Взгляд из-за кулис конкурса Моменты славы

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА «МОМЕНТЫ СЛАВЫ» АВТОРА НАТИКО

«Моменты славы»…

У этого сочетания слов в наше время несколько оттенков. Это и «минута славы» в интернете, когда ты хоть в чём-то, но превосходишь загадочных «всех», выделяешься и получаешь определённое количество «лайков», интернет-аплодисментов. Или же это тот самый «миг между прошлым и будущим», то самое мгновение, ради которого герой и жил, о котором потом сложат песни и напишут книги. Настоящая слава всегда долговременна, но при этом во все века были те, кто был готов побороться и за «быстрый успех», за минутное пребывание в роли «царя горы». От соблазна трудно удержаться. Но кто вспомнит о этой славе буквально через день, когда вниманием публики завладеют уже другие «цари»?

Что же ведёт к известности? Как удержаться на пике славы, если человек двигался к ней целенаправленно? И даже если удастся, какой будет эта слава – доброй или не очень? Сиюминутной или на годы? Чем ради этого придётся поступиться?

Анонс к конкурсу «Моменты славы» звучит так:

«У каждого человека были в жизни минуты горечи и радости. Давайте безрадостные дни оставим в прошлом, а о радостных вспомним. На конкурс принимаются стихотворения о моментах славы в поэзии и музыке, в спорте и учёбе и т.п. В произведении можно сообщить как о своих моментах славы, так и о ваших родных, знакомых или кумирах».

Искать славы на конкурсе решились 21 Автор и представили 24 произведения.  И, кстати, слово «слава» входит в название клуба… Но назвать её одномоментной совершенно невозможно, шли к ней Авторы сознательно, работая над словом и своими произведениями. В общем, кому я это рассказываю – Вам ли не знать? Так что все имеют право поделиться опытом и рассказать о том, что их впечатлило. К слову – и славе Авторов – здесь на редкость сильная подборка. Хочется быть достойной такой славной компании, поскольку от славы до её противоположности тоже недолго. На всякий случай поставлю табличку на время обзора: «Не стреляйте в пианиста».

***

Завершено, казалось. Ночи
недосыпал, трудился, но
взгляд мастера сосредоточен
и устремлён на полотно…

Последний штрих, один –  и вот же! –               
сияющий волшебный свет,
мир заиграл лучами, ожил –
живой! – теперь сомнений нет.

Случилось! – труд ему зачтётся
на много, много лет вперед…
На полотне рожденье солнца –               
картина дышит и живёт.

СТИХОТВОРЕНИЕ №19 «ВЗГЛЯД МАСТЕРА» посвящено тому самому «моменту славы», за которым стоят годы кропотливого труда. «Тот, кто рисует картину три дня, потом продаёт её три года, а тот, кто рисует три года – продаёт за три дня», – сказали бы умельцы конвертировать славу живописца в средства. Но это – приятное послевкусие, а путь – через бессонные ночи, сомнения, мучения, труд до самозабвения. Но мы видим последний штрих, самый напряжённый и волнующий момент.

Достойная работа, очень эмоциональное стихотворение, и эмоции легко объяснимы и понятны. Единственное, что бы я сделала – перенесла слово «Ночи» из окончания первой строки в начало второй, то есть выбрала бы иное графическое решение только для этих двух строк. Хотя я понимаю, что после «казалось» точка, но визуально фотографирую и следующее слово, «ночи», и только потом вдумываюсь, что это начало нового предложения. Может быть, сделать эту точку и окончанием строчки? Ритм и рифма легко считываются, и общий строй произведения никак не нарушится, на восприятие стихотворения это не повлияет. Разве что добавит выразительности началу.

Последние две строчки афористичны, они такие, каким и должен быть финал: произошло чудо – рождение шедевра. А последний штрих важен и в стихотворении тоже.


СЛОВО О ПОДВИГЕ


Переживает годы и века и другая слава – воинская. Вот СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «СТАРАЯ РУССА». Так получилось, что на данный конкурс поступило много стихотворений, посвящённых конкретным героям, людям, событиям… Поэтому искать дополнительную информацию приходилось нередко – не всё мне ведомо из того, что известно нашим Авторам. Речь в стихотворении «Старая Русса» идёт о событиях Великой Отечественной войны. Если познакомиться с историей военного периода, то бои за Старую Руссу считаются одними из самых кровопролитных, безуспешные попытки освободить её предпринимались с января 1942 по 1943 год, пока наконец 18 февраля город не освободили части Красной Армии. В нём не было ни одного жителя, почти весь он лежал в руинах. Около 60 человек получили звание Героев Советского Союза после боёв за этот город, многие посмертно.

