: «А не умер ли ты, Пиррон?» он ответил: «Не знаю»...

Следование этике скептицизма приводило к рискованному поведению философа, который сознательно не избегал опасностей: например, мог продолжать спокойно идти, не уворачиваясь от бегущей лошади. Однако практическое следование столь радикальному скептицизму — проблема, и сохранились свидетельства: некогда он испугался напавшей собаки, а в ответ на упрёки честно признал, что всецело отказаться от природных человеческих свойств очень сложно. Ещё более показательный случай: как-то раз он сильно разгневался из-за сестры, и в ответ на попрёки в непоследовательности ответил: «Не за счёт женщины подобает щеголять безразличием»


Диоген Лаэртский писал (Diog. L. IX 62-69), что Пиррон был неразговорчив, предпочитал уединённые размышления и был далёк от прихотей и капризов. Если его собеседник уходил до окончания его речи, то он всё равно заканчивал её в одиночестве. Сохранилась история: «однажды его застали разговаривающим с самим собою и спросили, в чём дело, он ответил: „Учусь быть добрым“».

Есть мнение, что Пиррон своими рассуждениями и поведением демонстрировал человеческий «театр абсурда», где поиски знания и даже справедливости сталкиваются с практикой «кто силён, тот и прав» (власти, обычаи и др).

Этика Пиррона не призывает к некоему «блаженному» состоянию равнодушия и бесчувствия, она представляет собой демонстративное отношение к обществу, вынуждающему мудрецов к неучастию в социуме и даже асоциальному поведению
(Гусев Д. А., Рябов П. В., Манекин Р. В. История философии. — М:. Филол. о-во «СЛОВО», Изд-во Эксмо, 2004. — 448 с.)

Скепсис для Пиррона — не самоцель, а средство для обретения душевного покоя, избавления от «бредового наваждения» (;;;;;). Такое воззрение не приводит ни к асоциальности, ни к эпатажу. В Элиде жители настолько уважали Пиррона, что избрали его — скептика — верховным жрецом и воздвигли ему бронзовую статую.

Также Диоген Лаэртский упоминает, что «ради него постановили всех философов освободить от податей» (Diog. L. IX 64)[4]. Тимон называл Пиррона «подобным богам», а Эпикур восхищался его образом жизни.

Учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и Навсифан Теосский (учитель Эпикура). Значительное косвенное влияние пирронизм оказал на Арексилая (Средняя Академия). Диоген Лаэртский упоминает и некоего «знаменитого» Еврилоха.

Диоген Лаэртский приводит несколько прозвищ скептиков того времени и приводит истинно скептическое суждение касательно последователей философа (Diog. L. IX 69-70):

«Все они зовутся по имени учителя пирроновцами, а по их догмам (если можно так сказать) апоретиками, скептиками, эфектиками и зететиками. Зететиками, то есть искателями, — потому что они всегда ищут истину; скептиками, то есть высматривателями, — потому что всегда высматривают и никогда не находят; эфектиками, то есть сомневающимися, — по их настроению в поиске, то есть по их воздержанию от суждения; апоретиками, то есть затрудняющимися, — потому что в затруднении находятся даже догматические философы.Отсюда  и пошло должно быть выражение
  "затрудняюсь сказать"):

Есть сведения, что Пиррон участвовал в походе Александра Македонского. Судя по всему, он, повсюду сопровождавший своего учителя Анаксарха, был с ним и в персидском походе Александра Великого, в котором Анаксарх погиб.

Пиррон видел истинную мудрость в том, чтобы «говорить о любой вещи, что она не более существует, чем не существует, существует и не существует одновременно и не существует и не не-существует». Такая подача мысли полностью соответствует классическому индийскому воздержанию от суждений по схеме антитетралеммы. При этом она, как и сама тетралемма, эллинам до Пиррона известна не была.


Напомню только, что Нирвана, (Ниббана) (от санскр.  пали nibb;na — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения», "отсутствие желаний") — это понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.Слово «нирвана» происходит от санскритского слова «нир», что значит «угасание», «затухание».

Многие европейские мыслители интерпретировали нирвану как «ничто», и видели в буддизме форму нигилизма. Но в палийских никаях нирвана отождествляется не с «ничто», а с «погашением» аффектов (клеша, ашая), «искоренением» эгоцентрических взглядов (саткая-диттхи), прекращением приумножения словесно-ментальных конструкций (прапанча), а также с состоянием покоя (саматха), умиротворённости (шанти), предельного сосредоточения (самадхи).Нирвана, о которой говорил Будда, — не бог, не безличный абсолют и не субстанция (буддизм в принципе не признаёт субстанций). Нирвана — это состояние свободы и внеличностной или надличностной полноты бытия.


