Ледолазание на вдп им. Храпова

Иван Друг
Друзья позвали на длинных выходных на 23 февраля заняться ледолазанием на водопаде  им. Храпова. Ледолазание – это такой вид спорта. В руках спортсмен держит специальный ледовый инструмент с острыми клювами, вбивает эти клювы в лед и продвигается вверх по льду. На ногах, естественно, кошки, такие приспособления с острыми зубцами.

Водопад назван по имени трагически погибшего на нем спортсмена, Константина Храпова.

К сожалению, в Новосибирске заниматься ледолазанием негде, разве что на замерзших водокачках. Поэтому большинство знакомых как раз и используют длинные выходные для поездок на водопады.

Странно, но в этот раз напарник нашелся с трудом, зато какой – Настя, красавица и спортсменка. Ледолазанием начала заниматься недавно, зато очень активно, увлеченно и с самоотдачей.

***

Выехали пораньше, планировали в шесть утра, получилось на полчаса позже – Галя с Леней добрались вовремя, а вот к Насте не хотели ехать таксисты. Вот вредины. Но все равно удалось проскочить до утреннего наплыва.

В Бийске ждал сюрприз – наше любимое кафе «Счастливчик» не пережило пандемию и закрылось. Обедаем в «М-52».

Едем дальше, всего двенадцать часов по красивейшему чуйскому тракту – и мы на месте. Нас уже ждут в гостинице п. Акташ за накрытым столом, вся команда в сборе – одиннадцать человек. Кормят пельменями.

Гостиница называется «Уют». Это старый двухэтажный барак, бывшее административное здание. На старом плане была обозначена, например, комната участкового. Здание давно просится на снос. Зато ценник более чем демократический -- четыреста рублей с носа.

В гостинице вовсю хозяйничают коты. Если у вас аллергия на котов, не рекомендую. У одного из наших сразу по приезде вовсю разыгралась аллергия.

Составляем план на завтра, формируем пары. Объявляем с Настей, что мы пара, причем снаряга у нас есть, и даже можем поделиться. На нас смотрят с уважением. У лидера, у того, кто идет первым, правильный ледовый инструмент, у второго – фифы. Это приспособление попроще. Сергей рекомендует стремена не использовать, потому что на перегибах рельефа будет неудобно пользоваться. Хорошо, так и сделаем.

***

Ночью в кафе напротив шла гулянка. В гостинице жарко как в бане, форточка была открыта. Но не смотря на усталость, не спалось.

Подъем в семь утра. На завтрак – два вареных яйца. Два. Яйца. Вареных. Ничего, у меня есть запас сала с хлебом, выживем. Наливаю с собой термос чая.

Водопад находится примерно в пяти км от поселка. Пересекаем поляну, небольшие заросли, небольшой, но крутой подъем на горку, к началу льда. Надеваем кошки, обвязки.

Пока собирались, подходят еще группы. Есть коммерческие группы, есть спортивные. Рядом с коммерческими группами (на слэнге – с коммерсантами, коммерсами) работать опасно, многие из них первый раз, не все владеют техникой. А при срыве страдает не только сам упавший, но могут пострадать и те, кто рядом или внизу. Именно поэтому я, например, не тороплюсь выводить молодежь на водопад. Пусть сначала в безопасном месте овладеют техникой, научатся крутить буры, делать станции, проушины – все, что надо для самостоятельного передвижения по льду. Потому что тренер не всегда может оказаться рядом. Скорее всего, он будет метров на пятьдесят выше, причем, за перегибом рельефа. Не докричишься.

Среди спортсменов встречаются знакомые, радостно приветствуем друг друга.

Короткий инструктаж для Насти, и ухожу вверх. Настя схватывает с полуслова, два раза повторять не надо. Догоняю нашу группу на первой ступени. Сегодня мы первые. Это хорошо, никто нам не мешает, никто сверху колотого льда на нас не сыпет.

Оставляем в этом месте рюкзаки. Идем, не спеша работаем. Практически параллельно с нашей другой тройкой.

Тепло, даже жарко. Попробовал работать без перчаток – и зря. Тут же порезал пальчик о лед. И ничего нету, чтобы как-то замотать место пореза – аптечка осталась в рюкзаке. К ужасу своего напарника, обильно поливаю лед кровью вокруг точек страховки.

У нас на двоих четырнадцать буров, дорогущие, они очень хорошо вкручиваются в лед. Но вот один упустили. Это очень обидно. К счастью, среди ледолазов делом чести считается поймать/найти потерянное снаряжение и вернуть его хозяину. В особенности это касается ледобуров – вещь очень дорогая. Так и наш бур поймали, и передали Насте.

Потихоньку скудный завтрак дает о себе знать. Пора, однако, перекусить. Стоп. А где перекус? Да все там же, в рюкзаке, примерно сто метров ниже. Эх. Пьем чай. Выясняется, что полтора литра чая – это все, что у нас есть. Оставляем немного на всякий случай.

Водопад в основном замерзший, красота как замке Снежной Королевы. Чудные сосульки, лед искрится и переливается. Местами капельки чистейшей воды. И чем выше, тем воды больше. Перед самой вершиной все сыро, веревки обледеневают.

Наша тройка поднялась наверх. Ребята перевели дух и пошли вниз, по проложенной в обход тропе, что тоже не очень просто. Мы поднялись следом – мы вторые на вершине водопада сегодня! Решили дюльферять, иначе говоря, спускаться вниз.

Веревка у нас семьдесят метров, спускаемся по двойной, значит, тридцать пять за раз. А всего надо спуститься метров на двести.