Автор выбрал очень трагические страницы войны для своего произведения. Есть в стихотворении и конкретный герой – в посвящении указан прославленный лётчик. Кто именно, Вы узнаете, посетив страничку Автора по ссылке из списка, который прилагается к каждому обзору. Лётная терминология присутствует, но в целом в стихотворении встречаются эпохи: древние времена, Великая Отечественная и современность, из которой оглядывается на прошлое Автор. Фраза «Вечная память витязям русским» отсылает нас к древнейшей истории, ведь городу почти тысяча лет, и за это время он повидал многое. Но затем за оружие берутся наследники славы предков.

Резким маневром ставится точка
В схватке с врагом роковой.
Бьёт истребитель быстро и точно:
Следом за первым – второй.

Купол глубокий, лёгкая дымка
Тает внизу – у земли.
Выстоял, выжил.
Смерть-невидимка,
Наши пути разошлись.

Интересно построение стихотворение – оно состоит из коротких предложений, отрывистых фраз, которые, тем не менее, создают динамику – динамику боя, динамику мыслей Автора, почти зримое течение времени, когда ситуация может поменяться даже не с каждой минутой, а с каждой секундой. Но при этом, не зная военной истории города и имени конкретного героя, не прочитав посвящения в начале, трудно угадать в произведении биографические подробности – мне, во всяком случае. В моём понимании его можно посвятить многим городам, где совершались подвиги и сражались советские лётчики.

В СТИХОТВОРЕНИИ №12 «ВОСПИТАНА ПЕСНЕЙ» – иное время. Точнее, время снова – современное нам, но речь идёт о подвиге экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Мотив знаменитой песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» впечатлил лирическую героиню стихотворения ещё в раннем детстве:

Не знал колыбельных отец-корабел,
Он пел мне, рисуя картину,
Как доблестный крейсер, трагичен и смел,
Уходит в морскую пучину.
(…)
Воспитана песней, иду по пятам
Событий героя-«Варяга».
И в сердце – из прошлого: « Все по местам!..
Во славу российского флага!»

Думаю, что нет тех, кто не знает о судьбе «Варяга». Говорить на такую тему без возвышенного стиля трудно, и для моряков двух кораблей это было время главного испытания, наивысшего напряжения сил, некий «момент истины». События давних дней отразились в песне, которая накрепко связалась для героини с воспоминаниями детства. Стихотворение, в свою очередь», «отзеркалило» это восприятие. И даже этот отражённый свет оказался очень сильным. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «УШКУЙНИЧИЙ СОН» отсылает нас во времена ещё более далёкие, настолько далёкие, что некоторые слова из лексики той поры нуждаются в постановке ударения, а некоторые – и в переводе. К таковым и относится само слово «ушкуйник» – в древней Руси так называли «вольного человека, совершавшего набеги с вооружённой дружиной и промышлявшего на ушкуях на Волге и Каме». То есть почти что «джентльмена удачи» давних лет. Вот и Википедия сразу называет ушкуйников «новгородскими пиратами». «Пират» – это, конечно же, не очень хорошо и правильно, но происходило явно задолго до того, как в мире разработали и приняли Женевскую конвенцию о правах человека…

Мне раньше не дано было понять,
Что гонит вдаль меня от дома.
Зачем - в поход - искать и покорять,
Сменив уют на свет костра ночного.

Не понимал виденья от огня:
 - Я за рулём ушкуя**, буря давит!
С ножом на поясе, вперёд смотря,
И зная, что удача не оставит.
Дружина князя не обманет нас.
Им не дождаться нашего паденья!
Им не увидеть, как пробьёт наш час,
Пускай хоть с неба падают каменья…

Не понимал, садясь в катамаран,
И по ночам зимой мечты листая,
Что вдаль зовут и кровь, и атаман,
Как и фамилия ушкуйничья крутая.

Кое-где можно отшлифовать рифмы, но мы понимаем, что это оригинальная авторская тема, недаром стихотворение так и называется – «ушкуйничий сон», нашедший своё поэтическое воплощение. В нём отразилось стремление древних «пиратов» искать в походах не только добычи, но и славы. Были у них и свои правила: доблестью считалось не подвести и не предать в бою атамана… Но, может быть, и хорошо, что нашим современникам остаётся только мечтать, засыпая на диване, фиксируя мысли и образы из глубин прошлого, которые приходят в виде смутных, как будто не своих воспоминаний или видений из жизни тех, кто жил раньше нас. А «ушкуйничью фамилию» Автора Вы сможете узнать, пройдя по ссылкам в списке, завершающем обзор.

В СТИХОТВОРЕНИИ №13 «МАЛЬЧИШКА» мы снова возвращаемся к знакомым нам понятиям героев и подвигов, но это современные герои и современные подвиги. К слову сказать, вот этот герой внешне ничем не примечателен. 