В джайнизме нирвана (мокша, «освобождение») понимается как освобождение от кармического вещества и достигается в процессе религиозной практики при отсутствии притока новых карм (в джайнизме кармы — это разновидности особого вещества, составляющие кармическое тело дживы). У освобождённого дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство (сиддхатва). Сразу после достижения нирваны джива взлетает вверх и летит до вершины вселенной, где находится обитель сиддхов — Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобождённые дживы, достигшие Сиддхакшетры, в равной мере наделены праведностью, всеведением и познанием, они отличаются друг от друга по ряду параметров. Также, как и в других индийских религиях, у джайнов нирвана определяется негативно, то есть как «свобода от», а не «свобода для»

Асава (пали ;sava) — термин, используемый в буддизме для определения внутренних «потоков» (ума), склонностей. Также этот термин можно перевести как «протечка» (ума).

Кама-асава — склонность к чувственным наслаждениям.
Бхава-асава — склонность к постоянству, непрерывности.
Авидья-асава — склонность к заблуждению.

Восьмеричный путь, Благородный восьмеричный путь .восемь спиц колеса Дхармы — символ Благородного Восьмеричного Пути.«Путь» не следует понимать линейно, как простое перешагивание со ступени на ступень. Это, скорее, развитие по спирали. Все составляющие части важны на протяжении всего Пути и должны практиковаться постоянно. По мере развития возникают зависимости между отдельными направлениями Пути. Так, например, в соответствии с «правильным намерением» выделяется время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации). По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) вы убеждаетесь в правильности Учения Будды (правильного воззрения) и практикуете медитацию (правильное сосредоточение) уже и в повседневности (правильное поведение).

Согласно Махасатипаттхана сутре, правильная речь означает:

воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;
воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;
воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые;
воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.


...В этой связи молчание-  лучше  очевидной правды )









В учениях представителей различных направлений философии понятие атараксии занимало различное место. Отмечается, что своим появлением существительное «атараксия» обязано Демокриту. Что  же  касается прилагательного «невозмутимый» (греч.), то оно используется Аристотелем в этике для определения таких добродетелей, как сдержанность и мужество.
Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и  даже -скептицизме.

(В различных традициях скептицизма -у Пиррона и его последователей, а также у скептиков платоновской академии, атараксия тесно связана с тем, что обозначается термином «эпохе» (греч. ), то есть с воздержанием от суждений.



 При этом одни представители скептицизма считают конечной целью атараксию (Секст Эмпирик), а другие — эпохе (Аркесилай).

Эпохе;, также эпохэ; (греч. — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») — принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических высказываний — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания.Термин впервые встречается у Аристотеля и получает дальнейшую разработку у Пиррона. Принцип эпохе является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии.

Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все — накопленные историей научного и ненаучного мышления — мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета.Феноменологическое эпохе заключается в отказе от (то есть «заключении в скобки») всех предварительных знаний и допущений о мире и является методическим шагом на пути к обоснованию значимости реальности, как коррелята субъективности сознания,приводящей к вынесению за скобки эмпирически-телесных компонентов сознания и выводящей к «чистому сознанию»..

Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо)

Но я в душе Эпикуреец, посему  атараксия у меня  связана не с воздержанием от суждения, а с удовольствием.
 
Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии. Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, считает Эпикур.

Атараксия, как образ получила свое развитие и в стоицизме-
Здесь она получила свое название  близкое к апатии:

В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой.


Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. По моему мнению это довольно близко к характеристике Ворона Лукра, с образом которого вы знакомы из моего произведения "Сказки Белой Вороны".



Мегарики же  интерпретировали слово "апатия" как почти полное бесчувствие, что далеко от того образа, который был развит эпикурейцами  и последователями эвдемонии .Образ апатии у мегаририков, "извиняюсь" за сравнение,это  апатия   гарпии, сказала бы я).Но, учитывая то, что основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики, то...пусть в подобных спорах все же рождается истина, а не новая интрига по велению такого понятия, как "эвристика доступности".

Чтобы не упустить возможности - уточняю:Эвристика доступности (англ. availability heuristic) — это интуитивный процесс, в котором человек оценивает событие как более частое или более вероятное по степени лёгкости, с которой ассоциированные события приходят на ум, более вероятным или часто происходящим кажется то, что легче вспоминается.При подобной оценке человек полагается на ограниченное количество примеров или случаев. Это упрощает комплексную задачу оценки вероятности и прогнозирования значимости события до простых суждений, основанных на собственных воспоминаниях, поэтому такой процесс является необъективным.Лёгкость воспоминания – полезная подсказка при оценке частоты или вероятности события, потому как естественно, что примеры частых событий вспоминаются лучше и быстрее, чем примеры менее частых событий. Но зависимость оценки от лёгкости воспоминания приводит к необъективности и, как следствие, к систематическим ошибкам, так как на лёгкость воспоминания влияют и другие факторы.Необъективность, основанная на иллюзорной корреляции ведет к когнитивному  искажению преувеличенно тесной связи между переменными, которая в реальности или не существует, или значительно меньше, чем предполагается. Типичным примером могут служить приписывание группе этнического меньшинства отрицательных качеств. Иллюзорная корреляция считается одним из способов формирования стереотипов.

Феномен иллюзорной корреляции чаще всего наблюдается, когда события необычные, заметные и бросаются в глаза.



Скажем еще, что Эвдемонизм стал одной из концептуальных основ Декларации независимости США. Право на стремление к счастью провозглашается неотчуждаемым, а одной из целей создания государства признаётся реализация данного права.

« Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. »
Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.


Справка:

АПАТИЯ (греч. ;;;;;;;: ; отрицательная частица + ;;;;;, аффект, лат. tranquillitas animi) – термин античной этики, означающий бесстрастие как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему (функциональный аналог – «безмятежность», атараксия). Первоначальное значение апатии – неаффицируемость в широком смысле (Arist. De an. 429 а 29; Phys. 217 b 26 cf. Plat. Phileb. 33 de; Phaedr. 250 с). Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (Phileb. 21 е; 33 b), начало оформляться у киников (Антисфен – Diog,. L. VI 2; 15) и в Мегарской школе (Стильпон – Sen. Ер. 9,1); упоминается Аристотелем (Eth. Nic. 1104 b 24; Eth. Eud. 1222 a 3 cf. II An. 97 b 23). Особое значение апатия приобрела в этике стоицизма, где понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Но если мегарики (и, вероятно, скептики – Diog. L. IX 108) трактовали апатию как почти полное «бесчувствие» (ср. Крантор у Cic. Tusc. III 12; Ps.-Plat. Def. 413 а), то стоики – как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего четыре главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа понятие апатии приобрело особый интеллектуалистический оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, т.е. устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей (Epict. Diss. I 4,27; Diog. L. VII 110 sq.; SVF III 378 sq.); вместе с тем, апатия имеет




Пожелаем ей СЧАСТЬЯ и сокрушительных побед ( с софистами всякого рода в том числе!)

На этом "все".До новых встреч.)


Да!  Для тех, кто не в курсе:

 ЗАПОВЕДЬ
Перевод М.Лозинского

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.

Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!


Справка:
Мега;рская шко;ла (мега;рики) — одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары (не путать с математиком Евклидом). Существовала в IV в. до н. э., сочетала идеи Сократа, элейской школы и софистов.
Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.
Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон, к которым восходят многие традиционные софизмы («Лжец», «Куча» и т. п.), Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие.
Софизм (от греч. , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») — может означать:
Сложное рассуждение, иногда намеренно запутанное с целью показать умственное превосходство или ввести в заблуждение;
Приём обучения и метод исследования, введённый древнегреческими софистами; широко практиковался в средневековых университетах (sophismata), послужил прообразом современных сборников задач и упражнений;
Ошибочное рассуждение, неправильный аргумент. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку, либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу.
Софизм как приём обучения был введён древнегреческими софистами в греческих полисах ок. V в. до н.э. — профессиональными учителями, обучавшими знатную молодежь красноречию, ораторскому мастерству и искусству публичных дебатов в целях подготовки к политической или иной карьере. В отличие от философов, занимавшихся научными изысканиями в русле методологии институализированных философских школ, софисты были личными наёмными учителями и опирались на плюралистическую методологию, нацеленную на решение задач.
https://ru.wikipedia.org/.../...


(***)С чего бы этому персонажу древнегреческой мифологии, легендарному основателю Фив в Беотии, против котрых было...Семеро...С чего бы это ему взбрело в голову попросить богов сделать его...Змеем?)
Кадм стал одним из могущественных правителей Греции. Изобретатель эллинских письмен. Впервые нашёл медь...
Становится ясно, что автор эпоса о Кадме нашел то, что искал. "пока следовал за коровой".. по совету  Дельфийского оракула Аполлона...
Ну...к "корове" мы еще вернемся, а вот, что касается самого элемента в мифологической группы КАДМ ия...:
Кадмий не образует самостоятельных месторождений, а входит в состав руд месторождений других металлов. Относительно высоко содержание кадмия в рудах среднетемпературных свинцово-цинковых и частично медно-колчеданных месторождений.
Кадмий используется как компонент твёрдых припоев (сплавов на основе серебра, меди, цинка) для снижения их температуры плавления. Около 10 % производимого кадмия — компонент ювелирных и легкоплавких сплавов. Сплав кадмия с золотом имеет зеленоватый цвет

Ну ясно теперь, что это за "Зеленый змей" увивается вокруг доспехов Гармонии?)Да, он очень близок , поскольку безоружная Гармония  немного стоит...

Но главное качество, которое придает металлу  ядовитый кадмий-это его антикорозийные свойства  в морской воде.(не стоит забывать о том, что воины флота были вооружены  в металлические доспехи...которым кадмий обеспечивал преимущество в военном снаряжении)

Нас интересует период "гибели" Афин как главенствующего полиса в морском союзе(начиная с делосского)который распался в результате Пелопенесской войны, отражонной в оразах Электры и гибели Трои.

 Изветсно, что после сицилийской катастрофы(Сицилийская экспедиция — военная кампания Пелопоннесской войны, в ходе которой афинский флот предпринял в 415—413 годах до н. э. попытку захватить Сиракузы.)
 начались массовые отпадения союзников, и в 404 году до н.э. был распущен.