Первую страховочную станцию делаем за толстую лиственницу. Спускаемся на полку. Здесь полно народу. И тут я вдруг обнаруживаю, что удочка тоже осталась в рюкзаке. Удочка – это простейшее приспособление из куска проволоки, с помощью которого делается петля Абалакова для спуска.

-- Иван, что вы там копаетесь?

-- Настя, я удочку забыл!

-- Вы что, прикалываетесь так что ли?

-- Нет, Настя, я серьезен, как никогда!

Вокруг добродушно смеются, потом вручают нам удочку и просят подобрать на спуске упавший бур. Что мы благополучно и проделали.

На нижней ступени встречаем группу знакомых девушек из Ювенты. Порадовались встрече и бежим дальше. Торопимся. Спустились и держим путь на базу, отдать бур и удочку.

***

Вроде должен быть проезд… что-то не видно. Наверное, снегом присыпало, решаю я, и съезжаю с дороги. Увы, это была ошибка. Мы застряли в канаве. Буксуем. Настя мужественно толкает машину. Бесполезно, только брызговик оторвали.

Включаю мозг. Район малоснежный – нам проще проехать дальше, чем пытаться выбраться обратно на шоссе. Так и сделали. Предали бур и удочку радостным хозяевам и скорей в наш уютный домик, под горячий душ, к пельменям и заслуженному отдыху.

За пельменями общество дружно объявило мне выговор за использование фиф без стремян, и ссылки на Сергея почему-то никак не принимались. Сергея критиковать никто не решается, поэтому я получил двойную порцию.

Ладно, завтра Настя будет лидировать. Леня с Галей пойдут посмотреть на Мажойские пороги, остальные на водопад Чарлик. А мы опять на водопад Храпова.

За столом Сергей рассказал историю гибели Кости Храпова. Костя упал со стены на полку, когда вкручивал бур. Почему упал? Надо спросить тех, кто там с ним был. Помочь они ему не смогли, просто накрыли пуховками, вызвали МЧС и ушли. К утру прилетели спасатели, но Костя ночь не пережил. Хороший был спортсмен.

Вадим продолжил тему. В коммерческой группе парню осталось до вершины совсем немного. Ему дали жумар старого образца. Надо было прожумарить всего несколько метров. Но веревки обледенели, и жумар не держал. Парень улетел. В нарушение правил, на конце страховочной веревки не был завязан узел. И парень летел до самого низа, стукаясь о каждый выступ.

Берегите свою жизнь, не ходите с коммерческими группами.

***

Ночью какие-то гопники что-то орали, потом зачем-то попинали мою машину. Дикий народ.

Подъем был опять в семь утра. Завтрак готовлю сам, варю себе овсянку.

Забросили Галю с Леней на маршрут и на свой любимый водопад.

Настя лидирует. Медленно, потихоньку осваивая технику. Терпеливо жду, торопиться не надо. Пусть привыкнет к правильным движениям, мы рекорды ставить не собираемся.

Наученные горьким опытом, все берем с собой. Да и похолодало, подмерзли, утепляемся.

На водопаде тесно, параллельно идут несколько групп, в том числе коммерческие. Подальше бы от них надо держаться, мало ли что. К сожалению, это «мало ли что» и произошло – один ледолаз сорвался и чуть не располосовал кошками лицо нижестоящей девушке.

Настя прошла три веревки и отдает лидерство. Немного ускорились, догоняем прекрасных дам из Ювенты, которые обещают угостить бутербродами. Я уже было сглотнул слюну, как они, смеясь, добавляют -- но только там, наверху. Жестко.

Они идут тройкой, лезут быстро и профессионально, не догонишь. Переговариваемся, транслируем команды, шутим. Весело.

У меня улетает бур, к счастью, на полку и Настя его подобрала. Сегодня практически без потерь снаряги, если не считать каретула, но это мелочь, всего пятьсот рублей.

Вылезаем на самый верх, а там фотосессия в полном разгаре. Девчонки угощают нас обещанными бутербродами, курагой, конфетами и по полстаканчика вкуснейшего компота! Шоб я так жил!

Прощаются и уходят. Время не ждет, уже начинает темнеть.

Собираемся, уходим по тропе вниз, включаем фонарики.

***

Пока дошли до дороги, полностью стемнело. А на водопаде еще мерцают пять огоньков. Настя переживает, как они спустятся. Да что за вопрос. Какие проблемы, не холодно, ветра особого нет, фонарики есть, связь работает. Да и внизу вон группы поддержки на автомобилях. Не волнуйся, вызовут МЧС, если что.

А группы поддержки нас пытают. Какая-то волнительная дама выспрашивала про девушку в оранжевой каске, какой-то американец на ломанном русском интересовался Викой и Антоном, а потом из микроавтобуса к нам подошел суровый мужик и спрашивал, где это остаток его коммерческой группы.

Подъем был в пять утра, в шесть мы уже ехали в Новосибирск. В основном дорога была чистая, иногда было немного снега. Иногда валялись камни, упавшие с круч на прижимах.

Дорога была пустынная, чистая, так и хотелось прибавить скорости, даже на серпантинах. Но что это? Прямо по полотну ночью спокойно разгуливают кони. Нам повезло, заметил их раньше, сбросил скорость. А спустя полтора часа увидели аварию, столкновение легковушки с конем. Конь был разорван на куски. Пожалуйста, не гоняйте на серпантинах, может очень плохо кончиться.

***

Добрались до дома, усталые, но радостные и полные впечатлений. Перезагрузка удалась на славу.