Он ни рисует, ни поёт, ни пляшет,
Стихов ни сочиняет, и вообще, 
Он троечник последний в классе нашем,
Всё время получающий «лещей» 
От тех, кто посильнее и постарше,
И от девчонок тоже (говорят).
Несмелый, нерешительный,  и  даже, 
Наверное,  немного  трусоват.

Он   тянет класс назад  и  нам досадно.
Но  всё переменилось, кто ж мог знать...
Теперь считает школьная  команда
За честь  мальчишке  руку  пожимать.
Ну кто представить мог, что этот робкий,
Что этот  мелкий незаметный шкет
Такое совершит,  такое сробит
В свои, ещё  неполных,  десять лет.

Мне не очень нравится глагол «сробит» и упорно повторяющийся «троешник» – он через «ч», и даже Ворд это отлично видит. А вот отрицание «Он не рисует, не поёт, не пляшет» – через «е», но этого Ворд вполне может и не знать. Что нравится? Конечно же, выбранная для стихотворения тема, построение его в форме восьмистиший – это и зрительно воспринимается лучше, и на уровне отражения сюжета помогает сделать переход от части к части более выразительным, не только смысловым, но и графическим, такая форма в данном случае выигрышнее, чем традиционные четверостишия. А ситуация действительно меняется, и почти в мгновение ока. У этого мальчишки не оказалось времени на размышления, он не мог выбирать, решаться или нет, когда бросился на помощь, увидев пожар:

А было так,  представьте только сами:               
В окошке дым.  И  плач,  и детский   крик.
Он  мимо проходил, увидел пламя
И  бросился на помощь в тот же миг.
И вытащил  двух маленьких детишек,
И серого пушистого кота.
Ну,  как хватило силы у мальчишки,
Ну,  как хватило смелости тогда?

Не только его одноклассники, но и «вся школа» приходит к выводу, что «надёжнее мальчишки не найти». Мир вокруг человека мгновенно меняется от поступка, совершённого им в минуту порыва. Как зовут мальчика – ведь речь идёт явно о конкретном подвиге? Неизвестно. Но дело в том, что такие случаи не редкость и встречаются чаще, чем мы думаем. Просто на первые страницы газет и в первые строки сводок новостей попадают не всегда. Дети вытаскивают детей из полыньи, ловят выпавших из окна малышей, они готовы прийти на помощь там, где им позволяют силы, и даже там, где силы явно неравны, как это было в данном случае. «Личный выбор каждого» для кого-то становится единственно возможным решением, а для кого-то спасением. Скорость и своевременность заменяет опыт и физические силы, а ещё большое сердце, которого никто не замечал, глядя на мальчика через призму его оценок.

А вот эхо подвигов. Оно звучит от лица наших современников, но посвящено произведение ветеранам Великой Отечественной: это СТИХОТВОРЕНИЕ №14 «ЮБИЛЕЙНЫЕ МЕДАЛИ».

Мы выполняли соцзаказ –
По порученью сельсовета:
От всей души, не напоказ
Цветы вручали и конфеты.
И к "щедрым" этим вот  дарам
Медаль, конечно, прилагалась.
И мы ходили по дворам,
Воспринимая всё как данность.

Мы приходили к старикам
И  поздравляли их с Победой,
А в избах плесень по углам.
А в крышах дыры и просветы.
И в каждой старенькой избе
Седые эти ветераны
Не говорили о себе,
А  нам безмерно были рады.

Кто был ходяч, а  кто лежал
(И встанет ли...  уже едва ли...),
А нам их несказанно жаль...
И звуки в горле застревали.
И мы давили из себя
Слова,  лепеча этим людям
О том, что  никогда земля
Великий подвиг не забудет.

И  нам  к  себе  хотелось их
Прижать  и защитить от боли,
Тщедушных,  старых и больных,
Уставших от своей юдоли.
А в их натруженных руках
Цветы тихонечко дрожали...
А  юбилейные  медали...
Они казались чем-то так...

Кому непонятно, почему «социальный соцзаказ» и «по порученью сельсовета» сочетается со словами «от всей души, не напоказ» – тот, наверное, в таких делегациях не участвовал. Это действительно «соцзаказ», надо пойти и поздравить, но это действительно от души. Нельзя не проникнуться тем, что внимание для ветеранов важнее медалей. Обычно для поздравления в делегацию включают детей, по поручению школы ли, местной ли администрации – неважно. Сейчас нет понятия «шефской помощи», и ветеранам много лет, мало кто может сам прийти в школу для беседы. Да, есть волонтёрские движения, социальные службы… Но общение с потомками, правнуками, ничем заменить нельзя.
Бросается в глаза скромный быт, а также тот факт, что не всех ветеранов обеспечили жильём и элементарными необходимыми условиями, за столько-то лет. Простой забор, скромный штакетник, красная звезда на калитке или доме, сирень над лавочкой – это дом ветерана, участника войны. Шикарные подъезды, ворота и заборы, иномарки, гаражи – это дома не воевавшего поколения, ради которого, собственно, и шли в бой... Написано, конечно же, взрослым человеком, но дети воспринимают это не менее остро. Между тем ветераны уходят, и скоро просто некому будет вручать юбилейные медали и не перед кем опускать глаза.
Есть технические погрешности, лишние слова, особенно местоимение «этот», появляющееся и к месту, и не к месту, отвлекая от общего замысла. При этом отличное чувство ритма, правда, жаль, что ритмические проблемы решаются за счёт лишних слов, в том числе и «этого». Но Автор совершенно не ошибся в главном – в смысле и содержании произведения.