В 415 году до н. э. большой афинский флот под командованием трёх стратегов — Алкивиада, Никия и Ламаха — отплыл на Сицилию. После отплытия Алкивиада и гибели Ламаха Никий поневоле оказался единоличным командующим операцией, противником которой он был и в успех которой не верил. Главным мероприятием экспедиции стала осада Сиракуз, которую около двух лет безуспешно вёл Никий. Причём довольно долго Сиракузы были на грани поражения, однако прибытие спартанского отряда под командованием Гилиппа переломило ход военных действий. В 413 году до н. э. афинские войска были разгромлены, а их командующие — Никий и Демосфен — казнены.

Афины, к середине V века до н. э. добившись гегемонии в бассейне Эгейского моря, ещё при Перикле стали распространять своё влияние на Великую Грецию — традиционную сферу влияния Коринфа. Первой внешнеполитической акцией Перикла как единоличного правителя Афин было основание панэллинской колонии Фурии в Южной Италии[1]. Этот вопрос обсуждался ещё во время политической борьбы Перикла и Фукидида. Фукидид хотел, чтобы колония на самом деле стала панэллинской, без преобладания какого-либо полиса, а Перикл желал упрочить в Фуриях афинское влияние.

Западная политика Перикла была направлена на усиление позиций Афин на Сицилии и в Южной Италии. В 50-е годы афиняне заключили союз с Эгестой, затем — с Регием, Леонтинами, возможно, Метапонтом и Неаполем в Кампании. Изгнав Фукидида, Перикл взял «фурийский проект» под свой контроль. Фурии были основаны, скорее всего, в 443 году до н. э., но в силу преобладания дорийского населения, очень скоро вышли из-под афинского контроля, в них началась внутриполитическая борьба. Есть предположение, что в срыве планов Перикла сыграл свою роль Фукидид, изгнанный из Афин и, возможно, прибывший в Фурии.


Экипировка античных воинов: легионер эпохи Пунических войн


Римская история является примером постоянно возрастающей военной экспансии: небольшой город в излучине Тибра сначала стал самым могущественным государством Италии, затем завладел западной частью Средиземноморья и, наконец, превратился в центр огромной империи. Секрет стремительно растущего римского могущества, согласно греческому историку Полибию, заключался в совершенстве государственного устройства Рима и его военной организации.

Полибий провёл в Риме в качестве заложника 17 лет, успев за это время хорошо изучить структуру римского легиона и вооружение легионеров. Его описания из «Всеобщей истории» стали основным источником информации для современных исследователей, которые подкрепляют данные Полибия новейшими археологическими находками. Это позволяет практически безошибочно восстановить внешний вид древнеримского воина. Как выглядел легионер эпохи Пунических войн (III–II века до н.э.) и что входило в его снаряжение.

Экипировка римских легионеров в годы царствования Траяна отличалась функциональностью. Многовековой военный опыт, накопленный римской армией, гармонично сочетался в ней с военными традициями покорённых римлянами народов.

Катафрактарии античного мира представляли собой отряды тяжёлой кавалерии, в которой не только всадник, но и его лошадь были защищены доспехом. Эти воины использовались для борьбы с лёгкой конницей и пехотой, поскольку доспех делал их практически неуязвимыми для оружия противника. Атаковали катафрактарии единой массой тяжеловооружённых воинов, в сомкнутом строю. Удар тяжелой кавалерии в решающий момент боя должен был прорвать расстроенные боевые порядки противника и обратить его в бегство. Если атака не удавалась, то под прикрытием конных лучников воины отходили назад, перестраивались и повторяли атаку.

Отряды катафрактариев впервые появились у кочевников Великой степи в IV–II веках до н. э. В их состав поначалу входили носившие доспехи знатные воины, а также их дружинники. Для борьбы с тяжеловооружённой конницей саков, скифов и сарматов похожие отряды стали появляться у их соседей — царей Персии, Армении, Боспора. Парфяне с большим успехом использовали катафрактариев против римлян в битве при Каррах в 53 году до н. э. и позже. Наконец в начале II века н. э. первые отряды катафрактариев появились в римской армии. Будучи заимствованным у противника родом войск, катафрактарии часто снабжались трофейным вооружением. В конце IV века в Римской империи существовало девять подразделений катафрактариев, семь из которых находились на восточной границе.

Пластинчатые доспехи лорика сегментата на Колонне Траяна и в находках археологов.


Лори;ка сегмента;та (лат. lorica segmentata, сегментированная лорика) — пластинчатые доспехи, появившиеся в конце Римской республики и широко использовавшиеся в эпоху Империи. Само по себе название «лорика сегментата» возникло лишь в XVI веке, а широкое распространение получило и вовсе в викторианскую эпоху, древнее же название этого доспеха неизвестно (уже в наше время в качестве замены получил определённое распространение более исторический термин Lorica Laminata, однако его аутентичность также признаётся не всеми историками).

Появление в римской армии данного вида доспехов историки связывают с Германскими войнами (12 г. до.н. э. — 12 г. н. э.) императора Октавиана Августа, когда возникла необходимость обеспечить лучшую защиту торса легионеров от ударов германских длинных мечей и двуручных секир, от которых традиционная лорика хамата (кольчуга) уже не спасала. Есть предположение, что конструкция лорики сегментаты была заимствована римскими оружейниками у гладиаторской экипировки, в частности, у пластинчатого наруча — маники.

Самые ранние фрагменты лорики сегментаты были найдены археологами на месте сражения в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.).

Справка:


В правление первого римского императора Августа его полководец, будущий император Тиберий, к 7 году до н. э. покорил Германию от Рейна до Эльбы:

«Проникнув с победой во все области Германии, без какой-либо убыли для порученного ему войска, — что всегда было главной его заботой, — он окончательно усмирил Германию, почти доведя её до состояния провинции, обложенной податью.»

В 5 году была основана имперская провинция Германия, о политическом устройстве которой почти нет сведений. Известный исследователь Т. Моммзен реконструировал её, опираясь на отдельные детали в древнеримских источниках, по аналогии с римской Галлией. 5—6 римских легионов располагались в прирейнских лагерях, а также в укреплённых лагерях внутри Германии. Летом римляне совершали походы в область проживания германских племён для разбора судебных дел, которые вели римские юристы по римским законам. Предполагалось переписать население, обложить его налогами и организовать призыв германцев в римскую армию, как делалось по всей империи.

Однако Рим опасался сильного племенного союза, сформировавшегося под началом вождя маркоманов Маробода в Бойегемуме (Богемия, современная Чехия)...


 Маробод избегал открыто враждебных действий в отношении империи, с другой стороны, он не заключал с Римом союза и давал убежище врагам империи. В 6 году римляне организовали военный поход против Маробода. Тиберий повёл 5 легионов от Дуная на север, легионы Гая Сенция Сатурнина с верхнего Рейна должны были нанести удар во фланг и тыл маркоманов.

(Маркома;ны или Маркома;нны (лат. Marcoman(n)i, герм. «обитатели рубежей») — древнегерманское племя.

Во 2-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. маркоманы обитали на территории современной Саксония и Тюрингии.
В конце II века до н.э. — начале I века до н.э. они продвинулись в верховья и среднее течение Майна.
В 58 до н.э. маркоманы, вероятно, входили в союз племён, возглавлявшийся Ариовистом, и приняли участие в походе на Галлию.
В 8 году до н.э. после вторжения римлян под командованием Нерона Клавдия Друза в Северную Германию маркоманы, потерпев поражение, переселились на территорию современной Чехии, где вошли в союз племён, возглавляемый Марободом. При этом маркоманы вытеснили с этой территории бойев (от которых происходит название Богемия). Маркоманы занимали господствующее положение в союзе германских племён, куда также входили квады, лугии, семноны и буры. Этот союз был недолговечным.
В 17 году н.э. войско Маробода было разбито вождём херусков Арминием. Маркоманы были вынуждены отступить к Дунаю. Сам Маробод в 19 году н.э. был свергнут германской знатью и был вынужден просить убежища у римлян.
В I—II веках н.э. маркоманы и квады, часто выступая вместе, нападали на римлян на дунайской границе.
В 166—180 годах н.э. экспансия маркоманов переросла в Маркоманскую войну.
С IV века н.э. маркоманы участвовали в Великом переселении народов.
В конце V века н.э. под именем алеманны они осели на территории современной Швабии. Другая группа маркоманов вместе с квадами и бурами в составе союза племен, известного как свевы, в 409 году н.э. переселилась на Пиренейский полуостров, основав там свое королевство. Впоследствии королевство свевов в Испании было завоёвано вестготами.

Вели;кое переселе;ние наро;дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Поражение хунну в Китае

Привело к откочёвке хунну в Джунгарию, а также к эффекту домино на пути откочёвки — переселение гуннов вызывало переселения народов, случайно оказавшихся на их пути, что в свою очередь вызывало переселения уже других народов.
(Основная статья: Хунно-китайские войны.Хунно-китайские войны (201 до н. э. — примерно 181 год н. э., с перерывами) — ряд военных конфликтов между Хуннской державой и Ханьским Китаем и союзниками противоборствующих сторон.



Результатом стало уничтожение Хуннской державы, из-за междоусобных войн, что послужило одной из причин Великого переселения народов.)

Великое переселение народов началось ещё в конце римского климатического оптимума — вероятно, одной из его причин стал вызванный этим оптимумом быстрый прирост населения в северной части Европы. Конкретным же толчком к переселению стало нападение гуннов в 375/376 годах на Центральную Европу.

Большинство историков считают одной из главных причин переселения народов совпадающий в основном с ним по времени климатический пессимум раннего Средневековья, пришедший на смену римскому оптимуму. Это повлекло за собою уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания — население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.

Во время пессимума произошли крушение Западной Римской империи и демографический упадок. Население Южной Европы снизилось с 37 до 10 млн человек. В VI в. н. э. численность населения областей, которые ранее принадлежали Западной Римской империи, сильно сократилась. Множество сёл, в основном к северу от Альп, были заброшены и поросли лесом. Анализ пыльцы указывает на общий упадок земледелия. Причинами сокращения населения были, наряду с войнами, частые неурожаи и эпидемии; росла заболеваемость, детская и старческая смертность.