Речь в СТИХОТВОРЕНИИ №7 «ЗВЕЗДОЮ ВОЗРОЖДАЯСЬ ЯРКОЙ…» пойдёт о Николае Гумилёве, который был не только поэтом, но и воином. Поэтому данному произведению самое место в первой части нашего обзора, где речь идёт о подвиге.

Откуда, из каких миров,
С какой планеты мирозданья
Возник кометой Гумилев –
Поэт нездешний, дерзкий, странный?
(…)
Он телом – Воин, сердцем – Лев,
Менял комфорт на тайны Нила,
Где усмирял печаль и гнев,
И где черпал красоты мира!

Он презирал и смерть, и ад,
Актер…
Герой в последнем акте,
Остаться рыцарем был рад
На том расстрелянном закате.

Потом забвенье… на года,
Не был, не жил и не рождался,
Но сыном славным навсегда
Он в сердце Родины остался.

Я не все обороты этого стихотворения поняла. «И мчал стрелой в беду и крах» из не приведённого не сочетается с другой фразой, которую я читаю уже в следующих строчках: «Пылал, горел и шёл в победу». Так куда же он двигался, в конечном итоге? И потом, может быть, «к победе», хотя авторской грамматики и пунктуации пока ещё никто не отменил. «Не был, не жил и не рождался» – и снова Автор сам себе противоречит: «звездою возрождаясь яркой» встречается несколькими четверостишиями выше этого оборота.

Есть вопросы к смыслу отдельных фраз, но само произведение, хоть и не без противоречий, представляет собой попытку охватить в стихах трагичную судьбу поэта. Попытка эта состоялась, и даже само обращение к теме интересно. Характерно, что, кроме Николая Гумилёва, из поэтов в данном обзоре присутствуют только Александр Пушкин и барды XX века, остальные Авторы выбрали для своего «момента славы» других героев.


ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА


Я это название честно подсмотрела. У кого – неважно, оно довольно популярно, но как нельзя лучше отражает смысл предстоящей части. Я к тому, что самое время перейти непосредственно к славе, которую приносит творчество. Вернёмся от подвигов к теме искусства, с которой мы начали. Иногда оно тоже похоже на сражение, как это легко заметить по СТИХОТВОРЕНИЮ №5 «НА СЦЕНЕ».
Весь покорный и смиренный…
Миг, другой –
                и жизнь пройдёт.
Выхожу на эту сцену
Как иду на эшафот.
На лице порывы ветра
Мокрый волос шевелят.
Звуки струнного оркестра
Как рояльная петля,
Визг в ушах,
                противный,
                хлёсткий.
Путь вперёд огнём горит - 
Свежекрашенные доски,
Их кровавый колорит.
Ни полслова,
                ни полвзмаха!
Как я выйду в первый раз?
Шаг на сцену –
                как на плаху
Под прицелы сотен глаз.
Лампы ртутные поблёкли,
Как я молод был и смел…
Театральные бинокли -
Суть оптический прицел.
Ноет сердце – кардиоид,
Знать давно о том хотел,
Как великие герои
Выходили на расстрел.
Вот бы сунуть ногу в стремя,
Ускакать куда быстрей.
Я пытался наше время
Сделать чище и добрей.
Чёрной меткой туз крестовый,
Шаг, другой…
                К себе маня,
Темень ямы оркестровой
Примет мёртвого меня.
Перепутал утро с ночью,
К чёрту,
                что там впереди!
Сердце всмятку,
                душу в клочья –
Рву рубаху на груди!!!
Связки…
                Строчки…
                Экспоненты!
Жизнь до боли коротка!
Слышу рёв!
                Аплодисменты?
Или выстрелы АК?

Театр, безусловно – самое драматичное из искусств. А тут один только выход на сцену был подан как отдельная драма. Даже неважно, кого и где играет литературный герой – он и сам об этом забыл, столкнувшись лицом к лицу с публикой. Зрители – совершенно уникальное общество. Их надо удивить, захватить, и, самое главное, не «расколоться», выйдя из образа. А они тебе в ответ… Хорошо, если цветы и аплодисменты. Энергичное, экспрессивное стихотворение, этой же цели служит и форма записи , которая стремится передать череду переживаний в тот миг, когда актёр делает шаг на сцену, и идеальный ритмический рисунок. Ну и, конечно, напоминает нам ставшее классическим «Я к микрофону стал, как к образам… Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре!» (В. Высоцкий). Если так, то я бы для Автора стихотворения №5 с удовольствием стала бы тем самым, «который не стрелял» – написано отлично.

А вот для героини СТИХОТВОРЕНИЯ №17 «ЖЕМЧУЖИНА БАЛЕТА» победы над публикой привычны, она царит на сцене, представляя один из самых красивых видов искусств – классический танец. И один из самых сложных: так, в Советском Союзе труд артиста балета (мужчины) приравнивался по прилагаемым усилиям к труду шахтёра. Не думаю, что сейчас артистам балета стало легче.

Звучит волшебной музыки аккорд.
Прыжок. Полёт. И замирает зал.
Слились движение и звук – восторг,
Овации, аплодисментов шквал.

«Царица вариаций», бриллиант,
Жемчужина балета, фейерверк -
Великая Ваганова - талант!
В твоих учениках он не померк.

Оживший мир воздушных танцев, грёз,
Видений мимолётных – величав!
Он соткан из разлук, любви и слёз,
Из дивных па, движения плеча.

Конечно же, трудно передать словом искусство танца. Можно – через реакцию публики, через восклицательные предложения, через слово «восторг» и прочие слова в превосходной степени. А вот искусство балерины всё-таки надо видеть, и Автор стихотворения нам об этом напомнил.

Ну и куда же без Александра Сергеевича Пушкина, тем более что мы его уже анонсировали в предыдущей части. А вот и он сам – в СТИХОТВОРЕНИИ №8 «СТОЛИЦА ВСТРЕЧАЕТ…» Столица встречает Пушкина и его жену, прекрасную Натали Гончарову, и никто ещё тогда не может предсказать судьбу молодожёнов.

Встревожен «свет», и ждет гостей столица,
Строй экипажей возле фонарей,
Снега летят и падают на лица
Красавиц в окружении друзей.

Шуршат шелка и шепот меж рядами:
-Ну, сколько можно ждать? И что за честь?
Но море слухов о прелестной даме…
Ее супруге… Можно умереть!

Но, чу… Летит веселая пролетка,
Хрустит снежок, поземка от земли,
И со ступенек легкою походкой
Ступают ножки юной Натали!

Как описать ее очарованье?
Стыдливый взгляд и нежные уста,
В каком еще найдете вы собранье,
Чтоб так души сияла чистота?

А тот, кто рядом и влюблен без меры,
Кто не отводит взор от милых глаз,
Подарит ей волшебные поэмы
И воспоет любимую не раз.

Ну, а пока восторженно столица,
Не ведая, что ждет ее вдали,
Что выстрел прогремит…          
             И смерть случится,
Встречает Александра с Натали!

Вот и всё… Ничего, собственно, не произошло, всё ещё только начинается. Ах, да – Автор, я бы не брала в кавычки «свет» – думаю, что и в XXI веке люди понимают многозначность этого слова и отличают его от электрического и солнечного. Придерусь и к выражению «снега летят», мне кажется, тут можно было бы обыграть слова «снег» без непривычных форм. «Идут белые снеги» – так, кажется, было у Евгения Евтушенко. «Лежат снега» – если речь идёт о погоде в целом, о зиме в регионе, больших пространствах. А вот когда снежинки или даже хлопья тают на лице, можно так и сказать: «снежинки тают, падая на лица», например, и ритм не нарушится. Не настаиваю, просто «снега» в данном контексте звучит непривычно. Подработать бы и рифму «поэмы – без меры». Ну вот, и придралась, хотя мне стихотворение понравилось, и в первую очередь изображённой картиной, когда ты, автор XXI века, уже знаешь будущее этой пары, а сам поэт и его юная супруга полны надежд и планов, и до Чёрной речки так далеко... 

Более современный герой предстаёт перед нами в СТИХОТВОРЕНИИ №8 «ДАНИЛУ ПЛУЖНИКОВУ». Чтобы читатель не гадал над тем, кто подразумевается, Автор сразу же, в заголовке, его называет. Да и как не назвать? Современные технические средства предлагают гораздо более широкий доступ людей искусства к аудитории. Если в том же XIX веке путь у поэта, певца, артиста, писателя к славе был достаточно узким, то сейчас перед ними огромные сетевые возможности, настолько безграничные, что в них можно просто потеряться. Разобраться в творчестве пары десятков поэтов «золотого века» действительно легче, чем прочитать несколько миллионов стихотворений у нескольких тысяч авторов. Вот и прославься, Саша Пушкин, в таком розарии!