Бури и наводнения привели к утрате части суши на побережье Северного моря и в Южной Англии. В Италии в VI веке н. э. отмечаются частые наводнения. Епископ Григорий Турский сообщает, что в 580-е годы во Франции частыми были сильные ливни, непогода, наводнения, массовый голод, неурожай, поздние заморозки, жертвами которых становились птицы. В Норвегии в VI веке н. э. было заброшено 40 % крестьянских хозяйств.

Новые поселения, основанные в VII веке н. э., характеризуются новой структурой и указывают на культурный разрыв с прежней традицией.


Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, начавшийся в 535 году н. э., но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Под ударами гуннов Римская империя была ослаблена и фактически разбита на две части. Римляне были вынуждены уйти с ранее завоеванных колоний, в том числе и с Британских островов. Одновременно под давлением гуннов германские племена англов и саксов вынуждены были бежать на запад и поселились на Британских островах, потеснив коренных жителей кельтов. Таким образом, завоевание Европы гуннами способствовало впоследствии образованию Великобритании. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили фундаменты образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.

354 год. В Европу с востока вторглись гунны — «народ всадников». Начало Великого переселения народов. Позже «гунны утомили алан частыми стычками», подчинили их.
375 год. Гунны уничтожили государство остготов Германариха между Балтийским и Чёрным морями.
400 год. Начало заселения нижними франками территории современных Нидерландов (была заселена батавами и фризами), которая тогда ещё принадлежала Риму.
402 год. Передовые отряды короля вестготов Алариха, вторгшиеся в Италию, потерпели поражение от римского войска.
406 год. Франки были вытеснены с Рейна вандалами, алеманнами и аланами. Франки заняли север левого берега Рейна, алеманны — юг.
409 год. Вандалы вместе с аланами и свевами проникли в Испанию.
410 год. Вестготы под командованием короля Алариха захватили и разграбили Рим .
415 год. Вестготы вытесненили из Испании аланов, вандалов и свевов, проникших туда в 409 году.
434 год. Единовластным правителем (королём) державы гуннов стал Аттила.
449 год. Британия была захвачена англами, саксами, ютами и фризами.
450 год. Начало перемещения народов через Дакию (территория современной Румынии): гунны и гепиды (450), авары (455), славяне и булгары (680), венгры (830), печенеги (900), куманы (1050).
451 год. Каталаунская битва между гуннами с одной стороны и союзом франков, готов и римлян с другой. Возглавлял гуннов Аттила, римлян — Флавий Аэций.
452 год. Гунны опустошили север Италии.
453 год. Остготы заселили Паннонию (современная Венгрия).
454 год. Вандалы захватили Мальту, которая с 494 года находилась под властью остготов.
458 год. Вандалы захватили Сардинию (до 533 года).
476 год. Последний западно-римский император — малолетний Ромул Августул был низвергнут военачальником-германцем Одоакром . Одоакр отослал императорские регалии в Константинополь. Традиционная дата падения Западной Римской империи.
486 год. Король франков Хлодвиг I нанёс поражение последнему римскому правителю в Галлии Сиагрию. Было основано Франкское государство (в 508 году Хлодвиг сделал своей столицей Париж).
500 год. Бавары (баювары, маркоманы) проникли с территории современной Чехии на территорию современной Баварии. Чехи заняли территорию современной Чехии. Славянские племена проникли в Дунайские провинции Восточной Римской империи (Византии). Лангобарды Герулы в 476—491 Г. оказали помощь Одоакру в разгроме Западной Римской империи, позднее — Юстиниану в борьбе против персов, вандалов, остготов. Потерпев поражение от гепидов и лангобардов (512), Г. из Среднего Подунавья ушли в Ютландию, оставшихся в VI в. покорили лангобарды. Бретоны, изгнанные англосаксами с Британии, переселились в Бретань. В Шотландию из Северной Ирландии проникли скотты (в 844 году они создали там своё королевство).
VI век. Славянские племена заселили Мекленбург.
541 год. Ставший королём остготов Тотила начал войну с византийцами, продлившуюся до 550 года, в её ходе была захвачена почти вся Италия.
570 год. Азиатские кочевые племена аваров создали государство на территории современных Венгрии и Нижней Австрии.
585 год. Вестготы подчинили себе всю Испанию.
600 год. Чехи и словаки, находившиеся в зависимости от аваров, заселили территорию современной Чехии и Моравии.
VII век. Славяне заняли земли к востоку от Эльбы при частичной ассимиляции германского населения. Сербы и хорваты проникли на территорию современных Боснии и Далмации, они освоили значительные регионы Византии.)




Би;тва в Тевтобу;ргском Лесу; — сражение, произошедшее в сентябре 9 года н.э. между объединившимися германскими племенами (херуски, бруктеры, хамавы, маркоманы, сигамбры (марсы), хавки, хатты) и римской армией.

В результате неожиданного нападения восставших германских племён под предводительством вождя херусков Арминия на римскую армию в Германии во время её марша через Тевтобургский Лес находившиеся в её составе все 3 легиона были уничтожены, римский командующий Квинтилий Вар погиб. Сражение привело к освобождению Германии из-под власти Римской империи и стало началом длительной войны империи с германцами. В итоге германские земли сохранили независимость, а Рейн стал границей северо-восточных областей Римской империи.

Считается образцовым, классическим примером тактики действий против войск противника на марше, с умелым применением фактора внезапности и защитных свойств местности.


Еще немного об этом элементе:

Кадмий — серебристо-белый мягкий металл с гексагональной решёткой. Температура плавления — 321 °C, температура кипения — 770 °C. Если кадмиевую палочку изгибать, то можно услышать слабый треск — это трутся друг о друга микрокристаллы металла (так же трещит и пруток олова); любые примеси в металле уничтожают этот эффект. Кадмий твёрже олова, но мягче цинка — его можно резать ножом. При нагревании выше 80 °C кадмий теряет упругость до такой степени, что его можно истолочь в порошок.
Кадмий расположен в одной группе периодической системы с цинком и ртутью, занимая промежуточное место между ними, поэтому некоторые химические свойства этих элементов сходны. ..
Видимо поэтому с образом Кадмия связано так много легенд с ужасной судьбой их героев...Дочь кадмия Ино стала злой мачехой ...однако ей. воспитавшей( вскормившей) Диониса...( изготовление чаш ?)  предстояло стать  героиней ряда античных пьес — в том числе трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида (все тексты утрачены).
В любом случае боги, помня о том, как Ино воспитывала Диониса, превратили её в морскую богиню Левкофею, которая с того момента помогала терпящим бедствие морякам.
( роль кадмия в антикорозийных свойствах  в морской воде)
Её(  Ино )культ получил широкое распространение во всей Элладе. В Риме Левкофею отождествили с Матер Матутой.
Ка;дмий -при нормальных условиях — мягкий ковкий тягучий переходный металл серебристо-белого цвета. Устойчив в сухом воздухе, во влажном на его поверхности образуется плёнка оксида, препятствующая дальнейшему окислению металла. Кадмий и многие его соединения ядовиты.назвал кадмий по греческому названию руды, из которой в Германии добывали цинк, — ;;;;;;;. В свою очередь, руда получила своё название в честь Кадма, героя древнегреческой мифологии.
40 % производимого кадмия используется для нанесения антикоррозионных покрытий на металлы. Кадмирование стальных деталей даёт большую устойчивость против коррозии, особенно в морской воде.
Кадмирование — это электролитическая процедура нанесения кадмиевых покрытий на поверхность металлоизделий. Кадмием покрывают высокоуглеродистые, инструментальные и нержавеющие стали, а кадмирование хлористо-аммонийное наносят на высокопрочные стали.
Кроме этого Около 20 % кадмия используется для производства неорганических красящих веществ (сульфиды и селениды, смешанные соли, например, сульфид кадмия — кадмий лимонный).Кадмий также  используется как компонент полупроводниковых материалов и люминофоров.Люминофо;р (от лат. lumen — свет и др.-греч. ;;;;; — несущий) — вещество, способное преобразовывать поглощаемую им энергию в световое излучение (люминесцировать).Такие примеси (активаторы) обычно являются ионами переходных металлов, например, люминесценция сульфида цинка активируется примесью ионов меди.Люминесценция — нетепловое свечение вещества, происходящее после поглощения им энергии возбуждения.Для получения люминофора с заданными свойствами необходимо строго соблюдать состав шихты и условия прокаливания, не допускать попадания случайных примесей, обеспечить тщательную сушку люминофора. Также необходимо соблюдать чистоту материалов на всех этапах синтеза
Фтороборат кадмия — важный флюс, применяемый для пайки алюминия и других металлов.
Теплопроводность кадмия вблизи абсолютного нуля — наивысшая среди всех металлов, поэтому кадмий иногда применяется для криогенной техники.Криоге;ника (от слов греч. ;;;;; «холод, мороз» + ;;;;; «род, происхождение») — раздел физики низких температур, изучающий закономерности изменения свойств различных веществ в условиях крайне низких («криогенных») температур
) для любознательных:Адиабатическое размагничивание — метод получения температур ниже 0,7 K. Метод основан на эффекте выделения теплоты из парамагнитных солей при их намагничивании и последующем поглощении теплоты при их размагничивании.)
Также существует ядерное адиабатическое размагничивание. В настоящий момент при помощи этого метода достигнута наиболее низкая температура.
Кадмий и многие его соединения ядовиты (в больших концентрациях). Особенно опасным случаем является вдыхание паров его оксида (CdO). Вдыхание в течение 1 минуты воздуха с содержанием 2,5 г/м3 оксида кадмия, или 30 секунд при концентрации 5 г/м3 является смертельным. Кадмий является канцерогеном
В качестве первой помощи при остром кадмиевом отравлении рекомендуется свежий воздух, полный покой, предотвращение охлаждения. При раздражении дыхательных путей — тёплое молоко с содой, ингаляции 2%-ным раствором NaHCO3. При упорном кашле — кодеин, дионин, горчичники на грудную клетку, необходима врачебная помощь. Противоядием при отравлении, вызванном приёмом внутрь кадмиевых солей, служит альбумин с карбонатом натрия
Пары кадмия, многие его соединения токсичны, что связано, в частности, с его способностью связывать серосодержащие ферменты и аминокислоты.
Симптомы острого отравления кадмием — рвота и судороги.