Но вернёмся в нашему герою. Ему не много лет, и он победитель одного из сезонов конкурса «Голос. Дети». Сказано о нём тоже не много, но – самое главное. Наряду с победой в конкурсе, он ежедневно одерживает и другую победу – над собственным недугом.
Никто не видел костыли и маленького роста,
И что выдерживать эфир ему не так-то просто,
Но изнутри идущий свет, и голос, ввысь летящий –
Вот равнодушных больше нет. А в тишине звенящей
Лишь обнаженная душа и бесконечность неба –
Ничто не стоит ни гроша, коль ты с ней рядом не был…
А там, кто знает, почему, дан этот дар  навеки
Сквозь боль, мучения, ему – большому ЧЕЛОВЕКУ.
Среди всех будущих побед – родней  минуты эти.
В душе мальчишки светлый след оставит «Голос дети»

Современным техническим возможностям остаётся только порадоваться, особенно в данном случае. Но как удержаться на вершине этих рейтингов, если завтра место займёт уже новый герой, который и будет владеть умами аудитории? Опять-таки, ненадолго. Но, благодаря чуткости и восприятию Автора, вот так, в поэзии, судьба мальчика оказалась запечатлённой. Стихотворение очень трогательное, как и сама тема, но подано это без чрезмерного пафоса, с минимумом громких слов, с максимумом выразительности.

В СТИХОТВОРЕНИИ №24 «ПОЙ, ДЕВОЧКА!» – эстрадное закулисье. Победа на конкурсе, первый выход к публике, оценка самой широкой аудитории, зависть подруг, успех – слава, а затем – её обратная сторона и «послевкусие». А это пошлые песенки на потребу публике, «раздетая» одежда, опять-таки, в угоду и на потребу той самой публике, которая аплодировала юной конкурсантке, и богатый «спонсор», от «спонсорства» которого невозможно отказаться, а то карьера завершится, не начавшись.

Пой, девочка! Неведомую силу
Природа в чистый голос твой влила.
Недаром ты всех судей покорила,
В очередной тур конкурса прошла.
И подошла к черте заветной близко,
Её покуда не переступив,
Ещё  не видно грязи закулисной,
И не вульгарен песенный мотив,
И искренни слова, и рифмы чётки,
И нет безвкусной пошлости пока. . .
Визжа в толпе, завидуют девчонки
Той ноте , что безумно высока.
Ещё тебя интриги не коснулись,
И дорогой ценой не куплен приз…

Успех и его цена в современном измерении. Есть небольшое техническое замечание: глагольная рифма «влила» и «прошла» ну очень бросается в глаза, причём с первых же строк, в начале произведения. Также споткнулась на строке «В очереднОй тУр кОнкурса» прошла»: два ударных слога подряд – это уже препятствие, а три – не припомню, когда встречала последний раз. Неудобное сочетание. Этот айсберг – настоящая ловушка для декламатора. Впрочем, как раз таки при чтении вслух многие недостатки рифмы и ударений можно завуалировать интонацией – всё зависит от мастерства чтеца. Но мой мысленный «слух» на этом месте весь обращается в слух.

Дальше всё прекрасно до самого конца – Автор поймал тот «момент славы», мгновение успеха между неизвестностью и «звёздной карьерой», когда личность ещё сохраняет свои глубинные струны и надежды на будущее, и голос всего слышнее и звучнее. То есть полностью оправдал название конкурса.

И снова о вокале. В СТИХОТВОРЕНИИ №18 «ЗВУЧИ, КАНТИЛЕНА!» Автор снова сделал попытку передать стихами непередаваемое – на этот раз красоту известного на весь мир «Аве, Мария!»

Кассету слушаю, и сердце замирает,
И вспоминается та жизни полоса,
Когда магическая музыка живая            
На лёгких крыльях уносила в небеса.

Я вновь участница ансамбля «Кантилена»,
Мои подруги – музыкальная семья. 
«Аве, Мария!» – высоко, самозабвенно
Со сцены льётся переливами ручья.
(…)
Аккордом стройным в этой музыке минорной
Любовь, надежда и смятение слились.
Душа трепещет и с молитвой благотворной
Легко взлетает, будто светлый ангел, ввысь.

Но вот вернулась, просветлённая, на землю –
Святой мелодии бессмертье суждено.
Зал очарован: затаив дыханье, внемлет
Шедевру, созданному Бахом и Гуно. 

Почти получилось – лучше бы получилось только у самой мелодии. Очень красноречиво и образно: прекрасно о прекрасном. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 – о тех, кто был «властителем дум» целых поколений зрителей. «УХОДЯТ КУМИРЫ» – так называется завершающее произведение нашей части об искусстве.

Вы были иные, и время иное,
И вас воспитала иная держава.
Навряд ли поймет теперь племя младое
Тот пафос стихов, что писал Окуджава.

А клерк, переживший финансовый кризис,
Вернувшись домой, не поставит кассету,
Где пел о горах незадачливый Визбор
И где Городницкий бродяжил по свету.

Где пел нам Высоцкий свои монологи,
Смешили веселые песенки Кима.
Вы были для нас недоступны, как боги
И всё-таки были такими земными.

Теперь вот Рязанов, как всё это грустно,
Когда вам на смену приходит иное, -
Вы стали для нас воплощеньем искусства,
Что в вечность ушло вместе с нашей страною.

«О ваших делах не напишут газеты», – сказано в произведении, но я с этим не согласна. Пишут, и ещё как, только теперь больше интересует не творчество, а личная жизнь и житейские дела. Но кому было какое дело, на ком был женат Высоцкий, когда он пел или выходил на сцену? Тогда об этом не говорили, сейчас – пожалуйста. Поэтому – нет, кумиры не забыты, как и их самые знаковые песни. Но будоражат ли они и волнуют ли они сейчас миллионы, как тогда? Об этом и стихотворение.


СПОРТИВНЫЕ  РЕКОРДЫ


Здесь есть и спорт – как в новостях, в конце передачи, спорткомментатора не приглашаю, поскольку надеюсь справиться своими скромными. Но тема явно просится в отдельную главу, поскольку сразу несколько Авторов связали в своих стихотворениях славу и спорт.

Трагичен исход СТИХОТВОРЕНИЯ №3 «Я ВИДЕЛА ПАДЕНИЕ ВО СНЕ». Он отражает жизненную трагедию – речь идёт о судьбе известной спортсменки Елены Мухиной. Пересказывать обстоятельства судьбы – дело неблагодарное, те, кто интересуется спортом, знают, а те, кто не интересуется, легко могут узнать, это открытая информация. Второе знаменитое имя после Ольги Корбут в советской гимнастике, «моменты славы» – титулы и медали, которых было очень много, усовершенствованная и усложнённая «петля Корбут», названная «петлёй Мухиной» – сейчас оба эти элемента в художественной гимнастике находятся под запретом. И недолгая жизнь, которая состояла из сплошной борьбы с последствиями травмы позвоночника.

Итог случился - вышло наяву,
что так жестоко мучило ночами.
Я - Чемпион. И с этим я живу.
Но телевизор больше не включаю.

Ну ладно, хватит! Всё испортил Минск.
Да и сама... Не выиграть боялась...
Подушку подо мной приподними,
да чтоб не соскользнуло одеяло.

Статью, как хочешь, так и назови.
Пусть - "26 годов лежит полено"
А лучше так - "Не вышла из петли"
И снизу подпись:
                Мухина Елена.

Стихотворение скорее о цене славы, чем о самом её моменте. Но о плохом никогда не хочется думать, пока стремишься к вершине. В начале стихотворения чувствуется некоторая напряжённость, натянутость в формулировании фраз. Ну, я молчу про сюрреалитичные элементы – речь идёт о сне, а сон довольно страшный… Но во второй половине, хотя и больше безнадёжности, определённости, осознания того, что ничего нельзя изменить, но и выразительнее поэтическая речь. Она звучит гораздо более естественно – пусть горький, но прямой разговор с корреспондентом, а скорее, не с ним, а с читателями его будущего интервью.

Героиня СТИХОТВОРЕНИЯ №4 «БИАТЛОНИСТКА» только бежит к победе – всё впереди, соперницы «дышат в спину» и не дают расслабляться, и золотая медаль кажется самым заветным трофеем на свете.
Со спортом спорю давным-давно -
Бог меткость и норов дал.
Спешат подруги в любовь, в кино,
А я, как всегда, в спортзал…
(…)
Соперница дышит в затылок мне,
И надо бы уступить!
Но я обещала своей лыжне
Первой сегодня быть!

А это значит, бежать вперёд
Туда, где горит огонь
Олимпа!
И мой настаёт черёд      
К нему протянуть ладонь.               

…Не по сезону суров февраль,
Бьёт по лицу метель.
За лентой финишной ждёт медаль –
Моя
Золотая
Цель!

Очень ритмичное стихотворение, ритм как будто имитирует дыхание и движения спортсмена, который спешит к цели.

И напоследок – ещё немного красоты. Танго – танец или спорт? Спортивный танец, причём соревнования в СТИХОТВОРЕНИИ №22 «НАШЕ ТАНГО» идут в доме культуры ЗИЛ, а на дворе – 1976 год. Автор играет с ритмом, создаёт акценты, напряжение нарастает, только на первый план в «танце огня и страсти» выходит всё-таки не страсть, а спорт.
Танго.
Шальные игры,
Походкой мягкой, словно тигры,
С тобою парой мы идём,
На разворот команду* ждём.