Хроническая токсичность
Кадмий — кумулятивный яд (способен накапливаться в организме).
Растворимые соединения кадмия после всасывания в кровь поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление приводит к анемии и разрушению костей.
Кадмий в норме в небольших количествах присутствует в организме здорового человека. Кадмий легко накапливается в быстроразмножающихся клетках (например, в опухолевых или половых). Он связывается с цитоплазматическим и ядерным материалом клеток и повреждает их. Он изменяет активность многих гормонов и ферментов. Это обусловлено его способностью связывать сульфгидрильные (-SH) группы.
Кадму греческая традиция приписывает изобретение алфавита. Плывя с Востока в Грецию, он остановился на острове Санторин (Тера, Фира) и оставил здесь несколько своих спутников.
Позже на этот остров прибыл Терас (Фир), в честь которого и был назван остров. Именно здесь, на Тере, и найдены самые древние (XVIII в. до н.э.) греческие письмена.
 Согласно Геродоту, царь Спарты как опекун малолетних племянников, но в царские списки не включался. Основал в Спарте храм Афины. Вывел лакедемонскую колонию в Феру[en] на острове Тире, где ему ежегодно приносили жертву как герою-основателю. Отец Эолика. Во главе лакедемонян и минийцев, изгнанных пеласгами с Лемноса, повёл их на остров Феру (Каллисту) поколением раньше ионийской колонизации
Ти;ра, Фера, Тера (греч. ;;;;), Сантори;н, Санторини (;;;;;;;;;) — вулканический остров в Эгейском море, входит в архипелаг Киклады
Тира вместе с островами Тирасия, Палеа-Камени, Неа-Камени и Аспрониси входит в группу вулканических островов в виде кольца, называемую Санторин и давшую второе название самому острову. По распространённой версии извержение вулкана Санторина послужило причиной гибели минойской цивилизации на Крите. Существует гипотеза, что извержение легло в основу легенды об Атлантиде
По преданию финикиец Кадм, сын царя Агенора, в поисках своей сестры Европы, похищенной Зевсом, высадился на острове, называвшемся тогда Каллистой (Прекраснейшим, ;;;;;;;;).
Древнейшее население Тиры, которое появилось здесь около 3000 года до н. э., было догреческим. Присутствие влияния минойского Крита было установлено при раскопках на Акротири, когда из-под 40-метрового слоя вулканического пепла откопали целое селение двух-трёхэтажных домов, украшенных фресками, которые напоминают настенную живопись минойских дворцов. В этот период остров, должно быть, назывался Стронгила (;;;;;;;;; — «круглый») по причине своей формы, поскольку вулкан Санторин, который находился в центре острова и имел высоту 1,5 км, в то время ещё не начал своё разрушительное действие.
Однако около полутора тысяч лет до н. э. (1500 год до н. э. — 1645 год до н. э. по разным оценкам) произошло сильнейшее извержение вулкана Санторин (до 7 баллов по показателю вулканической эксплозивности), решительным образом изменившее как историю древнего мира, так и форму острова. В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка), которая сразу же была заполнена морем.
От древней Стронгилы остался только видимый в настоящее время полумесяц с отвесной скалой более 300 метров западной части и пологими пляжами восточной части.
После заполнения жерла вулкана водой произошло её испарение и огромной силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 метров[14], обрушившееся на северное побережье Крита. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации (раскопки на острове Крит показали, что минойская цивилизация существовала и после извержения вулкана, так как большое количество построек минойской культуры находятся над слоем вулканического пепла, однако экономический урон, нанесённый морской торговле, рыболовству и сельскому хозяйству на прибрежных равнинах, оказался невосполним). Катастрофу довершили сильные землетрясения и выброшенный на значительное расстояние вулканический пепел.
Катастрофе посвящена документальная драма Би-би-си «Атлантида: Конец мира, рождение легенды
Можно предположить, что катастрофическое извержение вулкана на острове Тира, породившее цунами, легло в основу библейских сказаний о всемирном потопе. Цунами, высотой в несколько десятков метров, уничтожило всё, что было на островах Эгейского моря, на Крите, в прибрежных греческих поселениях, севере Египта, всех, кто жил на берегах Средиземного моря, и на тысячу лет приостановило развитие цивилизаций Средиземноморья.
Геродот описывает историю основания жителями острова города Кирена в Ливии по приказу Пифии (История. IV, 150—159)
Голландский путешественник Ян Стрейс, побывавший здесь в 1656 году, писал о землетрясении 1650-го года[16], вызвавшего цунами и множество жертв: «…снова при подобном землетрясении опустилась половина того, что осталось, и море поглотило несколько деревень и гор, множество людей и скота. И сейчас ещё живёт много людей, ослепших от ужасной молнии, сверкавшей в то время…»
Пи;фия (др.-греч. ;;;;;, лат. Pythia) — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас. Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. ;;;;;), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившим змея стрелами