Танго.
Звучит команда
На полушаг** и два батмана**,
Прогиб назад и разворот,
Потом два кика** и вперёд.

Кошкой,
Прошли дорожку**
Нам дотянуть совсем немножко,
Полушпагат**, полубатман**,
Потом вступает барабан.

Крошка,
Ещё немножко,
Кивок**, последняя дорожка,
Ты вся дрожишь, и я устал,
Но властно манит пьедестал.

Скрутка**,
Ещё минутка,
Вторым дыханием как будто
Летим вперёд. Флажок упал,
И заорал в восторге зал.

Тяжко,
Крепись Наташка,
Смотри, замаялась бедняжка,
Здесь не Париж, а только ЗИЛ,
И я пол-такта пропустил.

Но в результате пара Наталья Паршина – Георгий Булычев под руководством педагога Вячеслава Цапко вышла в финал, как свидетельствует о том послесловие стихотворения. Обилие спортивных терминов, хотя и помеченных звёздочками, говорит о глубоких познаниях Автора во «внутренней кухне» танго, позволяет подслушать, о чём думают танцоры во время выступления. Но в то же время отвлекает от самого танго – ведь это спортсмен думает, как бы не сбиться с шага, а зритель думает совершенно о другом, и, не отдавая себе отчёта, где «кик», где «батман», наблюдает за танцующими. А вот читатель стихотворения получил возможность узнать, о чём они думают, как будто сам танцует вместе с ними. Очень оригинальный приём, и хорошо, что всё хорошо закончилось. Все усилия были не зря.

Завершается и наш обзор. Как всегда – финальное стихотворение приводится полностью (хотя выше я не удержалась от обширных цитат и из других произведений). Сегодня это СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «АБИТУРИЕНТКА». Почему именно оно? Я бы не сказала, что по замыслу оно превосходит предыдущие – сильная подборка, драматические, глубокие темы. А здесь – девочка сдаёт экзамен. Конечно, подкупает аллитерация, напевность:

А окоЛо коЛонны, опаЛённые,
ПЛатана Листья пЛавятся в Лучах.
ПыЛают лица и, неутоЛённые,
Дымят ума паЛаты на пЛечах.

Такое ощущение, что вот сейчас она запоёт «ла-ла-ла, всё сдала».
Я бы на этом экзамене придралась к строчке «бегу с разбега жизненную лестницу»: «бегу с разбега» (однокоренные слова, тавтология), а также «бегу жизненную лестницу» (неверное управление – обычно бегут ПО лестнице) – не комильфо. Причём если «околесица» и «колесница» в одном четверостишии – это всё-таки игра слов, то «бегу с разбега» нуждается в том, чтобы его перечитать как-нибудь в тиши и, может быть, придумать, что и на что заменить. Но я не могу пройти мимо соблазна привести последнюю строчку – речь в данном случае и обо мне тоже. Ведь какие стихи запоминаются нам более всего? И какие читаются и перечитываются? Те, которые созвучны сегодняшнему настроению, ощущениям. В разное время и разных обстоятельствах это разные стихи и разные поэты. Так что вот именно сейчас эта последняя строчка – точно обо мне.

Несу сегодня только околесицу.
Коленками, улыбками маня,
Беру с разбега жизненную лестницу
Под колесницей солнечного дня.

А около колонны, опалённые,
Платана листья плавятся в лучах.
Пылают лица и, неутолённые,
Дымят ума палаты на плечах.

Кто – молится, кто - тонет, мелко плавая,
Кто - тянет лотерею у стола.
А я – уже. С победою, со славою –
Отмучилась, управилась – сдала!

Так чувствует себя Ваш обозреватель каждый раз, когда заканчивает очередной обзор.


***


СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ:
19. http://stihi.ru/2017/04/16/6615 

1. http://stihi.ru/2016/03/08/93 
12. http://stihi.ru/2012/12/16/3291 
10. http://stihi.ru/2016/05/20/720 
13. http://stihi.ru/2012/11/02/9033 
14. http://stihi.ru/2012/06/16/6212 
7. http://stihi.ru/2017/08/10/7122 

5. http://stihi.ru/2019/12/22/4065 
7. http://stihi.ru/2016/11/08/8218 
8. http://stihi.ru/2017/10/11/11816 
8. http://stihi.ru/2016/04/30/427   
24. http://stihi.ru/2010/11/09/8583 
18. http://stihi.ru/2019/06/18/6424 
23. http://stihi.ru/2015/11/30/10166 

3. http://stihi.ru/2017/10/18/7611 
4. http://stihi.ru/2016/08/23/7957 
22. http://stihi.ru/2019/04/26/7964 

11. http://stihi.ru/2012/01/25/7333

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО